Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Попова Т.В. 1
1 Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации несовершеннолетних в контексте российского образовательного пространства. Актуальность темы объясняется сохраняющейся значимостью профилактики девиантных поведенческих проявлений. Выделены факторы правовой социализации личности. На базе теоретического анализа сделаны предположения об особенностях правовой социализации личности. Исследуется роль, которую выполняет правовая социализация в процессе формирования правовой культуры личности. В статье описано правовое воспитание как составной контролируемый элемент процесса правовой социализации. Внимание автора сфокусировано на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии социально-педагогического сопровождения правовой социализации личности. Выявлена динамика работы государства по социально-педагогической поддержке несовершеннолетних. В статье определены вероятные направления дальнейшего изучения рассматриваемого феномена социальной педагогики.
правовая социализация
правовая культура
правовое сознание
правовое воспитание
социально-педагогическое сопровождение
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65-86.
2. Резников Е.В. Особенности правовой социализации // Общество и право. – 2014. – № 1 (47). – С. 24-26.
3. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-1. – С. 200-209.
4. Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. – 2010. – № 4. – С. 118-122.
5. Будкина Л.В. Факторы и условия правовой социализации // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 8. – С. 156-158.
6. Каландаришвили З.Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 137. – С. 116-123.
7. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
8. Касьянов В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Ростов н/Д, 2001. – 480 с.
9. Колесниченко Т.И. Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. – 2015. – Вып. 1. – Т. 15. – С. 42-46.
10. Arehart-Treichel J. Effects of Bullying Don’t End When School Does // American Journal of Psychiatry. - 2013. - V. 48. - No. 7. - Р. 12–17.
11. Wigderson S., Lynch M. Cyber- and traditional peer victimization: Unique relationships with adolescent well-being // Psychology of Violence. - 2013. - V. 3 (4). - Р. 297–309.
12. Попова Т.В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 5 (49). – С. 89-91.

В современном обществе по-прежнему актуальной остается проблема профилактики отклоняющегося поведения подростков, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних. Исследователи описывают негативные тенденции социализации подрастающего поколения, среди которых особое опасение вызывают явления, связанные с ростом различных форм агрессии и деструктивных явлений в поведении несовершеннолетних, ранним приобщением детей и подростков к антисоциальным и противоправным поступкам. Процесс ранней криминализации подрастающего поколения сопровождается ранней алкоголизацией и наркотизацией несовершеннолетних. Отдельную тревогу вызывают у ученых «неадекватные стратегии совладания подростков и молодежи с трудными жизненными ситуациями» [1], вовлечение несовершеннолетних в деятельность деструктивных сообществ (в том числе в сети интернет), суицидальное поведение и др. В социально-педагогической теории и практике доказано, что девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних основано на ряде причин, среди которых важное место занимает низкий уровень правовой социализированности.  

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних достаточно глубоко разработана в современной науке (А.С. Белкин, Л.М. Зюбин и др.), есть и работы, посвященные целенаправленной педагогической деятельности в сфере формирования правовой культуры (В.А. Балюк, М.Е. Дуранов, И.Г. Митюнова и др.). Вместе с тем проблеме правовой социализации, несмотря на то что её разрабатывают юридическая, социологическая, философская, психологическая и педагогическая науки, посвящено недостаточное количество работ.

Целью исследования является обоснование проблем правовой социализации несовершеннолетних в контексте социально-педагогической теории и практики. В свете модернизации системы образования России поддержка правовой социализации подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений социально-педагогической теории и практики деятельности образовательных учреждений. Общество остро нуждается в научном подходе к проблеме правовой социализации подрастающего поколения с учетом современных реалий и научно обоснованных рекомендациях по поддержке и сопровождению данного процесса.

Правовая социализация определяется разными учеными с учетом разных аспектов данного явления. Позиции отечественных авторов (Н.А. Шеховцовой, В.М. Сырых, А.И. Иванчак и др.) роднит представление о правовой социализации как целенаправленном и в то же время многофакторном процессе. Е.В. Резников рассматривает правовую социализацию в единстве «когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов правосознания» [2, с. 25]. М.Ю. Крутиков указывает, что правовая социализация неотделима от правового воспитания, подчеркивая тем самым организованность и направленность данного процесса, его опосредованность социальным заказом общества на образование [3]. Подобная позиция подкрепляется исследованиями других ученых. Например, Р.А. Бессарабов, сосредотачивая свое внимание на педагогической составляющей правовой социализации, определяет её как «формирование и постоянное расширение системы социально-правовых связей, раскрытие перед личностью новых возможностей для вхождения в адекватную и позитивную жизнедеятельность общества в процессе правового воспитания» [4, с. 118].

В понимании условий и детерминант правовой социализации личности в социологии права, психологии и педагогике принято опираться на направленность и содержание данного процесса. С данной позиции Л.В. Будкина указывает на следующие факторы правовой социализации: правовую культуру, нацеленную на формирование правового сознания личности; правовую систему как совокупность писаного права, юридической практики, правовой идеологии и правовых понятий; правосознание, в основе которого лежит понимание личностью закономерностей правовой системы; правовое образование и воспитание, нацеленные на целенаправленное формирование правовой культуры подрастающего поколения [5].

Корректным представляется определение З.Н. Каландаришвили, трактующее правовую социализацию как «важный общественный двусторонний  процесс,  включающий, с одной стороны, усвоение личностью социально-правового опыта путем вхождения в социально-правовую среду и в систему социальных связей внутри общества, с другой стороны, процесс воспроизводства человеком социальных связей за счет его активной социоправовой деятельности, жизненной позиции и активного  включения в правовую среду и правовую жизнь» [6, с. 116].

В то же время не стоит игнорировать важную составляющую процесса правовой социализации как «дочернего» по отношению к общей социализации явления – стихийность. Справедливым представляется мнение А.В. Мудрика, который указывает на существенные отличия процесса стихийной социализации от воспитания: её непреднамеренность, овладение социокультурным опытом через научение как бессистемный процесс, непрерывность и целостность [7].

В данном контексте определенный интерес представляют взгляды В.В. Касьянова и В.Н. Нечипуренко, которые выделяют три вида правовой социализации: «социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и символическую социализацию» [8, с. 321]. С позиции авторов социализация посредством научения предполагает приобретение базовых правовых знаний и освоение элементарных правовых норм. Правовая социализация на основе собственного и чужого опыта осуществляется как результат осознания собственного правового опыта и опыта людей, составляющих ближайшее социальное окружение личности. Символическая правовая социализация, по оценке ученых, заключается в формировании собственных отвлеченных представлений человека о правовых понятиях и явлениях: о правовых и противоправных поступках, законе, государственности и др. [8, с. 321-322].

Таким образом, правовая социализация включает правовое воспитание, но не ограничивается им, основываясь также на механизмах непреднамеренного усвоения правовой культуры общества. И напротив, усвоение правовой культуры представляет собой один из факторов социального становления личности, являясь важной детерминантой социализации личности [9]. Социальное становление подрастающего поколения – многофакторный процесс, основанный на усвоении индивидом общественных норм, правил, ценностей, различных аспектов социокультурного опыта и воспроизводства усвоенного опыта в жизнедеятельности личности. Социализация, таким образом, выстраивается как итог и результат взаимоотношений индивида и общества. Между тем многочисленные факторы социализации, её механизмы, описанные учеными, детерминируют конкретно-исторический характер социального становления, социализированности. Сущность социализации заключается в том, что благодаря ей обеспечивается формирование человека как гражданина именно того социума, к которому он принадлежит – со всеми социальными пороками, изъянами и проблемами. Исходя из данной закономерности, можно заключить, что низкий уровень правовой социализации подрастающего поколения обусловлен, прежде всего, конкретными социокультурными условиями, факторами социально-правового становления.

В ходе проведенного анализа социокультурной ситуации в современном российском обществе изучалось влияние различных факторов и условий, которые определяют основы правовой социализированности.

Процесс социального становления личности, в том числе правовой, начинается в семье. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые представления о нормах морали, нравственности, закона и правопорядка. Современная семья переживает период кризиса. В российском обществе наблюдается рост неблагополучных семей, семей группы риска, семей, в которых ослабление социализирующей функции протекает латентно. Наряду с делинквентными семьями в зону социального риска попадают неполные семьи, дистантные семьи, семьи мигрантов и др. По оценкам специалистов, современная семья в значительной степени ослабила своё воспитательное воздействие и не выполняет в полной мере свою социализирующую функцию.

Не менее важным фактором социализации является школа. Несмотря на меры модернизации образования, в частности реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, современная школа только осваивает технологии правового воспитания. В отдельных случаях сохраняются негативные явления в школьной среде: буллинг, кибербуллинг, кибермоббинг (Bullying, Cyber-Bullying, Cyber-Mobbing) и иные виды травли, агрессии и насилия среди детей. Под определение буллинга в большинстве случаев попадает физическая и вербальная агрессия, распространение оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы [10]. Исследователи подчеркивают, что среди перечисленных видов деструктивного поведения школьников особо выделяются различные виды кибербуллинга или травли в интернете, социальных сетях и форумах [11]. По статистике, ежедневно в сеть в РФ выкладываются не менее десяти видеороликов, демонстрирующих сцены насилия (физического или психологического) одних подростков над другими, снятые в стенах учебного заведения. Несмотря на принимаемые меры, правовая культура школьников остается на низком уровне.

Одним из ведущих факторов делинквентности подрастающего поколения является делинквентность (девиантность) близких друзей – референтной группы сверстников. Успешность правовой социализации как одного из компонентов многофакторного социального становления личности имеет исключительную важность в процессе становления жизненного самоопределения подростка [12]. Подростки, получившие серьезные деформации социализации личности в семье, «завоевавшие» статус изолированной, отчужденной личности в школе, вполне легко могут оказаться в криминальной (делинквентной) группе сверстников. Среди сообществ сверстников, представляющих особую социальную опасность, следует отметить нацистов и неонацистов, скинхедов, криминальные группировки. Среди факторов, способствующих образованию криминальных подростковых групп, можно выделить:

  • потребность в доверительно-личностном общении, во взаимопонимании, сочувствии, эмоциональном комфорте;
  • тревожность, фобии, страх перед одиночеством, социальной изоляцией;
  • стремление проявить свою самостоятельность, избавиться от опеки родителей;
  • потребность в престиже, самоутверждении, стремление к красивой жизни, популяризуемой в СМИ, ложное понимание романтики криминальной жизни;
  • возможность утвердить игровые мотивы поведения, отсюда безрассудный риск, бравада, легкомысленное отношение к закону и др.

Для членов подростковых криминальных групп, как правило, характерно одобрение нарушения закона, низкий уровень правосознания и обладание определенными навыками совершения преступлений. Ученые также выделяют дополнительные факторы, усиливающие криминальное поведение подростков: зависть, безделье, скука; состояние фрустрации, которое может приводить к необоснованной агрессии, злобе, увлечение алкоголем, наркотиками, ослабление волевых составляющих личности, неумение и нежелание трудиться и др.

В зоне риска находятся и представители таких субкультур, как эмо, готы, футбольные фанаты, байкеры, рейверы и пр. Особую тревогу среди педагогов, психологов, социологов и сотрудников правоохранительных органов вызывает рост различного рода сообществ, популяризующих смерть, суицидальное поведение в подростковой среде. Такого рода сообщества – «группы смерти», распространяются в социальных сетях интернета под маской игр, групп по интересам («Синий кит», «Я в игре» и др.) и, несмотря на активную пресекающую деятельность правоохранительных органов, продолжают свое существование во все новых ипостасях.

Следующим значимым фактором правовой социализации подрастающего поколения являются СМИ (средства массовой информации) и СМК (средства массовой коммуникации). СМИ активно воздействуют на все четыре компонента правосознания: отношение к преступлениям и преступникам, жертвам; закону; наказанию; работникам правоохранительных и правоприменительных органов. Наряду с популяризацией органов правопорядка в многочисленных сериалах на основе анализа современных СМИ можно выделить следующие негативные закономерности в их деятельности по формированию представлений о преступлениях и преступниках:

  • сообщения в СМИ дают представление о типичных преступлениях и алгоритмах их совершения;
  • в СМИ часто встречается информация о преступлениях, которые существенным образом отклоняются от норм общества;
  • описание сцен насилия, жестокости делают преступления нормой, своеобразной моделью поведения, придают преступникам ореол героизма.

Распространению в интернете упомянутых выше «групп смерти», а также таких явлений, как кибербуллинг, интернет-троллинг, среди подрастающего поколения способствует утрате российским обществом значимых морально-нравственных законов. Данные обстоятельства вынуждают рассматривать СМК и СМИ как фактор повышенного риска в процессе стихийной социализации подрастающего поколения.

Перечень факторов правовой социализации не ограничивается вышеназванными. Все они в той или иной степени способствуют правовой социализации и десоциализации подрастающего поколения, однако очевидно, что организованный целенаправленный процесс правового воспитания эффективней, чем стихийное воздействие.

Правовое воспитание как целенаправленный систематический организованный педагогический процесс, направленный на формирование правовой культуры, правового сознания, выработку навыков и привычек законопослушного поведения, осуществляется во всех образовательных учреждениях. Предполагаемым результатом правового воспитания является формирование правовой культуры личности – интегративного качества, проявляющегося в сформированности знаний в области права, ценностном отношении к нормам права и закона, законопослушном поведении.

В современном обществе правовое воспитание представляет собой управляемый процесс, который включает в себя вооружение школьников правовыми знаниями, превращение таких знаний в личностные убеждения и формирование на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, к поведению в целом. Посредством правового воспитания у подрастающего поколения должно развиваться осознание важности закона и правовых норм, должны закладываться правовые установки и в целом формироваться уважение к принципам государственного и общественного устройства.

Социальная педагогика рассматривает правовое воспитание как один из факторов преодоления роста преступности среди несовершеннолетних, способствующий успешной социализации личности. Основными формами правового воспитания, применяемыми в профилактической деятельности, являются: правовое просвещение и информирование, воспитание сознательного отношения к закону и нормам права, выработка устойчивых навыков правового поведения личности.

Однако для того чтобы процесс правовой социализации стал подлинно педагогически управляемым, необходимо учитывать значимость его стихийного компонента, предупреждать и корректировать негативное влияние названных выше факторов и условий правовой социализации. Указывая на связь правовой социализации с правовым воспитанием, с одной стороны, и влиянием разного рода как позитивных, так и негативных факторов социума - с другой, необходимо подчеркнуть, что и с педагогической точки зрения успешность социализации обеспечивается её педагогическим сопровождением.

В современной гуманистической педагогике приоритет отдается личностно ориентированным технологиям и формам взаимодействия в системе педагог-ребенок. Директивные, авторитарные формы деятельности сменяются технологиями педагогической поддержки, сотрудничества, сопровождения. Для осуществления успешной правовой социализации необходима такая стратегия социально-педагогической деятельности, которая дает возможность ребенку самому при помощи и поддержке педагога включаться в процесс становления правосознания. Подобной технологией является социально-педагогическое сопровождение. Целью социально-педагогического сопровождения правовой социализации является содействие созданию социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для успешного формирования правового сознания личности, правовой культуры в целостном процессе развития личности обучающихся.

В процессе социально-педагогического сопровождения правовой социализации наиболее полно реализуется личностный потенциал ребенка в конкретной ситуации развития, что способствует успешности социализации воспитанника накоплению им социально значимого опыта правового нормативного поведения.

Социально-педагогическое сопровождение правовой социализации является, на наш взгляд, важным превентивным фактором, способным предотвратить криминальное поведение личности, способствовать процессу усвоения, принятия и реализации субъектом правовых ценностей общества, идей, правовых оценок, норм и моделей поведения. Социально-педагогическое сопровождение правовой социализации обуславливается современными требованиями к духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России и может осуществляться по следующим направлениям: реализация правового воспитания с учётом современных требований к образованию; изучение и коррекция социальной ситуации развития ребёнка, опосредование влияния негативных факторов правовой социализации как стихийного явления; профилактика делинквентного поведения и правонарушений среди подрастающего поколения.


Библиографическая ссылка

Попова Т.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26550 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674