Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Русанов В.П. 1 Рябцев С.М. 2 Гончарова М.С. 2
1 РГП на ПХВ «Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова», Министерства образования и науки РК
2 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Министерства образования и науки РФ
В настоящей работе предлагается новый организационно-методический подход, направленный на формирование здоровьесберегающего образования в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе, которое должно быть составной частью высшего образования и направлено на формирование у будущих специалистов здоровьесберегающих компетенций, использование которых даст возможность помимо укрепления здоровья, повысить уровень физической и умственной работоспособности студентов, необходимых для профессионального становления. Определены основные компоненты системы здоровьесберегающего образования: функции, принципы, средства, технологии и модель его формирования. Предложенная структурно-содержательная модель в полном объеме обеспечит формирование у будущих специалистов здоровьенаправленную деятельность, необходимую для эффективной и успешной оздоровительной и профессиональной подготовки, через подбор содержания педагогического воздействия (учебные дисциплины, спецкурсы и др.) на протяжении всего вузовского образовательного процесса. Подробно рассматриваются этапы формирования, организационно-педагогические условия, при выполнении которых данная модель будет реализована.
здоровьесберегающее образование
здоровьесберегающие компетенции
профессиональное образование
студент вуза
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск, 2001. – 316 с.
2. Вайнер Э.Н., Растворцева И.А. Методологические и критериальные основы современных здоровьесберегающих педагогических технологий / Э Н. Вайнер, И.А. Растворцева // Основы безопасности жизни. – 2009. – № 3. – С. 42-54.
3. Дорошенко А.Л. Возможности валеологических ресурсных центров университета в сохранении здоровья преподавателей и сотрудников / А.Л. Дорошенко // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – С. 35-39.
4. Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании / А.М. Козин // Здоровьесберегающее образование. – 2009. – № 1. – С. 42-47.
5. Козин А.М., Антропова Л.Г. Здоровьесберегающие аспекты профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.М. Козин, Л.Г. Антропова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15947.
6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
7. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы к ее реализации / Н.И. Соловьева // Лидеры образования. – 2005. – № 8-9. – С. 95-97.

Уровень образования граждан в современном обществе – важнейший показатель социально-культурного и экономического развития страны. В результате образования у человека появляются установки на собственное развитие и будущую профессиональную деятельность, через проектирование и организацию эффективных образовательных процессов и формирование профессионально значимых компетенций. В то же время происходящие сегодня в наших странах реформы неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно, при все более возрастающих требованиях, как к профессиональным качествам, так и к состоянию здоровья студенческой молодежи, не в полной мере готовит их к успешной и качественной жизни. Многочисленными исследованиями доказано, что студенты высших учебных заведений относятся к группе людей с повышенным риском заболеваний, в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой и не эффективно организованным образовательно-воспитательный процессом, который с каждым годом становится всё более напряженным и технологичным, а значит, и здоровьезатратным. Статистические данные показывают, что 90 % выпускников общеобразовательных школ, поступающих на первый курс различных вузов страны, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. В некоторых вузах число студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, возрастает с 12 % на первом курсе до 30–40 % на 4 курсе [3].

Наиболее актуальна проблема здоровья у людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), поскольку оно обеспечивает им качество жизни, получение профессионального образования, успешность социализации и возможность интеграции в общество, также позволяет обрести независимость и экономическую самостоятельность. Лица с ОВЗ испытывают в условиях вузовского обучения значительные трудности, обнаруживающиеся в различных плоскостях – психологической, технологической, методической и др. [4, 5]. Данная категория студентов, попадая в условия инклюзивного обучения, нуждается в здоровьесберегающем образовании.

В то же время оздоровительная работа среди студентов носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, на низком уровне и материально-техническая база, предназначенная для успешного обучения. Все это усугубляется безответственным отношением большинства студентов к своему здоровью и неудовлетворительным настроем на его сохранение и развитие.

Отношение к собственному здоровью и выдвижение проблемы обеспечения формирования культуры здоровья в число приоритетных задач, обусловливает актуальность теоретической ее разработки, поиску методических и организационных подходов к сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи в процессе обучения в вузе.

Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делалось. Так, вузами в течение последнего десятилетия предпринимались различные попытки решения оздоровительных задач через использование образовательных программ, призванных обеспечить студентов знаниями в области биологии, психологии, валеологии, теории и методики физической культуры и спорта, основ медицинских знаний, основ здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и др., формирование потребностно-мотивационной сферы и гуманистических ценностей у студентов, связанных с сохранением и укреплением здоровья. Однако предметы такого цикла преподаются на ограниченном количестве специальностей и далеко не во всех учебных заведениях, а иногда и не отличаются высокой эффективностью. Поэтому, зачастую, отрывочные знания, получаемые студентами в этой области знаний, остаются сугубо теоретическими, никак не влияя на их повседневную жизнь, способы решения возникающих проблем со здоровьем [1].

На уровне правительства РФ были разработаны «Федеральные требования к образовательным учреждениям, в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» ФЗ № 19676 от 27 февраля 2011 г., в основу которых заложена системность деятельности по вопросам здоровьесбережения, а также преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях образования. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс особые подходы в образовании студенческой молодежи, основанные, прежде всего, на принципах здоровьесбережения. При этом здоровьесберегающее образование должно быть составной частью высшего образования и направлено, прежде всего, на формировании у будущих специалистов здоровьесберегающих компетенций, использование которых даст возможность помимо укрепления здоровья, повысить уровень физической и умственной работоспособности студентов, так необходимых им для профессионального становления.

Проблемы обучения и воспитания здорового человека давно начали рассматриваться многими представителями педагогической науки. Результаты данной работы можно найти в трудах К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского и др.

Анализ литературных источников показал, что на современном этапе здоровье обучающихся и здоровьесберегающее обучение является предметом многочисленных исследований в области медицины, гигиены, физиологии, психологии и, особенно, педагогики. Вопросы здоровьесбережения различных групп населения нашли отражение в трудах Р.И. Айзмана, Н.П. Абаскаловой, В.П. Беспалько, М.М. Безруких, Л.П. Вашлаевой, И.П. Волкова, Г.К. Зайцева, В.Н. Ирхина, В.В. Колбанова, Г.А. Кураева, Н.Н. Куинжи, Н.К. Смирнова, Д.А. Фарбер, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и многих других ученых. Однако данное направление более изучено в практике работы общеобразовательной школы и менее – в высшем профессиональном образовании.

Таким образом, можно констатировать, что накоплен значительный объем знаний по здоровьесбережению как педагогическому феномену. Вместе с тем пока недостаточно раскрыты вопросы организации здоровьесберегающего образования студентов высших учебных заведений.

Анализ этого вопроса показал, что до настоящего времени не определены эффективные средства, методы, технологии, формы, принципы и функции организации учебного процесса, не выявлены критерии, показатели и уровни сформированности здоровьесберегающего образования студентов; не выявлены педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования здоровьесберегающего образования студентов, не определен понятийный аппарат исследования, не разработана модель формирования здоровьесберегающего образования в вузе; не определены содержательные (модульные) компоненты учебных программ дисциплин, обеспечивающих здоровьесберегающее образование и др. Следовательно, проблема формирования здоровьесберегающего образования в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе требует разработки содержания образовательных программ, внедрения инновационных средств, методов и технологий обучения в вузовский образовательный процесс.

В связи с этим возникают противоречия между потребностью общества в здоровых, физически крепких специалистах, владеющих здоровьесберегающими компетенциями, и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы их подготовки в вузе; между значимостью разработки и реализации системы здоровьесберегающего образования студентов и реальным недостатком педагогических инструментов и технологий ее внедрения в вузовский образовательный процесс; между необходимостью реализации здоровьесберегающей практики в работе со студентами с ограниченными физическими возможностями и недостаточной теоретической и методической разработанностью условий для эффективного их обучения.

Данные противоречия определили актуальную проблему, которая заключается в структурном и содержательном наполнении процесса здоровьесберегающего образования будущих специалистов во время обучения в вузе.

В основу решения проблемы было положено предположение о том, что формирование здоровьесберегающего образования у студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться успешно, если:

- студенты будут включены в осознанную и активную деятельность по формированию своего здоровья и физического совершенства;

- здоровьесберегающее образование, в полном объеме, будет оснащено программным и учебно-методическим обеспечением;

- студенты овладеют здоровьесберегающими технологиями, комплексом валеологических знаний, практическими умениями и навыками использования физических упражнений и оздоровительных сил природы для своего оздоровления;

- у студентов будут сформированы здоровьесберегающие компетенции, направленные на создание личностной физической культуры;

- здоровьесберегающее образование в вузе будет базироваться в основном на дисциплине «Физическая культура» с использование широкого блока естественных и гуманитарных дисциплин, построенных по модульному принципу;

- в вузах будут открыты консультативно-оздоровительные центры по здоровьесберегающим технологиям и культуре здорового образа жизни студентов и преподавателей.

Основополагающая концепция изучения формирования здоровьесберегающей среды в вузе будет заключаться в:

- разработке и внедрении в вузовский учебный процесс модели формирования здоровьесберегающего образования будущих специалистов, включающая в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, организационный, процессуальный и результативный;

- теоретическом и экспериментальном обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования здоровьесберегающего образования будущих специалистов во время обучения в вузе;

- выявлении эффективных здоровьсберегающих компетенций и технологий, обеспечивающих реализацию здоровьесберегащего образования будущих специалистов в процессе обучения в вузе;

- определении уровней и критериев сформированности здоровьесберегающего образования у студентов за период обучения в вузе.

Включенность здоровьесберегающего образования в вузе заключается в направленном формировании у студентов устойчивой ориентации на сохранение и укрепления здоровья, создании продуктивных условий для учебно-познавательной деятельности и физического совершенства. Данное образование даст возможность приобрести будущим специалистам те знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечат им возможность в течение всей жизни осуществлять эффективную профессиональную деятельность и реализацию жизненных планов, основанных на приоритете здоровья [1].

В то же время решение поставленных образовательных задач сталкивается с отсутствием четкого определения понятия «здоровьесберегающее образование», что, зачастую, приводит к противоречивой трактовке его структурного и содержательного компонентов.

Опираясь на такие основополагающие понятия, как: «здоровье» – определенного ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме человека и состояние полного комфорта: физического, психического и социального и «образование» – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, мы определили понятие «здоровьесберегающее образование» как систему организационных и психолого-педагогических установок, определяющих совокупность форм, средств, методов, принципов, педагогических приемов, обеспечивающих создание специальной образовательной среды в вузе, ориентированной на конкретный педагогический результат (сохранения и укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности студентов).

Детализируя данное понятие, обозначим основные компоненты системы здоровьесберегающего образования: функции, принципы, средства, технологии, модель его формирования.

Основными функциями здоровьесберегающего образования являются:

- формирующая функция, обеспечивающая в процессе обучения развитие физических и интеллектуальных качеств личности, направленных на сбережение и умножение здоровья студентов в процессе обучения в вузе;

- диагностическая функция, направленная на мониторинг и оценку качества развития компонентов здоровьесберегающего образования (здоровьесберегательных компетенций, физических и интеллектуальных возможностей и др.) у студентов;

- адаптивная функция, обеспечивающая устойчивость организма студентов к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды в процессе обучения в вузе;

- рефлексивная функция, направленная на поиск инновационных направлений в сохранении и приумножении здоровья.

Здоровьесберегающее образование должно опираться на определенные педагогические принципы, основными из которых являются:

- принцип сознательности и активности, обеспечивающий формирование у студентов ценности здоровья, сознательное включение в деятельность по его сохранению и укреплению;

- принцип научности, предполагающий реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованные и проверенные здоровьесберегающие технологии;

- принцип системности содержания образования, обеспечивает выстраивание четкой предметной и содержательной системы получения студентами здоровьесберегающего образования во время обучения в вузе;

- принцип вариативности средств, методов и организационных форм обеспечения здоровьесберегающего образования, предусматривает использование широкого спектра различных средств, методов, технологий в здоровьесберегающем образовании студентов и создания оптимальных условий для этой деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических и др.);

- принцип непрерывности и преемственности, здесь здоровьесберегающее образование должно осуществляться с первого по выпускной курс, на учебных дисциплинах, связанных с познанием человека (педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физической культуры и спорта и др.);

- принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии в развитии личности, он направлен, прежде всего, на познание студентом самого себя, своих сил и возможностей в построении своего тела, интеллектуальных и нравственных качеств;

- принцип формирования ответственности за свое здоровье, связан с воспитанием у студентов ответственности и чувства долга перед собой, семьей и обществом за сохранение и приумножение здоровья как важного фактора жизнеспособности.

В массовой педагогической практике для сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи, формирования ценности здорового образа жизни используются, как правило, традиционные средства: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные игры, академические занятия по физической культуре, которые до сих пор ориентированы на достижение нормативных требований, на реализацию декларированной государственной программы, а не на удовлетворение двигательной потребности каждого обучающегося, без учета его интересов и потребностей, что, зачастую, не приводит к положительным сдвигам в оздоровлении студентов. Физическая культура здесь редко рассматривается как базовая ценность, обеспечивающая осознанное отношение к своему здоровью и физическому совершенствованию.

На наш взгляд, наиболее эффективными средствами, обеспечивающими процесс здоровьесбережения студенческой молодежи, являются:

  1. Средства двигательной направленности. К ним мы относим: физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, тренинги и др.
  2. Оздоровительные силы природы. Сюда включается проведение занятий на свежем воздухе с использованием элементов закаливания, температурное воздействие воздуха и воды. Все это в значительной степени активизирует протекание биологических процессов в организме занимающихся, повышает умственную и физическую работоспособность студентов, замедляет процесс утомления и др.
  3. Гигиенические средства: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания, сна, отдыха и др.

Основным требованием к использованию перечисленных выше средств является их комплексное применение: в виде реабилитационных мероприятий; через чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через массовые оздоровительные мероприятия, праздники здоровья, туристические походы, экскурсии и др.

Одним из основных способов реализации здоровьесберегающего образования в вузе является использование здоровьесберегающих технологий. По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение студенту возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Подбор здоровьесберегающих технологий для учебного процесса в вузе осуществляется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения. Исходя из этого, в вузовской практике можно использовать следующие виды здоровьесбергающих технологий:

  1. Защитно-профилактические, которые направлены на защиту студентов от неблагоприятных для здоровья воздействий (поддержание чистоты в учебных помещениях, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающее переутомление, медицинское обеспечение, мониторинг здоровья и др.).
  2. Компенсаторно-нейтрализующие. Перед ними ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму человека для полноценной жизнедеятельности. Прежде всего, это:

- занятия физическими упражнениями и др., в какой-то степени, нейтрализующие неблагоприятные воздействия статичности занятий и недостаточности физической нагрузки;

- эмоциональные разрядки, снижающие стрессогенные воздействия и психоэмоциональное напряжение;

- витаминизация пищевого рациона, укрепляющая здоровье и мыслительную деятельность студентов.

  1. Стимулирующие, которые позволяют активизировать собственные силы организма студента. Сюда мы относим: температурное закаливание организма, физические нагрузки, психорегулирующие тренинги и др.
  2. Информационно-обучающие. Они обеспечивают студентам определенный уровень грамотности, необходимой для эффективной заботы о собственном здоровье. К ней относятся образовательные и воспитательные программы, которые обеспечивают формирование потребности в ЗОЖ, предупреждении вредных привычек.
  3. Лечебно-оздоровительные, которые включают в себя лечебную физкультуру, воздействие которой обеспечивает восстановление физического здоровья студентов, в том числе и с ограниченными физическими возможностями.
  4. Физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры личности студента, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. [6].

Основными критериями сформированности здоровьесберегающего образования студентов, на наш взгляд, будут являться следующие показатели: устойчивое состояние здоровья, высокая умственная и физическая работоспособность; должное физическое развитие студентов; творческая активность и др.

С позиции личностно-деятельностного подхода структура готовности будущего специалиста к здоровьесберегающей деятельности может быть представлена в виде следующих компонентов:

  1. Мотивационно-личностного – направленного на формирование устойчивых ценностно-целевых установок у будущего специалиста, необходимых для эффективного осуществления здоровьсберегающей деятельности на практике.
  2. Научно-теоретического и функционально-деятельностного – обеспечивающих должный объем знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной здоровьесберегающей деятельности студента как в процессе обучения в вузе, так и в дальнейшей жизни.
  3. Рефлексивно-оценочного направленного на объективную оценку состояния здоровья, физического состояния, уровня сформированных здоровьесберегающих компетенций и деятельность по их постоянному совершенствованию [2].

Для реализации здоровьесберегающего образования в вузе необходимо разработать соответствующую модель, которая в структурном плане будет состоять из следующих взаимосвязанных компонентов:

  • целевого, содержит цель, принципы, методологические подходы для эффективного формирования здоровьесберегающего образования у будущих специалистов в процессе обучения в вузе;
  • содержательного, представленного комплексом сформированных здоровьсберегающих компетенций у будущих специалистов в процессе обучения в вузе;
  • организационного, характеризующего формы, средства, методы и технологии используемые для формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов в процессе изучения базовых и элективных дисциплин;
  • процессуального, где отражен поэтапный процесс формирования здоровьесберегающего образования у будущих специалистов в процессе обучения в вузе;
  • результативного, включающего в себя результативную составляющую процесса формирования здоровьесберегающего образования (уровни, критерии и др.).

Предложенная нами структурно-содержательная модель, на наш взгляд, в полном объеме обеспечит формирование у будущих специалистов здоровьесберегающее образование, необходимое им для эффективной и успешной оздоровительной и профессиональной деятельности, через подбор содержания педагогического воздействия (учебные дисциплины, спецкурсы и др.) на протяжении всего вузовского образовательного процесса.

Успешное функционирование модели формирование здоровьесбергающего образования будущих специалистов в процессе обучения в вузе будет успешным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

  1. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства должно стать одной из основных целей высшего учебного заведения.
  2. Студенты мотивированы на формирование культуры здоровья и осознанную деятельность по развитию способностей самопознания, самонаблюдения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации, через личностно-ролевое участие обучающихся в мероприятиях оздоровительного характера; формирование потребностей здорового образа жизни и др.
  3. Обеспечение в вузе должных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса (освещение аудиторий, воздушно-тепловой режим, организация питания, режим жизнедеятельности, учебная нагрузка, двигательный режим студентов и др.).
  4. Здоровьесберегающее образование студентов имеет должное психолого-педагогическое сопровождение (оптимальная учебная нагрузка в учебном дне и недели, чередование физической и умственной работоспособности, предупреждение утомления, выбор траектории обучения и др.).
  5. Разработана и реализована система здоровьесберегающего образования, включающая в себя, во-первых, внедрение комплекса образовательных программ, интегративных учебных дисциплин и методического их обеспечения, направленных на формирование культуры здоровья и физического совершенства у субъектов образовательного процесса; во-вторых, повышение уровня психолого-педагогического мастерства педагогов, включенных в здоровьесберегающее образование, использование эффективных средств, методов и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, обеспечивающих здоровьенаправленную деятельность в вузе.
  6. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования дисциплина «Физическая культура» используется как базовая для формирования здоровьсберегающего образования личности.
  7. В высших учебных заведениях функционируют консультативно-оздоровительные центры по здоровьесберегающим технологиям и культуре здорового образа жизни для студентов и преподавателей. Для данных центров разработаны диагностические материалы (компьютерные программы, скрининговые методики и др.), обеспечивающие выявление уровня здоровья студентов, обучение их навыкам самодиагностики и самокоррекции состояния здоровья, организации оптимальной умственной и физической работы в процессе обучения в вузе и др. [7].

В заключении отмечаем, что анализ состояния проблемы здоровьесбережения в педагогической науке и практике профессионального становления студентов позволил нам сделать вывод о недостаточной ее разработанности и насущной необходимости поиска эффективных средств, методов и технологий, сформированности здоровьесберегающих компетенций для успешного формирования здоровьесберегающего образования у будущих специалистов в процессе обучения в вузе.


Библиографическая ссылка

Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074