Физическое (соматическое) здоровье является одним из компонентов индивидуального здоровья человека, и его показателем считают адаптационный потенциал организма, измеряемый по объему жизнеспособности или энергетической мощности его органов и систем [1-4]. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме [5].
Адаптация детей зависит от большого числа факторов жизнедеятельности, формирующих биологический и психосоциальный статус, среди которых ведущее место занимают факторы школьного обучения. При этом широко используется характеристика адаптационного потенциала посредством определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы на основании подсчета индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [6]. Вместе с тем, несмотря на пристальное внимание к проблеме влияния факторов школьной среды и организации учебно-воспитательного процесса на здоровье детей, остается достаточно сложным накопление доказательной базы, структурированной по факторам и источникам, влияющим на адаптационные резервные возможности организма учащихся [1; 7; 8].
Показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на физическое перенапряжение организма и характеризуют адаптацию к нагрузкам [9]. Под критическими периодами понимают периоды времени, которые отличаются качественными изменениями, одновременно происходящими в разных физиологических системах: период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов, подростковый возраст, когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность [2; 10]. К концу учебного года в условиях детского сада у большинства детей происходит истощение резервных возможностей организма, что проявляется снижением функционального потенциала кардиореспираторной системы [3; 9; 11].
Цель исследования
Разработка формализованных показателей физического здоровья детей и подростков в критические возрастные периоды детства.
Материал и методы исследования
Было обследовано 735 детей в возрасте 6, 7, 16 и 17 лет, из них 159 детей, воспитывающихся в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), 250 детей, обучающихся в первом классе, и 322 подростка старших и выпускных классов общеобразовательных учреждений (ООУ). Для экспресс-оценки физического здоровья детей использовались шесть морфологических и функциональных показателей [1]: массо-ростовой индекс Кетле I, индекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс мощности Шаповаловой, индекс Руфье, жизненный индекс. Интегральный показатель - уровень физического здоровья [7] оценивался по сумме формализованных оценок пяти морфологических и функциональных показателей.
Уровень здоровья оценивался как низкий при сумме баллов от 2 до 7, ниже среднего – от 8 до 10, средний или пограничный между здоровьем и болезнью – от 11 до 15, выше среднего – от 16 до 20, высокий – от 21 до 25 [1]. Оценка жизненного индекса проводилась с учетом региональных нормативов: 0 баллов (0-38) – низкий; 1 балл (39-51) – ниже среднего; 2 балла (52-57) – средний; 4 балла (58-64) – выше среднего; 5 баллов (больше 65) – высокий [12]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью программ Statistiсa и SPSS16.0. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов) [10].
Результаты исследования и их обсуждение
Индексы Кетле I, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье имеют наивысшую степень взаимосвязи с энергетическими запасами организма ребенка, уровнем общей выносливости. Вследствие этого крайне необходимо, чтобы в оценке использовались региональные показатели этих индексов, значений которых нет для детей и подростков г. Ставрополя. Поэтому для дальнейшего использования метода формализованной оценки физического потенциала нами разработаны региональные центильные величины каждого индекса, затем каждому – присвоен соответствующий балл (табл. 1-6).
Таблица 1
Формализованная оценка индекса Кетле I (ИМТ)
Возраст, лет |
Баллы |
||||
1 |
3 |
5 |
2 |
0 |
|
Мальчики |
|||||
дошкольники |
<164 |
164-170 |
170-193 |
193-208 |
>208 |
первоклассники |
<170 |
170-175 |
175-207 |
207-230 |
>230 |
16 лет |
<275 |
276- 307 |
308-373 |
374-461 |
>461 |
17 лет |
<293 |
294-341 |
342-381 |
382-424 |
>425 |
Девочки |
|||||
дошкольники |
<156 |
156-167 |
167-191 |
191-231 |
>231 |
первоклассники |
<159 |
159-171 |
171-208 |
208-246 |
>246 |
16 лет |
<271 |
272-302 |
303-346 |
347-418 |
>419 |
17 лет |
<271 |
272-292 |
293-349 |
350-422 |
>422 |
Таблица 2
Формализованная оценка индекса Робинсона
Возраст, лет |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Мальчики |
|||||
дошкольники |
<71 |
71-79 |
79-107 |
107-116 |
>116 |
первоклассники |
<68 |
68-76 |
76-96 |
96-118 |
>118 |
16 лет |
<66 |
67-80 |
81-101 |
102-125 |
>125 |
17 лет |
<71 |
72-86 |
87-107 |
108-127 |
>127 |
Девочки |
|||||
дошкольники |
<65 |
65-80 |
80-105 |
105-112 |
>112 |
первоклассники |
<68 |
68-73 |
73-102 |
102-118 |
>118 |
16 лет |
<66 |
67-80 |
81-101 |
102-124 |
>124 |
17 лет |
<68 |
69-79 |
80-96 |
97-108 |
>109 |
Таблица 3
Формализованная оценка индекса Скибинского
Возраст, лет |
Баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Мальчики |
|||||
дошкольники |
<64 |
64-144 |
144 - 400 |
400-488 |
>488 |
первоклассники |
<173 |
173-267 |
267- 562 |
562-703 |
>703 |
16 лет |
<425 |
426-818 |
819-1488 |
1489-2318 |
>2319 |
17 лет |
<915 |
916-1456 |
1457-1969 |
1970-2560 |
>2561 |
Девочки |
|||||
дошкольники |
<86 |
96-185 |
185- 352 |
352-426 |
>426 |
первоклассники |
<164 |
164-231 |
231-430 |
430-637 |
>637 |
16 лет |
<415 |
416-898 |
899-1634 |
1635-2411 |
>2412 |
17 лет |
<619 |
620-913 |
914-1470 |
1471-2017 |
>2017 |
Таблица 4
Формализованная оценка индекса Шаповаловой
Возраст, лет |
Баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Мальчики |
|||||
дошкольники |
<37 |
37-48 |
48-75 |
75-91 |
>91 |
первоклассники |
<38 |
38-52 |
52-84 |
84-116 |
>116 |
16 лет |
<185 |
186 - 231 |
232 - 267 |
268 - 325 |
>326 |
17 лет |
<170 |
171-248 |
249-306 |
307-382 |
>383 |
Девочки |
|||||
дошкольники |
<35 |
35-44 |
44-71 |
71-87 |
>87 |
первоклассники |
<35 |
35-45 |
45-70 |
70-93 |
>93 |
16 лет |
<123 |
124 - 234 |
235-253 |
254-313 |
>314 |
17 лет |
<130 |
131- 220 |
221-271 |
272-329 |
>329 |
Таблица 5
Формализованная оценка индекса Руфье для всех возрастов
Возраст, лет |
Баллы |
||||
-2 |
-1 |
2 |
3 |
5 |
|
Мальчики |
|||||
6-7 лет |
<4 |
4-6 |
6-10 |
10-14 |
>14 |
16-17 лет |
>16 |
11-15 |
8-10 |
6-8 |
<5 |
Девочки |
|||||
6-7 лет |
<2 |
2-6 |
6-10 |
10-12 |
>12 |
16–17 лет |
>12 |
10-12 |
6-10 |
3-6 |
<3 |
Таблица 6
Формализованная оценка жизненного индекса для всех возрастов
Возраст, лет |
Баллы |
||||
0 |
1 |
2 |
4 |
5 |
|
Мальчики |
|||||
6-7 лет |
< 51 |
52-57 |
57-70 |
70-77 |
>77 |
16-17 лет |
<40 |
41-48 |
49-55 |
56-62 |
>62 |
Девочки |
|||||
6-7 лет |
<43 |
43-51 |
51-64 |
64-70 |
>70 |
16–17 лет |
<32 |
46-46 |
46-53 |
53-65 |
>65 |
В дальнейшем этот способ применен для апробации метода и уточнения состояния физического здоровья детей и подростков в критические возрастные периоды детства: в подготовительной группе детского сада, в первом классе обучения в общеобразовательной школе и у подростков старших и выпускных классов. У 2/3 дошкольников (табл. 7) отмечались средние показатели индекса Кетле, Робинсона Скибинского, Шаповаловой, Руфье. Достоверной разницы в зависимости от пола выявлено не было (р>0,05).
Таблица 7
Показатели функциональных проб у детей дошкольного возраста, %
Индексы |
Пол |
Оценка показателей |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Кетле |
М |
10,1 |
74,7 |
15,2 |
Д |
16,8 |
66,3 |
16,8 |
|
Робинсона |
М |
6,3 |
65,8 |
27,8 |
Д |
5,3 |
63,2 |
31,6 |
|
Скибинского |
М |
11,4 |
67,1 |
21,5 |
Д |
11,5 |
66,3 |
22,1 |
|
Шаповаловой |
М |
6,3 |
56,9 |
36,7 |
Д |
11,6 |
63,2 |
25,3 |
|
Руфье |
М |
25,3 |
67,1 |
7,6 |
Д |
20,0 |
67,4 |
12,6 |
Пограничный между здоровьем и нездоровьем уровень физического здоровья имели 72,4% дошкольников, ниже среднего – 8,9%, выше среднего (оптимальный) – 18,7% детей (рис. 1).
Рис. 1. Показатели жизненного индекса и физического здоровья дошкольников, %
Таким образом, в зону здоровья, в которой не проявлялись манифестированные заболевания, входили только 18,7% дошкольников. У 67,8% обследованных выявлены средние показатели жизненного индекса, ниже среднего – у 9,7%, выше среднего (оптимальные) – у 22,5%.
Как показали наши исследования, нормальные показатели индекса Кетле, Робинсона имели около половины первоклассников. Индексы Скибинского, Шаповаловой и Руфье также имели пограничные значения только у половины первоклассников, как мальчиков, так и девочек (табл. 8).
Таблица 8
Показатели функциональных проб первоклассников, %
Индексы |
Пол |
Оценка показателей |
||
Снижен |
Средний |
Повышен |
||
Кетле |
М |
13,9 |
65,4 |
20,7 |
Д |
12,9 |
58,6 |
28,5 |
|
Робинсона |
М |
15,3 |
55,1 |
29,6 |
Д |
15,7 |
62,8 |
21,5 |
|
Скибинского |
М |
11,5 |
53,8 |
34,7 |
Д |
11,4 |
55,7 |
32,9 |
|
Шаповаловой |
М |
6,4 |
55,1 |
38,5 |
Д |
11,4 |
65,7 |
22,9 |
|
Руфье |
М |
23,0 |
51,3 |
25,7 |
Д |
4,3 |
58,6 |
37,1 |
Интегрированный показатель (рис. 2) установил у 70,3% первоклассников пограничный уровень физического здоровья, у 12,8% – высокий, у 16,9% – низкий. Пограничные адаптационные особенности респираторной системы, установленные по значениям жизненного индекса, выявлены у 57,6% первоклассников, низкие – у 13,7%, высокие – у 28,7%.
Рис. 2. Показатели жизненного индекса и физического здоровья первоклассников, %
Формализованная оценка индексов кардиореспираторной системы у подростков показала, что нормальные значения индекса Кетле выявлены менее чем у половины подростков (у 47,6% и 49,2% юношей в возрасте 16 и 17 лет соответственно), у остальных отмечалось уменьшение или увеличение этого индекса, что свидетельствовало о нарушении питания у этих школьников и согласовывалось с числом подростков, имеющих дефицит или избыток массы тела (табл. 9).
Таблица 9
Показатели функциональных проб подростков, %
Индексы |
Пол |
Возраст |
Оценка показателей |
||
Снижен |
Средний |
Повышен |
|||
Кетле |
Ю |
16 |
24,4 |
47,6 |
28,0 |
Ю |
17 |
25,4 |
49,2 |
25,4 |
|
Д |
16 |
25,6 |
50,0 |
24,4 |
|
Д |
17 |
25,7 |
50,0 |
24,3 |
|
Робинсона |
Ю |
16 |
25,6 |
47,6 |
26,8 |
Ю |
17 |
25,4 |
50,8 |
23,8 |
|
Д |
16 |
17,9 |
56,4 |
25,7 |
|
Д |
17 |
22,9 |
48,6 |
28,5 |
|
Скибинского |
Ю |
16 |
24,4 |
24,4 |
52,1 |
Ю |
17 |
25,4 |
25,4 |
49,2 |
|
Д |
16 |
25,6 |
48,7 |
25,7 |
|
Д |
17 |
25,7 |
48,6 |
25,7 |
|
Шаповаловой |
Ю |
16 |
25,5 |
25,6 |
48,9 |
Ю |
17 |
25,4 |
49,2* |
25,4 |
|
Д |
16 |
25,6 |
48,7 |
25,7 |
|
Д |
17 |
25,7 |
50,0 |
24.3 |
|
Руфье |
Ю |
16 |
42,7 |
31,7 |
25,6 |
Ю |
17 |
38,1 |
23,8 |
38,1 |
|
Д |
16 |
32,0 |
50,0 |
18,0 |
|
Д |
17 |
32,9 |
45,7 |
21,4 |
Примечание: * - р<0,05 достоверность отличий показателей между возрастными группами 16 и 17 лет по критерию φ
Не обнаружено достоверных возрастно-гендерных отличий в значениях некоторых показателей физического здоровья. Так, независимо от возраста и пола обнаружено около четверти детей, имеющих дефицит или избыток массы тела (р>0,05). Индекс Робинсона оказался пограничным у 47,6-56,4% подростков. Снижение устойчивости к гипоксии выявлено у четверти юношей и девушек, высокие его значения выявлены у юношей (52,1% и 49,2%). Пограничные уровни индекса мощности Шаповаловой выявлены у половины подростков, у остальных (25,3%) он имел низкий уровень. Следовательно, оба индекса, и Скибинского и Шаповаловой, указывали на недостаточную тренированность и снижение функциональных способностей кардиореспираторной системы у ¼ части подростков. Высокие показатели индекса Руфье установлены только у четверти детей, что свидетельствовало о высоких резервных способностях кардиореспираторной системы подростков.
На риск появления манифестированных заболеваний указывал уровень физического здоровья у 43,9% юношей, который соответствовал пограничному. Жизненный индекс был снижен у 33,2% подростков обоего пола, что может свидетельствовать о недостаточности оздоровительных программ, об отсутствии занятий спортом у этой части подростков.
Это же подтверждает низкий индекс Руфье, выявленный у 27,6% и указывающий на снижение функциональных возможностей. Адаптационные возможности респираторной системы, свидетельствующие о хороших адаптационных способностях респираторной системы, оценивались уровнем жизненного индекса, который был повышенным у 35,1% девушек и 34,3% юношей.
Таким образом, было установлено, что уровень физического здоровья дошкольников и первоклассников в критические периоды повышенных требований к адаптации был снижен. В оптимальной зоне здоровья, где не встречались манифестированные формы хронических заболеваний, находилось только 1/3 подростков. В зоне риска развития заболеваний пребывало 43,9% юношей и 50,5%, у 17,5% юношей и 18,3% девушек выявлено резкое снижение адаптационных резервов.
Для оценки физического здоровья и определения риска возникновения нарушения адаптационных возможностей у детей и подростков в критические возрастные периоды в традиционное обследование детей на всех этапах школьного обучения следует включить оценку функциональных резервов и физической работоспособности. Для проведения скрининговой диагностики состояния физического развития детей и подростков необходимо использовать в повседневной практике системы образования и медицинского наблюдения региональные нормативы индексов физического развития и соматического здоровья.
Библиографическая ссылка
Калмыкова А.С., Зарытовская Н.В., Калмыкова В.С., Финота Е.А., Абдуллина А.Э. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ОЦЕНКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КРИТИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26559 (дата обращения: 29.11.2023).