Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Фильченкова И.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина"
Формирование и существование инновационной среды вуза является необходимым условием для осуществления инновационной деятельности преподавателями. Использование административного ресурса как элемента инновационной среды вуза позволяет обеспечить совокупность мотивов инновационной деятельности, систему ценностей инноваций, стремление к обогащению инновационного опыта преподавателей, что составляет инновационную направленность личности. В статье рассматривается одна из технологий вовлечения преподавателей в инновационную деятельность – технология организации инновационной среды вуза. Под технологией вовлечения преподавателей в инновационную деятельность понимается процессуальная система достижения результата вовлечения. В работе дается описание подходов и принципов, на которые опирается данная технология. Обозначены цель и ее задачи. Описываются содержание технологии (методы, формы, средства), условия реализации технологии, прогнозируемый результат, средства измерения (оценки) результата.
технология вовлечения
инновационная деятельность
инновационная среда вуза
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
4. Чошанов М.А. Обучающие системы дистанционного образования / М.А. Чошанов // Школьные технологии. – 2011. – № 4. – С. 81-88.
5. Шакуров Р.Х. Инновация и психологическая перестройка личности: монография/ Р.Х. Шакуров [и др.]; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Казан. гос. технол. ун-т». – Казань: КГТУ, 2009. – 349 с.

Высшая школа, как социальный институт, является системой подготовки высокопрофессиональных кадров для всех сфер общественной жизни страны. От эффективности деятельности данной системы зависит социально-экономическое развитие страны. В связи с этим вопросы преобразования содержания и структуры высшей школы вызывали и вызывают интерес в широких кругах общественности.

Представление об университете как сложноорганизованном «организме», включающего в себя огромное количество различных элементов и взаимосвязей между ними, требует тщательного анализа различных аспектов функционирования данной системы.

Одним из важнейших факторов прогрессирования высшего учебного заведения является вовлечение преподавателей в инновационную деятельность, которое представляет собой многомерное педагогическое явление.

Решение проблемы вовлечения преподавателей в инновационную деятельность опирается на ряд закономерностей:

  • барьеры инновационной деятельности имеют субъектно-объектный характер и требуют целенаправленной работы по их преодолению;
  • развитие личности преподавателя, как саморазвивающейся социальной системы, происходит в инновационной среде вуза;
  • существуют устойчивые связи между возможностями инновационной среды вуза и инновационного потенциала преподавателя в процессе преодоления барьеров инновационной деятельности преподавателями;
  • развитие инновационного потенциала преподавателей зависит от эффективного управления ресурсами вуза.

Моделируя вовлечение преподавателей в инновационную деятельность, в структуре модели мы обозначили технологический компонент. Технологический компонент системы раскрывает ее технологический аспект, ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов. Почему необходима технологизация вовлечения в инновационную деятельность? Для ответа на этот вопрос обратимся к общему толкованию понятия «технология» в педагогической науке.

По мнению М.А. Чошанова, педагогическая технология, или – технология обучения является составной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? – то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4) как учить результативно? Соглашаясь с автором, мы определяем, что технология вовлечения должна отвечать на вопрос: как вовлекать преподавателей в инновационную деятельность результативно? [4].

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Тогда и технология вовлечения должна охватывать все элементы системы вовлечения преподавателей в инновационную деятельность [3].

Отмечая наукоемкость педагогических технологий, В.И. Андреев: «Педагогическая технология, в том числе и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании» [1]. Таким образом, проектируемые технологии (в том числе и технологии вовлечения в инновационную деятельность) должны опираться на закономерности и принципы и гарантировать результат.

Учитывая характеристику технологий и в частности педагогических технологий, мы можем сформулировать структурное определение понятия «технология вовлечения преподавателей в инновационную деятельность». Под технологией вовлечения преподавателей в инновационную деятельность мы будем понимать процессуальную систему достижения результата вовлечения, включающую цели, подходы и принципы, содержание, условия и описание измерения достигнутого результата. При этом методы, формы и средства вовлечения мы отнесем к содержанию технологии.

Структурное описание технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность заложено в формулировке. Таким образом, описание технологий вовлечения будет происходить далее по следующей схеме:

- подходы и принципы, на которые опирается данная технология;

- цель и ее конкретизация в задачах;

- содержание технологии: методы – формы – средства;

- условия реализации технологии;

- прогнозируемый результат;

- описание средств измерения (оценки) результата.

В данной статье нами рассматривается одна из технологий вовлечений преподавателей вуза – технология организации инновационной среды вуза, которая основана на системном и средовом подходах. Они позволяют рассматривать вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как педагогическую систему и определяют связи между возможностями инновационной среды и инновационным потенциалом преподавателя в процессе преодоления барьеров. Указанным закономерностям соответствует принцип управления, применение которого в теории преодоления барьеров имеет цель создания условий для мотивации и стимулирования преподавателей к инновационной деятельности и для согласования целей и программ инновационной деятельности преподавателя и вуза.

Формирование и существование инновационной среды вуза является необходимым условием для осуществления инновационной деятельности преподавателями. Рассматривая инновационную среду вуза, мы определили ее структурные элементы:

- организационно-управленческая поддержка инноваций, которая может выражаться наличием регламентов, норм, политики стимулирования инновационных процессов;

- инновационная инфраструктура вуза, которая предусматривает материально-техническое обеспечение, обеспечение финансовыми и информационными ресурсами инновационных процессов, наличие в структуре научно-исследовательских подразделений как собственных источников новшеств;

- комплексное сопровождение, которое в данной технологии может выражать политику информирования о возможных инновациях (консультирование, обсуждение, дискуссии и т.п.).

Инновационная направленность личности входит в структуру инновационного потенциала. На наш взгляд, формирование инновационной направленности преподавателя в инновационной среде вуза позволяет преодолеть дефицит ценности инновационной деятельности, нехватку или отсутствие информации о необходимых ценностях и возможностях получения к ним доступа в данной ситуации, то есть преодолеть ценностно-информационный барьер инновационной деятельности в ее ориентировочной фазе (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова) [5].

Тогда целью технологии организации инновационной среды будет создание условий для формирования инновационной направленности преподавателей вуза. Сформулированная цель конкретизируется с помощью задач, основанием для которых может являться структура инновационной среды вуза.

Задачи:

1 – создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности научно-педагогических работников;

2 – создание системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности преподавателей;

3 – информирование о возможных инновациях и результатах внедрения инноваций;

4 – совершенствование материально-технического обеспечения инновационной деятельности.

Поставленные задачи определяют содержание технологии, а именно методы, формы и средства.

Первая задача реализуется регламентирующим методом, с помощью которого создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных. Этот метод может быть реализован в форме регламентации инновационной деятельности преподавателей в вузе, которая представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих инновационную деятельность. Таким образом, средствами будут являться нормативные акты (приказы, положения, инструкции и т.п.), определяющие нормы и правила организации инновационной деятельности в вузе.

Вторая задача реализуется с использованием методов стимулирования и мотивации, направленных на формирование и закрепление положительного отношения к инновационной деятельности. Эти методы представляют собой совокупность форм и средств, побуждающих к определенным действиям. По аналогии с классификацией методов обучения Ю.К. Бабанского, мы выделим в методах стимулирования и мотивации инновационной деятельности преподавателей две подгруппы [2]:

- методы стимулирования и мотивации интереса к инновационной деятельности (дискуссии, создании ситуаций новизны, создании ситуации успеха);

- методы стимулирования долга и ответственности (разъяснения личностной и общественной значимости инновационной деятельности, поощрения и наказания).

Формы стимулирования и мотивации могут быть материальными и нематериальными. Материальные формы делятся на денежные (зарплата, премии) и неденежные (путевки, подарки). Нематериальные формы также можно разделить на две подгруппы: моральные (благодарности, награды, уважение) и социальные (возможность социального роста, карьерного роста, профессионального самосовершенствования). Средствами при этом будут конкурсы, рейтинги, дискуссионные площадки, проекты.

Для решения третьей задачи направлены метод информирования и метод консультирования. Назначение метода информирования заключается в передаче актуальной для каждого преподавателя информации об инновационных процессах в вузе. При этом информация должна обладать следующими свойствами: ценность, актуальность, доступность, достоверность, точность, полнота, объективность.

Формы информирования об инновационной деятельности в вузе мы разделим на две группы:

- публичные (выступления на конференции, собрании, публичном отчете, семинаре, вебинаре; издание печатной продукции, плакатов; видеоролики; объявления);

- индивидуальные (рассылка индивидуальных писем, беседа).

Соответственно средствами информирования об инновационных процессах, происходящих в вузе, будут являться: сборники конференций, информационные сообщения, информационные стенды, компьютерные информационные системы, СМИ, электронная информационно-образовательная среда вуза.

Условия:

- наличие индивидуального рейтинга преподавателя;

- наличие доступа к информации в электронной информационно-образовательной среде вуза;

- наличие в структуре вуза лабораторного комплекса, научно-исследовательских подразделений, проектных групп, «команд изменений»;

- наличие локальных актов о закреплении и распределении функциональных обязанностей, делегирование полномочий.

Результат:

- повышение числа преподавателей вуза, имеющих инновационную направленность, выражающуюся мотивацией достижения и готовностью к участию в инновационной деятельности, отсутствием ценностно-информационного барьера инновационной деятельности.

Средства измерения:

Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан).

Диагностическая карта готовности к инновационной деятельности.

Структуру технологии организации инновационной среды вуза представили в таблице.

Структура технологии организации инновационной среды вуза

Закономерность:

существуют устойчивые связи между возможностями инновационной среды и инновационным потенциалом преподавателя в процессе преодоления барьеров

 

Подходы:

Системный

Средовой

Цель:

создание условий для формирования инновационной направленности преподавателя вуза

Принцип:

Принцип управления

Задачи

Содержание

Методы

Формы

Средства

1 – создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности в вузе;

Регламентирующий

Регламентация инновационной деятельности

Нормативные акты (приказы, положения, инструкции и т.п.)

2 – создание системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности преподавателей;

Методы стимулирования и мотивации:

- интереса к инновационной деятельности;

- долга и ответственности.

Материальные (денежные и неденежные).

Нематериальные (моральные и социальные)

Конкурсы, рейтинги, дискуссионные площадки, проекты

3 – информирование о возможных инновациях и результатах внедрения инноваций;

Метод информирования

Публичные. Индивидуальные

Сборники конференций, информационные сообщения, информационные стенды, ЭИОС вуза, СМИ, компьютерные информационные системы

4 – совершенствование материально-технического обеспечения инновационной деятельности

 

Научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры

Проектные группы

 

Результат:

повышение числа преподавателей вуза, имеющих инновационную направленность, выражающуюся мотивацией достижения и готовностью к участию в инновационной деятельности, отсутствием ценностно-информационного барьера инновационной деятельности.

Средства измерения:

Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан).

Диагностическая карта готовности к инновационной деятельности.

 

Таким образом, формируя инновационную среду вуза, преподаватель понимает, что осуществляется поддержка (материальная, техническая, информационная, образовательная и т.д.) его инновационной деятельности; знает об осуществляемых инновационных проектах, к которым он может присоединиться; осознает значимость инновационной деятельности для собственного развития. Все это позволяет обеспечить совокупность мотивов инновационной деятельности, систему ценностей инноваций, стремление к обогащению инновационного опыта, что составляет инновационную направленность личности.


Библиографическая ссылка

Фильченкова И.Ф. ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26541 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674