Сегодня гуманизация признается одним из принципов отечественной государственной политики в области образования и рассматривается как ведущая примета формирующейся личностно ориентированной (гуманитарной) образовательной парадигмы [1].
Традиционно под гуманизацией образования понимают обращенность к человеку, следование принципу всестороннего развития личности. Безусловно, это есть повторение гуманистического принципа, характерного для классической модели образования, считавшей своей главной задачей подготовку образованного, просвещенного человека. Современная постклассическая модель образования свою задачу видит в подготовке «человека культуры» - человека, усвоившего ценности своей культуры, способного к саморазвитию и самореализации в социокультурном пространстве.
Подобным образом адаптированный к культуре человек, на наш взгляд, это, прежде всего, человек, научившийся самостоятельно мыслить, освоивший главный компонент человеческой культуры - культуру мышления. Последние результаты опросов среди работодателей говорят об особой востребованности в выпускниках образовательных заведений, обладающих именно умением самостоятельно и нестандартно мыслить; умением не только получать информацию, но и грамотно ее анализировать, использовать нужную в каждой отдельной ситуации [6, с. 14].
Запрос на культурно мыслящих специалистов-выпускников заставляет задуматься о приоритетах в стратегии формирования новой личностно ориентированной образовательной парадигмы. Ведущей приметой ее, по мнению ученых-педагогов, должен стать переход «от знания к пониманию», от «школы воспроизводителя к школе мышления», от работы с информацией к работе со смыслами. Одним из основных требований, предъявляемых новой модели образования, должно стать обучение студентов системному мышлению, развитию у них навыка применения методов и категорий современной науки. Последнее в свою очередь требует включения в содержание профессионального образования специальных методологических знаний, являющихся важнейшим условием формирования у студентов навыков самостоятельного мышления, обеспечивающих универсальность получаемых знаний [2, с. 36]. Помимо когнитивной составляющей, культура мышления должна включать развитие креативных способностей у студентов, их организационно-деятельностные качества, общегуманистические ценности [3, с. 7].
В формировании культуры мышления следует отметить особую роль прежде всего такой дисциплины, как философия. Вместе с тем необходимо подчеркнуть важность в становлении умственной культуры учащихся и других гуманитарных дисциплин. Речь идет, например, о культурологии, формирующей культурологическое мышление, способное проникать во внутреннюю сущность культуры и постигать ее ценности и смыслы. Обязательной дисциплиной, включенной в базовую часть Блока 1 ОПОП, остается история, формирующая историческое сознание, способное анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, необходимое для становления гражданской позиции. Многие вузы среди вариативных дисциплин выбирают социологию, формирующую толерантное восприятие социальных, этических, конфессиональных различий. Главная задача любого педагога-гуманитария - раскрыть перед обучающимся широкое поле выборов, которое самому обучающемуся по причине ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры чаще всего не открыто.
Формирование культуры мышления не должно ограничиваться рамками аудиторных занятий. Для того чтобы интеллектуальная культура стала привычной частью образа жизни человека, ею должны быть пронизаны желательно все сферы деятельности студенческой молодежи. Необходимо создание особой образовательной среды, образовательного пространства, обеспечивающего эффективное формирование мыслительной культуры у каждого студента [7].
Образовательная среда (в контексте гуманитарной парадигмы ее можно определить как социокультурная среда) понимается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Социокультурная среда представляет совокупность ряда факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Поэтому качество социокультурной среды определяется, прежде всего, качеством составляющих ее элементов: пространственно-предметным содержанием, социальными отношениями, качеством связей между данными компонентами. Субъекты образования организуют, создают социокультурную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но в свою очередь и социокультурная среда в целом и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
Эффективную социокультурную среду невозможно создать без развития вузовского сообщества, объединенного общими ценностями, устремлениями, человечными отношениями, созидательными делами, чувством гордости за принадлежность к определенному вузу. Создание подобной социокультурной среды входит в содержание миссии каждого вуза. Так, например, миссия ФГБОУ ВО «Тверская ГСХА» ориентирует академическое сообщество именно на построение образовательного пространства как пространства жизненного самоопределения человека во всем многообразии его проявлений, на воспитание гражданина, компетентного профессионала, на развитие потенциала молодежи и его использование в интересах развития страны, на противодействие негативным явлениям в молодежной среде. Профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО «Тверская ГСХА» стремится к созданию такой образовательной среды, которая включала бы в себя все условия для развития личности студента, помогала бы ему овладеть необходимыми компетенциями, сформировать культуру мышления.
Пространственно-предметный компонент социокультурной среды Тверской сельскохозяйственной академии включает экологически и социально благополучный район (академический кампус расположен на территории бывшей усадьбы героя России и Болгарии, фельдмаршала И.В. Гурко), функционально и эстетически привлекательное здание академии с прилегающей парковой территорией - памятником садово-парковой архитектуры XVIII века. В пространственно-предметный компонент также входят расположенные на территории кампуса музей И.В. Гурко и церковь Иосифа Волоцкого. Дополняют пространственно-предметный компонент социокультурной среды вуза кабинеты с современной и удобной мебелью, техническими средствами обучения, актовый зал, конференц-залы, спортивный комплекс, студенческое кафе, библиотека и др.
Для эффективного функционирования социального взаимодействия (второго обязательного компонента социокультурной среды) в Тверской ГСХА принята и реализуется комплексная программа воспитательной деятельности. Цель ее - создание условий для становления активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста, конкурентоспособного, всесторонне развитого, умеющего ставить и достигать значимые цели. Приоритетными задачами программы заявлены:
- создание целостной системы воспитательной работы со студентами, предусматривающей педагогическое сопровождение всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов;
- организация работы, способствующей формированию у студентов социально значимых ценностей;
- обеспечение качественного усвоения учебного материала и повышение качества знаний; формирование профессиональной культуры будущего специалиста;
- создание условий для поддержания физического, социального и психического здоровья студентов;
- формирование в образовательном пространстве академии творческой среды, в которой развиваются и удовлетворяются образовательные, социальные и творческие потребности студентов;
- развитие студенческого самоуправления.
Для решения этих задач в академии была организована социально-воспитательная деятельность по следующим направлениям: гражданско-патриотическое; духовно-эстетическое; нравственно-этическое; правовое; трудовое и профессионально-творческое; физическое; экологическое.
Организационные условия для формирования социокультурной среды Тверской ГСХА заложены в структуре вуза, где для каждого подразделения определены соответствующие полномочия, соподчиненность и ответственность. Во внеучебные структуры академии, осуществляющие воспитательную работу, в качестве основных подразделений вошли:
- отдел по внеучебной работе;
- культурно-просветительский центр;
- центр творчества и досуга;
-студенческий спортивный клуб;
- музейно-выставочный центр.
Организация социального взаимодействия обучающихся Тверской ГСХА регулируется комплексным планом внеучебной (воспитательной) работы. Основанием для включения необходимых мероприятий в воспитательный план работы академии является матрица соответствия их перечню общекультурных компетенций, среди которых особое место занимает формирование мировоззренческой (ОК-1) и гражданской позиции (ОК-2), способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6), способности к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). Уровень освоения заявленных общекультурных компетенций в полной мере зависит от степени сформированности культуры мышления у студентов.
Считаем, что стратегия формирования культуры мышления может быть эффективной только в том случае, если она включает в себя целый комплекс разнообразных культурно-просветительских мероприятий [4].
В Тверской ГСХА эту задачу успешно решает культурно-просветительский центр (КПЦ), созданный при кафедре гуманитарных наук. Основными его задачами были заявлены: гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи, погружение в историческое прошлое страны и своего края, ориентация в проблемах современной социокультурной действительности; формирование национальной идентичности, знакомство с другими национальными культурами; духовно-эстетическое и этическое образование, развитие креативности, расширение кругозора.
Задачи КПЦ определили стратегию кафедры по развитию личности студента в целом, и в частности стратегию формирования его культуры мышления. В первые годы деятельность центра заключалась в проведении отдельных мероприятий, которые позднее оформились в проекты: «Мир русской усадьбы», «Святые места России», «Встреча с прекрасным», «Древние города России», «Дорогами войны», «У книжной полки».
Одним из психологических механизмов, способствующих формированию мыслительной культуры студента, выступает механизм идентификации. Оценить уровень идентификации студентов позволили такие проекты, как «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры», «Знаковые имена и памятники Тверского края». В ходе исследования истории родного края, реконструкции своего генеалогического древа студенты выстраивали свое отношение к отечественной истории и культуре, тем самым познавали самих себя, свою систему ценностей. Подобная научно-студенческая работа, предполагающая совмещение процессов идентификации и самоидентификации, на наш взгляд, способна стать ощутимым фактором, обеспечивающим мировоззренческую зрелость студенческой молодежи.
Особое место в воспитании будущих специалистов в АПК отводится разработке проектов, способствующих профессиональному развитию студента, его последующей адаптации и закреплению на селе («Тверская усадьба: прошлое и настоящее»; «Ученые-аграрии тверского края»; «Экологический туризм» и т.д.). Большое внимание уделяется научным исследованиям студентов. В вузе работают студенческие научные кружки. Ежегодно организуются и проводятся научно-практические конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, олимпиады по гуманитарным дисциплинам, Всероссийские конкурсы дипломных работ. По итогам конференций издаются сборники тезисов докладов.
Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира предполагает такую организацию социокультурной среды, когда все субъекты образовательного процесса могут в специально создаваемой творческой обстановке свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека. Актуализация подобного рода размышлений позволяет человеку осознать свое место в мире, строить реалистические и вместе с тем высокие планы своего будущего. Мировоззренческое становление студента, на наш взгляд, зависит от того, насколько он будет привлечен к творческой деятельности в ее различных формах.
В Тверской ГСХА особое внимание уделяется поиску новых форм привлечения студентов к творчеству, раскрытию их творческого потенциала. Так, например, в ТГСХА активно развивают журналистику и литературу, подразумевая под этим работу информационной службы. Последнее представляет собой уникальный опыт развития гуманитарного информационного пространства в аграрном вузе.
Успешным примером студенческого творчества в ТГСХА стало издание студенческой газеты, которая компонуется из материалов новостной ленты официального сайта академии и группы «ВКонтакте». Выходит газета раз в месяц. В формате PDF размещается на электронных ресурсах, в печатном виде - на информационных досках в учебных корпусах. За выпуск газеты отвечает редколлегия, куда помимо сотрудников вуза (проректора по учебной и воспитательной работе, начальника отдела по внеучебной работе, руководителя информационной службы и др.) входят студенты – корреспонденты и фотографы. Необходимо подчеркнуть, что именно студенчество является автором и адресатом газеты. Студентов-корреспондентов курирует профессиональный журналист, главный редактор газеты. Под его руководством ребята учатся грамотно, корректно и лаконично формулировать мысль, осваивают такие журналистские жанры, как заметка, блиц-опрос, информационная/аналитическая статья, интервью, очерк, эссе. Выпуск каждой газеты решает еще одну задачу: собирает группу энтузиастов, которые лучше адаптируются к вузовской среде и помогают адаптироваться другим. Вникая в текущие события и проблематику, корреспонденты вырабатывают активную жизненную позицию и становятся патриотами студенческой журналистики и своего вуза.
Еще одним примером студенческого опыта в раскрытии творческого потенциала является практика создания анонсов, регулярных объявлений в печатной и электронной форме, включающих повестку дня, недели и месяца, и пиара, создание и поддержание позитивного имиджа (и бренда) вуза как внутри корпорации, так и вовне. Студенты учатся не просто выкладывать информацию, но создавать «прогнозы», дающие возможность выбирать интересные события и планировать личную культурную программу. Целевые группы анонсов – то же студенчество, а также аспиранты, сотрудники вуза, жители поселка Сахарово и Твери. Важнейшими аудиториями для пиара являются абитуриенты Твери и региона и их родителей, власти на городском, областном и федеральном уровнях, общественные организации, предприятия-партнеры.
Наряду со студенческой журналистикой свой вклад в формирование культуры мышления вносит клуб «Литературные встречи». Работа клуба строится в двух направлениях: культуртрегерское и творческое. В рамках первого студенты смотрят и обсуждают экранизации литературных произведений, встречаются с литераторами, музыкантами, авторами-исполнителями, историками, большинство из которых почти их ровесники. Ежегодно участники клуба выступают на Международном дне родного языка, на внутривузовских гуманитарных конференциях, пишут тотальный диктант. В рамках второго, творческого направления проводится персональная работа со студентами, пишущими стихи и прозу. В дальнейшем планируется публиковать отобранные студенческие произведения на интернет-ресурсах и в газете вуза.
Сегодня, как, впрочем, и во все времена, каждому человеку необходимо обладать культурой мышления, проявляющейся в языковой грамотности, общекультурной эрудиции и сложившемся мировоззрении. Воспитывает эти качества гуманитарное образовательное пространство, сущность и матрицу которого составляет гуманитарная образовательная парадигма. Поэтому очень важно исследовать, формулировать и постоянно уточнять ее природу.
В свое время Ю.М. Лотман писал: «XXI век может оказаться огромной казармой, а может оказаться новым Ренессансом. Развитие науки и техники открывает перед нами обе двери. В какую мы войдем, зависит от нас» [5]. Внести определенность в этот прогноз ученого позволит, на наш взгляд, построение образования как гуманитарной практики. Очень важно, чтобы образовательный процесс был верен собственной природе, т.е. был гуманитарно адекватным, двигался навстречу многомерной сложности субъективного мира человека, формируя культуру его мышления.
Библиографическая ссылка
Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Тюлина А.В., Шевлякова С.А. О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26331 (дата обращения: 08.12.2024).