На уровне начального общего образования определение критериев качества образования представляется особенно сложным в связи с тем, что дети приходят в школу, имея разный уровень психологической и интеллектуальной подготовленности. Поэтому мониторинговые умения для учителя начальной школы приобретают в современных условиях особое значение.
Под мониторинговыми умениями учителя понимаем готовность к сознательному выполнению умственных и практических действий учителем на основе приобретенных знаний, «заключающихся в систематической оценке образовательных достижений учащихся, сравнении их с планируемым уровнем (стандартом), формулировании выводов о количественных и качественных показателях развития исследуемого объекта с целью уменьшения разницы между планируемыми и фактическими результатами» [4, с. 175].
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) установлены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО):
- «предметным, включающим освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [5].
В содержании планируемых результатов на уровне начального общего образования отражены: формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития [2, с. 6].
Таким образом, основными результатами образования являются не только конкретные знания, а умение использовать их в дальнейшем обучении и повседневной жизни, творческое мышление и умение находить нестандартные решения [1, с. 27-28].
Кроме того, в ФГОС НОО предусмотрено разноуровневое (базовый и повышенный) предоставление образовательных результатов.
Подобный подход изменяет представления о структуре педагогического мониторинга в начальной школе. В соответствии с современными представлениями, целью мониторинговой деятельности в начальной школе является сбор и фиксация информации об изменениях, происходящих в результате обучения не только на уровне освоения содержания учебных предметов (предметный уровень), но и формирования универсальных учебных действий (метапредметный уровень) и духовно-нравственного развития и воспитания (уровень личностного развития) (рисунок).
Соответственно меняются и требования к квалификации педагога, который должен не только обладать мониторинговыми умениями в части оценки сформированности отдельных учебных действий, но и владеть инструментарием оценки метапредметных достижений учащихся и их личностных особенностей.
Структура педагогического мониторинга в начальной школе
Современная система оценки качества образования носит комплексный характер, позволяя определять некий интегральный показатель развития школьника. Она обеспечивает возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, принятия оперативных педагогических мер для улучшения и совершенствования образовательной деятельности на уровне класса, школы, региональной и федеральной систем образования.
ФГОС НОО выделяет две составляющие результатов обучения, выступающие в качестве объекта мониторинга: результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования.
Наиболее распространенной формой промежуточной и итоговой диагностики качества НОО раньше были контрольные работы. Сегодня арсенал учителя начальных классов пополнился комплексными работами, составленными из компетентностных заданий, требующих от ученика демонстрации уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Проверка сформированности метапредметных учебных действий – это принципиально новая форма диагностики образовательных результатов, предполагающая иной формат оценивания, последующего анализа и интерпретации результатов.
Сегодня учитель в начальной школе должен обладать достаточным объемом умений оценивать разнообразные действия и динамику развития ученика. Привычные формы контроля в начальной школе дополняются такими, как:
- целенаправленное наблюдение и фиксация проявляемых ученикам действий и личностных качеств по стандартизированным параметрам или индивидуальным образовательным маршрутам;
- самооценка ученика (словесная, знаковая и др.);
- решение проектных задач;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников, структурированных в портфолио.
Таким образом, в последние годы формы оценочной деятельности на уровне начального общего образования претерпели существенные изменения: расширился их диапазон, изменились методические подходы и даже технологии сбора и представления информации. Оперативная реакция на происходящие изменения и соответствующая, компенсирующая подготовка учителя начальных классов может осуществиться в системе дополнительного профессионального образования.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. [3] особое внимание уделила решению задачи «формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов». А ожидаемым конечным результатом реализации Программы среди прочих названа созданная «информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования» [3].
Формирование комплексной системы оценки качества образования предполагает активную роль учителя, так как именно педагогический мониторинг формирует основу изучения результативности и качества реализации образовательных программ на всех уровнях. Очевидно, что каждый учитель должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками в части организации и проведения педагогического мониторинга, сбора необходимой информации и ее передачи на вышестоящие уровни управления образованием и важнейшую роль по подготовке учителей к решению новых задач в области мониторинговой деятельности призвана сыграть реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Квалификация педагога должна соответствовать формирующимся в процессе модернизации российской образовательной системы требованиям. Она не может носить статичный, раз и навсегда заданный характер. Не случайно систематическое повышение профессионального уровня декларируется как одна из обязанностей педагога.
Анализ программ повышения квалификации учителей начальных классов показывает, что вопросы формирования мониторинговых умений в практике дополнительного образования пока ограничивается только функцией оценивания.
Так, Государственная академия переподготовки работников социальной сферы (факультет дополнительного образования Московского института современного академического образования) с 2015 г. реализует курс «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС», предусматривающий изучение новых подходов к оцениванию достижений учащихся. Такой же раздел предусмотрен в программе «Реализация ФГОС в начальной школе», предлагаемой Образовательным порталом «Мой университет». В программу повышения квалификации учителей начальных классов Педагогического университета «Первое сентября» включены следующие курсы:
– оценка достижения метапредметных и предметных планируемых результатов обучения (на примере русского языка и математики) (Рыдзе О.А., Кузнецова М.И.);
– оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (Пинская М.А.);
– универсальные учебные действия как предмет проектирования и мониторинга в начальной школе (Битянова М.Р., Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).
Детальное изучение предлагаемых программ показывает, что вопросам педагогического мониторинга в них уделено крайне мало внимания, несмотря на то, что и подходы к промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, и оценка итоговых работ претерпели существенные изменения, требующие от учителя принципиально новых умений.
Более серьезное внимание вопросу формирования мониторинговых умений учителей начальных классов уделяется в программах повышения квалификации государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края.
Опыт проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников Краснодарского края, проводимый в соответствии с требованиями ФГОС НОО с 2011 года, выявил необходимость корректировки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее – ДПП ПК) в пользу включения специальных тем по формированию мониторинговых умений учителей начальных классов (таблица).
Разделы и темы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации кафедры начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края с 2014 года по 2016 год, предусматривающие формирование мониторинговых умений учителей начальных классов
№ п/п |
Тема ДПП ПК, категория слушателей |
Раздел ДПП ПК |
Тема по формированию мониторинговых умений |
1 |
Формирование навыков учебной деятельности средствами современных педагогических технологий у учащихся начальных классов в условиях ФГОС (учителя начальных классов) |
Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов |
Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования как элемент педагогического мониторинга |
Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ |
Основы мониторинговой деятельности учителя |
||
Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности |
Формирование ИКТ- компетентности педагогического работника |
||
2 |
Современные технологии обучения младших школьников с задержкой психического развития на основе ФГОС (учителя начальных классов) |
Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов |
Формирование мониторинговых умений учителей начальных классов |
Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ |
Основы мониторинговой деятельности учителя |
||
Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности |
Формирование ИКТ компетентности педагогического работника |
||
3 |
Организационные и методические особенности работы тьютора в начальной школе (учителя начальных классов – тьюторы) |
Организация оценки качества знаний и индивидуальных образовательных достижений младших школьников |
Образовательный и педагогический мониторинг |
Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ |
Использование различных баз данных в образовательной деятельности. Основы мониторинговой деятельности учителя |
||
Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности |
Формирование ИКТ- компетентности педагогического работника |
||
4 |
Современные образовательные технологии в практике работы учителя начальных классов (учителя начальных классов со стажем работы менее 5 лет) |
Основы законодательства РФ в области образования |
Изменение парадигмы образования от знаниевой – к компетентностной |
Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов |
Формирование мониторинговых умений учителей начальных классов |
||
Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ |
Развитие профессиональных качеств педагога |
||
Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности |
Формирование ИКТ компетентности педагогического работника |
||
Современные образовательные технологии |
Технологии оценивания образовательных результатов |
||
5 |
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО (заместители директоров (кураторы) по начальному образованию) |
Организация оценки качества знаний и индивидуальных образовательных достижений младших школьников |
Образовательный и педагогический мониторинг |
Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ |
Основы мониторинговой деятельности учителя |
||
Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности |
Использование различных баз данных в образовательной деятельности |
Вместе с тем практика показывает, что потребность в формировании особой группы умений учителя, включающих педагогическое оценивание деятельности обучающихся, комплексную оценку достижений, оценивание и интерпретацию широкого спектра достижений учащихся (личностных, метапредметных, предметных), готовность к участию в целостном процессе образовательного мониторинга чрезвычайно высока, и мы полагаем, что обучение учителя начальных классов мониторинговым умениям должно занимать одно из ключевых мест в программах повышения квалификации, что требует разработки и внедрения специализированных программ.
Библиографическая ссылка
Микерова Г.Ж., Прынь Е.И. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГОВЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26350 (дата обращения: 08.12.2024).