В последние годы как в Китайской Народной Республике, так и в Российской Федерации остро стоит проблема подготовки специалистов вокального искусства, которых отличает высокий уровень не только профессионального мастерства, но и духовного и нравственного развития. Потребность в таких специалистах обусловлена рядом факторов. Во-первых, осознанием не только в профессионально-педагогическом сообществе, но также в общественных кругах и на уровне государственной власти ведущей роли воспитания в образовательном процессе. В Китае и России осуществляется модернизация образования, одной из задач которой является повышение роли воспитания на всех уровнях образования, включая высшее образование. Только в процессе духовно-нравственного воспитания может быть сформирована устойчивая жизненная позиция, которая обеспечивает ценностную направленность деятельности специалиста, его ориентацию на благо других людей и общества в целом. Во-вторых, специфика профессиональной деятельности вокалистов такова, что они оказывают серьезное влияние не только на культурное, но и на нравственное развитие слушателей через содержание исполняемых ими произведений и характер исполнения. В-третьих, известные вокалисты являются образцом для подражания для многих людей, в первую очередь для подростков и молодежи, а потому уровень их духовного развития и нравственный облик должны быть такими, чтобы они могли служить примером для своих слушателей, пробуждать у них стремление к добру и красоте.
При анализе организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в Китае и России мы исходим из следующих теоретических положений.
- В структуре духовно-нравственного воспитания выделяются духовная и этическая составляющие. Духовная составляющая рассматривается нами, вслед за российскими учеными Т.И. Власовой, И.А. Колесниковой, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щурковой, как процесс присвоения будущими вокалистами ценностей и «открытия» собственных смыслов в явлениях культуры, в том числе в вокальных произведениях. Рассматривая духовную составляющую, мы исследуем процесс духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в первую очередь как процесс восхождения к культуре [3]. Важность восхождения к культуре, становления человека как носителя и выразителя ценностей национальной и мировой культуры подчеркивают как российские (Е.В. Бондаревская, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова), так и китайские (Ци Ланьминь, Яо Вэй и др.) ученые.
- Этическая составляющая духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов предполагает формирование ценностных отношений к другим людям, к окружающему миру. Здесь важно понимание нравственного смысла отношений между людьми, которые находят отражение в вокальных произведениях. Чтобы вокалист мог выразить ценностную основу человеческих чувств, переживаний, отношений при интерпретации и исполнении вокального произведения, необходимо, чтобы он понял и принял как значимые для себя ценности, которые лежат в основе нравственных отношений между людьми.
- В основе процесса духовно-нравственного воспитания лежит включение будущих вокалистов в разнообразные виды духовной и предметной деятельности. Духовная деятельность предполагает постижение смыслов, заключенных в явлениях культуры, в отношениях между людьми через интерпретацию вокальных произведений. Предметная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов связана в первую очередь с совершением поступков. Для этого открываются широкие возможности в рамках благотворительной деятельности (выступления на благотворительных концертах, участие в разного рода социальных проектах). Отметим, что в России в настоящее время в сфере духовно-нравственного воспитания широко реализуется деятельностный подход; китайский ученый-педагог Ци Ваньмо разработал «теорию активного духовно-нравственного воспитания в процессе деятельности» и обосновал понятие «практическая нравственность», рассматривая духовное и нравственное совершенствование человека в контексте его активной учебной, производственной и общественной деятельности [5, с. 23].
Результаты проведенного нами сравнительного анализа статей и монографий российских и китайских исследователей, учебных планов и учебных программ подготовки вокалистов в Китае и России, а также анализ собственного опыта обучения в России и в Китае позволил выявить сходные черты и различия в организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в двух странах. Эти различия обусловлены, на наш взгляд, разницей в подходах к пониманию сущности духовно-нравственного воспитания в китайской и российской педагогической науке. Если в России духовная и этическая составляющая духовно-нравственного воспитания рассматриваются как единый ценностно-смысловой феномен, а нравственность понимается как проявление духовности, то в Китае этической составляющей духовно-нравственного воспитания придается самостоятельное и очень важное значение, а духовная составляющая связывается в первую очередь с приобщением воспитанников к духовной культуре. Следствием этого является разница в содержании, методах и формах организации духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.
В Китайской Народной Республике воспитание подрастающего поколения, в том числе студенческой молодежи, является одной из важнейших функций государства. Еще в 80-е гг. ХХ в. Коммунистической партией Китая было выдвинуто положение о необходимости «строительства духовной цивилизации социализма», включающей политику, идеологию, образование, воспитание, науку, культуру. В качестве основного пути строительства духовной цивилизации рассматривается утверждение высоких идеалов и нравственности. Одним из основных в нормативных документах является понятие «общественная мораль», предполагающая такие качества, как любовь к родине, народу, труду, науке, социалистическому государству и социалистическим идеям (речь идет о «социализме с китайской спецификой») [2]. Таким образом, изучение нормативных документов подтверждает вывод о ведущей роли этической составляющей в процессе духовно-нравственного воспитания, причем с ярко выраженной ориентацией на интересы и потребности общества. В рамках же самой этической составляющей большое значение придается патриотическому («воспитание китайского духа») и политико-идеологическому воспитанию, которые рассматриваются как неотъемлемая часть формирования значимых для общества нравственных качеств. Важным считается воспитание потребности в духовном и нравственном совершенствовании [6].
В образовательном процессе музыкальных вузов Китая этическая составляющая духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов реализуется как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Во внеучебной деятельности это, прежде всего, участие в благотворительных концертах, в том числе в рамках празднования государственных праздников, в различных политических акциях. В учебные планы китайских музыкальных вузов включены предметы, раскрывающие содержание ведущих нравственных понятий и моральных норм и обеспечивающие реализацию политико-идеологических аспектов духовно-нравственного воспитания. Так, в учебный план Центральной консерватории в Пекине включены такие учебные дисциплины (раздел «Общие гуманитарные дисциплины»), как «Идеи Мао Цзэдуна», «Теория Дэн Сяопина», «Мораль», при изучении которых будущих вокалистов ориентируют на реализацию норм морали в общественной и личной жизни.
Духовная составляющая духовно-нравственного воспитания соотносится в первую очередь с духовной культурой, составляющей основу «духовной цивилизации социализма». Важной частью духовной культуры является искусство. Понимание духовной составляющей как процесса приобщения человека к культуре, в том числе к различным видам искусства, приводит к тому, что духовно-нравственное воспитание становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки вокалистов в системе высшего музыкального образования Китая [6]. Здесь можно выделить несколько направлений.
- Изучение общепрофессиональных дисциплин «Введение в народную музыку», «История китайской музыки» позволяет студентам получить знания о национальной музыке, о ее роли в духовном и нравственном становлении и развитии человека. Так, Конфуций утверждал: «Для того чтобы улучшить общественную нравственность, изменяя старые нравы и традиции, нет ничего лучшего, чем музыка». В процессе изучения названных дисциплин будущие вокалисты знакомятся и с воспитательными возможностями национальной музыки, ее облагораживающим влиянием на духовный мир человека.
- Исполнение вокальных произведений, созданных китайскими композиторами и поэтами, способствует воспитанию такого важного нравственного качества, как патриотизм, чувства любви к Родине, чувства национальной гордости. Особую роль играют песни и фрагменты опер, рассказывающие о величии Родины, о красоте родного края, посвященные героям-патриотам.
- В системе высшего вокального образования современного Китая ставится задача широкой культурологической подготовки будущих вокалистов, расширения их кругозора, фундаментальных знаний о музыкальной культуре разных народов в разные исторические эпохи. Китайские исследователи, рассматривающие проблемы высшего вокального образования, подчеркивают важность анализа и понимания вокальных произведений в широком историческом контексте, что позволит акцентировать внимание на их влиянии на моральный дух народа, выявить те ценности, которые лежат в основе каждого анализируемого или исполняемого студентами вокального произведения. В историческом контексте следует обращать особое внимание на моральную составляющую, особенно в ее идеологическом аспекте [4].
- Духовно-нравственное воспитание на примере персоналий – авторов и исполнителей вокальных произведений, например, жизни и деятельности выдающегося мастера пекинской оперы Ван Яоцина, акцентирование внимания на их высоких нравственных качествах позволяет сформировать у будущих вокалистов идеал, стимулирующий их духовное и нравственное саморазвитие [6].
- Использование традиционного метода подражания учителю для решения задач духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов требует от преподавателей вокала высокого уровня духовного и нравственного развития. В Китае издревле считалось, что через подражание учителю – не только его профессиональной (в данном случае исполнительской) деятельности, но образу его поведения, мышления, его нравственным качествам – ученик может достичь профессионального и нравственного совершенства, причем последнее считалось главным [1]. Поэтому преподаватель вокала должен быть не только высококлассным специалистом, но также выразителем общественной морали, высоких идеалов общественного сознания.
В настоящее время в духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов, как и в целом в воспитательной работе в Китае, наблюдается тенденция обращения к традиционным китайским ценностям. Так, Си Цзиньпин в 2014 г. во время встречи с китайскими писателями, актерами, художниками, певцами призвал мастеров искусства «распространять современные китайские ценности, а также воплощать в своих произведениях традиционную культуру Китая». В этой связи перспективным при реализации как этического, так и духовного аспектов духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов представляется обращение к этическому учению конфуцианства, а также к традиционным методам воспитания нравственных добродетелей, отраженных в других традиционных философских учениях. Отметим, что практически в каждом из традиционных философских и философско-религиозных учений Китая (даосизм, конфуцианство, буддизм) рассматриваются способы духовного и нравственного совершенствования человека с помощью музыки, в том числе вокальной.
Процесс духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в российских музыкальных вузах отличается прежде всего определяющей ролью его ценностно-смысловой основы. Духовная составляющая реализуется главным образом на базе идей диалога культур М.М. Бахтина – В.С. Библера и предполагает восхождение к культуре на ценностной основе. Этическая составляющая реализуется как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Следует отметить, что образовательный процесс в российских музыкальных вузах отличается от образовательного процесса в китайской системе высшего музыкального образования рядом особенностей, важнейшими из которых являются более глубокое изучение теоретических профессиональных дисциплин и более широкая культурологическая подготовка, реализуемая главным образом через широкий спектр дисциплин по выбору. В процессе подготовки вокалистов в музыкальных вузах Китая главное внимание уделяется технике исполнения вокальных произведений, что, на наш взгляд, несколько сужает возможности образовательного процесса в решении задач духовно-нравственного воспитания.
В духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов в российских музыкальных вузах также выделяется ряд направлений.
- Восхождение к культуре на основе интерпретации вокальных произведений в процессе их понимания и исполнения. При реализации этого направления главным является выявление культурологических и нравственных смыслов, заключенных в вокальном произведении. Для решения этих задач наряду с собственно интерпретационными методами применяется также метод включения в образовательный процесс культурного контекста. Особое внимание уделяется пониманию антиномичности мира культуры, внутреннего мира человека и человеческих отношений, формированию у будущих вокалистов способности различать добро и зло, красоту и безобразие, подлинную и мнимую красоту, «красивость», в вокальных произведениях, а через них – в окружающем мире и в собственном духовном мире. Такое понимание считается необходимым для того, чтобы вокалисты могли при исполнении вокального произведения полностью реализовать его нравственный потенциал, донести до слушателей доброе и прекрасное в их единстве.
- Реализация в образовательном процессе идей и технологий диалога культур позволяет не только расширить и усовершенствовать культурологическую подготовку будущих вокалистов в российских музыкальных вузах, но и лучше понять иную культуру и созданные в ее контексте вокальные произведения, что необходимо для их адекватной интерпретации и успешного исполнения. Одновременно благодаря диалогу культур будущие вокалисты лучше понимают родную культуру, авторов и исполнителей (различные варианты интерпретации) вокальных произведений. В качестве примера можно привести овладение академической манерой исполнения оперных произведений западных и российских авторов.
- Обращение к религиозным традициям позволяет не только приобщить будущих вокалистов к важному пласту музыкальной культуры, но и использовать потенциал духовной музыки в целях их духовно-нравственного воспитания. В программу подготовки вокалистов включаются элективные курсы, в рамках которых студенты осваивают духовную музыку, церковное пение, знакомятся с историей православной духовной музыки. Нередки случаи, когда студенты поют в храмах, выступая в том числе и в качестве регентов, что требует не только хорошей вокальной подготовки, но и знания церковнославянского языка и православной культуры в целом, понимания смысла православного богослужения. Тексты духовных песнопений обращены к ценностно-смысловой сфере человека, обладают высоким потенциалом в плане самопонимания, обращая исполнителя песнопений к особенностям его собственной духовной жизни.
- Серьезный профессиональный подход к исполнению народной музыки позволяет использовать ее воспитательный потенциал. Данный вид вокального исполнительства обращен к эмоциональной сфере личности, поскольку народная музыка раскрывает перед человеком широкий спектр чувств и переживаний – от радостных до трагических – и охватывает разные сферы жизни человека – от бытовой до мировоззренческой. Высок нравственный потенциал содержания народной вокальной музыки: в ней содержатся не только нормы и правила поведения, отношений между людьми, выраженные в доступной словесной и музыкальной форме, но зачастую и «алгоритмы» действий в различных ситуациях. Несмотря на то, что техника исполнения народных вокальных произведений испытывает на себе сильное влияние академического и современного эстрадного направлений, а слова модифицировались под влиянием современного русского языка, ее воспитательный потенциал сохраняется неизменным, поскольку выражает представления народа о нравственном и безнравственном, о любви и долге, о верности и предательстве. Благодаря этому реализуется этический аспект духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.
- Во внеучебной деятельности, организованной с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов вокальных факультетов музыкальных вузов, при реализации этического аспекта духовно-нравственного воспитания используются такие формы, как участие в благотворительных концертах для детей-сирот, детей, страдающих какими-либо недугами, для ветеранов войны, для пожилых людей, во время различных праздников. Участие в таких концертах учит милосердию и бескорыстию, деятельному состраданию, учит видеть проблемы других людей и оказывать таким людям посильную помощь.
- В российских музыкальных вузах серьезное внимание уделяется эстетическому воспитанию будущих вокалистов. При этом педагоги исходят из единства ценностей Добро и Красота, из единства доброго и прекрасного. Духовно-нравственное воспитание в контексте эстетического воспитания дает возможность отбирать вокальные произведения не только ценные с художественной точки зрения, но и ориентированные на нравственные ценности, и исполнять их таким образом, чтобы слушатели принимали эти ценности и отвергали то, что им противоречит.
Несмотря на различия, существующие в процессе духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в Китае и в России, между ними существует и несомненное сходство, базирующееся на признании воспитывающего потенциала вокальных произведений, деятельностном подходе к организации духовно-нравственного воспитания, опоре на национальную культуру при решении задач духовно-нравственного воспитания студентов.
Библиографическая ссылка
Чжао Цзинь ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМАХ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26462 (дата обращения: 14.01.2025).