Высшая школа, как социальный институт, является системой подготовки высокопрофессиональных кадров для всех сфер общественной жизни страны. От эффективности деятельности данной системы зависит социально-экономическое развитие страны. В связи с этим вопросы преобразования содержания и структуры высшей школы вызывали и вызывают интерес в широких кругах общественности.
Представление об университете как сложноорганизованном «организме», включающего в себя огромное количество различных элементов и взаимосвязей между ними, требует тщательного анализа различных аспектов функционирования данной системы.
Одним из важнейших факторов прогрессирования высшего учебного заведения является вовлечение преподавателей в инновационную деятельность, которое представляет собой многомерное педагогическое явление.
Решение проблемы вовлечения преподавателей в инновационную деятельность опирается на ряд закономерностей:
- барьеры инновационной деятельности имеют субъектно-объектный характер и требуют целенаправленной работы по их преодолению;
- развитие личности преподавателя, как саморазвивающейся социальной системы, происходит в инновационной среде вуза;
- существуют устойчивые связи между возможностями инновационной среды вуза и инновационного потенциала преподавателя в процессе преодоления барьеров инновационной деятельности преподавателями;
- развитие инновационного потенциала преподавателей зависит от эффективного управления ресурсами вуза.
Моделируя вовлечение преподавателей в инновационную деятельность, в структуре модели мы обозначили технологический компонент. Технологический компонент системы раскрывает ее технологический аспект, ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов. Почему необходима технологизация вовлечения в инновационную деятельность? Для ответа на этот вопрос обратимся к общему толкованию понятия «технология» в педагогической науке.
По мнению М.А. Чошанова, педагогическая технология, или – технология обучения является составной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? – то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4) как учить результативно? Соглашаясь с автором, мы определяем, что технология вовлечения должна отвечать на вопрос: как вовлекать преподавателей в инновационную деятельность результативно? [4].
Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Тогда и технология вовлечения должна охватывать все элементы системы вовлечения преподавателей в инновационную деятельность [3].
Отмечая наукоемкость педагогических технологий, В.И. Андреев: «Педагогическая технология, в том числе и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании» [1]. Таким образом, проектируемые технологии (в том числе и технологии вовлечения в инновационную деятельность) должны опираться на закономерности и принципы и гарантировать результат.
Учитывая характеристику технологий и в частности педагогических технологий, мы можем сформулировать структурное определение понятия «технология вовлечения преподавателей в инновационную деятельность». Под технологией вовлечения преподавателей в инновационную деятельность мы будем понимать процессуальную систему достижения результата вовлечения, включающую цели, подходы и принципы, содержание, условия и описание измерения достигнутого результата. При этом методы, формы и средства вовлечения мы отнесем к содержанию технологии.
Структурное описание технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность заложено в формулировке. Таким образом, описание технологий вовлечения будет происходить далее по следующей схеме:
- подходы и принципы, на которые опирается данная технология;
- цель и ее конкретизация в задачах;
- содержание технологии: методы – формы – средства;
- условия реализации технологии;
- прогнозируемый результат;
- описание средств измерения (оценки) результата.
В данной статье нами рассматривается одна из технологий вовлечений преподавателей вуза – технология организации инновационной среды вуза, которая основана на системном и средовом подходах. Они позволяют рассматривать вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как педагогическую систему и определяют связи между возможностями инновационной среды и инновационным потенциалом преподавателя в процессе преодоления барьеров. Указанным закономерностям соответствует принцип управления, применение которого в теории преодоления барьеров имеет цель создания условий для мотивации и стимулирования преподавателей к инновационной деятельности и для согласования целей и программ инновационной деятельности преподавателя и вуза.
Формирование и существование инновационной среды вуза является необходимым условием для осуществления инновационной деятельности преподавателями. Рассматривая инновационную среду вуза, мы определили ее структурные элементы:
- организационно-управленческая поддержка инноваций, которая может выражаться наличием регламентов, норм, политики стимулирования инновационных процессов;
- инновационная инфраструктура вуза, которая предусматривает материально-техническое обеспечение, обеспечение финансовыми и информационными ресурсами инновационных процессов, наличие в структуре научно-исследовательских подразделений как собственных источников новшеств;
- комплексное сопровождение, которое в данной технологии может выражать политику информирования о возможных инновациях (консультирование, обсуждение, дискуссии и т.п.).
Инновационная направленность личности входит в структуру инновационного потенциала. На наш взгляд, формирование инновационной направленности преподавателя в инновационной среде вуза позволяет преодолеть дефицит ценности инновационной деятельности, нехватку или отсутствие информации о необходимых ценностях и возможностях получения к ним доступа в данной ситуации, то есть преодолеть ценностно-информационный барьер инновационной деятельности в ее ориентировочной фазе (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова) [5].
Тогда целью технологии организации инновационной среды будет создание условий для формирования инновационной направленности преподавателей вуза. Сформулированная цель конкретизируется с помощью задач, основанием для которых может являться структура инновационной среды вуза.
Задачи:
1 – создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности научно-педагогических работников;
2 – создание системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности преподавателей;
3 – информирование о возможных инновациях и результатах внедрения инноваций;
4 – совершенствование материально-технического обеспечения инновационной деятельности.
Поставленные задачи определяют содержание технологии, а именно методы, формы и средства.
Первая задача реализуется регламентирующим методом, с помощью которого создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных. Этот метод может быть реализован в форме регламентации инновационной деятельности преподавателей в вузе, которая представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих инновационную деятельность. Таким образом, средствами будут являться нормативные акты (приказы, положения, инструкции и т.п.), определяющие нормы и правила организации инновационной деятельности в вузе.
Вторая задача реализуется с использованием методов стимулирования и мотивации, направленных на формирование и закрепление положительного отношения к инновационной деятельности. Эти методы представляют собой совокупность форм и средств, побуждающих к определенным действиям. По аналогии с классификацией методов обучения Ю.К. Бабанского, мы выделим в методах стимулирования и мотивации инновационной деятельности преподавателей две подгруппы [2]:
- методы стимулирования и мотивации интереса к инновационной деятельности (дискуссии, создании ситуаций новизны, создании ситуации успеха);
- методы стимулирования долга и ответственности (разъяснения личностной и общественной значимости инновационной деятельности, поощрения и наказания).
Формы стимулирования и мотивации могут быть материальными и нематериальными. Материальные формы делятся на денежные (зарплата, премии) и неденежные (путевки, подарки). Нематериальные формы также можно разделить на две подгруппы: моральные (благодарности, награды, уважение) и социальные (возможность социального роста, карьерного роста, профессионального самосовершенствования). Средствами при этом будут конкурсы, рейтинги, дискуссионные площадки, проекты.
Для решения третьей задачи направлены метод информирования и метод консультирования. Назначение метода информирования заключается в передаче актуальной для каждого преподавателя информации об инновационных процессах в вузе. При этом информация должна обладать следующими свойствами: ценность, актуальность, доступность, достоверность, точность, полнота, объективность.
Формы информирования об инновационной деятельности в вузе мы разделим на две группы:
- публичные (выступления на конференции, собрании, публичном отчете, семинаре, вебинаре; издание печатной продукции, плакатов; видеоролики; объявления);
- индивидуальные (рассылка индивидуальных писем, беседа).
Соответственно средствами информирования об инновационных процессах, происходящих в вузе, будут являться: сборники конференций, информационные сообщения, информационные стенды, компьютерные информационные системы, СМИ, электронная информационно-образовательная среда вуза.
Условия:
- наличие индивидуального рейтинга преподавателя;
- наличие доступа к информации в электронной информационно-образовательной среде вуза;
- наличие в структуре вуза лабораторного комплекса, научно-исследовательских подразделений, проектных групп, «команд изменений»;
- наличие локальных актов о закреплении и распределении функциональных обязанностей, делегирование полномочий.
Результат:
- повышение числа преподавателей вуза, имеющих инновационную направленность, выражающуюся мотивацией достижения и готовностью к участию в инновационной деятельности, отсутствием ценностно-информационного барьера инновационной деятельности.
Средства измерения:
Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.
Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан).
Диагностическая карта готовности к инновационной деятельности.
Структуру технологии организации инновационной среды вуза представили в таблице.
Структура технологии организации инновационной среды вуза
Закономерность: существуют устойчивые связи между возможностями инновационной среды и инновационным потенциалом преподавателя в процессе преодоления барьеров
|
Подходы: Системный Средовой |
||
Цель: создание условий для формирования инновационной направленности преподавателя вуза |
Принцип: Принцип управления |
||
Задачи |
Содержание |
||
Методы |
Формы |
Средства |
|
1 – создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности в вузе; |
Регламентирующий |
Регламентация инновационной деятельности |
Нормативные акты (приказы, положения, инструкции и т.п.) |
2 – создание системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности преподавателей; |
Методы стимулирования и мотивации: - интереса к инновационной деятельности; - долга и ответственности. |
Материальные (денежные и неденежные). Нематериальные (моральные и социальные) |
Конкурсы, рейтинги, дискуссионные площадки, проекты |
3 – информирование о возможных инновациях и результатах внедрения инноваций; |
Метод информирования |
Публичные. Индивидуальные |
Сборники конференций, информационные сообщения, информационные стенды, ЭИОС вуза, СМИ, компьютерные информационные системы |
4 – совершенствование материально-технического обеспечения инновационной деятельности |
|
Научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры Проектные группы |
|
Результат: повышение числа преподавателей вуза, имеющих инновационную направленность, выражающуюся мотивацией достижения и готовностью к участию в инновационной деятельности, отсутствием ценностно-информационного барьера инновационной деятельности. |
Средства измерения: Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан). Диагностическая карта готовности к инновационной деятельности. |
Таким образом, формируя инновационную среду вуза, преподаватель понимает, что осуществляется поддержка (материальная, техническая, информационная, образовательная и т.д.) его инновационной деятельности; знает об осуществляемых инновационных проектах, к которым он может присоединиться; осознает значимость инновационной деятельности для собственного развития. Все это позволяет обеспечить совокупность мотивов инновационной деятельности, систему ценностей инноваций, стремление к обогащению инновационного опыта, что составляет инновационную направленность личности.
Библиографическая ссылка
Фильченкова И.Ф. ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26541 (дата обращения: 21.01.2025).