К главнейшим составляющим социально-государственной системы всегда относилось образование, значение которого подчеркивается во многих развитых странах. За последние годы структура образования в высшей школе в России и во многих странах значительно изменилась: появилось множество вузов, увеличился круг предлагаемых направлений обучения, стала более социально значимой задача высшего образования. Следует осознавать, что мысль, закрепленная в принципиальных образовательных документах, в отрыве от реальности сама не гарантирует успеха, часто подвергается искажению в ходе осуществления реализации на практике [3, с. 94]. Сегодня наблюдается рост критического интереса в обществе к усиливающимся проблемам юридического профессионального образования, связанным непосредственно со значительными изменениями социально-экономических условий в России и других странах [2, с. 71-72]. Все это отразилось на принятом федеральном образовательном стандарте по юридическому направлению и в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) [1].
К факторам, влияющим на актуальные проблемы качества юридического образования, можно отнести следующие:
- значительные изменения в социально-экономической жизни и правовой сфере, требующие от системы юридического образования адекватных преобразований;
- массовое получение юридического образования, что уменьшает качественный уровень профессионального образования юридических кадров;
- слабый уровень предшествующего образования абитуриентов, что предполагает значительную реструктуризацию наполнения и способов юридического образования в высшей школе;
- нехватка юридических кадров, которые способны надлежащим образом осуществлять обязанности в интенсивно изменяющихся условиях рыночного хозяйствования, при чрезмерном количестве традиционно обучаемых юристов, массово подготовленных по устаревшим «образовательным эталонам»;
- диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и появившаяся в связи с этим цель получения качественного образования на всех уровнях обучения;
- низкий показатель педагогико-профессиональной квалифицированности педагогических кадров в отдельных вузах, обеспечивающих юридическое образование;
- изменение профессиональной формулировки получения образования в течение всей жизни [6, с. 38], в связи с чем необходимо скорректировать содержание, материально-техническое обеспечение учебного заведения, обеспечивающего высшее юридическое образование, и масштабы его эффективности в образовательном процессе, в том числе взаимосвязанные с языковым интеллектом выпускника, так как он относится к субъектам активного общения [8, с. 12];
- изменение уровня финансового обеспечения государственных вузов, обучающих юридическому образованию, что приводит к проблематике их выживания и к зависимости их качества обучения.
В современной России предъявляются строгие требования к уровню качества профессиональной подготовки юристов, поскольку отсутствие качества и добросовестности исполнения должностных обязанностей неизбежно приведет к отрицательным социально-экономическим последствиям. Качество юридического образования является социальным показателем и определяется как соответствие системы юридического образования актуальным потребностям гражданского общества и личности, получающей юридическое образование. Как отмечается в литературе, «результирующее качество в интегральной форме находит отражение в высоких показателях профессиональной компетентности юриста, т.е. совокупности необходимых знаний, умений и навыков, интеллектуального и нравственного развития, которые достигаются выпускниками высшей школы согласно образовательным целям». Качество юридического образования можно определять через призму уровня удовлетворения наполнения и достижений в ходе образовательного процесса социально-общественных нужд и потребностей личности, а вот менеджмент качества образования следует характеризовать как вид управленческой деятельности по достижению и поддержанию гармоничных «показателей качества функционирования отдельных элементов и всей системы юридического образования в целом» [2, с. 71].
Необходимо учитывать традиционную духовную и культурологическую миссию высшего образования, заключающуюся в существовании научных и интеллектуальных составляющих общественного развития, посредством чего осуществляется становление и развитие демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, направленной на искоренение правового нигилизма в обществе через утверждение и распространение правовой культуры [2, с. 72].
Существовавшая долгое время система высшего образования продуцировала в рамках теории знаний, направленной на получение как можно большей величины информации об обучаемой дисциплине. В соответствии с классической доктриной образования наиглавнейшей задачей образования является литогенез базовых навыков, умений и знаний, дающих возможность в дальнейшем приступить к освоению предлагаемых знаний следующей ступени образования. Однако известно, что в сегодняшних реалиях правовые знания быстро теряют актуальность. Поэтому появляются проблемы классической доктрины образования, а именно: освоение в большей степени теоретических знаний, а практические навыки играют дополнительную роль; приоритет способов обучения, ориентированных на действие памяти, над способами обучения, ориентированными на прогресс творческого познания; направленность средств контроля в большей степени на оценку полученных знаний.
Акселерация темпов социально-экономических и технологических перемен в обществе, интегрирование в европейскую систему образовательной среды привели к потребности инновационного, контекстуального обучения, согласно которому следует активно вводить динамичный траверс от учебной деятельности к профессиональной юридической практике. Учебные дисциплины при контекстуальном обучении предлагаются не в качестве научных доктрин, представленных в виде учебных текстов, а содержат или должны содержать в себе решение практико-ориентированных задач.
В ходе применения на практике федерального образовательного стандарта по юридическому направлению обучения наметились конкретные направления совершенствования вертикали юридической профессии, обозначилась основная цель обучения будущих юристов - актуализация содержания образовательных программ вследствие увеличения их практической ориентированности, то есть применение грамотного компетентностного ракурса в образовании. Анализ научных педагогических исследований позволяет определить понятие компетентности как «результата формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в готовности выпускника эффективно использовать полученный потенциал» [8, с. 13].
Рациональный способ компетентностной сформированности обучающихся в высшей школе при реализации федеральных образовательных стандартов третьего и последующих поколений заключается в разумном сочетании классической модели и инновационных методов обучения. Сегодняшние образовательные технологии должны базироваться на четко обозначенных достижениях в обучении в рамках необходимых компетенций, практической ориентированности и «использовании активных и интерактивных методов обучения» [6, с. 37].
Не является недостижимым умозрением качество подготовки. Качественное обучение – это совокупность составляющих, включающая в себя получение научно-теоретических знаний, практико-ориентированных навыков и умений, предусмотренных компетентностным подходом в образовании юристов; получение практического опыта уже в рамках учебного процесса; воспитание юриста как высокообразованного практика и инновационными методами преподаваемого предмета, и творческими возможностями педагога.
Как нами отмечалось в предшествующем исследовании, «любые подходы к обучению несут в себе положительные и отрицательные характеристики, и поэтому задача современного образования заключается в том, чтобы их эффективно сочетать, а это, в свою очередь, зависит от целей и созданных условий. Составляющими качества образования являются качества преподавания и воспитания. Надлежащий уровень качества преподавания достигается путем обеспечения надлежащего уровня каждой ступени образовательного процесса [2, с. 71]. Все вышесказанное остается актуальным и в современных реалиях образовательной деятельности в высшей школе.
Общение педагога и обучающегося начинается, прежде всего, в рамках лекционных занятий. Повысить заинтересованность студента при изучении дисциплины возможно путем применения инновационных методик и активного включения их в образовательный процесс. Актуальным является высказывание В.О. Ключевского, согласно которому педагогу слово дано для того, чтобы возбуждать мысли других. Достичь такой цели может лишь педагог, который постоянно самосовершенствуется, мыслит творчески.
Предначертание лекционных занятий состоит в том, чтобы сформировать базу для последующей самостоятельной студенческой работы для решения проблемных вопросов, в результате чего активизируется познавательная деятельность обучающегося. В ходе лекционного занятия развиваются все виды памяти. Являются весьма эффективными такие занятия, как лекция-дискуссия, лекция-диалог, лекция-конференция, такие лекции наиболее продуктивны при обучении в рамках юридических предметов.
Лекция-дискуссия позволяет обсуждать со студентами спорные и проблемные вопросы в теории и в юридической науке. Проблемная лекция позволяет разрешить одну или совокупность проблем путем общения педагога с обучающимся и выявить способы их решения. В ходе лекции-конференции обсуждается, как правило, актуальная и спорная тема. «Стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросы» [2, с. 71].
Значимым элементом при проведении классического лекционного занятия является презентация, однако такой метод обучения часто состоит в дополнительно набранном тексте, схеме, таблице, что повторяет сказанное преподавателем. Проблема состоит в подборе актуальной информации, продуманности использования такой технологии в образовательном процессе будущих юристов.
Активный образовательный процесс в наибольшей степени осуществляется в виде не семинарских, а практических занятий, что дает возможность совершенствовать ведение самостоятельной работы с учебной и научной литературой, нормативным правовым материалом и справочно-правовыми системами; способности анализировать информацию; способности правильно синтезировать заданные ситуации, имеющиеся в обыденной жизни, к которым готовится юрист для осуществления профессиональной деятельности; обратное взаимодействие обучающегося и педагога; профессиональные, творческие способности к познанию; интеллект обучающегося. Особенность профессиональной юридической деятельности заключается в том, что юрист-практик урегулирует спорные ситуации, основываясь на нормативных правовых актах, которые необходимо правильно толковать, уметь правильно уяснить, грамотно дать объяснение, привести доказательства своей позиции и уметь убедить оппонента и регулятора спора. Важное умение юриста заключается в общении, в умении коммуникатировать, объяснять смысл правовых положений, дефиниций и ситуаций. Велико и сегодня значение суждения деятеля в сфере юриспруденции А.Ф. Кони о том, что следует знать «предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами...» [5, с. 8].
Интеллектуальный потенциал обучающихся можно эффективно использовать путем постановки перед студентами важных теоретических, научных и практико-ориентированных проблем, что позволяет активно включать студентов в самостоятельный процесс их разрешения. Совокупность практических задач, заданий для осуществления самостоятельной работы по юридической проблематике дает возможность смоделировать предметное и социальное наполнение их предстоящей профессиональной юридической деятельности [7].
Проведение занятий в виде семинаров можно также разнообразить по различным критериям, например, эффективным является проведение дискуссионного семинара по одной из предлагаемых тем или в виде теоретического итогового семинарского занятия либо коллоквиума. Специфика семинарского занятия диктует правильность выбора вида занятия, уровня подготовленности к нему обучающихся, но любое проведение занятия должно приводить к формированию у обучающихся критического мышления, способности отстаивать позицию по проблематике и доказывать правильность своей позиции, распознавать объективные и необъективные выводы и оценки, выявлять причинно-следственные связи, актуализировать имеющиеся знания при получении новой информации и т.д. [4, с. 23].
К базовым границам формирования профессиональных компетенций будущего юриста относятся его возможности самостоятельно принимать решения по практическим правовым ситуациям. Важной задачей является наработка практических навыков, позволяющих применять на практике полученные правовые знания и положения законов. Эту задачу позволяет выполнить использование на практических занятиях определенных юридических казусов. Обучающиеся активнее изучают положения нормативных правовых актов, так как им приходится применять такие положения для разрешения практической ситуации. Как показывает практика работы автора статьи, содержание правовой нормы запоминается лучше. Решив практическую задачу, студент создает правовую модель решения казуса.
К главным признакам качественного образования по направлению «Юриспруденция» относятся интегрированность, междисциплинарность, личностность и комплексность направленности юридического образования. Следует учитывать, что новые компетентностные подходы, оказывающие влияние на становление профессиональных знаний, навыков и умений у студента, должны употребляться, во-первых, в системном режиме, во-вторых, в совокупности всех изучаемых наук.
В средствах массовой информации, особенно в последние пять-шесть лет, существуют публикации, которые содержат попытки навязать обществу некоторую информацию, связанную с подготовкой юристов в высших учебных заведениях России, а именно: имеется переизбыток юристов в стране; во многих вузах несоответствующий уровень подготовки юристов, особенно в непрофильных вузах – аграрных, медицинских и др.; низкий уровень преподавания в филиалах учебных заведений; ненадлежащее обучение при использовании дистанционных методов обучения; все указанные недостатки в разы повышаются в ходе оценки качественной подготовки студентов, обучающихся в негосударственных вузах.
Проведенное исследование методологических и методических проблем организации юридического образования позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Автором установлено, что становятся все более актуальными в результате определенных факторов основные проблемы качества юридического образования: значительные изменения в социально-экономической жизни и в правовой сфере, предъявляющие к системе юридического образования адекватные реакции на вызовы современности; массовость юридического образования, влияющая на качество профессиональной юридической подготовки; слабый общеобразовательный уровень абитуриентов, что диктует кардинальную перестройку содержания и методов высшего юридического образования; недостаток юридических кадров, призванных эффективно выполнять обязанности в изменяющихся условиях рыночного хозяйствования при чрезмерном количестве традиционно обученных юристов; расширение сферы получения и применения юридического образования (степени бакалавр и магистр, ступени образования аспирантуры и докторантуры) и выявленная согласно ей цель качественного образования на всех уровнях образования; низкий показатель педагогико-профессиональной квалифицированности педагогических кадров в отдельных вузах, обеспечивающих юридическое образование; изменение профессиональной ориентированности на образование в течение всей жизни; снижение объемов финансового обеспечения государственных вузов, обучающих юридическому образованию, что приводит к проблематике их выживания и приводит к зависимости и качество обучения.
Следует отметить, что вновь мы приходим к выводу, уже сделанному нами при исследовании проблематики качества юридического образования, что допустимо в образовательном процессе для повышения качества образования использовать различные инновационные методы обучения. Также имеет значение и та психолого-педагогическая обстановка, в которой обучающийся имеет преуспевающую личностную позицию и в полном объеме может проявить свои способности в качестве субъекта образовательной деятельности. Назидательный принцип активной личностной позиции в образовательном процессе предполагает совокупность требований к образовательной деятельности обучающегося и профессиональной деятельности педагога во взаимосвязанном учебном процессе. Эта совокупность включает в себя внутренние и внешние потребности, факторы и мотивы. Сочетание таких составляющих влияет на подбор содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, критерии данного процесса, формирование активной творческой личности. Невозможно определить перечень унифицированных эффективных или неэффективных образовательных подходов при обучении профессиональному юридическому образованию.
Библиографическая ссылка
Воскресенская Е.В. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26361 (дата обращения: 08.12.2024).