В настоящее время здоровье обучающихся различных уровней образования находится в центре внимания многих исследователей [4; 7; 10; 13] ввиду того, что ухудшение уровня здоровья в этой возрастной группе является прямой угрозой национальной безопасности страны [6]. Глобальные перемены, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., привели к обесцениванию здоровья как важного фактора общей культуры человека [10]. Согласно Т.В. Фадеевой [13], важность здоровья в качестве критерия успешного специалиста признают лишь 17% здоровых студентов. V.J. Cleland et al. [15] утверждают, что высокая физическая активность за счет повышения уровня физического или эмоционального здоровья может улучшить социально-экономическое положение путем развития образовательных и профессиональных возможностей.
Общеизвестно, что любая деятельность может привести к ухудшению состояния здоровья. Образовательная деятельность включает ряд специфических для здоровья факторов риска, например очень высокий уровень умственного напряжения (особенно в период сессии), работа в условиях дефицита времени, нарушение режимов труда и отдыха и др. [8]. Согласно проведенным опросам, более половины студентов считает невозможным придерживаться здорового стиля жизни ввиду отсутствия у них свободного времени [14]. Кроме того, одним из факторов несоблюдения студентами здорового образа жизни является их низкий социально-экономический статус, не позволяющий адекватно осуществлять здоровьесбережение [7].
По мнению [6; 13], здоровьесберегающая работа вузов должна быть направлена на «формирование ценностей и навыков самосохранительного поведения студенческой молодёжи». Ряд авторов [11] отмечают отсутствие единых требований к содержанию и организации учебного процесса по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста. В частности, в образовательных программах большинства направлений подготовки бакалавров отсутствует учебная дисциплина, нацеленная на формирование культуры здоровья студентов, либо она отнесена на более поздние сроки. Например, образовательная программа подготовки бакалавров физической культуры в ВятГУ предусматривает изучение дисциплины «Культура здоровья» лишь на IV курсе (!) перед самым выпуском.
В связи с вышеизложенным основное внимание по формированию образованности студентов в вопросах здоровьесбережения, а также устойчивых мотиваций к ведению здорового стиля жизни должны уделять не только преподаватели дисциплин медико-биологического, но и психолого-педагогического блоков. Поскольку вузы самостоятельно разрабатывают учебные планы и рабочие учебные программы для соответствующих направлений подготовки бакалавриата, они имеют уникальную возможность увеличения количества занятий, повышающих валеологическую грамотность студентов.
Однако высокий уровень знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления не заставит вести здоровый образ жизни: требуется устойчивая мотивация к здоровьесбережению.
Целью нашего исследования стала диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта Вятского государственного университета (ВятГУ), а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой.
Методы и организация исследования. Обследование студентов с целью оценки безопасного уровня физического здоровья проводилось в марте 2013 г. (I курс) и спустя 4 года, в этой же группе обследуемых, в марте 2016 г. (IV курс). Обследованные студенты были включены в группы: группа 1 – юноши-первокурсники (n=39, возраст 17,8±0,4 года), группа 2 – юноши выпускного курса (n=33, возраст 22,06±0,23 года), группа 3 – девушки-первокурсницы (n=32, возраст 18,1±0,8 года), группа 4 – девушки выпускного курса (n=27, возраст 21,39±0,18 года). Предварительно было проведено измерение длины и массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти ведущей руки, артериального давления, частоты сердечных сокращений с помощью общепринятых методик, а также время восстановления после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине). На основании полученных данных были рассчитаны весо-ростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой (СИ), Робинсона (ИР) индексы физического развития. Полученные данные оценивались в баллах согласно методике Г.Л. Апанасенко [2]. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле Р.М. Баевского [3]. Результаты подвергались статистической обработке по общепринятым формулам в программе Microsoft Excel с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами считались достоверными при р<0,05).
В процессе исследования также был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение фактов.
Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика соматического здоровья показала, что функциональные показатели обследованных студентов не выходили за пределы физиологической нормы (таблица). Однако полученные данные свидетельствуют об общем среднем (небезопасном – по Г.Л. Апанасенко) уровне здоровья обследованных (таблица). Уровень здоровья выше среднего (безопасный – по Г.Л. Апанасенко) был диагностирован у 64,3% юношей и у 56,22% девушек первого курса; на выпускном курсе соответственно – у 28,3% и 59,26%. Проведенные в других регионах России исследования также свидетельствуют о низком и ниже среднего уровне здоровья студентов [4; 10]. Студенты с высоким и низким уровнем здоровья среди обследованных не выявлены.
Показатели (М±m) диагностики уровня соматического здоровья
Показатель |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Группа 4 |
ВРИ, г/см |
384,65±4,25 |
426,13±15,71 |
349,05±15,15 |
348,09±6,83 |
Д* |
p<0,05; t=2,549 |
p>0,1; t=0,058 |
||
ЖИ, мл/кг |
66,28±1,15 |
61,55±1,24 |
58,75±4,05 |
55,61±2,03 |
Д |
p<0,01; t=2,797 |
p>0,1; t=0,693 |
||
СИ, % |
70,3±1,2 |
65,58±1,62 |
47,80±2,5 |
50,20±1,89 |
Д |
p<0,05; t=2,341 |
p>0,1; t=0,766 |
||
ИР, усл. ед. |
78,45±1,95 |
83,19±1,29 |
74,55±3,75 |
74,60±3,21 |
Д |
p<0,05; t=2,027 |
p>0,1; t=0,01 |
||
ДФН, с |
53,6±2,11 |
62,25±2,16 |
51,65±6,65 |
70,13±4,62 |
Д |
p<0,01; t=2,865 |
p<0,05; t=2,282 |
||
Балл |
12,69±2,64 |
10,88±0,79 |
12,72±2,64 |
13,33±0,54 |
Д |
p>0,1; t=0,657 |
p>0,1; t=0,226 |
||
АП |
2,035±0,05 |
2,199±0,02 |
1,890±0,07 |
1,883±0,044 |
Д |
p<0,01; t=3,045 |
p>0,1; t=0,085 |
Д* - достоверность различий между группами.
Тем не менее отмечается отчетливая тенденция ухудшения большинства показателей у юношей IV курса по сравнению с аналогичными на I курсе: достоверное снижение ЖИ и СИ, а также достоверное повышение ВРИ, ИР и времени восстановления после ДФН (таблица). С другой стороны, у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после ДФН, что свидетельствует о снижении степени адаптации к физическим нагрузкам.
Большинство изменений связано, на наш взгляд, с изменением образа жизни студентов за время обучения в вузе. По данным опроса, 75% студентов выпускного курса факультета физической культуры и спорта уже не занимаются так активно спортом, как на первом курсе: только по необходимости на аудиторных занятиях. Общее снижение двигательной активности, при отсутствии изменений в питании, привело к повышению массы тела обследованных юношей в среднем на 10% и, как следствие, изменению всех других показателей. Аналогичные результаты получены в исследованиях М.А. Гераськиной и соавт. [7]: авторы отмечают большую массу тела студентов IV курса в сравнении с первокурсниками, что может быть следствием либо наращивания мышечной массы, либо избыточной массой и склонностью к ожирению.
Расчет АП системы кровообращения показал удовлетворительную степень адаптации (таблица), причем у выпускников показатель достоверно выше, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. АП юношей выпускного курса достоверно (p<0,001; t=6,538) выше, чем у их однокурсниц; подобные различия отмечены также для ИР (p<0,05; t=2,483). Суммарный балл в группе 2 достоверно (p<0,05; t=2,56) ниже, чем в группе 4, что косвенно свидетельствует о том, что девушки имеют большую мотивацию к сохранению индивидуального здоровья.
В сравнении с данными, полученными в других регионах, можно констатировать, что для юношей г. Кирова характерно:
1) средние показатели роста и веса; однако обследованные нами юноши в среднем крупнее, чем в некоторых других регионах России [4];
2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [10];
3) более высокие аэробные возможности (энергопотенциал) и скорость восстановления после нагрузки [10];
4) выше АП [4].
Региональные особенности, характерные для девушек г. Кирова:
1) средние весо-ростовые показатели [9; 10];
2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [9];
3) средние показатели СИ [9].
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости ежегодной экспресс-диагностики состояния здоровья и резервных возможностей обучающихся, результаты которой могут стать одним из способов формирования мотивированности на сохранение и укрепление здоровья, а также его коррекции. Кроме того, встает закономерный вопрос о способах и методах повышения (или формирования) культуры здоровья обучающихся [6] и мотивации к занятиям физической культурой [8; 11] даже у студентов, обучающихся на факультете физической культуры.
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры и представляет собой многомерное интегративное понятие, включающее определенный уровень духовного и физического развития, систему ценностного отношения к здоровью, систему знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья, а также «грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья» [1, с. 17]. Воспитание культуры здоровья является серьезной педагогической проблемой, решить которую можно благодаря созданию соответствующих педагогических условий, в частности включением теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков. К сожалению, имея достаточный багаж валеологических знаний, далеко не каждый россиянин старается следовать принципам здорового стиля жизни. Основная причина кроется не столько в российском менталитете, сколько в недостаточности действенных мотивационных установок молодежи на ведение здорового образа жизни [11].
Любая деятельность человека имеет определенные мотивы. Что касается физкультурной деятельности студентов, то ряд авторов [8; 12] выделяет внутренние (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.) и внешние мотивы; причем последние могут быть как положительными (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.), так и отрицательными (боязнь насмешек со стороны товарищей из-за неспособности выполнять какое-либо упражнение и т.д.).
В отношении студентов нефизкультурного профиля более важны внешние положительные мотивы [12]. По данным А.Н. Туренкова и соавт. [12], отмечается положительная динамика иерархии мотивов у юношей, в частности мотив физкультурно-спортивных интересов в 1993 г. был на 15 месте, в 2006 г. занимал 7–8 место, а в 2012 г. вышел на 1–2 место.
Для студентов, занимающихся спортом, предлагается выделять девять основных мотивов занятий физическими упражнениями, преобладание которых в том или ином сочетании определяет физкультурно-оздоровительный, полуспортивный либо спортивный тип мотивационной направленности личности [5]. Согласно исследованиям В.А. Бурцева и соавт. [5], у спортсменов 1-2 разряда преобладают мотивы принадлежности к группе, социально-моральный и социального самоутверждения (соответствуют полуспортивной направленности личности); у спортсменов высокой квалификации – мотивы достижения успеха, социально-моральный и гражданско-патриотический (спортивная направленность). Подобные результаты описаны в работе А.Н. Туренкова и соавт. [12]: ведущие мотивы студентов-спортсменов (без учета квалификации) – доминирование, соперничество, совершенствование.
Анализ литературных данных свидетельствует о необходимости учета первичной мотивированности студентов на физическое самосовершенствование и о важности корректировки направления недостаточно устойчивых мотивов. Для формирования оптимального мотивационного комплекса к аудиторным и самостоятельным занятиям физической культурой А.А. Ильин и соавт. [8, с. 146] предлагают «следовать в обучении принципу сознательности, использовать проблемные задачи, демократический стиль общения, ситуации выбора, задания оптимальной сложности, систематическое посещение занятий» и др.
Учитывая специализацию студентов (будущие учителя физической культуры и тренеры) и снижение уровня соматического здоровья и резервных возможностей, можно предположить снижение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, особенно у юношей. По данным ряда авторов [12], данный вид мотивации характеризуется наличием двух направлений: укрепление здоровья и достижение спортивных результатов. Следует понимать, что без высокого уровня здоровья, высоких резервных возможностей и адаптивных способностей вероятность достижения высоких спортивных результатов сводится к нулю. Хорошая спортивная форма является обязательным компонентом профессиональной деятельности данного направления подготовки бакалавров (тренер обязан быть примером для своих воспитанников), что служит дополнительным мотивом для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Выводы
Диагностика соматического здоровья показала средний (небезопасный – по Г.Л. Апанасенко) уровень здоровья обследованных студентов факультета физической культуры и спорта ВятГУ; студенты с высоким уровнем здоровья не выявлены. Количество юношей с безопасным (по Г.Л. Апанасенко) уровнем здоровья за время обучения в вузе снижается. Отмечается отчетливая тенденция ухудшения резервных возможностей кардиореспираторной системы, мышечной силы, адаптационного потенциала и времени восстановления после дозированной физической нагрузки у юношей IV курса по сравнению с аналогичными показателями на I курсе; у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после дозированной физической нагрузки.
Выявленный нами небезопасный уровень физического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта, а также его ухудшение за время обучения (особенно у юношей) свидетельствуют о неадекватной оценке студентами собственного здоровья, крайне низком уровне культуры здоровьесбережения и отсутствии системы валеологических знаний. Известно [8], что мотивы поведения формируются под действием имеющихся знаний, умений и навыков. Таким образом, оптимальный уровень валеологической грамотности является базой для адекватной оценки собственных возможностей, основным средством формирования мотивов и потребностей для целенаправленных занятий физической культурой.
Для повышения валеологической грамотности предлагается активное внедрение инновационных технологий обучения, новых форм организации учебной деятельности и нового ее содержания, включение теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, формирование мотиваций к занятиям физкультурой и здоровому стилю жизни.
Диагностика безопасного уровня соматического здоровья по методу Г.Л. Апанасенко является одним из способов повышения мотивированности к здоровьесбережению, в связи с чем должна стать обязательным ежегодным элементом лабораторных или практических занятий по соответствующим учебным дисциплинам начиная с первого курса («Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Общая физиология с основами биохимии», «Физиология мышечной деятельности», «Гигиена физической культуры и спорта», «Спортивная медицина», «Врачебный контроль в физкультурно-спортивной деятельности» и др.)
Библиографическая ссылка
Сазанов А.В., Сазанова М.Л., Демина Н.Л., Попова Г.А. ДИАГНОСТИКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26337 (дата обращения: 08.12.2024).