Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕПАРАТА НИМЕСАН В ТЕРАПИИ ДОРСАЛГИЙ

Кунделеков А.Г. 1 Нефёдов П.В. 1 Осадчая В.С. 2 Володина Д.А. 3 Чумарина О.В. 4
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
2 ОГБУЗ ГБ № 2 поликлиника № 7
3 ОГБУЗ ГБ № 1 города Старого Оскола
4 НУЗ ОБ на ст. Кемерово ОАО «РЖД»
Выполнено 14-дневное клиническое исследование нестероидного противовоспалительного препарата Нимесан (нимесулид компании Шрея Лайф Саенсиз Пвт.Лтд., Индия) у больных (39 пациентов в возрасте 18–65 лет) с дорсалгией (люмбалгия, люмбоишалгия). Уже к 5-му дню терапии препаратом Нимесан было показано достоверное (p<0,05) уменьшение симптоматики заболеваний (боли, корешкового синдрома, восстановление объема движений, сколиоза). По окончании исследования клиническая эффективность Нимесана, в том числе улучшение качества жизни, отмечена у всех пациентов. Переносимость Нимесана при лечении неосложненной острой люмбалгии и люмбоишалгии у 37 (95 %) больных была отличной и у 2 (5 %) пациентов хорошей. Важно, что выраженных побочных реакций, которые бы потребовали отмены препарата, выявлено не было. Учитывая достаточно высокую клиническую эффективность Нимесана и его хорошую переносимость больными, имеются все основания рекомендовать этот препарат для лечения острой боли в спине.
качество жизни
нимесулид
нестероидные противовоспалительные средства
болезни опорно-двигательного аппарата
люмбоишалгия
люмбалгия
дорсалгия
лечение
Боль в спине
1. Белова А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / Под ред. А.Н. Беловой, О.И. Щепетовой. – М.: Антидор, 2002. – 440 с.
2. Васенина Е.Е., Левин О.С. Боль в спине: базисная и дифференцированная терапия // Лечащий Врач. – 2014. – № 4. – С.54-58.
3. Грачев Ю.В., Шмырев В.И. Вертебральная поясничная боль: полифакторное происхождение, симптоматология, принципы лечения // Лечащий Врач. – 2008. – № 5. – С.6-10.
4. Зырянов С.К., Нельга О.Н., Белоусов Ю.Б. Безопасность фармакотерапии боли: современное состояние проблемы // Трудный пациент. – 2007. – Т.5, № 3. – 54-57.
5. Каратеев А.Е., Яхно Н.Н., Лазебник Л.Б. и др. Применение нестероидных противовоспалительных препаратов. Клинические рекомендации. – М.: ИМА-ПРЕСС, 2009. – 167 с.
6. Левин О.С. Диагностика и лечение неврологических проявлений остеохондроза позвоночника // Consilium Medicum. – 2004. – Т. 6, № 8. – URL: http://old.consilium-medicum.com/media/consilium/04_08/547.shtml.
7. Левин О.С., Штульман Д.Р. Неврология: справочник практ. врача. 9-е изд., доп. и перераб. – М.: Медпресс-информ, 2013. – С.183–200.
8. Ляшенко Е.А., Жезлов М.А., Левин О.С. Острая боль в спине: алгоритмы диагностики и терапии // Фарматека. – 2013. – № 13. – С.87–94.
9. Павленко С.С. Боли в нижней части спины (эпидемиология, клинико-диагностическая классификация, современные направления в диагностике, лечении и стандартизации медицинской помощи): руководство. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007. – 172 с.
10. Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология (вертеброневрология). – М.: Медпресс-информ, 2011. – 670 с.
11. Чичасова Н.В. Лечение остеоартроза: влияние на хрящевую ткань различных противовоспалительных препаратов // РМЖ. – 2005. – № 8. – С.539–542.
12. Hall H. Back pain. J. H. Noseworthy (eds). Neurological therapeutics: principles and practice. London: Martin Dunitz, 2003.
13. Neck and back pain: the scientific evidence of causes, diagnosis and treatment. Ed.: Nachemson A., Jonsson E., Philadelphia: Lippincott Williams and Wilkins; 2000.
14. Quintero S., Manusov E. G. The disability evaluation and low back pain // Prim Care. 2012; 39(3): 553–9.
15. Waddel G. The back pain revolution. Edinburg. Churchill Livingstone, 1998.

Одной из актуальных проблем здравоохранения является боль в спине или дорсалгия, которая ежегодно отмечается у 25–80 % людей трудоспособного возраста. Боли в спине у этого контингента населения чаще бывают эпизодическими и кратковременными. Вместе с тем в ряде случаев они являются причиной длительной временной (в 4 % случаев), а также стойкой (у 1 % больных) утраты трудоспособности [8, 9, 10, 15]. В некоторых странах экономические потери на лечение пациентов с болями в спине в три раза выше затрат на лечение онкологических больных [13].

Боль в спине может быть симптомом различных заболеваний. Остеохондроз позвоночника, который в отечественной медицинской практике в течение многих лет считался универсальной причиной болей в спине, на сегодняшний день может рассматриваться лишь как одна из их предпосылок, но не непосредственной причиной этих болей [7, 14]. На самом деле остеохондроз – одна из самых частых причин болей в спине. Между тем боли в спине далеко не всегда могут быть причиной остеохондроза или патологии позвоночника в целом: боли в спине, так называемой невертеброгенной этиологии, играют в общей структуре их причин весьма заметную роль. Они могут быть вызваны заболеваниями мышц и связок спины, патологией внутренних органов и забрюшинного пространства, психическими расстройствами и др. [2, 3, 6].

Боль в спине, независимо от ее происхождения, подразделяют по локализации и течению (табл. 1) [2, 7, 8].

Таблица 1

Классификация болей в спине

По локализации

По течению

Люмбалгия (люмбаго) – боль в поясничном отделе

Люмбоишалгия – боль в пояснице, распространяющаяся в ногу

Сакралгия – боль в крестцовом отделе

Кокцигодиния – боль в крестце

Острая: <6 недель

Подострая: 6-12 недель

Хроническая: >12 недель

 

Часто при жалобах пациентов на боли в спине рекомендуют постельный режим. Однако в ряде исследований утверждается, что постельный режим не только не ускоряет выздоровление, но наоборот, может приводить к хронизации болевого синдрома. В этой связи в постельном режиме при умеренных болях нет необходимости, а при интенсивных болях постельный режим рекомендуется ограничивать до 1–3 дней. Чем раньше больной в процессе лечения возвращается к привычному для него уровню двигательной активности, тем быстрее происходит купирование болевого синдрома и, более того, профилактируется его хронизация [6, 7, 8].

В связи с этим алгоритм лечения острой боли в спине подразумевает ее купирование с помощью адекватной медикаментозной терапии, которая облегчает текущее состояние пациента и позволяет ему быстрее вернуться к привычному для него уровню повседневной двигательной активности, что в большинстве случаев является главным фактором разрешения обострения [12].

При лечении болевого синдрома в спине наибольшее распространение нашли нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Это обосновано необходимостью максимально быстрого купирования болевого синдрома. Однако не все НПВС обладают достаточным профилем безопасности: их применение может приводить к развитию ряда нежелательных лекарственных реакций (НЛР). Среди этих реакций – негативное влияние на суставные хрящи, повышение артериального давления, гастротоксичность (кровотечение, перфорация язвы, нарушение проходимости ЖКТ) [4].

Понимание различных механизмов воспалительного процесса и причин побочных реакций при лечении больных препаратами группы НПВС побудило разработку и внедрение в практику терапии болевого синдрома так называемых «селективных НПВС». Селективные НПВС имеют меньшую гастроэнтерологическую токсичность [5] и отсутствие негативного влияния на синтез основных компонентов матрикса суставного хряща, в отличие от неселективных НПВС [11].

Таким образом, правильный выбор препарата с учетом механизмов возникновения боли позволяет поднять результативность терапии, сократить ее сроки, понизить риск хронизации болевого синдрома и повысить безопасность лечения. Учитывая возможную продолжительность лечения больных с дорсалгиями, которое может продолжаться несколько месяцев, немаловажную роль играет стоимость применяемого лекарственного препарата и соотношение затрат на лечение к его эффективности. Оптимальное использование в медицинской практике НПВС с позиции как клинической, так и экономической эффективности может существенно снизить затраты на лечение, что особенно важно при ограниченных ресурсах отечественного здравоохранения. Поэтому поиск современных перспективных и недорогих препаратов для терапии пациентов с болью в спине является актуальным.

К числу современных препаратов относится селективный НПВС – Нимесан (нимесулид компании Шрея Лайф Саенсиз Пвт.Лтд., Индия), который выпускается в форме таблеток 100 мг № 20 и обладает высокой эффективностью, безопасностью, отвечает стандартам GMP и, что немаловажно, является доступным препаратом среди аналогов.

Для оценки тяжести состояния пациентов с болью в спине и качества их жизни в настоящее время разработано и во всем мире широко используется в медицинской практике много различных шкал и индексов [1]. Их применение даёт возможность расширить точность результатов лечения больных и проследить её эффективность. Общепринятое в международной медицинской практике применение оценки качества жизни является чувствительным, высокоинформативным и экономичным методом в комплексе оценки здоровья. Оценке качества жизни пациентов, страдающих дорсалгиями, в последнее время уделяется все большее внимание. Это повышает значимость методик, так как большая доля пациентов с болью в спине представлена больными трудоспособного возраста, а их своевременное и успешное лечение способствует сохранению трудового потенциала страны.

Цель работы – изучение клинической эффективности НПВС Нимесан при вертеброгенной люмбалгии и люмбоишалгии умеренной и выраженной степени тяжести, а также переносимости этого препарата.

Материал и методы. В работе представлены данные лечения 39 пациентов в возрасте от 18 до 65 лет с острой болью в спине. Селективный НПВС Нимесан (таблетки по 100 мг) больные принимали внутрь в течение 14 дней 2 раза в сутки. Оценка эффективности терапии проводилась в соответствии со стандартным подходом на 5, 10 и 14 сутки от начала лечения препаратом Нимесан.

Оценка таких симптомов, как объем движений в пораженном отделе позвоночника, корешковый синдром, нейродистрофический синдром и др. проводилась по 5-балльной шкале вертеброневрологической симптоматики [1]. Эффективным признавался препарат в том случае, если у больных была выявлена положительная динамика по 1 и более вышеуказанным симптомам. Важным показателем эффективности лечения являлось уменьшение интенсивности болевого синдрома, оцениваемой по ВАШ (визуально-аналоговой шкале) [1]. Финальная оценка терапевтической эффективности препарата проводилась по 4-балльной шкале в последний день приема Нимесана: значительное улучшение; умеренное улучшение; минимальное улучшение; нет изменений. Оценка переносимости препарата Нимесан проводилась также по 4-х балльной шкале: отличная – отсутствие побочных эффектов; хорошая – легкие побочные эффекты, не требующие медицинского вмешательства; удовлетворительная – умеренные побочные эффекты, требующие назначения соответствующего препарата для их устранения; плохая – выраженные побочные эффекты, требующие отмены препарата.

Для оценки качества жизни больных использовали опросник Роланда – Морриса: «Боль в Нижней части Спины и Нарушение Жизнедеятельности» [1]. Опрос больных проводили до начала лечения и в последний день приема Нимесана. Использование этого опросника позволяет по самочувствию пациентов количественно оценить выраженность патологического процесса в баллах. При этом 0 баллов означает хорошее качество жизни, а 18 баллов – наихудшее качество жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика изменения симптомов у пациентов с дорсалгией во время их лечения препаратом Нимесан представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика вертеброневрологической симптоматики: до лечения, 5-й, 10-й и заключительный 14-й день терапии препаратом Нимесан (M±m, n(%))

Функция.

Степень нарушения

До лечения

5-й день терапии

10-й день терапии

14-й день терапии

Объем движений, балл

2,59±0,11

1,97±0,07*

1,03±0,07**

0,28±0,09**

Ограничение на 75-100% от СНЗ

3 (8%)

-

-

-

Ограничение на 50-74% от СНЗ

19 (49%)

3 (8%)

-

-

Ограничение на 25-49% от СНЗ

15 (38%)

32 (82%)

4 (10%)

2 (5%)

Ограничение до 25% от СНЗ

2 (5%)

4 (10%)

32 (82%)

7 (18%)

СНЗ

-

-

3 (8%)

30 (77%)

Сколиоз, балл

1,55±0,16

0,82±0,18*

0,36±0,10*

0,18±0,07

Резко выраженный

-

-

-

-

Выраженный

-

-

-

-

Умеренно выраженный

6 (55%)

3 (27%)

-

-

Слабо выраженный

5 (45%)

3 (27%)

4 (36%)

2 (18%)

Нет

-

5 (45%)

7 (64%)

9 (82%)

Корешковый синдром, балл

2,60±0,16

1,73±0,24*

1,40±0,22

0,87±0,13*

4 балла

-

-

-

-

3 балла

10 (67%)

-

-

-

2 балла

4 (27%)

12 (80%)

8 (53%)

-

1 балл

1 (7%)

2 (13%)

5 (33%)

13 (87%)

0 баллов

-

1 (7%)

2 (13%)

2 (13%)

Нейродистрофический синдром, балл

1,00±0,00

1,00±0,22

0,00±0,00*

0,00±0,00

4 балла

-

-

-

-

3 балла

-

-

-

-

2 балла

-

-

-

-

1 балл

2 (100%)

2 (100%)

-

-

0 баллов

-

-

2 (100%)

2 (100%)

Боль по ВАШ, мм

65,64±1,59

53,59±1,78**

36,41±1,66**

22,56±1,75**

Резко выраженный БС (70-100 мм)

18 (46%)

3 (8%)

-

-

Выраженный БС (40-69 мм)

21 (54%)

32 (82%)

24 (62%)

4 (10%)

Умеренно выраженный БС (10-39 мм)

-

4 (10%)

15 (38%)

29 (75%)

Нет (0-9 мм)

-

-

-

6 (15%)

Примечание:   * – достоверность различий с предыдущей оценкой (p<0,05);

                         ** – достоверность различий с предыдущей оценкой (p<0,001);

                         СНЗ – средненормальное значение;

                         БС – болевой синдром.

У всех больных с дорсалгиями на фоне лечения Нимесаном клинически было отмечено улучшение состояния. Уже к 5-му дню терапии отмечалось статистически значимое уменьшение ограничения объема движений в пораженном отделе позвоночника (p<0,05), сколиоза (p<0,05), корешкового синдрома (p<0,05), значительно уменьшились болевые ощущения (p<0,001). К 10-му дню терапии (по сравнению с состоянием 5-го дня терапии) достоверно уменьшился нейродистрофический синдром (p<0,05), продолжилось восстановление объема движений в пораженном отделе позвоночника (p<0,001), уменьшились сколиоз (p<0,05) и болевые ощущения (p<0,001). К заключительному 14-му дню терапии Нимесаном отмечалось статистически значимое восстановление объема движений в пораженном отделе позвоночника (p<0,001), уменьшение корешкового синдрома (p<0,05) и значительное уменьшение болевых ощущений (p<0,001).

Изменение качества жизни пациентов с болью в спине на фоне лечения Нимесаном представлено в таблице 3.

Таблица 3

Изменение качества жизни по опроснику Роланда – Морриса (до лечения и в последний день приема препарата Нимесан) (M±m, n(%))

Качество жизни

До лечения

14-й день терапии НПВС

Опросник Роланда – Морриса, балл

7,44±0,43

1,79±0,25**

6 и более баллов опросника

28 (72%)

-

3-5 баллов опросника

11 (28%)

16 (41%)

1-2 балла опросника

-

10 (26%)

Нет

-

13 (33%)

Примечание: чем меньше баллов, тем выше качество жизни;

** – достоверность различий с предыдущей оценкой (p<0,001).  

Качество жизни пациентов достоверно улучшилось у всех пациентов (p<0,001). Если до лечения большинство пациентов (72 %) отмечали 6 и более баллов опросника, то в последний день приема препарата Нимесан никто из пациентов не отмечал более 5-ти баллов, а каждый третий (33%) не отметил ни одного балла опросника, что свидетельствует о полном восстановлении качества жизни у этих пациентов.

Оценка клинической эффективности препарата Нимесан показала умеренное и значительное улучшение у 35 (90 %) пациентов (табл. 4).

Таблица 4

Оценка клинической эффективности препарата Нимесан, n (%)

Оценка

Эффективность, n (%)

Значительное улучшение

7 (18%)

Умеренное улучшение

28 (72%)

Минимальное улучшение

4 (10%)

Нет изменений

-

 

Переносимость препарата Нимесан при лечении острой боли в спине была признана отличной у 37 (95 %) больных, хорошей – у 2 (5 %) пациентов (табл. 5).

Таблица 5

Оценка переносимости больными препарата Нимесан, n (%)

Оценка

Переносимость, n (%)

Отличная

37 (95%)

Хорошая

2 (5%)

Удовлетворительная

Неудовлетворительная

 

В процессе лечения Нимесаном в 5 % случаев были отмечены побочные реакции в виде эпизодических болей в эпигастрии. Побочных реакций, которые потребовали бы отмены препарата, отмечено не было. Никто из пациентов не отказался от приема Нимесана до окончания наблюдения, что может свидетельствовать о безопасности препарата.

Таким образом, достоинствами препарата Нимесан являются высокая клиническая эффективность и хорошая переносимость, быстрое клиническое улучшение, незначительный процент побочных реакций. Все это делает Нимесан оптимальным препаратом для пациентов при лечении дорсалгий.

Выводы

  1. Клиническая эффективность препарата Нимесан у больных с острой болью в спине по окончании лечения отмечалась у всех пациентов. У 90 % пациентов отмечено значительное и умеренное улучшение состояния. За весь период наблюдения качество жизни значительно улучшилось у всех пациентов.
  2. Нестероидный противовоспалительный препарат Нимесан хорошо переносится больными. Побочных реакций, требующих отмены препарата, отмечено не было.
  3. Высокая клиническая эффективность, хорошая переносимость и значительное улучшение качества жизни больных, после проведенной НПВС-терапии, позволяют рекомендовать Нимесан для лечения дорсалгий.

Библиографическая ссылка

Кунделеков А.Г., Нефёдов П.В., Осадчая В.С., Володина Д.А., Чумарина О.В. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕПАРАТА НИМЕСАН В ТЕРАПИИ ДОРСАЛГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26359 (дата обращения: 14.09.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674