Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ

Лобжанидзе А.А. 1 Беляева Т.К. 2 Пухова А.Г. 2 Лобжанидзе Н.Е. 3 Толкунова С.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
3 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина»
Статья посвящена организации экспериментальной деятельности по организации учебных выездных практик для студентов-географов на основе технологии образовательного путешествия. В процессе экспериментальной работы выявлено, что механизмами реализации формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов-географов являются групповые образовательные маршруты на основе технологии образовательного путешествия. Одной из эффективных технологий изучения географического, культурно-исторического пространства является технология образовательного путешествия. Технология образовательного путешествия в нашей экспериментальной деятельности рассматривается как уникальная стратегия освоения территории. Целью экспериментальной деятельности является разработка маршрутов учебных практик по экономической и социальной географии на территории РФ и их методическое обеспечение на основе технологии образовательного путешествия для будущих учителей географии. В статье представлена программа и план поэтапной реализации экспериментальной деятельности. Авторами выявлено, что использование технологии образовательного путешествия способствует системному управлению процессом расширения содержания географического и педагогического образования, интеграции ресурсов обучения и усовершенствования профессиональной подготовки учителя географии в период прохождения комплексной практики по экономической и социальной географии.
технология образовательного путешествия
учебные выездные практики студентов - географов
профессионально-практическая подготовка бакалавров
комплексная экономико-географическая практика
современная модель педагогического образования
экспериментальная деятельность.
1. Беляева Т.К. Мониторинг качества организации и проведения педагогической практики по географии // География в школе. – 2012. – № 4. – С. 56-59.
2. Беляева Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. – 2011. – № 16. – С. 203-212.
3. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. Развитие творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24206 (дата обращения: 13.04.2017).
4. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 1. – URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 13.03.2017).
5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4. – URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2017).
6. Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65 (дата обращения: 13.03.2017).
7. Михайлова Н.В., Пияшова С.Н., Пухова А.Г. Учебная комплексная экономико-географическая практика // География в школе. – 2012. – № 5. – С. 47-52.
8. Погодина В.Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии: автореф. дис. ... док. пед. наук (13.00.02) / Российск. гос. пед. универ. им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – 44 с.
9. Пономарева Т.В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 792-795.
10. Федоров А.А. Реализация инновационного стратегического проекта в педагогическом вузе // Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – С. 27-28.
11. Шабанова Т.Л. Формирование психолого-педагогической метакомпетенции у студентов в процессе изучения авторских курсов инновационного проекта вуза «Педагог будущего» // Концепт. – 2015. – № 06. – С. 136-140.

В настоящее время в России строится современная модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества [8]. Перед педагогическими вузами сегодня стоит цель реализации нового качества подготовки специалистов, способных нестандартно мыслить, реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные пути решения профессиональных проблем. В связи с этим в 2013 году в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина была принята стратегическая концепция «Образовательная платформа качества», реализующая 12 стратегических пилотных проектов, направленных на подготовку педагогов-инноватиков, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени [10].

Методологическим фундаментом экспериментальной деятельности явились государственные документы по образованию федерального уровня, научно-методические подходы и модели: личностно-деятельностный, феноменологический, LLL-модель обучения и теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.С. Якиманская, Б.Ф. Ломов, Г.Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, П. Ленгранд и др.); отечественные концепции профессиональной компетентности специалиста Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней, разработанные в соответствии с известными положениями о человеке как субъекте общения, познания и труда Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, и выявляющие конкретные виды и содержание компетенций [11].

Педагогическая наука вплотную подошла к проблеме проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя [4; 5].

Механизмами реализации формирования общекультурных и профессиональных компетенций являются групповые образовательные маршруты на основе технологии образовательного путешествия.

Концепция технологии образовательного путешествия основывается на ценностях открытого образования: образовательной мобильности, культурной грамотности, и является ответом на вызовы нашего времени.

Сегодня привязанность к территории своего проживания, к учебному учреждению, установка на получение знания от преподавателя, предметный подход к узнаванию мира становится тормозом в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы. Образовательная мобильность - качество как нельзя более актуальное - практически не представлена в технологиях российского образования.

Складывается образовательная мобильность не только из возможности перемещаться в поисках образовательных ресурсов, но подразумевает формирование умения учиться в разных географических и культурных средах, освоение культуры самообразования - основы будущей профессиональной и социальной мобильности будущих учителей географии.

Одной из эффективных технологий изучения географического, культурно-исторического пространства является технология образовательного путешествия, которая была разработана в 2002 году Т. Ковалевой и Н. Рыбалкиной как модель сетевого обучения, как проект рождения проектов [6].

Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. Технология образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения территории. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального опыта человечества. Это, прежде всего, путь к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижению в пространстве. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности обучающегося, ее самоопределение в пространстве [6].

Образовательное путешествие это не экскурсия, как может показаться на первый взгляд. Путешествие отличается от обычной экскурсии тем, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, реальный продукт в виде новых знаний, смыслов. Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, обучающийся знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.).

Теоретические идеи технология черпает из наследия Льва Выготского о знаковой природе культуры; С. Гессена о трех ступенях образования и образовательном путешествии как самопознании в окружающей среде; Дж. Дьюи о присущих человеку формах познавательной активности: исследовательской, коммуникативной, деятельной, о роли проектного подхода в обучении [9].

Образовательные путешествия являются проверенной временем, но мало используемой в практике подготовки будущих учителей географии технологией [8]. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение. Идеальным объектом для образовательного путешествия является новый незнакомый студентам регион, рассматриваемый как социально-экономический и культурный феномен. Он обладает рядом существенных черт, имеющих значение для реализации технологии, характеризуется единством и целостностью; познается изнутри, обладает свойством притягательности, позволяя «пережить» свое территориальное пространство, погрузиться в мир людей и идей, его составляющих.

При реализации метода образовательных путешествий регион превращается из объекта исследования в средство развития личности. Регион и его объекты, соответственно, воспринимаются не только как предметы, подлежащие исследованию, но и как способы выявления тех закономерностей и взаимосвязей, понимание которых позволит не только лучше понять исследуемое, но и послужит для продвижения на пути дальнейшего познания окружающего мира.

Экспериментальная деятельность на основе технологии образовательного путешествия   построена как организация и сопровождение самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов при прохождении маршрутов практики по экономической и социальной географии. Становление профессиональной личности будущего учителя географии проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной познавательной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации – в этом состоит идея технологии образовательного путешествия.

Цель экспериментальной деятельности: разработка маршрутов учебных практик по экономической и социальной географии на территории РФ и их методическое обеспечение на основе технологии образовательного путешествия для будущих учителей географии.

Программа и план поэтапной реализации экспериментальной деятельности

Этапы реализации экспериментальной деятельности

Содержание этапа

1

Подготовительно-информационный

Обсуждение содержания технологии образовательного путешествия для проведения учебных практик по экономической и социальной географии будущих учителей географии:

- выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента (межкафедральный мозговой штурм);

- создание рабочей группы эксперимента и ее деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;

- изучение членами рабочей группы документов по теме исследования;

- разработка плана реализации экспериментальной деятельности;

- определение условий реализации технологии образовательного путешествия;

- выбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных;

- разработка маршрутов образовательных путешествий, авторских интегрированных программ, учебно-методических материалов для совместной организации и проведения учебных практик студентов;

- проведение вебинаров по обсуждению маршрутов образовательных путешествий

2

Этап внедрения и реализации

Реализация:

- маршрутов образовательных путешествий;

- авторских интегрированных программ;

- учебно-методических материалов для совместной организации и проведения учебных практик студентов;

- апробация авторских интегрированных программ образовательных путешествий

3

Обобщающий

Анализ и корректировка программы образовательных путешествий, программы учебно-методических материалов для совместной организации и проведения учебных практик студентов–географов;

- описание результатов, соотнесение их с целью;

- подготовка и публикация научных статей;

- докладов к научно-практическим конференциям и т.п.

4

Распространение результатов опытно-экспериментальной деятельности

Предложенные маршруты и технология организации практик по экономической и социальной географии могут быть реализованы в разных регионах России

 

Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие студентов с природой, историей, культурой изучаемого региона. В процессе путешествия им предстоит самостоятельно «добыть» необходимую информацию различными способами, но главное здесь то, что образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых знаний. В результате такого образования у будущего учителя географии появляется тот багаж знаний, который им выявлен, им осмыслён, им пережит. Такой багаж становится личным богатством – это то, что уже не забывается [3].

Основные положения данной технологии одновременно являются этапами работы.

Первый этап - мотивационно-ориентировочный: группе студентов предлагается разработать план и карту маршрута, обосновав его образовательные цели.

Второй этап - экспедиционный: сбор, анализ, обработка материала.

В качестве активной формы обучения будущих географов на втором этапе может быть предложен такой игровой метод, как геокэшинг. Геокэшинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры. Участники приключения путешествуют по городу и выполняют задания при помощи специальных описаний архитектурных или исторических достопримечательностей, где они должны оказаться и выполнить какое-либо задание. Это могут быть описания внешнего вида архитектурных или исторических достопримечательностей, их географические координаты и даже спутниковые снимки. Участвующие в геокэшинге команды в качестве подтверждения своего нахождения на заданной точке должны предоставить свои фотографии на фоне заданного объекта, принести артефакт, спрятанный другой командой.

При таком интерактивном способе подачи информации студенты получают возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, что повышает привлекательность содержания практики, включает механизмы формирования социальной успешности, адаптации к профессиональной деятельности учителя географии.

Третий этап - рефлексивно-оценочный. Предоставление результатов в виде: отчета с презентаций, статей, видеосюжетов, создания нового туристического маршрута.

На данном этапе в качестве обобщения целесообразно использовать метод case-study, который предполагает анализ конкретных практических ситуаций, позволяет перейти от накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному подходу, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.  

Рефлексивная деятельность может осуществляться не только в конце проведения практики, но и на любом из ее этапов. При взаимодействии со студентами педагог может использовать различные типы, формы рефлексии [2].  

Согласно установкам Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования особым видом учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку бакалавра является комплексная экономико-географическая практика. Учебная комплексная экономико-географическая практика является обязательным звеном основной образовательной программы бакалавриата.

Цель практики – формирование и развитие профессиональных компетенций студентов в области комплексного экономико-географического изучения конкретного региона и их реализация в процессе педагогической деятельности студента [7].

Учебная комплексная экономико-географическая практика является завершающей в системе географических практик. Для успешного прохождения маршрутов практики студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения всех географических дисциплин вариативной части профессионального цикла ОПОП бакалавриата.

Моделирование и реализация образовательного путешествия в условиях комплексной экономико-географической практики способствует формированию у будущего учителя географии целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, прописанных в стандарте. В частности, бакалавр должен быть готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования, а также использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования и современные образовательные технологии.

В рамках нашей экспериментальной деятельности основная цель разработанных образовательных маршрутов практик по экономической и социальной географии заключена в приобретении обучающимися профессиональных компетенций с последующим их использованием в процессе преподавания географии в школе [1]. Приобретенные компетенции позволят будущему учителю географии осуществлять практически все виды профессиональной деятельности:

- научно-методическую;

- социально-педагогическую;

- учебно-воспитательную;

- культурно-просветительную и др.

Таким образом, технология образовательного путешествия позволяет студентам не только получить информацию о территории, но и перейти к ее практическому применению в реальной педагогической практике. Обучающиеся становятся активными участниками создания образовательной среды, взаимодействуют между собой, участвуют в обсуждении маршрутов комплексной практики, создавая особое интерактивное пространство. Рассматривая технологию образовательного путешествия как условие проектирования образовательного процесса подготовки будущего учителя географии, необходимо отметить, что данная технологическая инновация оказывает эмоциональное, информационное воздействие на студента, способна приобщить его к материальным, культурным и духовным ценностям.

Использование технологии образовательного путешествия способствует системному управлению процессом расширения содержания географического и педагогического образования, интеграции ресурсов обучения и усовершенствования профессиональной подготовки учителя географии в период прохождения комплексной практики.


Библиографическая ссылка

Лобжанидзе А.А., Беляева Т.К., Пухова А.Г., Лобжанидзе Н.Е., Толкунова С.Г. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26427 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674