Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ОЦЕНКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КРИТИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Калмыкова А.С. 1 Зарытовская Н.В. 1 Калмыкова В.С. 1 Финота Е.А. 1 Абдуллина А.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Обследовано 735 детей в возрасте 6, 7, 16 и 17 лет, из них 159 детей, воспитывающихся в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения, 250 детей, обучающихся в первом классе, и 322 подростка старших и выпускных классов общеобразовательных учреждений. Для экспресс-оценки физического здоровья детей использовались шесть морфологических и функциональных показателей: массо-ростовой индекс Кетле I, индексы Робинсона, Руфье и Скибинского, индекс мощности Шаповаловой, жизненный индекс. Интегральный показатель - уровень физического здоровья оценивался комплексно по сумме формализованных оценок пяти морфологических и функциональных показателей: массо-ростовому индексу Кетле I, двойному произведению – индекс Робинсона, индексу Скибинского, индексу мощности Шаповаловой, индексу Руфье. Было установлено, что уровень физического здоровья дошкольников и первоклассников в критические периоды повышенных требований к адаптационным возможностям был снижен. В подростковом периоде в оптимальной зоне здоровья, где не встречались манифестированные формы хронических заболеваний, находилось 40,2% юношей и 31,3% девушек. В зоне риска появления манифестированных заболеваний пребывало 43,9% юношей и 50,5%, у 17,5% юношей и 18,3% девушек выявлено резкое снижение адаптационных резервов.
дети
подростки
физическое здоровье
адаптационные возможности
1. Бабенко Т.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: методические рекомендации / Т.И. Бабенко, И.И. Каминский. – Ростов н/Д, 1995. – 32 с.
2. Зарытовская Н.В. Закономерности нарастания массы и охватных размеров тела детей и подростков г. Ставрополя / Н.В. Зарытовская, А.С. Калмыкова // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2015. – Т. 10, № 1. - С. 39-43.
3. Исаев И.И. Возрастная динамика формирования кардиореспираторной системы и адаптационный потенциал детей школьного возраста / И.И. Исаев, Б.В. Талыбова // Педиатрия и детская хирургия. - 2010. - № 2 (60). - С. 17-21.
4. Кучма В.Р. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 1. - С. 53-57.
5. Экспертная модель здоровья детей как основание для построения междисциплинарного мониторинга / С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, М.В. Тимакова и др. // Вопросы современной педиатрии. - 2008. - Т. 7, № 6. - С. 7-16.
6. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников / Е.А. Афанасьев, В.Н. Васильев, Ю.В. Терентьева [и др.] // Бюллетень Сибирской медицины. - 2003. - № 3. - С. 61-66.
7. Апанасенко Г.Л. У истоков валеологии // Валеология. – 2012. - № 2. – С. 18-26.
8. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода / Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, А.С. Киселева [и др.] // Сборник материалов XVII съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2013. – С. 77.
9. Поляшова Н.В. Адаптационный потенциал младших школьников, его связь с параметрами физического развития / Н.В. Поляшова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Экология человека. - 2008. - № 2. - С. 34-38.
10. Зайцев В.М. Прикладная медицинская статистика / В.М. Зайцев, В.Г. Лифляндский, В.И. Маринкин. – СПб., 2003. – 432 с.
11. Макунина О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Челябинск, 2005. - 53 с.
12. Шестакова В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: автореф. дис. … докт. мед. наук. - Иваново, 2000. - 51 с.

Физическое (соматическое) здоровье является одним из компонентов индивидуального здоровья человека, и его показателем считают адаптационный потенциал организма, измеряемый по объему жизнеспособности или энергетической мощности его органов и систем [1-4]. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме [5].

Адаптация детей зависит от большого числа факторов жизнедеятельности, формирующих биологический и психосоциальный статус, среди которых ведущее место занимают факторы школьного обучения. При этом широко используется характеристика адаптационного потенциала посредством определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы на основании подсчета индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [6]. Вместе с тем, несмотря на пристальное внимание к проблеме влияния факторов школьной среды и организации учебно-воспитательного процесса на здоровье детей, остается достаточно сложным накопление доказательной базы, структурированной по факторам и источникам, влияющим на адаптационные резервные возможности организма учащихся [1; 7; 8].

Показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на физическое перенапряжение организма и характеризуют адаптацию к нагрузкам [9]. Под критическими периодами понимают периоды времени, которые отличаются качественными изменениями, одновременно происходящими в разных физиологических системах: период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов, подростковый возраст, когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность [2; 10]. К концу учебного года в условиях детского сада у большинства детей происходит истощение резервных возможностей организма, что проявляется снижением функционального потенциала кардиореспираторной системы [3; 9; 11].

Цель исследования

Разработка формализованных показателей физического здоровья детей и подростков в критические возрастные периоды детства.

Материал и методы исследования

Было обследовано 735 детей в возрасте 6, 7, 16 и 17 лет, из них 159 детей, воспитывающихся в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), 250 детей, обучающихся в первом классе, и 322 подростка старших и выпускных классов общеобразовательных учреждений (ООУ). Для экспресс-оценки физического здоровья детей использовались шесть морфологических и функциональных показателей [1]: массо-ростовой индекс Кетле I, индекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс мощности Шаповаловой, индекс Руфье, жизненный индекс. Интегральный показатель - уровень физического здоровья [7] оценивался по сумме формализованных оценок пяти морфологических и функциональных показателей.

Уровень здоровья оценивался как низкий при сумме баллов от 2 до 7, ниже среднего – от 8 до 10, средний или пограничный между здоровьем и болезнью – от 11 до 15, выше среднего – от 16 до 20, высокий – от 21 до 25 [1]. Оценка жизненного индекса проводилась с учетом региональных нормативов: 0 баллов (0-38) – низкий; 1 балл (39-51) – ниже среднего; 2 балла (52-57) – средний; 4 балла (58-64) – выше среднего; 5 баллов (больше 65) – высокий [12]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью программ Statistiсa и SPSS16.0. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов) [10].

Результаты исследования и их обсуждение

Индексы Кетле I, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье имеют наивысшую степень взаимосвязи с энергетическими запасами организма ребенка, уровнем общей выносливости. Вследствие этого крайне необходимо, чтобы в оценке использовались региональные показатели этих индексов, значений которых нет для детей и подростков г. Ставрополя. Поэтому для дальнейшего использования метода формализованной оценки физического потенциала нами разработаны региональные центильные величины каждого индекса, затем каждому – присвоен соответствующий балл (табл. 1-6).

Таблица 1

Формализованная оценка индекса Кетле I (ИМТ)

Возраст, лет

Баллы

1

3

5

2

0

Мальчики

дошкольники

<164

164-170

170-193

193-208

>208

первоклассники

<170

170-175

175-207

207-230

>230

16 лет

<275

276- 307

308-373

374-461

>461

17 лет

<293

294-341

342-381

382-424

>425

Девочки

дошкольники

<156

156-167

167-191

191-231

>231

первоклассники

<159

159-171

171-208

208-246

>246

16 лет

<271

272-302

303-346

347-418

>419

17 лет

<271

272-292

293-349

350-422

>422

 

Таблица 2

Формализованная оценка индекса Робинсона

Возраст, лет

Баллы

5

4

3

2

1

Мальчики

дошкольники

<71

71-79

79-107

107-116

>116

первоклассники

<68

68-76

76-96

96-118

>118

16 лет

<66

67-80

81-101

102-125

>125

17 лет

<71

72-86

87-107

108-127

>127

Девочки

дошкольники

<65

65-80

80-105

105-112

>112

первоклассники

<68

68-73

73-102

102-118

>118

16 лет

<66

67-80

81-101

102-124

>124

17 лет

<68

69-79

80-96

97-108

>109

 

Таблица 3

Формализованная оценка индекса Скибинского

Возраст, лет

Баллы

1

2

3

4

5

Мальчики

дошкольники

<64

64-144

144 - 400

400-488

>488

первоклассники

<173

173-267

267- 562

562-703

>703

16 лет

<425

426-818

819-1488

1489-2318

>2319

17 лет

<915

916-1456

1457-1969

1970-2560

>2561

Девочки

дошкольники

<86

96-185

185- 352

352-426

>426

первоклассники

<164

164-231

231-430

430-637

>637

16 лет

<415

416-898

899-1634

1635-2411

>2412

17 лет

<619

620-913

914-1470

1471-2017

>2017

 

Таблица 4

Формализованная оценка индекса Шаповаловой

Возраст, лет

Баллы

1

2

3

4

5

Мальчики

дошкольники

<37

37-48

48-75

75-91

>91

первоклассники

<38

38-52

52-84

84-116

>116

16 лет

<185

186 - 231

232 - 267

268 - 325

>326

17 лет

<170

171-248

249-306

307-382

>383

Девочки

дошкольники

<35

35-44

44-71

71-87

>87

первоклассники

<35

35-45

45-70

70-93

>93

16 лет

<123

124 - 234

235-253

254-313

>314

17 лет

<130

131- 220

221-271

272-329

>329

 

Таблица 5

Формализованная оценка индекса Руфье для всех возрастов

Возраст, лет

Баллы

-2

-1

2

3

5

Мальчики

6-7 лет

<4

4-6

6-10

10-14

>14

16-17 лет

>16

11-15

8-10

6-8

<5

           

Девочки

6-7 лет

<2

2-6

6-10

10-12

>12

16–17 лет

>12

10-12

6-10

3-6

<3

 

Таблица 6

Формализованная оценка жизненного индекса для всех возрастов

Возраст, лет

Баллы

0

1

2

4

5

Мальчики

6-7 лет

< 51

52-57

57-70

70-77

>77

16-17 лет

<40

41-48

49-55

56-62

>62

Девочки

6-7 лет

<43

43-51

51-64

64-70

>70

16–17 лет

<32

46-46

46-53

53-65

>65

 

В дальнейшем этот способ применен для апробации метода и уточнения состояния физического здоровья детей и подростков в критические возрастные периоды детства: в подготовительной группе детского сада, в первом классе обучения в общеобразовательной школе и у подростков старших и выпускных классов. У 2/3 дошкольников (табл. 7) отмечались средние показатели индекса Кетле, Робинсона Скибинского, Шаповаловой, Руфье. Достоверной разницы в зависимости от пола выявлено не было (р>0,05).

Таблица 7

Показатели функциональных проб у детей дошкольного возраста, %

 

Индексы

Пол

Оценка показателей

Низкий

Средний

Высокий

Кетле

М

10,1

74,7

15,2

 

Д

16,8

66,3

16,8

Робинсона

М

6,3

65,8

27,8

 

Д

5,3

63,2

31,6

Скибинского

М

11,4

67,1

21,5

 

Д

11,5

66,3

22,1

Шаповаловой

М

6,3

56,9

36,7

 

Д

11,6

63,2

25,3

Руфье

М

25,3

67,1

7,6

 

Д

20,0

67,4

12,6

 

Пограничный между здоровьем и нездоровьем уровень физического здоровья имели 72,4% дошкольников, ниже среднего – 8,9%, выше среднего (оптимальный) – 18,7% детей (рис. 1).

Рис. 1. Показатели жизненного индекса и физического здоровья дошкольников, %

Таким образом, в зону здоровья, в которой не проявлялись манифестированные заболевания, входили только 18,7% дошкольников. У 67,8% обследованных выявлены средние показатели жизненного индекса, ниже среднего – у 9,7%, выше среднего (оптимальные) – у 22,5%.

Как показали наши исследования, нормальные показатели индекса Кетле, Робинсона имели около половины первоклассников. Индексы Скибинского, Шаповаловой и Руфье также имели пограничные значения только у половины первоклассников, как мальчиков, так и девочек (табл. 8).

Таблица 8

Показатели функциональных проб первоклассников, %

 

Индексы

Пол

Оценка показателей

Снижен

Средний

Повышен

Кетле

М

13,9

65,4

20,7

Д

12,9

58,6

28,5

Робинсона

М

15,3

55,1

29,6

Д

15,7

62,8

21,5

Скибинского

М

11,5

53,8

34,7

Д

11,4

55,7

32,9

Шаповаловой

М

6,4

55,1

38,5

Д

11,4

65,7

22,9

Руфье

М

23,0

51,3

25,7

Д

4,3

58,6

37,1

 

Интегрированный показатель (рис. 2) установил у 70,3% первоклассников пограничный уровень физического здоровья, у 12,8% – высокий, у 16,9% – низкий. Пограничные адаптационные особенности респираторной системы, установленные по значениям жизненного индекса, выявлены у 57,6% первоклассников, низкие – у 13,7%, высокие – у 28,7%.

Рис. 2. Показатели жизненного индекса и физического здоровья первоклассников, %

Формализованная оценка индексов кардиореспираторной системы у подростков показала, что нормальные значения индекса Кетле выявлены менее чем у половины подростков (у 47,6% и 49,2% юношей в возрасте 16 и 17 лет соответственно), у остальных отмечалось уменьшение или увеличение этого индекса, что свидетельствовало о нарушении питания у этих школьников и согласовывалось с числом подростков, имеющих дефицит или избыток массы тела (табл. 9).

Таблица 9

Показатели функциональных проб подростков, %

 

Индексы

 

Пол

Возраст

Оценка показателей

Снижен

Средний

Повышен

Кетле

Ю

16

24,4

47,6

28,0

Ю

17

25,4

49,2

25,4

Д

16

25,6

50,0

24,4

Д

17

25,7

50,0

24,3

Робинсона

Ю

16

25,6

47,6

26,8

Ю

17

25,4

50,8

23,8

Д

16

17,9

56,4

25,7

Д

17

22,9

48,6

28,5

Скибинского

Ю

16

24,4

24,4

52,1

Ю

17

25,4

25,4

49,2

Д

16

25,6

48,7

25,7

Д

17

25,7

48,6

25,7

Шаповаловой

Ю

16

25,5

25,6

48,9

Ю

17

25,4

49,2*

25,4

Д

16

25,6

48,7

25,7

Д

17

25,7

50,0

24.3

Руфье

Ю

16

42,7

31,7

25,6

Ю

17

38,1

23,8

38,1

Д

16

32,0

50,0

18,0

Д

17

32,9

45,7

21,4

Примечание: * - р<0,05 достоверность отличий показателей между возрастными группами 16 и 17 лет по критерию φ

Не обнаружено достоверных возрастно-гендерных отличий в значениях некоторых показателей физического здоровья. Так, независимо от возраста и пола обнаружено около четверти детей, имеющих дефицит или избыток массы тела (р>0,05). Индекс Робинсона оказался пограничным у 47,6-56,4% подростков. Снижение устойчивости к гипоксии выявлено у четверти юношей и девушек, высокие его значения выявлены у юношей (52,1% и 49,2%). Пограничные уровни индекса мощности Шаповаловой выявлены у половины подростков, у остальных (25,3%) он имел низкий уровень. Следовательно, оба индекса, и Скибинского и Шаповаловой, указывали на недостаточную тренированность и снижение функциональных способностей кардиореспираторной системы у ¼ части подростков. Высокие показатели индекса Руфье установлены только у четверти детей, что свидетельствовало о высоких резервных способностях кардиореспираторной системы подростков.

На риск появления манифестированных заболеваний указывал уровень физического здоровья у 43,9% юношей, который соответствовал пограничному. Жизненный индекс был снижен у 33,2% подростков обоего пола, что может свидетельствовать о недостаточности оздоровительных программ, об отсутствии занятий спортом у этой части подростков.

Это же подтверждает низкий индекс Руфье, выявленный у 27,6% и указывающий на снижение функциональных возможностей. Адаптационные возможности респираторной системы, свидетельствующие о хороших адаптационных способностях респираторной системы, оценивались уровнем жизненного индекса, который был повышенным у 35,1% девушек и 34,3% юношей.

Таким образом, было установлено, что уровень физического здоровья дошкольников и первоклассников в критические периоды повышенных требований к адаптации был снижен. В оптимальной зоне здоровья, где не встречались манифестированные формы хронических заболеваний, находилось только 1/3 подростков. В зоне риска развития заболеваний пребывало 43,9% юношей и 50,5%, у 17,5% юношей и 18,3% девушек выявлено резкое снижение адаптационных резервов.

Для оценки физического здоровья и определения риска возникновения нарушения адаптационных возможностей у детей и подростков в критические возрастные периоды в традиционное обследование детей на всех этапах школьного обучения следует включить оценку функциональных резервов и физической работоспособности. Для проведения скрининговой диагностики состояния физического развития детей и подростков необходимо использовать в повседневной практике системы образования и медицинского наблюдения региональные нормативы индексов физического развития и соматического здоровья.


Библиографическая ссылка

Калмыкова А.С., Зарытовская Н.В., Калмыкова В.С., Финота Е.А., Абдуллина А.Э. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ОЦЕНКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КРИТИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26559 (дата обращения: 16.09.2019).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252