Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Риве Ю.А. 1 Тулупова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития ценностно-ориентированной коммуникации студентов колледжа во внеучебной деятельности. В статье освещены вопросы содержания таких понятий, как: коммуникация и ее трактовки различными исследователями; ценностно-ориентированная коммуникация; ценность, ценностные ориентации. Также рассматривается внеучебная деятельность студентов как одно из условий развития ценностно-ориентированной коммуникации. В статье подробно представлен метод проектов как формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, дана характеристика проекта как особой формы внеучебной деятельности обучающихся, приведены виды проектов: учебные, исследовательские, информационно-поисковые, практико-ориентированные. Предложены предполагаемые результаты каждого вида проектов, рассмотрены группы познавательных, социальных и информационных ценностей, формируемых в процессе внеучебной деятельности обучаемых при выполнении различного вида проектов, сформулирован вывод о том, что индивидуальное проектирование в процессе внеучебной деятельности является эффективным педагогическим условием формирования ценностно-ориентированной коммуникации студентов колледжа.
коммуникация
ценность
ценностные ориентации
ценностно-ориентированная коммуникация.
1. Акманова З.С. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки /О.В. Лешер, З.С. Акманова, Е.М. Гугина // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 12. – С.20-26.
2. Дьяченко М.А. Задачи ценностно-ориентированной коммуникации в социальной среде /М.А. Дьяченко // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. М.: Московский гос. ун-т печати им. Ивана Федорова, 2015. – № 2. – С.215-219.
3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе / Н.А. Журавлева. – М.: ИП РАН, 2006. – 335 с.
4. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов [Текст] / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 485 с.
5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография /А.В. Кирьякова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. – 190с.
6. Лешер О.В. Воспитание культуры делового общения в процессе профессиональной подготовки студентов университета: монография /О.В. Лешер, Е.Д. Расщепкина; ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. – 106 с.
7. Рогачева Т.В. Проблема ценностно-мировоззренческих оснований коммуникативной деятельности клинического психолога. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4. – URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 04.04.2017).
8. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – N.Y.: Свободная пресса, 1973. – 153 с.
9. Сарапулова А.В., Тулупова О.В. Развитие коммуникативной креативности студентов неязыкового вуза (на примере иностранного языка): учебно-методическое пособие / А.В. Сарапулова, О.В. Тулупова. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2010. – 161с.
10. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства. Учебное пособие. –М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2014. – 78 с.
11. Тулупова О.В. Ориентация учащихся в познавательных ценностях при изучении иностранного языка. Методические рекомендации /О.В. Тулупова. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И.Носова, 1997. – 30с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 (270802) Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 965 [Электронный ресурс]. – URL: http://ckstr.ru/assets/files/OPOP/standarts/stand_080201.pdf (дата обращения: 07.04.2017).
13. Философия коммуникации: проблемы и перспективы: монография / под редакцией д.ф.н., проф. С.В. Клягина, д.ф.н., проф. О.Д. Шипуновой. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 260 с.
14. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации /Ф.И. Шарков. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 488 с.
15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 203 с.

В современном мире ведущую роль в любой целенаправленной деятельности играет эффективный процесс коммуникации, которая обеспечивает общение, является необходимой составной частью всей социальной жизни человека. Ученые в своих исследованиях отмечают, что процессы коммуникации обеспечивают передачу общественно-исторического опыта, формирование объективной картины мира, решение актуальных практических задач [6].

Понятие коммуникация на сегодняшний день трактуется учеными как средство связи объектов материального и духовного мира; общение-передача информации от человека к человеку; передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него [2]; как процесс информационного взаимодействия между людьми [7;14].

Рассматривая ценностно-ориентированную коммуникацию, следует отметить, что её цели имеют социальное значение, т.е. совершенствование мировых процессов. Жизнь и деятельность каждого человека регулируется и ориентируется сформированной у него системой ценностей, определяемой предметами и явлениями, призванными удовлетворить его потребности. Ценности в силу различного значения для удовлетворения потребностей личности представляют собой определенную иерархию, имеющую структуру, определяемую конкретно историческими и личностными детерминантами [2].

Таким образом, ценностно-ориентированная коммуникация является фактором развития общества, активно влияющим на все стороны жизни людей, поэтому исследование этого феномена, отдельных его аспектов становится всё более актуальным.

Ученые отмечают, что ценностно-ориентированная коммуникация, призванная обеспечить усвоение обучаемыми накопленных ранее знаний, опыта, формирует их ценностные ориентиры, проявляющиеся в процессе коммуникации, как в учебной, так и во внеучебной деятельности студентов. Именно этот аспект, центрированный на ценностно-ориентированной коммуникации, является наиболее актуальным и исследуется представителями различных областей знаний: философами [3;13]; психологами [8; 15]; педагогами [1; 5; 6; 9; 11].

При этом ценности рассматриваются наряду с нормами и идеалами как свойство, характеристика определенных предметов или явлений удовлетворять потребности, как индивида, так и групп людей, и общества в целом. С этой позиции ценности имеют определенную значимость для личности, которая определяет ориентацию деятельности личности [1; 3].

Названные выше представители научного сообщества исследовали ценности, систему ценностных ориентаций обучаемых, методологические, теоретические и методические аспекты развития ценностных ориентаций студентов, трактуя их в соответствии со своей точкой зрения.

Так, М. Рокич понимал под ценностными ориентациями убежденность в том, что некоторые цели или способы деятельности предпочтительнее других [8]. А.Г. Здравомыслов рассматривал ценностные ориентации как избирательное, относительно устойчивое отношение человека к материальным и духовным благам и идеалам, способным удовлетворить жизненные потребности личности [4]. А.В. Кирьякова и О.В. Лешер называют их важнейшим элементом внутренней структуры личности, способом познания и трактуют как избирательное отношение к материальным и духовным ценностям [5; 6].

Такой подход к рассмотрению данного понятия обусловлен тем, что в настоящее время наблюдается трансформация социального опыта общества, видоизменяется сама система образования; новые социальные реалии размывают общественную ценностную структуру; современные парадигмальные идеи глобализации, интеграции, толерантности высветили отдельные проблемы в реализации этой идеи на практике. Помимо этого, следует отметить рост уровня запросов социума к выпускникам колледжа, вуза, которые должны соответствовать данным реалиям и нуждаются в системе ценностей, профессиональных и личностных, формируемых в процессе коммуникации, прежде всего ценностно-ориентированной, к которой они должны быть готовы.

Ряд исследователей: А.В. Кирьякова, О.В. Лешер, А.В. Сарапулова, О.В. Тулупова, – рассматривая ценностные ориентации в своих работах, трактуют их как структурные элементы личности, выработанные и закрепленные в процессе приобретения индивидом жизненного опыта. Они определяют важное и значимое для данного человека. При этом совокупность ценностных ориентаций, выработанная в процессе личного опыта, образует иерархическую ось сознания, обеспечивающую устойчивое, преемственное поведение личности [1; 5; 6; 9].

Таким образом, ценностные ориентации личности выступают, с одной стороны, как качества личности, а с другой, как процесс, её способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать верные пути решения практических задач, в том числе коммуникативных.

В этом контексте готовность студентов колледжа к ценностно-ориентированной коммуникации включает в себя ценности как элемент, обеспечивающий процесс ориентации и выбора стратегии и тактики коммуникативных процессов.

Более того, ценностный аспект обучения заслуживает особого внимания в силу того, что деятельность, имеющая ценность для обучаемого, приносит удовольствие; объекты и виды деятельности, имеющие ценность, переживаются как в высшей степени приятное; отсутствие ценности проявляется целым набором отрицательных эмоций и отношений [13].

Учеными, практиками, занимающимися данной проблемой, принято считать, что жизненные ценности личности складываются под влиянием самых различных факторов. В частности, одним из них является воспитание, которое студент получает не только в семье, но и в процессе образования на всех его ступенях, в том числе и в процессе специального образования [12]. Наряду с учебной деятельностью значительную роль призвана сыграть внеучебная деятельность студентов, которая, с одной стороны, непосредственно связана с учебной составляющей, с другой, предполагает большую свободу и самостоятельность в её планировании и осуществлении [10].

Внеучебную деятельностьмы рассматриваем как одно из педагогических условий формирования готовности к ценностно-ориентированной коммуникации студента колледжа. В настоящее время все более актуальным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия выпускника, развитие которого возможно в условиях специально спроектированной образовательной среды, которая позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности личности.

Одним из методов развития ценностно-ориентированной коммуникации во внеучебной деятельности являются различного вида проекты или миниисследования студентов.

Проектная деятельность, согласно образовательным стандартам, является одной из приоритетных в современной образовательной системе колледжа, поскольку каждый обучающийся по результатам подготовки должен спроектировать и защитить свой индивидуальный проект.

Проводимое нами исследование позволяет заключить, что учебный проект, учебное исследование представляет собой форму деятельности обучающихся, направленную на достижение конкретной цели – разработку уникального продукта, услуги или результата. Учебный проект выполняется в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих возможностей в самостоятельной деятельности, оперирования содержанием и методами избранных областей знаний и/или видов деятельности (учебно-познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой).

Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего познавательного и творческого потенциала. Подобная деятельность позволяет проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Анализ образовательного процесса колледжа показывает, что особого внимания заслуживает индивидуальный проект, являющийся основным объектом оценки универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных результатов), которые формируются у обучающихся в ходе освоения образовательных программ по учебным дисциплинам.

Результаты выполнения индивидуального проекта позволяют студентам продемонстрировать:

коммуникативные навыки, умения учебно-исследовательской деятельности, способности к критическому мышлению;

способности к инновационной творческой деятельности, аналитические и интеллектуальные способности;

готовность к самостоятельному решению различных задач, использованию приобретенных знаний и способов действий одного или нескольких учебных предметов при реализации проектной деятельности, а также использования знания других предметных областей;

готовность к реализации научной структуры исследования: постановки цели, формулирования гипотезы исследования, определения необходимых этапов и методов исследования, поиска и аналитический анализ необходимой информации, определения аргументации при формулировании результатов проведенного исследования, оформления его результатов в общепринятой форме.

Тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателями общеобразовательных дисциплин с предоставлением обучающимся права выбора направления и темы индивидуального проекта из предложенных. Также студенты могут представить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся к учебной дисциплине или конкретной теме. Тема проекта определяет его тип и конечный продукт. В своей работе мы выделяем три типа индивидуальных проектов: исследовательский, информационно-поисковый и практико-ориентированный.

Исследовательский тип индивидуального проекта требует реализации структуры, принятой при проведении исследований: обоснования актуальности предмета исследования, формулировки цели, определения источников информации, позволяющих провести анализ проблемы, определить необходимые методы исследования, сформулировать ожидаемые результаты поиска. Исследовательские проекты выполняются в соответствии с логикой научного исследования и имеют соответствующую структуру. Результаты исследовательских проектов могут быть оформлены в виде научных публикаций, докладов на научных конференциях, брошюрах и т.п. Они также могут представлять собой модели, макеты, учебные презентации и др.

Информационно-поисковый индивидуальный проект предполагает поиск, сбор и обработку информации о каком-либо объекте, явлении с целью дальнейшего теоретического или прикладного исследования. Такой проект позволяет определить возможности математического моделирования явления или объекта для построения прогнозов его развития или изменения. В процессе работы над проектом демонстрируется готовность к анализу собранной информации, её обобщения и классификации, выявления факторов влияния, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Информационно-поисковые проекты требуют использования различных структур и методик поиска, применения возможностей современных систем, реализующих целенаправленный поиск информации, готовности к выявлению существенного для решения конкретной задачи анализа. Такие проекты на практике интегрированы в исследовательские и являются их органичной частью. В качестве результатов информационно-поискового проекта выступают научные публикации, видеофильмы и т.д.

Практико-ориентированный индивидуальный проект направлен на решение практической задачи. Как правило, конечный результат работы над проектом формулируется в самом начале работы над ним. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Его результатом могут быть газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, словари, исторические атласы, макеты, действующие модели и т.п.

Как правило, проекты реализуются в рамках группового взаимодействия студентов в процессе общения как средства обмена и передачи информации. В этих условиях общение приобретает черты таких общечеловеческих ценностей: духовных, социальных, культурных. Как духовная ценность общение способствует как воспитанию, так и развитию личности, в том числе ее познавательной самостоятельности.

В процессе реализации всех указанных типов проектов активизируется и используется коммуникация, ориентированная, прежде всего, на такие познавательные ценности как: истинность знаний, их открытие, научно-технический прогресс. В соответствии с этим, процесс обучения, исходя из ценностного подхода, должен состоять в получении и усвоении истинных знаний, осознании их значимости для личности и общества. Кроме получения готового знания, особенную ценность представляет самостоятельное получение знаний, которое может происходить в процессе выполнения различного рода проектов.

Учебно-познавательная деятельность имеет два аспекта: познавательный и ценностный. Между ними существуют известные различия, т.к. теоретико-познавательная деятельность связана с познанием мира, поиском истины, независимо от интересов и потребностей личности.

В процессе исследования студенты были ориентированы на такие познавательные ценности как методологические принципы познания (принципы развития, детерминизма, системности, объективности, всесторонности); конечный результат познания (основные понятия, идеи, проблемы и гипотезы определенной предметной области, познавательные задачи, средства и методы их решения); средства достижения познавательных целей (научные методы, организационные структуры и формы проведения исследований ориентации); уровень развития познавательных интересов и потребностей, выступающих фактором познавательной активности. Уровень их развития в свою очередь рассматривается нами как показатель сформированности познавательных ценностей.

Кроме познавательных ценностей, в процессе выполнения самостоятельных проектов значительную роль играют социальные ценности – такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. К этой группе ценностей относятся патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т.д. Сюда же можно отнести ценности, которые наиболее полно проявляются в процессе совместной деятельности, взаимодействия, взаимопомощи и взаимодополнения – организация совместной деятельности, распределение обязанностей, учет индивидуальных особенностей участников совместной деятельности.

Особенное значение в условиях работы над самостоятельными проектами имеет учет ценности информации, такой её характеристики, которая определяет её прагматическую сторону, значение информации для осуществления проекта. Кроме того, в области получения и переработки информации большое значение имеют ценности информационной доступности, современных способов поиска и обработки информации.

Перечисленные ценности и ценностные ориентации наиболее полно проявляются в процессе самостоятельной проектной деятельности. Индивидуальное проектирование в процессе внеучебной деятельности как специально разработанный и реализующийся процесс является эффективным педагогическим условием формирования ценностно-ориентированной коммуникации студентов колледжа.


Библиографическая ссылка

Риве Ю.А., Тулупова О.В. РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26529 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674