Приоритетным направлением государственной социальной политики современного российского общества является повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия.
Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761, обеспечение благополучия и защищенного детства является одним из главных национальных приоритетов России [8].
На сегодняшний день в современной России созданы новые государственные и общественные институты: введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентированный на решение наиболее значимых проблем детей, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по пропаганде новых форм устройства детей-сирот в замещающие семьи, противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции: увеличилась рождаемость и снизилась детская смертность, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, повысилась доступность образования и медицинской помощи для детей, увеличилось число детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в приёмные семьи.
Так, например, в Ставропольском крае семьи, имеющие несовершеннолетних детей, продолжают оставаться в социально уязвимом положении, особенно многодетные, неполные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Среднедушевой доход семей, имеющих одного ребенка, составлял в 2015 г. 13 163 руб., семьи с двумя детьми – 7 399 руб., а многодетной семьи – 4 575 руб. В детских стационарах медицинских организаций в 2015 году обследованы и получили лечение 926 безнадзорных и беспризорных детей, которые были доставлены органами опеки и попечительства, работниками органов управления внутренних дел Ставропольского края [2].
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Прежнюю значимость имеют следующие проблемы детства: высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях; распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями с детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства [5].
В последние годы в практику работы учреждений социальной сферы активно внедряется механизм социального сопровождения, направленный на содействие родителям или законным представителям несовершеннолетних в получении социальной, образовательной и медицинской помощи, решения проблем ребенка и/или семьи и повышения реабилитационного, интеграционного, коммуникативного потенциала и обеспечения самостоятельного функционирования. Однако на сегодняшний день учреждения социальной сферы испытывают дефицит кадров, готовых к эффективной реализации технологий социального сопровождения семей с детьми.
Цель исследования: анализ сущности и структуры готовности специалистов социальной сферы к деятельности по социальному сопровождению семей с детьми.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ нормативно-правовых, психолого-педагогических и справочных информационных источников по проблеме исследования, систематизация и классификация имеющихся материалов. В ходе проведения исследования были проанализированы статистические данные, представленные в Докладе о положении детей и семей, имеющих детей в Ставропольском крае, за 2015 г., подготовленном Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Результаты и обсуждение. В современной теории еще не сложился единый методологической подход к определению сущности социального сопровождения семей с детьми. С одной стороны, социальное сопровождение семей с детьми рассматривается как отдельное направление, вид социальной помощи семье, с другой - это технология профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.
Нормативно-правовой основой внедрения механизма социального сопровождения является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. Осуществляют социальное сопровождение семей с детьми государственные и/или муниципальные организации социального обслуживания при участии органов и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлекаемых для решения медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семьи на межведомственной, внутриотраслевой и межсекторальной основе [10].
Социальное сопровождение семей с детьми направлено на:
- раннее выявление и предупреждение семейного неблагополучия, сохранение семьи для ребенка, повышение ее социального статуса;
- содействие семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
- содействие семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей;
- повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.
С этой целью в организациях социального обслуживания создаются специальные подразделения или службы по работе с семьей и детьми, например служба социального сопровождения семей с детьми, организации социального обслуживания, отделения по работе с семьей и детьми и т.п. Предоставление социального обследования осуществляется на основании договора и индивидуальной программы социального сопровождения.
Таким образом, социальное сопровождение в данном контексте рассматривается как механизм координации субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью повышения эффективности оказания социальной помощи семье и предупреждения развития семейного неблагополучия [8; 9]. Содержание видов помощи, оказываемых в процессе социального сопровождения семьи с детьми, включает в себя социальную, психическую, педагогическую, медицинскую и юридическую помощь.
Вместе с тем традиционно социальное сопровождение рассматривается как вид профессиональной деятельности, который включает в себя комплексную поддержку, совокупность определённых методов и форм работы специалистов с семьей, имеющей детей.
Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития членов семьи для повышения своего социального статуса, формирования умения самостоятельно владеть подходами и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы [7].
Социальное сопровождение как технология профессиональной деятельности включает в себя, прежде всего, психолого-педагогическую помощь и поддержку членам семьи, предполагает не решение проблем семьи, а стимулирование членов семьи к самостоятельному выходу из ситуации семейного неблагополучия [6].
Оба подхода являются взаимодополняющими. Однако современное федеральное законодательство обязывает государственные и/или муниципальные организации социальной сферы внедрять системы социального сопровождения. В нашем исследовании понятие «социальное сопровождение» мы будем рассматривать как отдельный вид социальной помощи семье. К семьям, нуждающимся в социальном сопровождении, обязательно относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные, малообеспеченные, имеющие намерение отказаться от ребенка и т.п.
Нормативно-правовым документом, регламентирующим содержание работы и требования к уровню профессиональных знаний, умений и навыков специалистов социальной сферы с семьей, является профессиональный стандарт.
Приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. № 683н утверждён профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей», профессиональная деятельность которого направлена на предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении [3].
Изучение проблемы исследования позволяет утверждать, что готовность к профессиональной деятельности достигается в ходе моральной, психологической и профессиональной подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых к особенностям профессиональной деятельности [1].
Готовность специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми представляет собой систему знаний, умений, навыков, установок, мотивов, убеждений, интеллектуальных и профессиональных качеств, ориентированности на профессиональную деятельность, направленную на выявление и устранение причин и условий, приводящих к семейному неблагополучию.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующую структуру готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми, которая состоит из следующих компонентов [1; 4]:
- Научно-теоретический компонент. Данный компонент предполагает наличие необходимого объема профессиональных знаний, нужных для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Наличие определенного уровня профессиональных знаний позволяет специалисту адекватно ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, правовой сфере, эффективно планировать решение стоящих перед ним задач, разрабатывать индивидуальные программы социального сопровождения, изучать возникающие проблемы, намечать цели и способы их достижения, выбирать наиболее приемлемые формы и методы реализации индивидуальных программ социального сопровождения, контролировать и оценивать свое поведение.
- Практический компонент предполагает владение способами и приемами профессиональной деятельности, т.е. необходимыми навыками и умениями для осуществления деятельности по социальному сопровождению семей с детьми. Основы данного компонента готовности составляют: когнитивные, коммуникативные, конструктивные и организаторские умения.
- Мотивационно-ценностный компонент включает профессионально-гуманистическую направленность личности специалиста социальной сферы, а также систему устойчивых мотивов, отношений, установок, которые обеспечивают оптимальный ход профессиональной деятельности.
- Когнитивно-оценочный компонент готовности специалиста социальной сферы к социальному сопровождению семей проявляется в отражении когнитивной репрезентации содержания профессиональной деятельности, возможных деструктивных изменений деятельности в проблемной профессиональной ситуации, профессиональных деформаций, эмоционального выгорания, а также в выработке соответствующих стратегий, направленных на оптимизацию выполнения деятельности.
- Креативный компонент включает наличие определенного креативного потенциала и механизмов его активизации, что предполагает высокий уровень социальной и профессиональной активности специалистов в реализации мероприятий по социальному сопровождению и профилактике семейного неблагополучия.
- Эмоционально-волевой компонент. Содержание данного компонента составляют эмоционально-волевые процессы саморегуляции, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и тем самым обеспечивают эффективное осуществление профессиональной деятельности.
Совокупность вышеперечисленных компонентов в целом составляет каркас профессиональной готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Несмотря на реализованный в последние годы ряд мероприятий государственной социальной политики, направленный на повышение уровня и качества жизни семей с детьми, проблема семейного неблагополучия по-прежнему остается актуальной и определяет необходимость дальнейшего совершенствования мер социальной поддержки семей с детьми.
- Одним из перспективных направлений в области реализации мер социальной защиты семей с детьми является механизм социального сопровождения, направленный на содействие родителям или законным представителям несовершеннолетних в получении социальной, образовательной и медицинской помощи, решение проблем ребенка и/или семьи и повышение реабилитационного, интеграционного, коммуникативного потенциала и обеспечение самостоятельного функционирования.
- В современной теории и практике социальной и психолого-педагогический помощи и поддержки семьи социальное сопровождение рассматривается, с одной стороны, как отдельное направление, вид социальной помощи семье, с другой - как технология профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.
- Нормативно-правовой основой, регламентирующей содержание механизма социального сопровождения, является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г., а также профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей», утверждённый приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. № 683н.
- Готовность специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, установок, настроенности на деятельность, направленную на выявление и устранение причин и условий, приводящих к семейному неблагополучию. Структуру готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению составляют следующие компоненты: научно-теоретический, практический, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, креативный, эмоционально-волевой.
- Эффективное внедрение системы социального сопровождения семей с детьми определяет необходимость проведения специализированных курсов повышения квалификации «Социальное сопровождение семей с детьми» для практических работников социальной сферы, а также включение в основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки социальная работа, специальное (дефектологического) образование учебных курсов по данной проблеме.
- Проведённое исследование подтвердило необходимость разработки учебно-методического сопровождения подготовки специалистов социальной сферы для реализации межведомственных технологий социального сопровождения семей с детьми.
Библиографическая ссылка
Савченко В.В., Маяцкая Н.К. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26367 (дата обращения: 11.09.2024).