Уровень заболеваемости и смертности взрослого населения в нашей стране определяют болезни, относящиеся к предотвратимым причинам смерти, воздействие на которые приводит к значительному сокращению общей смертности [29]. За последние годы, например, в США снижение смертности приблизительно в половине случаев обусловлено контролем факторов риска, в остальных случаях – применением современных эффективных лечебных методов [32]. Доказано, что проведение мероприятий, сфокусированных на раннем выявлении заболеваний только системы кровообращения среди 200 человек, спасает от скоропостижной смерти одного, что в пересчете на ежегодную смертность снижает число скоропостижных смертей в этой группе вдвое [33]. Общенациональные программы США, Японии, Канады, Великобритании, Германии, направленные на борьбу с факторами, являющимися ведущими в этиологии и патогенезе социально-значимых заболеваний, приводят к сокращению общей смертности на 20–30 % [34].
В нашей стране принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплён федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.2011 г. За период с 2013 по 2017 год произошло увеличение нормативов объемов профилактической помощи, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – ПГГ) (табл. 1) с 2,44 посещений до 3,05 посещений на 1 гражданина.
Таблица 1
Нормативы объемов профилактической помощи в амбулаторных условиях (посещения)
Годы |
Прогноз в ПГГ 2013 г. |
Прогноз в ПГГ 2014 г. |
Прогноз в ПГГ 2015 г. |
Фактические и прогноз на 2018, 2019 гг. |
||||
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
|
2013 |
|
|
|
|
|
|
0,4 |
2,04 |
2014 |
0,4 |
2,24 |
|
|
|
|
0,5 |
2,27 |
2015 |
0,4 |
2,3 |
0,6 |
2,35 |
|
|
0,6 |
2,3 |
2016 |
|
|
0,6 |
2,38 |
0,6 |
2,35 |
0,6 |
2,35 |
2017 |
|
|
|
|
0,6 |
2,38 |
0,7 |
2,35 |
2018 |
|
|
|
|
|
|
0,7 |
2,35 |
2019 |
|
|
|
|
|
|
0,7 |
2,35 |
Более того, фактический рост нормативов объемов профилактической помощи в 2017 году превысил планируемый показатель на 0,1 посещение на 1 гражданина, правда, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а не обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Одновременно за обозначенный период произошел рост средних нормативов финансовых затрат на единицу объема профилактической помощи в амбулаторных условиях с 537,3 рублей на 1 посещение до 780,1 рублей на 1 посещение. Хотя фактический рост нормативов финансовых затрат за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов не совпадал с запланированным. Что касается средств ОМС, то только в 2017 году фактический норматив финансовых затрат на единицу объема профилактической помощи в амбулаторных условиях был меньше заявленного в ПГГ 2016 года.
Таблица 2
Нормативы финансовых затрат на единицу объема профилактической помощи в амбулаторных условиях (руб.)
Годы |
Фактические и прогноз на 2018, 2019 гг. |
Прогноз в ПГГ 2013 г. |
Прогноз в ПГГ 2014 г. |
Прогноз в ПГГ 2015 г. |
|||||
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
Бюджет |
ОМС |
||
2013 |
271 |
266,3 |
|
|
|
|
|
|
|
2014 |
360 |
318,4 |
360 |
318,4 |
|
|
|
|
|
2015 |
271,7 |
351 |
448,9 |
348,4 |
448,9 |
351 |
|
|
|
2016 |
388,4 |
358,7 |
|
|
468,2 |
355,5 |
388,4 |
355,5 |
|
2017 |
403,9 |
376,2 |
|
|
|
|
405,1 |
386,7 |
|
2018 |
403,9 |
437,7 |
|
|
|
|
|
|
|
2019 |
403,9 |
457 |
|
|
|
|
|
|
Однако ряд авторов считает, что при оказании медицинской помощи уклон не в сторону профилактической работы по ряду причин [15]. Учитывая, что значимой составляющей профилактической работы являются диспансеризации и диспансерное наблюдение, в ПГГ к профилактическим посещениям отнесены «… посещения в связи с диспансеризацией, …», целью настоящего исследования стало обоснование актуальности проведения комплексных научных исследований, нацеленных на совершенствование организации и проведения диспансерного наблюдения, обоснование мер, направленных на искоренение существующих недостатков диспансерной работы и улучшение критериев эффективности диспансерного наблюдения.
Материалы и методы
Контент анализ нормативных правовых документов компьютерной справочной правовой системы «Консультант плюс», публикаций в базе РИНЦ за 2006–2016 гг., материалов по результатам научных исследований в базе ЦНМБ Минздрава России за 1980–2016 гг., содержащих ключевые слова «диспансерное наблюдение», «диспансеризация» (214 работ).
Результаты. В нашей стране на снижение преждевременной смертности населения нацелена всеобщая регулярная диспансеризация, как высокоэффективная медицинская технология сбережения здоровья [4]. Впервые программа всеобщей диспансеризации населения была утверждена приказом Минздрава СССР в 1986 г. Были созданы отделения и кабинеты профилактики, на которые были возложены организация, контроль проведение, учет и анализ результатов диспансеризации [19]. В 2006 году была начата программа дополнительной диспансеризации работающего населения по месту работы граждан, а в 2012 году – утвержден порядок всеобщей диспансеризации взрослого населения, реализованный впоследствии на всей территории страны. Новый порядок всеобщей диспансеризации был построен на основе опыта зарубежных общенациональных программ борьбы с социально-значимыми заболеваниями и с учетом отечественного опыта проведения диспансеризации [27].
Диспансеризацию в 2013 г. прошли 20,5 млн, в 2014 г. – 22,5 млн граждан. Только за первый год проведения всеобщей диспансеризации выявлено примерно 80 новых случаев сердечно-сосудистых заболеваний, 9,6 случаев болезней органов дыхания, 3–4 новых случая сахарного диабета, 1,4 случая онкологических заболеваний на тысячу человек, прошедших диспансеризацию [21]. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. среди всех впервые выявленных больных частота выявления ЗНО при диспансеризации выросла на 17,6 %, среди всех активно выявленных – на 10,2 % [2].
Учитывая, что необходимым продолжением диспансеризации является диспансерное наблюдение, то для повышения эффективности всеобщей диспансеризации был утвержден участковый принцип ее реализации с закреплением ответственности за организацию и проведение диспансеризации участкового врача-терапевта [23]. Действительно, проведение диспансеризации становится бессмысленным без осуществления дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, направленного на превенцию обострений и осложнений заболеваний. Кроме того, диспансеризация и диспансерное наблюдение особенно значимы в условиях низкой активности россиян в отношении сохранения собственного здоровья [13, 16, 26, 28].
Однако работы отечественных авторов показывают, что российская система здравоохранения не обеспечивает активное медицинское наблюдение за пациентами, страдающими заболеваниями, являющимися основными причинами смерти [5, 12, 18, 30].
Еще отечественные работы 90-х годов, оценивающие качество медицинской помощи, указывали на крайне низкий удельный вес диспансерных посещений, причем 40 % обращений была вызвана обострением состояния [17]. Каждая третья женщина пенсионного возраста с хронической патологией была поставлена на диспансерный учет через 1–2 года после установки диагноза, а каждая пятая только через 3 и более лет [9]. Многочисленные работы демонстрируют низкий охват диспансерным наблюдением [3, 6, 7, 31]. Каждый пятый диспансерный больной с хирургической патологией находится без должного врачебного наблюдения врача-хирурга поликлиники [10]. Уровень удовлетворенности населения проведением диспансерного наблюдения составлял от 50,1 % до 75,3 % [31]. В структуре затрат рабочего времени участкового врача-терапевта на профилактическую работу тратится лишь 12,6 %. Участковыми терапевтами нерегулярно наблюдаются 48 % диспансерных больных, и врачами-специалистами – 70,2 %. У 30 % из числа лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, обследование проводится несвоевременно, у 41,7 % – в неполном объеме, в 40 % – не удовлетворительного качества [7].
Следует отметить, что результаты всеобщей диспансеризации подтверждают выше представленные данные. Например, в 2012 году под диспансерным наблюдением находилось только 43,5 % среди больных ИБС, 51,4 % среди больных стенокардией, и 10,9 % среди перенесших инфаркт миокарда [8]. По данным Российского общества профилактики неинфекционных болезней к началу всеобщей диспансеризации под диспансерным наблюдением находилось в 2 раза меньше нуждающихся лиц относительно числа лиц, имеющих ХНИЗ по данным диспансеризации. Прогноз, сделанный по результатам всеобщей диспансеризации, говорит о росте на одном терапевтическом участке численности пациентов, нуждающихся в диспансерном наблюдении.
Одновременно, отечественными исследователями давно доказано, что недостатки диспансерного наблюдения приводят к увеличению срока временной нетрудоспособности почти на неделю, увеличению числа госпитализаций и вызовов скорой помощи, ведут к росту посещений врачей поликлиники в связи с обострениями [14].
В качестве недостатков организации диспансерного наблюдения авторы рассматривают недостаточное выделение ресурсов на профилактику соматических неинфекционных заболеваний, несоблюдение требований нормативных документов, регулирующих проведение диспансерной работы в медицинской организации, пробелы нормативного правового регулирования [31]. Причем, в одной из научных работ, выполненной в 2010 году, обосновано несоответствие нормативных документов современным клинико-диагностическим подходам к лечению и реабилитации ряда заболеваний, как относительно сроков и правил наблюдения, так и ведения документации [14]. Результаты данного исследования также демонстрируют высокую заинтересованность участковых врачей-терапевтов в методической поддержке по организации и выполнению диспансерного наблюдения.
В настоящее время организация и проведение диспансерного наблюдения больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития регламентированы нормативными правовыми актами [22, 24, 25]. Методические рекомендации, разработанные Минздравом России, Государственным НИЦ профилактической медицины Минздрава России, НИИ пульмонологии ФМБА России, Российским обществом профилактики неинфекционных болезней, подробно и всесторонне рассматривают общие и частные вопросы организации и проведения диспансерного наблюдения. В частности, в методических рекомендациях определены критерии эффективности диспансерного наблюдения: уменьшение числа случаев и количества дней временной нетрудоспособности, уменьшение числа госпитализаций по поводу обострений и осложнений заболеваний; отсутствие увеличения или сокращение числа случаев инвалидности; снижение показателей предотвратимой смертности, уменьшение частоты обострений хронических заболеваний, снижение числа вызовов скорой медицинской помощи и госпитализаций по экстренным медицинским показаниям – среди взрослого населения, находящегося под диспансерным наблюдением [8].
Кроме того, пристальное внимание к диспансерному наблюдению со стороны государства подтверждает ведение мониторинга эффективности проводимых мероприятий по снижению уровня смертности в медицинских организациях, в рамках которого медицинские организации обязаны направлять информацию о числе повторных вызовов скорой помощи на участке к лицам, состоящим под диспансерным наблюдением [20].
В то же время, на фоне совершенствования нормативного правового регулирования организации диспансерного наблюдения, разработки методических рекомендаций по выполнению диспансерного наблюдения, усиления контроля со стороны органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, научные работы, посвященные изучению диспансерного наблюдения, последних 5 лет все еще отмечают несвоевременное взятие на диспансерный учет, неполное обследование и отсутствие информирования о дате очередного осмотра диспансерных больных, формальный подход к работе с лицами, находящимися под диспансерным наблюдением, в отношении приверженности лечению, низкий уровень взаимодействия участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов, недостатки ведения учётной документации [1, 11].
Обсуждение
На основании приведенных данных можно предположить, что практические рекомендации, сформулированные в рамках научных работ, посвященных изучению диспансерного наблюдения, не носили системный характер и не привели к искоренению основных недостатков ее организации и выполнения. Практические рекомендации по улучшению организации диспансерного наблюдения зачастую сводятся к созданию электронных баз, содержащих информацию о лицах, находящихся под диспансерным наблюдением; введению в график приема врачей-терапевтов диспансерных дней. Иные рекомендуемые меры: создание наглядных информационных материалов для пациентов, привлечение средств массовой информации для повышения медицинской активности населения, проведение просветительских мероприятий с представителями работодателя, стимулирование социальной и профессиональной активности медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений, – несомненно оказывают положительное влияние на здоровье населения, но в отношении организации диспансерного наблюдения носят формальный характер.
Заключение. В этой связи, полагаем весьма актуальным проведение комплексных научных исследований, нацеленных на совершенствование организации и проведения диспансерного наблюдения, обоснование мер, направленных не только на искоренение существующих недостатков диспансерной работы, но и улучшение критериев эффективности диспансерного наблюдения.
Библиографическая ссылка
Сандаков Я.П. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26372 (дата обращения: 07.12.2024).