Переход на новые образовательные стандарты и реализация компетентностного подхода в образовании предполагает существенное сокращение контактного взаимодействия студентов и преподавателей за счет увеличения доли самостоятельной работы студента. Таким образом, самостоятельная работа является основным видом учебной деятельности студентов. Сохранение требований к содержанию образования предполагает усиление эффективности процесса обучения и, как следствие, создание и реализацию инновационных образовательных технологий, переработку учебно-методического материала, усовершенствование организационной структуры взаимодействия преподавателя и студентов. Решению такой задачи способствует внедрение дистанционных технологий в процесс очного, очно-заочного и заочного обучений.
Под дистанционным образованием в «Концепции создания и развития дистанционного образования в РФ» понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [3]. Образование – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Тогда как обучение – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками, целенаправленно организованный и систематически осуществляемый под руководством опытных лиц [4]. Следовательно, образование – это результат обучения, воспитания и развития личности, поэтому с точки зрения терминологии более логично использование выражения «дистанционное обучение» (ДО), поскольку в настоящей работе обсуждается сам процесс.
Одной из самых распространенных дистанционных систем управления обучением является Moodle (модульная объективно-ориентированная динамическая обучающая среда) – веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [5, 6]. Такая система используется при обучении студентов Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета «Сибстрин», в настоящей работе она представлена по дисциплине «Химия».
Результаты эксперимента и их обсуждение
Курс «Химия» относится к числу фундаментальных наук, овладение которыми необходимо для формирования научного мировоззрения и составляет основу для изучения специальных дисциплин по направлениям 08.03.01 «Строительство» и 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений». Усвоение основных законов химии, получение навыков в проведении лабораторных исследований, освоение термодинамических, кинетических расчетов химических процессов, расчетов характеристик растворов и электрохимических процессов – являются основными задачами дисциплины, позволяющими создать основу для изучения дисциплин профильной направленности. Данная дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций: ОПК-1 – способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ОПК-2 – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат. Для изучения курса был разработан сетевой электронный учебно-методический комплекс (УМК), представленный в трех основных блоках: организационный, учебный, контролирующий.
Организационные материалы включают – пояснительную записку к курсу с инструкциями по работе с УМК, рабочую программу и технологическую карту дисциплины, новостной блок и форум. Форум позволяет осуществлять коммуникативную связь преподавателей и студентов – задавать и отвечать на вопросы, совместно решать поставленные задачи, участвовать в дискуссиях.
Учебный блок включает в себя теоретический материал по разделам: основные понятия и законы химии; элементы химической термодинамики; химическая кинетика, химическое равновесие, катализ; растворы; электрохимические процессы; основы химии вяжущих веществ; основы органической химии и химии высокомолекулярных соединений (ВМС); дисперсные системы; химия воды.
Лекция выполняет организующую функцию – определяет направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Как следствие, лекцию справедливо считают первой в иерархической системной последовательности организационных форм обучения в высшей школе [2]. Лекционный материал представлен в виде опорных конспектов лекций и рабочих тетрадей к ним. В рабочих тетрадях материал представлен кратко, с выделением основных формул, законов, правил, которые следует запомнить, а также схем и форм, которые следует заполнить студенту самостоятельно в процессе освоения лекционного материала. Уравнения реакций, выводы и комментарии к ним заполняются студентом самостоятельно, это усиливает восприятие учебного материала, позволяет сосредоточить работу над развитием умений систематизировать знания и логически мыслить. Внимание студентов концентрируется на содержании занятия, а не на воспроизведении его. В опорных лекциях также представлены схемы выполнения учебных заданий и решения типовых задач. Студент видит, что любая задача может быть разложена на более простые, у него есть время, чтобы понять и проанализировать решение задачи, записать комментарии и вывод исходя из теоретической базы. Это позволяет значительно увеличить объем учебного материала, рассматриваемого на аудиторных занятиях за счет сокращения времени, необходимого на предварительное конспектирование лекционного материала.
В каждом разделе учебного блока приведены методические указания для выполнения индивидуальных заданий и лабораторных работ, а также тесты для самоаттестации и тренинга.
Существующие, к сожалению, пробелы в школьных знаниях могут быть ликвидированы встраиванием в систему гиперссылок.
Контролирующий блок позволяет оценивать качество усвоения учебного материала. Основными средствами проверки знаний студентов является защита лабораторных работ, выполнение индивидуального задания и тестирование по каждому из разделов дисциплины.
Защита лабораторных работ представлена списком вопросов, на которые студент должен ответить. Они касаются цели работы, метода и методики ее выполнения, теории рассматриваемого процесса или явления. Здесь следует отметить важность выполнения реальной лабораторной работы, которая, в отличие от виртуальной, дает приобретение навыков практической работы. Это, согласно предусмотренным компетенциям, отвечает на задание «уметь» − рассчитывать и задавать начальные параметры, готовить растворы, смешивать, взвешивать, разбавлять, титровать, осаждать, работать с посудой, техническими устройствами и приборами, наблюдать результат, анализировать его и делать выводы. При выполнении виртуальной лабораторной работы все перечисленные практические навыки не приобретаются.
Для закрепления теоретического материала студенты вне аудитории самостоятельно выполняют индивидуальные задания и далее их защищают. Как правило, задания являются ситуационными и имеют ориентирование на будущую профессиональную деятельность студентов. Композиции были разработаны для входного, текущего, итогового и остаточного контроля уровня знаний с учетом основных требований, предъявляемых к тестовым заданиям.
Композиции тестов структурированы по разделам и темам, которые соответствуют компетенциям государственного образовательного стандарта, а также разделам и темам учебной программы дисциплины «Химия», и охватывают все результаты освоения дисциплины (знать, уметь, владеть навыками).
Комплекты тестов содержат все формы заданий в равном процентном соотношении: закрытые с одним правильным вариантом ответа, закрытые с несколькими правильными вариантами ответа, открытые, на соответствие и на установление правильной последовательности. В композициях тестов присутствуют задания разной степени сложности: легкие задания, среднего уровня сложности и трудные задания [1].
Было проведено предварительное шкалирование тестовых заданий, то есть устанавливалось количество баллов за правильные ответы на задания для выставления соответствующей оценки за тест. Апробированные преподавателями тестовые задания далее использовались в компьютерном тестировании студентов с помощью системы МООDLE.
Тестирование позволяет с минимальными затратами времени объективно оценить знания большого количества студентов. Moodle предоставляет обширный диапазон средств организации процесса тестирования и возможности установки целого ряда параметров: времени начала и окончания тестирования (либо времени, отведенного на прохождение теста), возможность сопровождения вопроса теста иллюстрацией (схемой, графиком, рисунком), возможность редактировать существующий тест, изменять количество попыток тестирования, заменять вопросы и ответы, комментирования ответов студентов, составлять рейтинг по результатам тестирования (протоколы тестирования), получения результатов тестирования в удобной для дальнейшей обработки форме.
Выводы
Таким образом, дистанционное обучение с использованием системы Moodle обеспечивает эффективность образовательного процесса за счет перераспределения учебного времени в пользу активных форм обучения, повышения объема самостоятельной работы. Однако, как и всякая модернизация, параллельно с достоинствами, ДО несет в себе ряд проблемных моментов:
- трудоемкость создания всего пакета – компановка отдельных частей, суммирование всего материала дисциплины; выверенность и четкость изложения опорных лекций (необходимость их неоднократной апробации для уточнения формы и содержания);
- работа контролирующего блока может считаться успешной при аудиторном выполнении, при дистанционном – не исключается вероятность выполнения всей или части работы посторонним лицом;
- отсутствует вербальная часть образования, при которой материал проговаривается студентом и терминологически усваивается;
- самостоятельная работа – осознанное стремление к получению образования, поэтому ДО требует от студента собранности и высокой самоорганизации;
- химия – дисциплина, требующая для понимания наглядность образов и явлений, наличия развитого воображения; это при работе в аудиторном режиме достигается демонстрацией опытов и наглядных пособий; при ДО химия может стать достаточно формализованной дисциплиной, которую студент без понимания будет просто воспроизводить; кроме того, не реализуется компетенция приобретения практических навыков и умений.основных видов учебной деятельности с указанием положительных и проблемных моментов.
- Отметив положительные стороны и недостатки ДО, приводим таблицу сравнения различных форм обучения (табл. 1): традиционную, ДО, традиционную с элементами ДО для
Таблица 1
Сравнение различных видов учебной деятельности
Вид учебной деятельности |
Методы обучения |
||
традиционная форма |
ДО |
традиционная форма с применением ДО |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Лекция |
Скорость изложения сравнима со скоростью восприятия. |
Скорость восприятия материала низкая. |
Скорость восприятия материала высокая. |
Обратная связь преподаватель – студент (вопрос – ответ). |
Нет прямого эмоционального общения с лектором. Возможность участвовать в форуме, знать мнение о проблеме других студентов. |
Присутствует вербальный контакт с преподавателем и студентами. |
|
Вербальный контакт – усвоение терминологии. Индивидуальность (энергия и эмоциональность), эрудиция преподавателя, заражающая интересом к материалу, вызывающая любопытство, любознательность студента. |
Сложность восприятия информации с экрана монитора. |
После предварительного знакомства с материалом и наличия краткого конспекта более полное восприятие материала. |
|
|
Обширный демонстрационный материал (плакаты, поясняющие рисунки, схемы, графики, показательные опыты). |
Визуализация материала обширная, однако отсутствие необходимых знаний и возможно способностей затрудняет самостоятельную проработку материала. |
Не исключается визуализация демонстрационного материала. |
|
Оперативность в изменении плана лекции. |
Возможность многократного обращения к вопросам лекции. |
Количество аудиторных лекций может быть сокращено, однако возможность обращения к электронному курсу сохраняется. |
Значительный суммарный объем аудиторного времени. |
Возможность ознакомления с материалом в удобное для студента время. |
Дополнительное обучение во внеаудиторное время. |
|
Необходимость присутствия студента на лекции в определенное время. |
Неограниченность в местонахождении студента. |
Сокращение времени присутствия студентов на аудиторных лекциях. |
|
Отставание в записывании лекции. |
Необходимость высокой самодисциплины. |
Усвоение материала – аудиторное и самостоятельное (аудиторная лекция совмещается с электронным курсом). |
|
Практическое занятие |
Немедленный контакт с преподавателем. Дополнительные пояснения к непонятным моментам. |
Необходимость привлечения многих дополнительных методических материалов (в том числе Интернет). |
Предварительное знакомство с методиками решения задач существенно облегчает и ускоряет аудиторную работу студента. |
|
Возможность преподавателем оценить работу каждого студента. |
Невозможно достоверно оценить работу студента, не исключается вероятность выполнения заданий другим лицом. |
Сохраняется достоверная оценка знаний преподавателем. При пропусках занятий возможность восполнения пробела в знаниях в дистанционной форме. |
Возможность работы в группе, что способствует развитию речи, логики мышления и работы в коллективе. |
Отсутствие вербального контакта не способствует развитию навыков работы в коллективе. |
Возможность сокращения аудиторного времени, не исключает работу студентов в группе. |
|
Лабораторное занятие |
Приобретение всех практических навыков, согласно формируемой компетенции «уметь, владеть». Развитие способности анализа полученных результатов и формирование исследовательских навыков. |
Виртуальная лабораторная работа дает слабое представление о реальности происходящих процессов. Не приобретаются практические навыки. Отсутствует формирование компетенции «уметь, владеть». |
Возможность выполнения лабораторных работ в реальной действительности согласно всем необходимым нормам. |
Анализ приведенных данных указывает на традиционную форму проведения занятий с элементами ДО как наиболее эффективную. В этой связи можно говорить о творческой работе преподавателя, совмещающего различные формы обучения. Особо следует отметить вид «Лабораторное занятие» графа 4, из которой следует, что лабораторные работы должны выполняться студентами в реальном, а не в виртуальном режиме. Этот вид учебной деятельности наиболее приближает теорию к практике. Такие формы учебной деятельности, как экзамен и зачет, проводятся при личном контакте преподавателя и студента во время сессии.
Система Moodle успешно используется при обучении студентов строительных специальностей Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета по дисциплине «Химия», позволяет расширить возможности образовательного процесса как в плане увеличения возможностей организации дистанционной работы студентов, так и использования этой системы в организации проведения аудиторных занятий, предоставляя дополнительные средства управления качеством образования.
Библиографическая ссылка
Шальнева Н.В., Полунина О.А., Старцева Н.А., Крутская Т.М., Кертман А.В. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ ОЧНОЙ, ОЧНО-ЗАОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26493 (дата обращения: 19.09.2024).