Формирование электронных портфолио студентов является актуальной проблемой по ряду причин.
Во-первых, необходимость создания электронного портфолио студентов определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) [1].
Во-вторых [1; 2], портфолио является одним из инструментов, который позволяет оценить уровень сформированности компетенций у студентов.
В-третьих, отсутствие единого методического подхода в выборе принципов формирования портфолио обуславливает многообразие форм данного документа, которые не позволяют в полной мере охватить достижения обучающегося и оценить уровень сформированности компетенций, соответствующих готовности к будущей профессиональной деятельности.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть принципы, которые должны лежать в основе формирования портфолио студентов на основе интегративного подхода, возможные модели портфолио и предложить практические рекомендации по формированию данного документа и технологии его создания в условиях инженерного вуза.
Дословно «Портфолио (англ. portfolio - папка для важных бумаг и документов, лат. portare - носить, переносить и folium - лист бумаги). Собрание документов, образцов работ, фотографий и т.п., характеризующее кого-либо как специалиста в той или иной области и необходимое при заключении деловых контрактов, приеме на работу и т.п.» [3].
Э.Х. Тазутдинова предлагает рассматривать портфолио студента как продукт его деятельности, «…индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которая, с одной стороны, представляет образовательные результаты, а с другой - содержит информацию об индивидуальном образовательном маршруте, т.е. процессе обучения, при котором обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность» [4].
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной педагогике накоплен многоплановый опыт, раскрывающий роль портфолио в организации и управлении учебным процессом, его модели и виды (Ю.В. Баранников, Г.Б. Голуб, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, Э.Х. Прутченков, Е.Е. Федотова, Р. Баерман, Д. Литл, Б. Хангерленд) [2,5,6]. Так, например, М.А. Пинская, Т.Г. Новикова акцентируют внимание на роли портфолио в фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений субъектов обучения; Д.В. Шестакова доказывает важную роль портфолио в формировании конкурентоспособного специалиста [7].
В нашем исследовании портфолио рассматривается как документ, позволяющий ознакомиться с личностными качествами и достижениями обучаемых в области подготовки к будущей инженерной деятельности, показывающий динамику его профессиональной подготовки от первого до выпускного курсов. Портфолио дает возможность, прежде всего, самому студенту объективно посмотреть на собственное личностное и профессиональное развитие, а также планировать и корректировать процессы саморазвития и самосовершенствования.
Наряду с многообразием видов портфолио существуют и различные подходы к содержанию этого контрольно-оценочного документа, а также моделям и технологии его реализации в образовательном процессе высшей школы.
В ходе организации опытно-экспериментальной работы на базе ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» нами был реализован интегративный подход к формированию электронных портфолио студентов. В исследовательской деятельности нами использовались как общетеоретические, так и эмпирические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование и др.
Ряд авторов, например А.Н. Нюдюрмагомедов, интеграцию в образовании определяет как «целенаправленное установление структурно-органических связей элементов педагогической системы вокруг профессиональной направленности, обеспечивающее эффективное ее функционирование» [8]. При этом педагогическая интеграция рассматривается «как процесс установления связей между объектами и создание новой целостной системы» [9].
Предлагаемый нами интегративный подход заключался в установлении связей между структурными элементами электронных портфолио студентов и субъектами образовательного процесса на содержательном, технологическом и организационном уровнях.
Проектируя содержательный уровень интеграционных процессов, мы опирались на мнение А.К. Марковой о составляющих «профессиональной компетентности:
- специальная профессиональная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, такими как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости» [10].
Таким образом, содержательный уровень предполагает отражение в портфолио не только целостности процесса и результатов усвоения студентом содержания инженерного образования, представленного совокупностью и взаимосвязью изученных учебных дисциплин, модулей, практик, но достижений в различных видах и формах внеаудиторных занятий, культурно-массовых и общественных мероприятиях, а также достижения личностного самовыражения и развития, самореализации в будущей профессиональной деятельности и рефлексивную оценку самого обучаемого.
Технологический уровень предполагает интеграцию концепций, технологий, методов, приемов обучения, лежащих в основе, в том числе противоположных, подходов и концепций [11].
Нами предлагается интегративный синтез основных положений и принципов системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов, отраженных в принципах портфолио, его функциях и содержании, а также модели реализации в инженерном вузе. В контексте данного исследования портфолио выполняет ряд функций, способствующих личностному и профессиональному росту будущего инженера: формирующую, системно-аналитическую, моделирующую, мотивационную, презентационную, рефлексивно-оценочную.
Организационный уровень «основывается на единстве упорядочения и спонтанности, регламентирования и неопределенности, порядка и хаоса» [11]. В предлагаемом нами подходе к формированию портфолио он представлен реализацией принципов планирования и целеполагания; систематичности и последовательности; системного учета развития общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и видов профессиональных действий и деятельностей.
По нашему мнению, интегративный подход к формированию электронного портфолио позволяет реализовать систему следующих принципов: планирования и целеполагания, систематичности и последовательности, системного учета развития общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и видов профессиональных действий и деятельностей, диалогичности, объективности, позитивной мотивации, рационального сочетания личностной и профессиональной направленности, индивидуализации и внутренней дифференциации, рефлексии, презентабельности.
Рассмотрим ряд из них более подробно.
Принцип планирования и целеполагания определяет цели, задачи формирования портфолио и его содержание. Цель электронного портфолио, в нашем исследовании, заключается не только в создании объективного документа, отражающего динамику и результаты личностного и профессионального становления будущих субъектов инженерной деятельности, но и механизма, реализующего субъект-субъектные взаимодействия всех участников образовательного процесса в инженерном вузе и потенциальных работодателей.
Нами предлагается модель электронного портфолио студентов, которая включает следующие структурные элементы содержания:
- автобиографические сведения (в том числе достижения до обучения в вузе);
- материалы, которые характеризуют результаты освоения образовательных программ и сформированность ключевых компетенций по всем предметам, уровни сформированности видов инженерной деятельности и действий в соответствии с ФГОС ВО направления подготовки будущего инженера; освоение дополнительных образовательных программ (оценки по различным предметам, рецензии, результаты рейтинговой оценки деятельности студентов и др.);
- список, содержание, описание, представление творческих работ, рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ;
- научно-исследовательская и проектная деятельность (участие в научно-практических конференциях, участие в конкурсах проектов и пр.);
- внеучебная активность: участие в работе молодежных общественных организаций; спортивные достижения; результативность участия в городских и областных конкурсах и олимпиадах;
- творческие достижения (участие в фестивалях, концертах, смотрах);
- социальная активность студента (участие в общественных движениях, форумах, мероприятиях);
- анализ собственных достижений на различных этапах обучения в вузе, планы и пути по устранению выявленных недостатков, личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию.
Принцип системного учета развития общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и видов профессиональных действий и деятельностей предполагает отражение в портфолио достижений студента по усвоению всех видов деятельности и действий, их составляющих, а также соответствующих им компетенций, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Принцип рационального сочетания личностной и профессиональной направленности означает то, что процесс обучения в высшей школе направлен на формирование у студентов как профессиональных, так и общекультурных компетенций, а также на социализацию личности, развитие ее творческого потенциала и социальной активности.
Принцип индивидуализации и внутренней дифференциации, выделенный И.C. Якиманской, предусматривает учет доучебного опыта в учебной, творческой, социальной деятельности и необходимость предоставления каждому студенту системы индивидуальных заданий, учитывающих его способности, интересы и склонности, также индивидуальные темп и способы действий в процессе обучения вузе, раскрывающие индивидуальный путь его личностного и профессионального развития.
Принцип диалогичности позволит в электронном портфолио осуществлять субъект-субъектные взаимодействия и обратную связь между студентом и преподавателями, тьюторами, потенциальными работодателями, сокурсниками, студентами младших и старших курсов и другими субъектами.
Принцип рефлексии заключается в оценке собственного развития будущего инженера, становления его «профессиональной Я-концепции». На наш взгляд, портфолио содержит в себе возможности по формированию всех компонентов «Я-концепции» (идеального, реального, зеркального) как будущего субъекта инженерной деятельности, так и его личности в целом. В зависимости от целей и задач портфолио ключевыми точками рефлексивного анализа могут быть: для рабочего портфолио – по завершении освоения базовых разделов предметных областей; для портфолио, используемого при трудоустройстве – перед выходом на производственную практику или стажировку по специальности; для оценочного портфолио – в виде рецензии или отзыва, по конкретному разделу документа или продукту деятельности студента. С целью реализации данного принципа мы предлагаем включить в содержание портфолио анализ собственных достижений будущих инженеров.
Принцип презентабельности – это демонстрация материалов портфолио-продукта конкретным лицам, заинтересованным в информации о достижениях будущих инженеров, его планах по дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию. В связи с этим нами предлагается формировать портфолио на базе специализированных веб-ресурсов, например, ВЕБ-ПОРТФОЛИО [12].
Принцип позитивной мотивации предполагает реализацию мотивирующей функции портфолио, заключающейся в создании средства, позволяющего студенту, с одной стороны, испытать чувство гордости за собственные достижения, а с другой - адекватно их оценить и наметить пути и средства личностного и профессионального развития.
Предлагаемая нами модель электронного портфолио студентов была внедрена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет» (ФГБОУ ВО «БГИТУ»).
Механизм внедрения предлагаемой модели представлен на рисунке.
Механизм внедрения электронного портфолио студента в образовательный процесс в ФГБОУ ВО «БГИТУ»
Как видно из данных, представленных на рисунке, механизм внедрения электронного портфолио основан на рассмотренных выше принципах. Во-первых, принципу целеполагания отвечает четкая структура портфолио, которая регламентируется внутренними нормативными документами университета. Во-вторых, принцип презентабельности основан на размещении портфолио на сайте университета, медиасервере, в социальных сетях, специализированных web-ресурсах. В-третьих, принцип рефлексии реализован на уровне взаимодействий субъектов образовательного процесса и работодателей.
Положительную динамику внедрения электронного портфолио в образовательный процесс иллюстрируют данные результатов федерального интернет-экзамена и ежегодных отчетов о самообследовании университета, представленные авторами в работах [13,14].
Повышение качественного уровня образования студентов также подтверждено сертификатами качества, выданными университету научно-исследовательским институтом Мониторинга качества образования в ходе независимой оценки успеваемости от 05.08.2015 №2015/1/271, от 03.08.2016 №2016/1/211, от 03.03.2017 №2016/2/152.
Таким образом, мы полагаем, что введение портфолио, основанное на рассмотренных принципах, позволяет: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; выявлять динамику творческих способностей, содействовать индивидуализации образования и, безусловно, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации молодежи, а также будущего трудоустройства.
Библиографическая ссылка
Хохлова М.В., Лукашов С.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26543 (дата обращения: 29.11.2023).