В современном социуме проблема экономической социализации детей-сирот приобретает интегративный характер, располагаясь на стыке различных отраслей знания, и является одной из фундаментальных проблем для современной социальной педагогики.
Институт семьи, как известно, является одним из самых первых и самых главных институтов социализации ребенка. Где, как не в семье, закладывается основы отношений подрастающей личности к себе, окружающему миру, другим людям к деятельности и, конечно же, к деньгам. Условием экономической социализации для детей-сирот может выступать приёмная семья. Экономика приемной семьи открывает широкие возможности влияния на социальные ориентации ребенка-сироты, на его адаптацию к изменяющейся действительности. Этот вопрос рассматривали многие западные ученые: А. Фернхем, Дж. Люфт, Г. Маршал, Л. Магрудер, А. Клеа и другие.
Проблемы экономической социализации рассматривают и отечественные исследователи: Е.В. Анкудинова, С.А. Асадулаева, А.П. Вяткин, Т.П. Грасс, Т.В.Дробышева, А.Д. Карнышев, Т.Ю. Миронова, М.Н. Стемальшук, А.Б. Фенько, Н.В. Шахматова и др.
Экономическую социализацию детей-сирот исследовали В.А. Абельбейсов, С.В. Митросенко, Н.К. Радина, Р.А. Фитерман, Н.Ф. Яковлева и др.
Так, Н.К. Радина, раскрывая экономическую социализацию воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подчеркивает: «Содержание экономической социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно отличается от экономической социализации детей из открытого социума. То есть, у детей-сирот нет понятия личной собственности, у них есть только «мы-собственность» (нам подарили, это наша тумбочка и т.д.)» [1, с.101].
Т.В. Дробышева и А.Л. Журавлев выделяют в качестве составляющей экономической социализации самоформирование: «Для формирования экономического поведения, представлений в экономической сфере недостаточно активности, важна осознанность и сформированность волевых качеств личности для принятия всей экономической информации» [2, с. 16]. Они считают: «Структура процесса экономической социализации может включать разное количество компонентов. К примеру, когнитивный (или познавательный) компонент определяется через систему экономических представлений, образов, понятий как элементов экономического сознания, формируемых посредством факторов различного уровня (например, микро- и макросредовых). Ценностный компонент включает ценностные ориентации, нравственные и культурные нормы личности, регулирующие ее отношения с объектами и субъектами экономической жизни общества. Экономические, социальные и нравственные ценности, а также волевой контроль непосредственно связаны с первыми; интериоризуясь, они становятся внутренним регулятором экономического поведения личности. Поведенческий компонент включает не только разнообразные виды экономического поведения (сберегательное, производственное, потребительское, инвестиционное, обменное и т.д.), но и предпочтения, стратегии, стереотипы этого поведения. В процессе экономической социализации происходит приписывание норм и ролей экономического поведения и формирование на их основе соответствующих психологических качеств и свойств личности, позволяющих ей функционировать в качестве экономического субъекта» [2, с. 18].
Рассмотрим классификацию экономической социализации по А.В. Бояринцевой:
- трудовая (формирование отношения к трудовой деятельности через поведенческие опыты в домашнем труде, учебной деятельности);
- потребительская (усвоение навыков потребительского поведения и экономических понятий в потребительской области);
- собственно-экономическая (формирование представлений об экономических феноменах: бедность, реклама, банк, инфляция и т.д.) [3, с. 13].Е.Н. Васильева и В.Н. Гуляихин выделяют в качестве индикаторов сформированности экономической социализации уровень экономических знаний, трудовой опыт, стратегии экономического поведения, отношение к предпринимательству и потребность в образовании [5, с. 116]. А.С. Евдокимова к составляющим экономической социализации относит экономическое сознание и экономическое поведение. Она отмечает, что экономическое сознание проявляется в экономическом поведении [7, с. 43].
- М.Э. Оргеева отмечает, что в социальных науках выделят ряд составляющих экономической социализации. К ним относятся экономическая культура, экономическое сознание, отношение к собственности, экономическая идентичность, экономическое самоопределение и экономическое поведение [6, с. 108].
- То есть экономическая социализация включает в себя не только умение зарабатывать и тратить деньги, но связана с проблемами трудового воспитания, профессиональной ориентации, знаний основ экономики, освоением социальных ролей труженика, семьянина, покупателя, то есть активного субъекта экономических отношений [4]. Собственно-экономическая и потребительская стадии вбирают в себя процесс экономической социализации личности посредством приобретения различных товаров и экономических понятий, формирования представлений об экономических ролях и собственного участия в данном поприще [3, с. 36].
Таким образом, к составляющим экономической социализации можно отнести:
- освоение экономических ролей (экономическое поведение);
- экономическое поведение личности;
- приспособление (адаптацию) к экономическим условиям социума;
- проявление экономического самосознания личности (экономическая самоидентификация);
- готовность человека к определенным видам экономической деятельности. Одним из основных средств экономической социализации можно назвать приемную семью. Замещающая приемная семья помогает приобрести ребёнку положительный семейный опыт, учит нормам и ценностям семейной жизни, формирует значимые социальные роли. Она выступает основным условием успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях.
- Социализация детей в условиях детского дома не носит личностный характер, если вокруг всё общее, государство берет детей на полное содержание, трудовое воспитание присутствует в самых примитивных бытовых формах, ребенок не представляет, сколько стоит его обед, одежда, постельные принадлежности, мебель, то и соответственно, он не находится в экономических отношениях с окружающими, если только эти отношения не носят антисоциальный характер. Дети-сироты не видят, от кого приходят деньги, которые отчисляет им государство. Они не встроены в контекст их экономических отношений. Дети не знают, как лучше и правильнее использовать и тратить полученные деньги. В итоге эффективность подобной помощи сводится к минимуму. Приемная семья может обеспечить условия для успешной экономической социализации приемных детей-сирот, однако не все родители представляют значимость данной проблемы, не знакомят приемных детей с основами ведения домашнего хозяйства, не доверяют им деньги, исходя из установки, что «детям деньги – не игрушка», «они не умеют разумно обращаться с деньгами», «вырастут, тогда и поймут» и т.д.
С целью выявления готовности к экономическойсоциализации приемных детей-сирот в условиях села нами было проведено исследование в Пировском районе Красноярского края. В анкетировании принимали участие 35 приемных детей-сирот в возрасте от 14 до 17 лет.
Для диагностики уровня социализации и экономической социализации подростков мы использовали методику А.М. Прихожан «Шкала социальной компетентности» и авторскую анкету. Результаты представлены в таблице.
Шкала социальной компетентности
№ |
Показатель |
Опережение |
Отставание чел.(%) |
1 |
Самостоятельность |
2 (5 %) |
6 (17 %) |
2 |
Уверенность в себе |
3 (8 %) |
12 (34 %) |
3 |
Отношение к своим обязанностям |
2 (5 %) |
17 (50 %) |
4 |
Развитие общения |
5 (14 %) |
14 (40 %) |
5 |
Организованность, развитие произвольности |
2 (5 %) |
20 (57 %) |
6 |
Интерес к жизни, наличие увлечений, знание основ техники и технологий |
7 (20 %) |
17 (50 %) |
Рассмотрев результаты по отдельным шкалам, мы видим, что у приемных детей отслеживается отставание и незначительное опережение социальной компетентности по отдельным показателям. Это может быть следствием того, что приемные дети воспитывались в детском доме (25 %) и неблагополучных семьях с низким социальным статусом, что может влиять на их дальнейшую социализацию.
Нами было проведено анкетирование, направленное на выявление уровня экономической социализации детей двух категорий. Детям были предложены вопросы бытового характера, связанные с выявлением уровня их экономической компетентности: что такое деньги, какие экономические роли вы знаете, как вы планируете зарабатывать на жизнь в будущем и т.д.
Проанализируем результаты проведенного исследования количественно и качественно:
На вопрос «Что такое деньги?» ответили: «это бумажки, на которые можно купить что-нибудь 14 %; средство обмена – 11 %; 20 % считают, что деньги – это средства, которые зарабатывают люди (зарплата); это бумага (бесценная бумага, ценные бумажки) – так считают 20 % детей-сирот; для 6 % деньги – важная вещь в их жизни; деньги – это все (9 %); 20 % затруднились с ответом.
«Зачем нужны деньги?»: «для чего они только не нужны (14 %); для обмена (20 %); для того, чтобы покупать вещи, продукты, машины (что надо) (45 %); для того, чтобы обеспечить себя (14 %); не знаю (7 %).
На вопрос «Нужны ли детям деньги?» большинство опрошенных (46 %) ответили утвердительно, 28 % считают, что детям деньги не нужны, т.к. все необходимое покупают взрослые); для 6 % деньги надо давать детям только в случае необходимости; 7 % сказали «нужны, но не всегда» и не знают, зачем детям деньги – 13 %.
Следующая группа вопросов касалась проблемы обращения детей с деньгами: «Есть ли у тебя карманные деньги?»: да (47 %); нет (33 %); иногда бывают (20 %);
«Сколько карманных денег необходимо иметь ребенку в месяц?»: по-разному (8 %); не знаю (31 %); 0 рублей (8 %); 100 рублей (21 %); 300 рублей (8 %); 500 рублей (8 %); 1000 рублей (8 %); 25 000 рублей (8 %).
«На что ты тратишь собственные карманные деньги?»: на то, что нужно (еду, вещи, спорттовары) (84 %); на всякую ерунду (8 %); по-разному (8 %).
«Что можно купить на деньги?»: продукты, вещи, машину, дом (хлеб, кроссовки) (45 %); практически все (все, много чего) (60 %).
На вопросы об экономических представлениях детей-сирот мы получили следующие ответы: «Какие экономические роли ты знаешь?»: продавец, покупатель (33 %); бизнесмен, банкир (7 %); предприниматель (7 %); не помню (разные) (13 %), не знаю (40 %);
«Кто такой покупатель?»: это человек, который покупает (покупает за деньги) (92 %);
это человек, который совершает обмен (8 %); «Кто такой продавец?»: это человек, который продает (100 %); «Кто такой коммерсант?»: не знаю (100 %); «Кто такой олигарх?»: это богатый человек (много денег, очень много денег) (92 %); это человек, у которого есть то, чего нет у бедных (квартиры, машины и т.д.) (8 %); «Кто такой промышленник?»: тот, кто чем-то промышляет (занимается ей) (12 %); тот, кто промышляет дела и продает незаконный товар (8 %); тот, кто создает продукцию (8 %); не знаю (72 %).
Следующая группа вопросов касалась целевого расходования денег: «Если бы у тебя было 100 рублей, ты бы…»: закинул бы на телефон (20 %); на красивые подарки (7 %); купил продукты (шоколадку, много еды) (26 %); положил бы в копилку (7 %); купил то, что нужно (например, спрей для тела) (20 %); не знаю (20 %); «Если бы у тебя было 1000 рублей, ты бы…»: отдал маме, папе (20 %); купил подарки (8 %); купил бы продукты, одежду, обувь (33 %); копил на что-нибудь (12 %); съездил к сестре (7 %), не знаю (20 %); «Если бы у тебя был 1 млн, ты бы…»: отдал маме, папе (чтобы купили квартиру на будущее) (13 %); купил то, что мне необходимо (квартиру, машину, ноутбук, телефон и т.д.) (33 %); отдал их в детский дом или потратил для людей, имеющих проблемы со здоровьем (7 %); взял на строительство собственного дома (7 %); положил в банк (7 %); уехал далеко и надолго отсюда (13 %); не знаю (20 %).
«Когда ты станешь взрослым, ты будешь зарабатывать деньги, чтобы…»: помогать родителям (26 %); содержать себя (18 %); содержать семью (32 %); заботиться о близких (8 %); заниматься благотворительностью (3 %); воспитывать детей и давать им образование (13 %).
Следующая группа вопросов касалась наличия экономических знаний на бытовом уровне: «Примерная стоимость булки хлеба?» от 15 до 18 рублей (47 %); от 20 до 27 рублей (53 %); «Примерная стоимость 1 литра молока?»: от 20 до 50 рублей (60 %); от 100 до 150 рублей (7 %); бесплатно (13 %); не знаю (20 %); «Примерная квартплата в месяц»: 500 рублей (8 %); от 1200 до 2000 рублей (8 %); от 5 до 20 тыс. рублей (40 %); 1 миллион рублей (8 %); не знаю (36 %); «Примерная стоимость 1 кг мяса?»: от 30 до 150 рублей (20 %); от 200 до 500 рублей (40 %); не знаю (40 %); «Твой учитель получает зарплату … рублей»: от 5 до 10 тыс. рублей (14 %); от 15 до 20 тыс. рублей (20 %); от 25 до 27 тыс. рублей (33 %); не знаю (33 %).
Последняя группа вопросов была посвящена экономическому будущему детей-сирот:
«Когда ты вырастешь большим, ты хотел бы получать заработную плату … рублей?»: от 10 до 20 тыс. рублей (50 %); от 30 до 80 тыс. рублей (8 %); от 100 до 230 тыс. рублей (13 %); зависит от того, какая будет специальность (8 %); не знаю (20 %); «Чтобы получать большую зарплату, надо»: много работать (73 %); учиться и найти нормальную работу и действовать (13 %); иметь стаж (7 %); быть трудолюбивым (7 %).
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о том, что у приемных детей, проживающих на территории села, недостаточно сформированы экономические знания и представления, они имеют недостаточный опыт в области экономических отношений. Большая часть опрошенных нами детей-сирот, воспитывающихся в сельских приёмных семьях, не имеет представления о предназначении денег в быту, слабо осведомлена об экономических ролях, которые человек может реализовать в социуме. Дети-сироты не могут определить, какую заработную плату они хотели бы получать в будущем. Причиной могут служить недостаточная компетентность приемных родителей в аспекте экономического воспитания приемных детей-сирот, незаинтересованность приемных родителей в просвещении детей в рамках их экономической социализации, а также, в некоторых случаях, небезоснованные опасения родителей доверить деньги приемным детям-сиротам.
Таким образом, исследование выявило следующие проблемы экономической социализации детей-сирот в условиях села: у приёмных детей нет личного опыта обращения с деньгами; не сформированы представления о бытовых экономических отношениях: карманных расходах, стоимости жилья, продуктов и т.д.; дети-сироты не знают существующие экономические роли; не у всех приёмных детей есть карманные деньги; они не могут определить необходимое количество карманных денег на месяц и т.д.; сельские приемные дети не имеют представления о современном состоянии оплаты труда в различных сферах; будущее экономическое благополучие приёмных детей не связано с успешной успеваемостью в школе.
Исходя из этого, мы рекомендуем включать в содержание подготовки будущих приёмных родителей вопросы экономического воспитания и экономической социализации приёмных детей-сирот, обратив при этом особое внимание на сельских замещающих родителей. Формами работы с приёмными родителями по проблемам экономического воспитания и экономической социализации приёмных детей-сирот могут быть как занятия в виде лекций, так и дискуссии, тренинги, деловые, имитационные, дидактические игры, мастер-классы, педагогические клубы по обмену опытом воспитания детей-сирот в сельских приёмных семьях, родительские форумы и практические конференции, сотрудничество приемных семей со специалистами вузов и т. д. Общество заинтересовано в том, чтобы дети-сироты стали полноценными гражданами нашей страны, и экономическая социализация – показатель успешной адаптации детей-сирот в обществе.
Библиографическая ссылка
Митросенко С.В., Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Пильчук М.Д., Махняева М.Ю., Цыганкова А.С. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СЕЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26561 (дата обращения: 02.11.2024).