В качестве одного из требований к условиям реализации основной образовательной программы, которая зафиксирована в федеральном государственном образовательном стандарте разного уровня образования, является наличие современной информационно-образовательной среды образовательной организации [1]. Однако следует констатировать факт, что к массовому внедрению средств ИКТ школы еще не пришли. Даже без предварительных экономических расчетов очевидно, что затраты, которые вложены в информатизацию большинства школ (приобретение техники, программных продуктов, обеспечение телекоммуникаций), не дают адекватного этим затратам прироста интеллектуального потенциала современных выпускников. Одной из основных причин сложившейся ситуации является неготовность управленческого звена образовательных организаций к реализации инновационного менеджмента, который основан на организации деятельности субъектов образования в развитой информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательной организации предусматривает наличие комплекса электронных образовательных ресурсов, актуальное компьютерное и коммуникационное оборудование, а также совокупность современных педагогических технологий, которые обеспечивают образовательный процесс [2]. Более точно информационно-образовательную среду можно определить как программно-телекоммуникационную среду, которая основана на использовании компьютерной техники и реализует едиными технологическими средствами и взаимосвязанным контентом качественное информационное обеспечение обучающихся, их родителей, педагогов и администрации образовательной организации, также и общественность.
МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева» является одной из передовых образовательных организаций в городе Сургуте. За все время работы в школе была создана информационно-образовательная среда, которая представлена разными модулями (рисунок).
Информационно-образовательная среда МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева»
Так, в ходе создания и развития информационно-образовательной среды образовательной организации актуальным является проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационно-образовательной среды [3].
Цель данного исследования: выявление актуального состояния информационно-образовательной среды школы № 18 имени В.Я. Алексеева г. Сургута. Объект исследования: информационно-образовательная среда школы. Предмет исследования: оценка качества информационно-образовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева». В ходе исследования были использованы метод теоретического анализа, сбор и анализ эмпирических данных, что разрешит выявление оценки результативности процесса информатизации образовательной организации:
- провести качественную оценку процесса информатизации образовательного учреждения,
- выявить динамику (тенденции), внешние и внутренние ресурсы развития информационно-образовательной среды образовательной организации,
- выделить ключевые цели при разработке стратегии и инновационных программ образовательной организации,
- обеспечить результативность принимаемых управленческих решений по совершенствованию информационно-образовательной среды образовательной организации.
Одним из самых распространенных инструментов, который позволяет провести анализ актуального состояния образовательной организации, можно считать SWOT-анализ. Этот вид ситуационного анализа служит выявлению баланса между возможностями образовательной организации и условиями внешней среды. SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем [4].
Исследование, собственно SWOT-анализ, было проведено в три этапа. На первом этапе мы выявили факторы внешней среды, которые оказывают влияние на развитие образовательной организации, а именно: факторы, открывающие новые возможности для образовательной организации, факторы, являющиеся угрозой для образовательной организации. На втором этапе анализируются внутренние возможности школы, вычленяются сильные и слабые стороны. На третьем этапе мы составили матрицу, с помощью которой можно отобразить сильные и слабые стороны организации, которые были выявлены в ходе анализа, а также выделили возможности и угрозы внешней среды. В таблице отображены результаты анализа информационной образовательной среды МБОУ «СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева» г. Сургута с учетом численной корректировки по состоянию на 01.04.2017 г.
Матрица SWOT-анализа информационно-образовательной среды МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева»
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
Сильные стороны Материально-техническая база
Кадровая база
Информационные условия
|
Возможности Государственная политика в области информатизации образования
Преимущества, которые может обеспечить государственная политика
|
Слабые стороны
|
Угрозы 1. Ухудшение здоровья учащихся и педагогов. 2. Отсутствие финансирования для непрерывного технического и технологического сопровождения педагогов и учащихся при использовании динамично обновляющихся сервисов ИКТ. 3. Недостаточная ИКТ-грамотность родителей может препятствовать для сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. 4. Повышение учебной нагрузки у педагогов. 5. Увеличение контингента учащихся |
В итоге проведенного анализа сделаны следующие выводы:
- в школе существуют благоприятные условия для развития открытой информационно-образовательной среды,
- аппарат администрации образовательной организации использует средства ИКТ при подготовке документации и сборе информации об учебном процессе,
- образовательная организация в штате имеет кадры с высоким уровнем квалификации,
- все рабочие места автоматизированы,
- в школе функционирует центр дополнительного образования, использующий дистанционные образовательные технологии.
Однако:
- уровень мотивации педагогов в освоении новых возможностей среды «Веб 2.0» недостаточно высок,
- не все технические возможности, которые предоставляет школа, используются или используются нерационально,
- использование ИКТ в работе с родителями используются недостаточно активно.
Представленное исследование позволило выявить уровень материально-технических, кадровых, информационных условий. Данные условия могут способствовать развитию информационно-образовательной среды образовательной организации [5]. Несмотря на выявленные недостатки, можно констатировать факт наличия в данной образовательной организации информационно-образовательной среды и существование возможностей ее развития и преобразования. Безусловно, данный вид характеристики является только лишь инструментом, который позволил констатировать факты, структурировать актуальную информацию, но он не представляет четко сформулированных рекомендаций и конкретных решений. Информационно-образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, все компоненты которой должны соответствовать учебной, внеучебной, методической ситуации [6]. Полученные данные могут быть полезны администраторам общеобразовательных организаций в качестве инструмента анализа и оценки результативности деятельности администрации образовательной организации и членов педагогического коллектива по развитию информационной среды образовательной организации.
Информационно-образовательная среда школы должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, которые происходят в образовательной организации. Для этого необходима полная интеграция современных информационно-коммуникативных технологий в педагогическую деятельность школы в целом. Грамотно организованная информационно-образовательная среда школы, а именно правильное использование информационно-коммуникативных средств в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, а также обеспечить наглядность любого материала, учить использовать обучающихся современным способам самостоятельного получения знаний. все это, безусловно, послужит условием достижения нового качества образования.
Библиографическая ссылка
Андреева О.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МБОУ «СОШ № 18 ИМЕНИ В.Я. АЛЕКСЕЕВА» Г. СУРГУТА // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26558 (дата обращения: 09.05.2025).