В настоящее время довольно остро встала проблема, связанная с отсутствием или недостаточным объемом часов в средних профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях по дисциплинам, формирующим объемно-пространственное мышление, таких как «черчение», «начертательная геометрия».
В связи с отсутствием или недостаточным объемом часов по дисциплине «черчение» в средних профессиональных образовательных учреждениях, студенты, приходящие в вузы, не только не обладают графическими навыками, графической культурой, но и не умеют читать чертежи и схемы, не обладают пространственным мышлением, что сказывается на процессе изучения таких дисциплин, как черчение, начертательная геометрия, академический и специальный рисунок, проектирование.
В таких условиях необходима особая организация обучения графическим дисциплинам в вузе.
Таким образом, проблема заключается в выявлении особенностей методических основ отбора содержания, форм и методов обучения дисциплинам графического блока при дифференцированном подходе, учитывающем уровень подготовки студентов к освоению дисциплины и комплексном использовании традиционных и информационных технологий.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование особенностей структуры содержания учебного материала в полифункциональной образовательной среде вуза, сочетающей традиционные и информационные технологии обучения студентов графическим дисциплинам с учетом индивидуального уровня подготовки.
Для того чтобы определить особенности структуры содержания учебного материала для дисциплин графического блока в полифункциональной обучающей среде, прежде всего, необходимо решить ряд задач: выявить общие закономерности построения электронных обучающих курсов на основе теоретического анализа исследований, изучающих построение и функционирование учебных курсов, использующих сетевые ресурсы; определить особенности структуры учебного материала в учебно-методическом комплексе графических дисциплин (далее УМКД) при комплексном использовании традиционных и информационных технологий в полифункциональной среде.
Следует отметить, что под полифункциональной средой мы понимаем дидактическую информационно-предметную среду, сочетающую традиционные и информационные технологии, использование источников учебной информации, представленной как на электронный носителях, так и на печатной основе, обеспечивающую различные формы контроля, предоставляющую возможности самообразования, очного, заочного обучения, дистанционного обучения, повышения квалификации и пр.
Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с возможностями использования современных информационных технологий в процессе обучения дисциплинам графического блока, моделирование электронного учебного курса УМКД «Основы черчения и начертательной геометрии», педагогический эксперимент.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с требованиями к формированию электронного образовательного курса, поднимались в трудах А.А. Андреева, В.И. Солдаткин, Е.М. Акиньшина, Е.Н. Надеждин, Е.С. Полат и др. [1, 3, 7, 10]. Назовем некоторые из этих требований: содержание учебного курса распределить по блокам, учитывая, что реальный размер гипертекстовой страницы (включая звуковые и графические объекты) не должен превышать 200–250 Кб; выявить части курса, которые будут одновременно открыты для совместного использования; продумать рекомендации эффективного использования средств просмотра (открытие дополнительных окон, поиск нужной информации по указателям, оглавлениям, ключевым словам и т.д.), по работе с курсом. Необходимо продумать как инвариантную, так и вариативную составляющие УМКД, а также виды носителей, на которых могут быть размещены вышеназванные составляющие.
Анализ исследований авторов М. Ю. Бухаркиной, Е.С. Полат, А.Е. Поповой, [9, 10] и др. позволил выявить следующие инвариантные компоненты любого учебного курса, построенного с использованием сетевых технологий: общие сведения, назначение, цели, задачи, содержание (структура) курса, которые полностью открыты на сервере для ознакомления; пакет анкет; справочный материал по предметной области курса; собственно обучающий курс, имеющий модульную структуру; блок тестовых заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления, усвоения; блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности учащихся, контроля результата их работы; экзаменационные (контрольные) материалы, требования к уровню владения материалом по группам (уровни сложности А, В, С), если таковые предусмотрены данным курсом. Инвариантные компоненты образуют информационное ядро электронного курса. Основными требованиями к построению гипертекстовой структуры информационного ядра учебного курса являются: логичность выделения структурной единицы; обозримость ее содержания; наличие возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, с ней связанную; возможность перейти от одной главы (лекции) к другой, логически с ней связанной.
В качестве дополнительных требований к структуре курса можно назвать следующие: в составе курса нужно выделить дополнительную информацию, которая подлежит переносу на другие носители. Вариативная учебная информация, не относящаяся к разделу основного материала, может иметь различную форму предъявления: съемные носители, печатные материалы и пр.
Проанализировав общие закономерности построения обучающих курсов, присущие всем дисциплинам, мы можем сформулировать требования, которые следует учитывать при моделировании учебного материала в обучающие гипертекстовые страницы электронного учебного курса (ЭУК): прежде всего, необходимо определиться с технологической основой курса, его компонентным составом; обучающий курс разрабатывается на модульной (блочной) основе: каждый блок представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности студентов, направленный на ее усвоение с заданными целями; курс предваряется справкой, в которой даются общие сведения о работе с ним; в комплект курса включается пакет тестовых заданий для определения исходного уровня подготовленности, а также пакет тестовых заданий (промежуточных, итоговых) по усвоению изученного материала и требований к владению изучаемым материалом на разных уровнях, экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса; отбор материала на разные типы носителей учебного материала, его организация, структурирование обуславливаются дидактическими свойствами и функциями каждого из компонентов обучающей системы (курса); в курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разрабатываемые для данного курса в целом и его отдельных блоков; учебный материал курса разрабатывается с использованием гипертекстовых технологий, мультимедийных средств; курс должен строиться с учетом дифференциации обучения там, где это возможно и целесообразно (уровни А, В, С).
Результаты исследования
Проведенный теоретический анализ исследований, посвященных общей разработке структуры электронных курсов, позволил нам подойти к определению особенностей организации и структурирования содержания учебного материала в электронном УМКД для дисциплин графического направления, таких как: «Основы черчения», «Начертательная геометрия», «Технический рисунок», «Перспектива» и пр. Несмотря на активное внедрение информационных сетевых технологий в учебный процесс и достаточно значительный опыт использования электронных средств в целях обучения, вопрос дидактико-методических основ использования электронных ресурсов в графическом образовании, а также структурирования содержания учебного материала по графическим дисциплинам еще недостаточно изучен.
Важной стороной учебной информации является содержательная сторона, оценка конкретных целей и задач дисциплины как предмета изучения. Ученые Л.Н. Анисимова, С.И. Архангельский и др. [2, 4] отмечают, что в учебном процессе высшей школы изучение графических дисциплин, и особенно начертательной геометрии достигает высокого уровня обобщения и абстракции. С.И. Архангельский определяет условия оптимальной передачи учебной информации такого рода: четкое определение цели сообщения нового материала; обоснование формы и средств сообщения, включая темпы и ритм сообщения; оценка возможностей восприятия информации по ее объему, доступности содержания, степени абстрагирования; дидактическая и психологическая подготовленность студентов к восприятию информации для ее переработки в знания; анализ своих прошлых сообщений учебной информации с определением причин успешности или не успешности усвоения; определение материала, требующего раскрытия преподавателем материала, который студенты должны рассмотреть и изучить самостоятельно.
Рассмотрим формирование УМКД на примере дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» [5, 6]. Электронный курс строится по принципу фрактальности, и в его основу положена модульная технология, выделяющая:
- методический модуль, облегчающий взаимодействие обучаемого с учебным материалом, заложенным в компьютерной системе, раскрывающий цели и задачи данного курса, включающий необходимые рекомендации для преподавателя и студентов по работе с курсом, оглавление и содержание курса;
- информационно-обучающий модуль (электронный учебник), содержащий собственно учебный материал, систему задач и тестовых заданий;
- справочный модуль, предоставляющий систему справок, учебный материал справочного характера, выдаваемый по запросу обучаемого: справочники, словари, таблицы, поясняющие анимационные изображения, условные обозначения, библиографические списки и т.д.;
- организационный модуль, представляющий собой систему программных средств, обеспечивающих доступ к электронной почте и сетевым телеконференциям.
Следует отметить, что предложенные модули и их содержание отличаются от классификации модулей, предложенных А.Р. Нурутдиновой и Е.В. Дмитриевой [8].
Принцип фрактальности в нашей модели подразумевает многоуровневую конструкцию учебного пособия, последовательно, поуровнево восстанавливающую семантические связи меньшей значимости. С этой точки зрения, дидактическая обработка учебного материала заключается в создании оптимальной структуры гиперссылок на каждом из уровней курса и в определении их необходимой координационной сферы. При погружении на следующий уровень, обучаемый сможет иметь более подробное представление тех связей и понятий, которые были свернуты на предыдущем уровне обобщенного рассмотрения. Учебный материал каждого блока организуется таким образом, чтобы представлять информацию на трех уровнях: А – свернутый (для студентов с высоким уровнем подготовленности к изучению данной дисциплины), В – базовый (для студентов со средним уровнем подготовленности), С – развернутый (для студентов с низким уровнем подготовленности) при обязательном достижении на любом уровне соответствия стандарту образования. Уровень подготовленности студентов к изучению дисциплины определяется на основе анализа результатов выполнения тестовых заданий и решения тригонометрических задач.
Таким образом, при формировании УМК для дисциплин графического направления с учетом индивидуального уровня подготовки студентов при комплексном использовании традиционных и информационных технологий, необходимо, прежде всего, определить компонентный состав УМКД и технологическую основу каждой из компонент (рис. 1).
Для такой компоненты УМКД как ЭУК, отбирается материал теоретического характера, который излагается в соответствии: 1) с логикой изучения предмета «Основы черчения и начертательной геометрии»; 2) с уровнями подготовленности студентов.
Рис. 1. Модель организации учебного материала в УМК для дисциплин графического направления с учетом индивидуального уровня подготовки студентов при комплексном использовании традиционных и информационных технологий
Степень усвоения этого материала может быть проверена при выполнении тестовых заданий (рис. 2). Графический материал ЭУК играет вспомогательную роль. ЭУК содержит инвариантную (лекции, практические упражнения, тесты, изложенные в форме гипермедийных документов, должным образом структурированные, с отлаженной системой гиперссылок) и вариативную (дополнительные источники информации: справочники, словари, графические и анимационные файлы, виртуальная база данных (БД), размещенные на переносных носителях, печатной основе и пр.) части.
В соответствии с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций с ней связанных. Навыки графической деятельности могут вырабатываться только в процессе выполнения графических работ (графического решения задач) по начертательной геометрии во время практических занятий (аудиторных и самостоятельных). Поэтому следующая компонента УМК по дисциплине «Основы черчения и начертательной геометрии» – это система рабочих тетрадей, альбомов, графических работ и пр. на печатной основе. Учебный материал, предназначенный для формирования пособий на печатной основе, входящий в УМКД «Основы черчения и начертательной геометрии», представляют задачи, отобранные и сформированные по группам сложности А, В, С, по вариантам и сопровождающиеся методическими пояснениями и рекомендациями (алгоритмом) по их решению.
Рис.2. Схема трехуровневого тестирования
Заключение
Таким образом, предложенная организация и структура учебного материала в УМКД для дисциплин графического направления в полифункциональной обучающей среде, представленная сочетанием печатных материалов, электронных ресурсов различного типа, позволяет учитывать уровни подготовки студентов как к усвоению теоретического материала, так и к решению графических задач, комплексно использовать традиционные и информационные технологии, отслеживая как степень усвоения теоретического материала, так и формирование графических навыков при решении задач, выстраивать индивидуальные траектории обучения студентов.
Библиографическая ссылка
Ботя М.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26395 (дата обращения: 07.12.2024).