Одной из важнейших задач школьного обучения и воспитания является подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. В настоящее время профориентационная работа выступает неотъемлемой частью программы по повышению качества образования. Чтобы организовать единое образовательное пространство школы, необходимо знать личностные особенности каждого ученика. В дальнейшем эти знания помогут при самоопределении при выборе профиля обучения и направлений внеурочной деятельности, при профессиональном самоопределении и самореализации в социуме [1, с. 96].
Профессиональное самоопределение школьников – это одно из наиболее значимых и существенных направлений государственной социальной политики. Осуществление деятельности по профессиональному самоопределению происходит в виде постепенного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций, основанных на личных возможностях и потребностях. Исходя из этого, актуальной проблемой является оказание помощи школьникам в выборе профессии, в поиске средств, способствующих самостоятельному формированию личного образовательно-профессионального формата.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ содержится положение о профессиональной ориентации учащихся:
– детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе, в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);
– в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст. 66.3);
– дополнительное образование детей направлено, в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1) [2].
В Законе об образовании РФ не определена роль профориентации на других ступенях образования, не регулируется система внутриведомственных и межведомственных отношений, которые возникают в ходе сопровождения профессионального самоопределения школьников. Отсюда следует, что вопросы должны быть отражены в планах общеобразовательных учреждений по профориентации.
Профориентация – это система общественного и педагогического воздействия на учащихся, цель которого подготовить к осознанному выбору профессии. Профессиональная ориентация в школе – это научно-обоснованная система мер, направленная на профессиональное самоопределение учащегося, становление будущего профессионала, способного применить свои способности с пользой для себя и общества [3, с. 6].
Проанализировав нормативные документы, нами установлено, что профориентационной работе в начальных классах не уделяется должного внимания. Отсутствие обязательных дисциплин и дисциплин по выбору неблагоприятно сказывается на необходимой подготовке будущих учителей начальных классов для эффективной организации работы по данному направлению.
Анализ профориентационной работы, осуществляемой преподавателями вуза, показал, что эта работа сводится лишь к разовым мероприятиям по профориентации, отчетам об их проведении, разработке сценариев, презентаций вуза с указанием данных об абитуриентах, которые изъявили желание поступить в данный вуз, и сведений о студентах, уже обучающихся в вузе.
Многие преподаватели осознают важность и необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками. Однако по причине отсутствия методических рекомендаций и в силу того, что их дисциплины не ориентированы на формирование готовности будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками, они не справляются с данной задачей. Подготовку будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками преподаватели чаще всего связывают с разработкой дисциплин по выбору.
На сегодняшний день вопрос о профессиональной ориентации разработан достаточно глубоко, и накоплен значительный объем знаний, необходимый для решения практических вопросов профессионального самоопределения подростков. Тем не менее проблема подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками до сих пор не получила соответствующего теоретического обоснования. Исходя из этого, в теории и практике формирования готовности к профориентации с младшими школьниками у педагогов выявляются противоречия между:
– необходимостью общества в специалистах, профессионально компетентных в сфере образования, и существующей в практике педагогических вузов традиционной системы в подготовке учителя;
– устоявшейся системой преподавания педагогики, психологии и методик преподавания предметов обособленно друг от друга и объективной тенденцией к объединению данных наук;
– потребностью к профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками и отсутствием целостного теоретического и экспериментального подтверждения данного процесса.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему, заключающуюся в необходимости научного обоснования процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками.
Подготовка будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками отличается профессиональной ориентацией; умением выявлять психологические особенности проявления интереса к профессии у младших школьников; систематизацией знаний о современном мире профессий и тенденциях его развития, о сущности и содержании профориентационной работы в начальной школе, о содержании и методике проведения профориентационной работы в начальных классах; наличием знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии, обеспечивающих успешное выполнение профориентационных функций [4, с. 34].
Подготовка будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками является сложноорганизованным личностным образованием, которое включает следующие компоненты:
- Мотивационно-ценностный компонент является основным, вокруг него образуются важнейшие профессиональные качества и свойства личности учителя. Данный компонент обусловливает ориентацию будущего учителя начальных классов на профориентационную деятельность с установкой на свое самосовершенствование, учитывая потребности предстоящей деятельности.
- Содержательно-операциональный компонент представляет технологическую подготовку к осуществлению профориентационной деятельности, формирует основу для ее самореализации.
- Оценочно-рефлексивный компонент характеризуется осознанием собственной профориентационной деятельности и мыслит убежденность в собственных возможностях руководить профориентационным процессом. Данный компонент обнаруживается в умении осознанно анализировать итоги своей профориентационной деятельности и личностные достижения младших школьников [5, с. 60].
Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками характеризуется тремя взаимообусловленными этапами.
- Ориентировочный этап способствует формированию мотивационно-ценностного компонента подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками. На данном этапе студенты должны осознавать, что им необходимо вооружиться профориентационными знаниями, умениями и навыками для успешной реализации будущей профориентационной деятельности в начальных классах; научились профессионально общаться; получили представление об основных особенностях профориентационного общения в начальной школе.
- Рефлексивный этап направлен на формирование личностно-рефлексивного компонента подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками. Данный этап способствует приобретению студентами опыта по применению полученных профориентационных знаний. Также студенты учатся анализировать конкретные профориентационные ситуации, адекватно оценивать себя и свои действия в процессе профориентационной деятельности. Важно, чтобы на рефлексивном этапе у студентов обнаружились способности к корректировке собственного поведения в зависимости от ситуации.
- Этап самореализации заключается в проектировании, прогнозировании, самореализации и самосовершенствовании студентов. Данным этапом заканчивается формирование всех компонентов подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками, и система переходит к саморазвитию. Важно, чтобы студенты обнаружили склонность к планированию собственной профориентационной деятельности, самосовершенствованию и самореализации; систематизировали свой профориентационный опыт, разработали собственную систему профориентационной деятельности, стиль работы и поведения [5, с. 61].
Все три этапа характеризуются формированием и развитием содержательно-операционального компонента подготовки будущих учителей начальных классов к профориентационной работе с младшими школьниками.
Исходя из этого, нами разработана и внедрена в образовательный процесс ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический вуз» рабочая программа дисциплины по выбору «Профориентационная работа в начальной школе» для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование».
Процесс профессионального самоопределения школьников должен начинаться еще до поступления ребенка в первый класс. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии (специальности) в соответствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию.
При организации профориентационной работы в начальной школе следует учитывать, что расширение знаний о мире профессий должно стать неотъемлемым элементом во всем учебно-воспитательном процессе школы и семьи. В данном контексте важнейшей задачей будущих учителей начальных классов считается формирование у младших школьников желания к самопознанию, активизации собственного мнения при выборе профессии.
Целью дисциплины «Профориентационная работа в начальной школе» является освоение основных направлений профориентационной работы в начальных классах и формирование у студентов теоретических и практических основ профессионального самоопределения личности.
В результате освоения дисциплины будущие учителя начальных классов должны: знать систему профориентационной работы и историю ее развития; теоретические основы самоопределения и профессионального развития; психологические особенности выбора профессии; современные профессии и тенденции их развития; сущность и содержание профориентационной работы; классификации профессий; этапы профессионализации; содержание и методику проведения профориентационной работы в начальных классах; содержание понятия «профессиональное самоопределение»; уметь осуществлять коллективную деятельность учеников в процессе профориентации; проектировать личный и профессиональный план ученика; владеть навыками организации профконсультаций и профсобеседования; навыками проведения занятий по профориентации; приобрести опыт в осуществлении профориентационной работы с младшими школьниками; непрерывного самообразования и повышения профессиональной квалификации.
Исходя из цели и задач предлагаемой дисциплины по выбору, студенты должны осознать, что профориентационные занятия в начальной школе ориентированы на формирование у учащихся конкретно-наглядных представлений о многообразии профессий. Именно это способствует дальнейшему развитию профессионального самосознания [3, с. 9].
В рамках изучаемой дисциплины будущие учителя начальных классов знакомятся с целями и задачами профориентационной работы в каждом классе первой ступени образования.
1 класс ориентирован на формирование у учащихся начальных классов основных представлений о роли труда в жизни каждого человека; на расширение знаний о технике, о производственной деятельности людей; на воспитание уважительного отношения к людям труда.
Во 2 классе осуществляется знакомство младших школьников с профессиями окружающих их людей (знакомых, родственников), расширение их знаний о различных профессиях. Второклассники должны освоить разнообразные трудовые умения и навыки, научиться определять отношения в трудовых группах.
В 3 классе продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков; знакомство с профессиями окружающих людей; формирование первых навыков осуществления своей работы и работы одноклассников. У младших школьников вырабатывается инициативность и активность, которые в дальнейшем способствуют поиску важных дел. Также у них вырабатывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
В 4 классе происходит обобщение и развитие представлений о труде, полученных в 1-3 классах, продолжается воспитание любви к труду, уважение к работающим людям; расширяются и углубляются знания о различных профессиях [3, с. 25].
Дисциплина по выбору «Профориентационная работа в начальной школе» предполагает обучение студентов по следующим направлениям:
- Актуальность профориентационных занятий в начальной школе.
- Цель и задачи профориентационной работы в начальной школе.
- Принципы профориентационной работы с младшими школьниками.
- Основные формы, методы и приемы по профориентационной работе в начальных классах.
- Профориентация через учебные предметы в начальных классах.
- Внеурочная профориентационная работа в начальной школе.
- Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов.
В процессе освоения данной дисциплины будущие учителя начальных классов должны усвоить, что система профориентационной работы даст положительные результаты только в том случае, если в профориентационной работе будет задействован весь педагогический коллектив школы, и если будут соблюдены следующие принципы:
- Систематичность и преемственность – профориентация не должна проводиться лишь с учениками 3–4 классов. Профориентационные занятия должны проводиться уже с первого класса.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам должен осуществляться согласно их возрасту и уровню развития их интересов, в зависимости от степени их успеваемости и от жизненных планов.
- Оптимизированное соотношение групповых, массовых и индивидуальных форм профориентационной работы с младшими школьниками и родителями.
- Взаимосвязь профориентационной работы с жизнью [4, с. 35].
Профориентационная работа в младшем школьном возрасте характеризуется проведением профессионального просвещения учащихся и пробуждением у них заинтересованности к разным видам трудовой деятельности. Младших школьников нужно поэтапно знакомить с огромным миром профессий, учитывая при этом, что они пока запоминают только самые впечатляющие и эффектные моменты.
В рамках данной дисциплины по выбору будущие учителя начальных классов знакомятся, что профориентационная работа на первой ступени образования реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Курс профориентации характеризуется прикладным характером: его темы включены практически во все предметы начальной школы. Также в процессе изучения дисциплины «Профориентационная работа в начальной школе» будущие учителя начальных классов знакомятся с различными формами, методами и методами, которые можно использовать при проведении профориентационного занятия (мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игровые технологии, мини-опросы о специфике профессии, беседы с приглашенными специалистами (родителями), оформление уголка профессий, экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, ведение профессионального портфолио, тематические классные часы, методика неоконченных предложений, проектные работы, рабочая тетрадь «Мир профессий»).
Организованная таким образом внеучебная и учебная профориентационная работа в начальной школе позволяет осуществить комплексный, системный подход, когда каждая форма воздействия является фундаментом для последующей, а одно занятие следует из другого, продолжая его, при этом оно уже больше по объему и содержанию.
В заключение стоит отметить, что формирование представлений учащихся начальных классов о многообразии мира труда и профессий – это обязательный процесс, управляемый учителем, который использует в своей профессиональной деятельности весь образовательный потенциал, учитывая при этом психофизиологические и возрастные особенности младших школьников.
Библиографическая ссылка
Милованова Л.А., Шарыпова Н.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26564 (дата обращения: 11.10.2024).