Важнейшим элементом профессиональной подготовки будущего работника здравоохранения является его готовность к прогнозированию состояния здоровья населения страны и региона в целях принятия наиболее оптимальных решений в плане профилактики, диагностики, лечения заболеваний и других видов помощи для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранения и улучшения его здоровья. На основе прогноза состояния здоровья населения рассчитываются потребности граждан в различных видах медицинской помощи, организуются оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия, проектируется сеть медицинских учреждений и аптек, планируется подготовка медицинских кадров.
Готовность студента медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения мы определяем как интегративное личностное качество, актуализирующее в образовательной деятельности знания, практические умения и владения, личностные свойства студента, необходимые для успешного прогнозирования состояния здоровья населения.
В исследованиях [1; 2] нами были описаны теоретические и технологические аспекты подготовки студентов медицинского вуза к прогностической деятельности в процессе изучения математических дисциплин. Необходимо пояснить, что в нашей работе по формированию готовности студентов медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения были задействованы следующие математические дисциплины: дисциплина учебного плана «Математика» (на медико-профилактическом факультете), математическая составляющая учебного модуля «Физика, математика» (на лечебном факультете) и специальный учебный курс по выбору «Математические методы прогнозирования в медицине». Были предложены содержание и методы обучения студентов прогнозированию состояния здоровья населения. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов медицинского вуза к прогностической деятельности [2] позволили нам выявить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования готовности студентов медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения в ходе изучения математических дисциплин. Обоснование этих условий составляет цель настоящего исследования.
Философский энциклопедический словарь трактует условие, как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [3]. Педагогическое условие учёными определяется как:
- характеристика педагогической системы, отражающая «совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [4, с. 146];
- компонент педагогической системы, «отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий её эффективное функционирование и развитие» [5, с. 11];
- совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности [6, с. 187].
Ориентируясь на данные определения, в нашем исследовании под педагогическими условиями формирования готовности студентов медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения в ходе изучения математических дисциплин мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мер, реализация которых способствует повышению уровня готовности студентов медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения.
Нами были выявлены следующие педагогические условия формирования готовности студентов медицинского вуза к прогнозированию состояния здоровья населения в процессе изучения математических дисциплин:
- формирование у студентов положительной мотивации к прогнозированию состояния здоровья населения;
- ориентация образовательного процесса на решение профессионально значимых задач, связанных с перспективной оценкой состояния здоровья населения;
- интеграция математического образования и гуманитарных, естественнонаучных и профессиональных дисциплин по проблемам прогнозирования;
- расширение прогностических знаний и умений посредством внедрения в образовательный процесс специального курса по прогнозированию в медицине;
- использование активных методов обучения прогнозированию, обеспечивающих максимальную самостоятельность в освоении новых знаний, высокую степень овладения практическими умениями, связь учебной деятельности с практикой;
- включение студентов в творческую прогностическую деятельность, направленную на овладение опытом сбора, обработки и научного обоснования данных о состоянии и перспективах улучшения и сохранения здоровья населения.
Первое условие – формирование у студентов положительной мотивации к прогнозированию состояния здоровья населения. Мотивация есть важнейшее условие принятия любой деятельности. Мотивация обеспечивает избирательность и направленность познавательных процессов, организованность, стабильность деятельности, стремление к достижению поставленной цели. Без устойчивой мотивации невозможно и осуществление прогностической деятельности. Важно постоянно подкреплять интерес студентов к прогностическим методам в медицине, воспитывать потребность к освоению и дальнейшему совершенствованию знаний и умений в прогнозировании состояния здоровья населения. С помощью ярких примеров нужно демонстрировать студентам значимость и необходимость разработки прогнозов в целях сохранения и улучшения здоровья населения страны и региона. С другой стороны, сама мотивация несёт в себе прогностическую функцию, мотив есть отражение в психике человека желаемого будущего с учётом его прошлого, как и прогноз, мотив лежит в основе выбора решения относительно направленности деятельности. То есть положительная мотивация к прогнозированию действует в двух направлениях: как установка на прогнозирование и как элемент прогнозирования.
Второе условие – ориентация образовательного процесса на решение профессионально значимых задач, связанных с перспективной оценкой состояния здоровья населения. В это условие мы вкладываем реализацию прикладной направленности обучения математике на прогностической основе, то есть включение в учебный процесс по математике профессионально значимых прогностических задач. Проблема прикладной направленности обучения математике существует в педагогической науке уже давно [7-9], исследователи утверждают, что внедрение в методическую систему обучения математике её профессионально ориентируемого компонента обеспечивает более качественную математическую подготовку студентов медицинского вуза, а также содействует формированию готовности к использованию основных математических понятий и методов при решении профессиональных задач. Таким образом, включение в математическое образование студентов медицинского вуза задач по прогнозированию способствует формированию у них прогностических знаний и умений, развитию ценностного отношения к прогнозированию в медицине, повышению интереса к использованию прогностических методов в будущей профессиональной деятельности, пониманию необходимости и значимости разработки прогноза для сохранения и улучшения здоровья населения, а также значительно улучшает качество их математической подготовки.
Третье условие – интеграция математического образования и гуманитарных, естественнонаучных и профессиональных дисциплин по проблемам прогнозирования. Прогнозирование состояния здоровья населения – междисциплинарная категория, поэтому его освоение должно осуществляться посредством следующих дисциплин: математики, статистики, философии, психологии, социологии, общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены, эпидемиологии. Математика является центральным предметом в изучении прогнозирования, важнейшие методы которого, моделирование и экстраполяция, имеют математическую основу. Методы экспертного оценивания изучаются с позиции социологических наук. Философия определяет место прогнозирования в системе научного предвидения. Психология рассматривает прогнозирование как психическую деятельность человека. Медицинская статистика даёт необходимые знания об объекте прогнозирования – здоровье населения и его статистических показателях – демографии, физическом развитии, заболеваемости и инвалидности. При изучении профессиональных дисциплин и во время производственной практики студенты приобретают опыт прогнозирования состояния здоровья населения в условиях максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Общественное здоровье и здравоохранение изучает воздействие факторов социальной среды, условий и образа жизни на здоровье населения, проводит оценку общественного здоровья и качества медицинской помощи, основные методы исследования – методы общественных наук. Общая гигиена изучает воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения, но в отличие от общественного здоровья и здравоохранения, использует методы естественных наук. Предметом эпидемиологии являются закономерности формирования заболеваемости населения, эпидемиология использует специальный эпидемиологический метод исследования, который включает в себя четыре этапа: дескриптивный, аналитический, экспериментальный, прогностический. Во время производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического, учебно-практического обучения, приобретение студентами практического опыта в прогнозировании состояния здоровья населения. В идеале в ходе изучения указанных дисциплин у студентов должны сформироваться полное представление о прогнозировании состояния здоровья населения и необходимые знания и умения для разработки прогноза в своей будущей профессиональной деятельности. На практике же в результате такой раздробленности и разбросанности учебного материала по дисциплинам и курсам у студентов не возникает общей картины о прогнозировании в медицине, слабая математическая подготовка не обеспечивает решения профессиональных прогностических задач на должном уровне. В связи с этим необходимо объединение всего разрозненного материала, требующегося для освоения прогностических методов. Математические, философские, психологические и социологические аспекты процесса прогнозирования следует рассматривать в их непосредственной взаимосвязи.
Четвёртое условие – расширение прогностических знаний и умений посредством внедрения в образовательный процесс специального курса по прогнозированию в медицине. Как мы выше заметили, изучение прогнозирования в медицинском вузе не является целостным и достаточным. Поэтому мы считаем, что для объединения разобщённых знаний и умений по прогнозированию состояния здоровья населения, а также для их расширения и углубления необходим специальный учебный курс, который бы послужил основой для профессионального изучения прогностических методов. Согласно третьему условию, курс должен быть построен с обязательным включением содержания всех дисциплин, имеющих отношение к прогнозированию. Например, в рамках данного условия нами был разработан курс «Математические методы прогнозирования в медицине». В его теоретическую часть мы включили философские и психолого-педагогические аспекты прогнозирования в медицине, математические и социологические методы разработки прогноза, а также основную информацию о статистических показателях состояния здоровья населения, необходимую для осуществления прогностической деятельности. Практическая часть курса представлена задачами о прогнозировании демографической ситуации в стране и регионе, заболеваемости населения, влияния загрязнения окружающей среды на здоровье людей.
Пятое условие – использование активных методов обучения прогнозированию, обеспечивающих максимальную самостоятельность в освоении новых знаний, высокую степень овладения практическими умениями, связь учебной деятельности с практикой. В рамках компетентностного подхода в профессиональном образовании осуществился переход от формально-знаниевых к личностно-деятельностным результатам обучения. Таким образом, стало бесперспективным использование традиционных подходов к обучению, направленных на освоение знаний, умений и навыков, а не на формирование личности. В данных условиях актуально применение инновационных методов обучения, которые бы способствовали подготовке студентов к будущей профессии не только на теоретическом, но и на деятельностном и рефлексивном уровнях. Так как прогнозирование является познавательной деятельностью [10], то для его освоения необходимы методы, стимулирующие познавательную активность студентов. Наиболее эффективными методами активизации познавательной прогностической деятельности учёные [11-14] считают проблемные, эвристические, исследовательские, применение которых сможет обеспечить формирование готовности к прогнозированию конкурентоспособного специалиста. В рамках этого условия мы использовали активные методы обучения, такие как проблемное и контекстное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод, метод проектов, метод Дельфи и другие.
Шестое условие – включение студентов в творческую прогностическую деятельность, направленную на овладение опытом сбора, обработки и научного обоснования данных о состоянии и перспективах улучшения и сохранения здоровья населения. Творчество – это «деятельность, ведущая к получению нового, неизвестного ранее продукта» [15, c. 22], учебное творчество подразумевает получение нового знания или способа действий в индивидуальном опыте студента. Под творческой прогностической деятельностью студентов медицинского вуза мы подразумеваем самостоятельное выполнение проекта по разработке прогноза состояния здоровья населения, включающее выбор актуальной темы исследования, поиск и обработку необходимой информации, обоснование методов решения проблемы, получение практически значимых прогнозов для современного здравоохранения, представление результатов своей работы в виде научной статьи или доклада. Творческая прогностическая деятельность невозможна без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее полученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, тщательного планирования самой деятельности, её целей, этапов, методов, постоянного осмысления и переосмысления своих возможностей. Включение студентов медицинского вуза в творческую работу способствует формированию таких личностных качеств как умение находить новые способы решения нестандартных задач, готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределённости, гибкость в принятии решений, рефлексивные способности.
Таким образом, в ходе анализа научной литературы и опытно-экспериментальной работы нами были выявлены, теоретически обоснованы и реализованы на практике педагогические условия формирования готовности студентов медицинского вуза к прогностической деятельности в процессе изучения математических дисциплин, которые значительно повышают эффективность подготовки студентов к прогнозированию состояния здоровья населения страны и региона.
Библиографическая ссылка
Тарасова С.А., Гонеев А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26562 (дата обращения: 14.12.2024).