Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПО ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Стренадюк Г.С. 1 Хазова С.В. 1 Лисачёва Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Проведён анализ мультимедийных электронных учебных комплексов (МЭУК) по иностранному (немецкому) языку для студентов технических направлений подготовки классического университета. Дана оценка необходимости использования мультимедиа продуктов в процессе обучения иностранным языкам. Комплексы разработаны коллективом авторов с учётом следующих методических принципов: эргономичности, одной трудности, постепенного усложнения материала, от простого к сложному. МЭУК состоят из следующих компонентов: ядра – электронного мультимедийного учебного пособия; дополнительных компонентов: методических указаний по работе с электронным учебным пособием, тестов. Целью данных комплексов является приобщение студентов технических направлений подготовки на материале немецкого языка к истории развития компьютеров; на базе тематики о компьютерах развить речевые коммуникативные компетенции в аудировании, чтении, говорении и письме.
электронный учебно-методический комплекс
эволюция компьютера
электронное учебное пособие
информационно-образовательная среда.
1. Грязнова В.С. Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время // Педпортал.нет: библиотека материалов для работников школы. 21.03.15. - URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/inostrannye-yazyki/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-kak-odno-iz-usloviy-effektivnogo-upravleniya-poznavatelnoy-deyatelnostyu-uchaschihsya-v-urochnoe-i-vneurochnoe-vremya-360654 (дата обращения: 18.04.17).
2. Новоселова П.Н. Электронное обучение иностранному языку в современном вузе // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2013. – Т. 4. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64027.htm.
3. Артыкбаева Е.В. Теория, технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д.п.н. (13.00.02). - Алма-Аты, 2010. - 18 с.
4. Шидловская И.А. Deutsch im Rechtswissenschaftsbereich: учебное пособие [Электронный ресурс] // Университетская библиотека online. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=270269 (дата обращения: 23.03.17).
5. Стренадюк Г.С. Рабочая программа дисциплины «Б.1.Б.4 Иностранный язык» / сост. Г.С. Стренадюк. - Оренбург: ОГУ, 2014. - 14 с.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», - слова, сказанные в далеком 1926 году выдающимся американским ученым, педагогом, философом, профессором Джоном Дьюи, не потеряли своей актуальности и сегодня. Ни для кого не секрет, что современное «компьютерное или сетевое поколение», пренебрегая традиционными бумажными печатными изданиями: учебниками, пособиями, журналами и т.д., выбирает информационные технологии. Поэтому в настоящее время, когда обучение - процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде, а образование строится на компетентностной основе и на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные, перед каждым без исключения преподавателем, «шагающим в ногу» со временем, встают очень серьёзные задачи [1].

Жизнь современного человека во многом определяется развитием окружающей его среды, одной из составляющих которой является информационно-образовательная среда. Под информационно-образовательной средой нами понимается «основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение» обучения студентов иностранному языку.

Современная система образования невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих повышение качественно нового уровня образовательного процесса и формирование ключевых компетентностей обучающихся с использованием новых программ, более эффективных форм, методов, средств и технологий обучения, так как от этого зависит качество подготовки специалистов. Оптимизировать учебный процесс, требующий существенного расширения арсенала средств обучения, а именно внедрения в образовательную деятельность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), и протекающий в настоящее время в условиях массовой коммуникации всех сфер общественной жизни и информатизации, поможет применение технологий электронного обучения.

Основной целью электронного обучения является предоставление обучающимся возможности самостоятельного освоения образовательных программ с использованием электронных образовательных технологий, т.е. обучающимся предоставляется возможность самим добывать информацию, самим получать знания. В техническом вузе обучение ИЯ с использованием электронных технологий оправданно и необходимо, т.к. в руках преподавателя системы электронного обучения (СЭО), призванные повысить качество образования за счет грамотного планирования учебной нагрузки, управления учебными материалами и контроля качества знаний, становятся эффективным инструментом [2].

Примечательно, что электронное обучение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года выделено как одно из 8 основных направлений подготовки выпускников и кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве [3].

Как самостоятельный вид электронное обучение основано на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий. Его сущностью является интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды.

Сущностью учебного процесса на уроках иностранного языка с использованием электронного обучения является самостоятельная интерактивная и контролируемая интенсивная работа обучающихся с учебными материалами, которые включают в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, по работе с текстами и выполнению заданий, аутентичные тексты, слайды, лексико-грамматические предтекстовые и послетекстовые задания, контрольные и итоговые тесты, компьютерное тестирование и т.д. Применение новых информационных технологий в обучении иностранному языку способствует не только повышению эффективности обучения, но и является незаменимым инструментом для самостоятельной учебной деятельности обучающихся в раскрытии и совершенствовании их творческого потенциала.

Из года в год на рынке мультимедиапродуктов возрастает число обучающих программ, электронных учебников, которые уверенно входят в учебный процесс образовательных учреждений России и являются неотъемлемой частью современной системы образования. Одним из основных направлений развития методической базы университета является разработка электронных учебно-методических пособий, учебников, комплексов, образовательных ресурсов и т.д. как в печатной форме, так и в электронном виде. Электронные учебные пособия, являясь эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам, предоставляют обучающимся гораздо более широкие возможности работы.

Нами разрабатываются электронные учебные комплексы (ЭУК) по иностранному (немецкому) языку, которые являются составляющим компонентом информационно-образовательной среды в современных условиях. Цель данных учебных комплексов – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, углубление и расширение языковой и речевой, а также профессиональной компетентности на основе дополнительных текстов и системы упражнений к ним, обеспечение обучающихся актуальным учебным материалом.

ЭУК по иностранному языку «Evolution des Computers» («Эволюция компьютеров») и «Deutsch fur Elektriker» («Немецкий для электриков») представляют собой «издание, записанное на носитель информации, рассчитанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения» [4].

В вышеназванные ЭУК будут входить следующие компоненты:

1) мультимедийное гиперссылочное электронное учебное пособие (ЭУП);

2) тестовые задания для проверки остаточных знаний обучающихся.

В процессе разработки пособия были приняты во внимание предъявляемые к ним следующие требования.

  1. Педагогическая целесообразность применения на практическом занятии по немецкому языку. Простое дублирование бумажного носителя, только в электронной обложке, не является эффективным средством обучения и провоцирует временную затратность использования электронного пособия на занятии. МЭУК, в первую очередь, должен повысить мотивированность к изучению иностранного (немецкого) языка благодаря современному дизайну, высокой востребованности данного тематического материала, интенсификации использования МЭУК (более быстрый поиск и нахождение нужной информации (тематической, грамматической, страноведческой и т.д.). Студент, используя простую навигацию электронного пособия, очень быстро находит нужную информацию определённого аспекта. Например, выполняя грамматические упражнения, обучающий переходит при необходимости в грамматический раздел пособия, наводя курсор на грамматическую главу.
  2. Сочетаемость традиционной и информационной технологии в изучении иностранного (немецкого) языка.

Выше указанные гиперссылочные ЭУК разработаны коллективом авторов в соответствии с рабочей программой и предназначены для студентов направлений подготовки 11.03.02 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 11.03.03 - Конструирование и технология электронных средств, 11.03.04 - Электроника и наноэлектроника, 13.03.01 - Теплоэнергетика и теплотехника, 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника, 38.03.05 - Бизнес-информатика классического университета любой формы обучения, в том числе при внедрении дистанционных образовательных технологий, и рассчитаны на активную самостоятельную как аудиторную, так и внеаудиторную работу, и являются дополнительном материалом для изучения студентами тем рабочих программ «Наука», «Электроэнергетика Германии», «История электроники», «Основы электроники» по направлениям подготовки «Электроника и наноэлектроника», «Электроэнергетика и электротехника», «Бизнес-информатика» и т.д.

Целями обучения иностранному (немецкому) языку студентов вышеназванных направлений подготовки являются: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для использования знания иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении [5].

Изучение иностранного языка в неязыковом вузе призвано обеспечить не только повышение уровня учебной компетенции обучающихся, но и способности к самообразованию, а также развитие когнитивных (познавательных) и исследовательских умений, формирование информационной культуры в процессе иноязычного образования, расширение кругозора и повышение общей культуры студентов, воспитание толерантности и уважения к культуре, искусству разных стран и народов, к чужому языку.

Задачи: повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого в средней школе, через усвоение обучающимися основ знаний о языке в аспектах фонетики, грамматики, лексики и фразеологии; практика во всех видах иноязычной речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование) с применением интерактивных методов обучения и закреплением соответствующих компетенций согласно ООП подготовки академических бакалавров [5].

Данные пособия, являющиеся неотъемлемой частью современной системы образования и одним из составляющих программно-методических комплексов, обеспечивают возможность освоения учебного курса или его раздела самостоятельно или с помощью преподавателя, соединяя при этом в себе свойства традиционного печатного учебного пособия, грамматического справочника, словаря и тестовых заданий.

Актуальность создания данных пособий обусловлена их профессиональной направленностью и заключается не только в формировании ИКТ-компетентностей обучающихся и навыков использования ИКТ, а также навыков самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций. Достоинствами пособий является оригинальность составления, простота изложения и концентрированность учебного материала.

Целью создания электронных учебных пособий по иностранным языкам (ИЯ) является реализация основной цели в преподавании ИЯ - формирование навыков и умений иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка, развитие у студентов навыков и умений чтения и перевода социально-политической, технической и научной литературы, расширение лексического запаса, знакомство с речевыми образцами немецкого языка в профессиональной области.

В данных электронных учебных пособиях (ЭУП) нами строго соблюдена структура ЭУП, включающая в себя: блок учебного материала; блок самообразования (тексты для самостоятельного чтения, дополнительные вопросы для самостоятельного изучения той или иной темы); блок самоконтроля (вопросы, упражнения); блок внешнего контроля (тесты).

Такая структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, в какой последовательности и какие именно разделы должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой.

Так, например, в электронное учебное пособие «Evolution des Computers» входят: Giff-анимация и гиперссылки, введение, 8 тематических глав, тексты для чтения, в которых раскрывается история возникновения компьютера, появление 4 поколений компьютеров, и характеризуется современный компьютер. Каждая глава снабжена гиперссылками и Giff-анимацией, есть тестовые задания, список использованной литературы. Для облегчения усвоения изучаемого материала предоставлены: грамматический справочник, словарь, терминологический словарь-справочник, список идиоматических выражений. Пособие содержит иллюстративные средства наглядности, современные мультимедиаприложения, анимацию.

Данное учебное пособие содержит аутентичный текстовый материал. Аутентичные тексты сопровождаются комплексом до- и послетекстовых упражнений, формирующих и развивающих языковую и речевую компетенции студентов-бакалавров в технической (профессиональной) области.

Грамматический справочник учебного пособия раскрывает содержание основных грамматических тем. Представленный в пособии список идиоматических выражений дополнен аудиосопровождением, что позволяет наиболее точно и четко отработать произношение при выполнении того или иного задания.

Тестовые задания, представленные в данном учебном пособии, позволяют систематизировать и закрепить изучаемый материал, самостоятельно определять пробелы в знаниях и ликвидировать их, развивать не только языковую и речевую компетенции обучаемых, но и грамматическую, а также систематизировать и закрепить изучаемый материал, самостоятельно определять пробелы в знаниях и ликвидировать их, объективно оценить собственные знания.

Интерактивное содержание электронных учебных пособий представлено в виде меню с левой стороны экрана. Наличие кнопки ПОИСК и возможность быстрой прокрутки, необходимые для быстрого нахождения нужной информации без поэтапного прохождения всех глав учебника, а также для быстрого поиска необходимого раздела, задания, слова, теста и т.д., значительно облегчают работу. Кроме того, в пособии предусмотрены комментарии (гиперссылки) к тексту, что делает данное пособие более информативным.

На наш взгляд, реализация электронного обучения с использованием гиперссылочных электронных учебных пособий по иностранному языку позволит сформировать информационно-образовательную среду, направленную на индивидуализацию и интенсификацию как процесса обучения иностранным языкам, так и контроля, и реализующую целостный процесс обучения от цели до результата, и поможет обучающимся легче и производительнее овладеть ее содержанием, преподавателям лучше и качественнее организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне, позволит повысить качество обучения и подготовит обучающихся к жизни в условиях информационного общества, т.е. сформирует его информационную культуру, необходимую каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе. Кроме того, использование электронных учебных пособий в процессе обучения иностранным языкам позволяет решать несколько задач: интерактивность, мультимедийность, наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность и возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Электронные пособия позволяют реализовать не только функции обучения и самообучения, но и демонстрировать структурированный изучаемый учебный материал, обеспечить тренировку в применении изученного материала, контроль и самоконтроль, а также систематизировать усвоенные знания, умения и навыки. Мы считаем, что применение электронного учебного пособия благодаря его функциональным возможностям целесообразно только в сочетании с другими обучающими системами, при этом, естественно, взаимно дополняя печатные издания. Таким образом, электронные учебные пособия, специфические свойства которых - изобразительность, интерактивность, адаптивность и интеллектуальность, являющиеся эффективным средством организации, осуществления и контроля как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов в вузе, предоставляют преподавателю новые возможности в организации учебного процесса по иностранному языку для студентов вузов технических направлений подготовки.

Возросшая роль самостоятельной работы в вузе как неотъемлемой части учебного процесса обусловила необходимость внедрения модели организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе на основе личностно ориентированного подхода.

Следовательно, реализация принципов личностно ориентированного обучения студентов в образовательном процессе, с учетом выполнения организационно-педагогических условий, дает возможность достижения необходимой степени интенсификации учебного процесса и обеспечения на этой основе выполнения требований государственного стандарта к качеству профессиональной языковой подготовки будущих специалистов неязыковых специальностей и направлений подготовки современного вуза, а также удовлетворения дополнительных образовательных потребностей обучающихся в сфере профессионального общения.


Библиографическая ссылка

Стренадюк Г.С., Хазова С.В., Лисачёва Л.В. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПО ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26575 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252