Новые социальные явления, такие как политическая нестабильность, экономический кризис, социальная поляризация и обнищание растущего числа семей, бурное развитие различных религиозных конфессий, не сопровождающихся, к сожалению, интенсивным усилением веры и духовности людей, определили специфику современной семьи. Современная семья находится в состоянии ценностной неопределенности в вопросах воспитания, обучения и развития своего ребенка.
Как отмечает И.В. Власюк, «деструктивные тенденции в институте семьи находятся в противоречии с необходимостью сохранения и повышения качества человеческого капитала как необходимого условия модернизации и инновационных процессов в развитии страны. Поэтому сохранение и приумножение воспитательного потенциала семьи, воспитание здорового поколения, трансляцию семьей моральных норм, формирование и сохранение семейных ценностей необходимо начинать с формирования аксиологического аспекта» [1].
Следовательно, родители нуждаются во взаимодействии, психолого-педагогической поддержке и сопровождении со стороны педагогов-профессионалов – учителей, руководителя образовательной организации, способных ответственно, грамотно и правильно организовать данную работу.
В современных социокультурных условиях переход системы образования на гуманитарные рельсы определяется потребностью в развитии конструктивного взаимодействия школы как образовательной организации и семьи обучающегося, направленного на формирование целостной личности школьника. Современная школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с семьей обучающегося, целью которого является формирование целостной личности.
Обеспечить реализацию потребности родителей в конструктивном взаимодействии способен только компетентный руководитель образовательной организации. Проведенный нами анализ концептуальных документов позволил обнаружить возросший уровень требований к деятельности руководителя образовательной организации, что, в частности, проявляется в необходимости формирования фамилистической компетентности. При этом опрос, проведенный с руководителями, свидетельствует о недостаточном уровне сформированности данной компетенции (59%). Следовательно, назрела необходимость усиления внимания к формированию у руководителей образовательной организации фамилистической компетентности, способности к педагогическому взаимодействию с родителями.
Анализ современных трудов ученых и практиков позволил выявить потребность в осмыслении истории развития взаимодействия школы и семьи и значение руководителя школы в этом процессе, в контексте отечественной историко-педагогической мысли, в связи с переживаемым сегодня периодом, обострившим «влияние» проблемы кризиса современной семьи. Изучая данную тему, мы обнаружили, что проблема взаимодействия школы и семьи постоянно привлекала внимание исследователей и практиков в связи с вниманием государства и общества к вопросам воспитания подрастающего поколения.
Изучение публикаций и диссертационных исследований, проведенное нами, дает основание считать, что нет четкого определения понятия «фамилистическая компетентность» и описания формирования данной компетентности у руководителя образовательной организации. Однако в практике образования накоплен позитивный опыт по формированию фамилистической компетентности руководителя образовательной организации.
Профессиональная компетентность современного руководителя общеобразовательной организации включает в себя не только готовность и способность организовать процесс взаимодействия с семьей, но и подготовку учащихся к семейной жизни. Директор школы должен иметь системные знания о семье, позволяющие глубже проникнуть в мир семьи, увидеть ее своеобразие, понимать мотивы взаимоотношений, всесторонне и целенаправленно изучать семью учащегося и ее воспитательные возможности, владеть разнообразными диагностическими методиками и технологиями, вовремя корректировать их.
Данные характеристики деятельности директора школы обозначены в должностных обязанностях руководителя образовательной организации, составленных в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и т.д., где включен пункт, в котором говорится об обеспечении эффективного взаимодействия с родителями (лицами, их замещающими)) [6]. Совокупность этих и других документов является основой фамилистического целеполагания в образовании, конкретизируясь позднее в Уставе образовательной организации, Концепции и Программе ее развития.
Однако в большинстве школ работа руководителя направлена на развитие интеллектуальной сферы личности ребенка, а проблемы, связанные с психологическим состоянием, развитием ребенка как личности в целом, отодвигаются на второй план. Соответственно основное внимание руководитель образовательной организации уделяет организации учебного процесса, а взаимодействие с семьей, работа с родителями практически отсутствует.
Таким образом, анализ теории и практики образования позволил нам сделать следующие выводы.
- В планах внеклассной работы руководителями образовательных организаций запланированные мероприятия носят эпизодический характер. Руководителями образовательных организаций чаще всего используются бессистемные, иногда носящие формальный характер следующие внеклассные мероприятия: беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя, курении, наркомании, о нормах поведения в общественных местах и т. п. Беседы на морально-этические темы используются реже, а беседы совместно с родителями (семьей), касающиеся фамилистической тематики, практически отсутствуют.
- Отсутствует преемственность и взаимодействие школ с организациями дополнительного образования и их связь с институтом семьи.
- Недостаточная компетентность руководителей в вопросах, связанных с работой с семьей, затрудняет организацию учебной и внеучебной работы по данному направлению, но они осознают потребность в повышении своей профессионально-педагогической, а именно фамилистической, компетентности в указанной области.
Следовательно, анализ и реконструкция исторического опыта построения процесса формирования фамилистической компетентности у руководителей выступают основой для перспективного моделирования системы подготовки компетентных педагогических кадров к организации взаимодействия с родителями в воспитании и социализации учащихся. Для этого необходимо: раскрыть сущность понятия «фамилистическая компетентность»; выявить основные подходы к решению проблемы формирования фамилистической компетентности у руководителя образовательной организации и раскрыть их сущность.
Однако в структуре понятия «педагогическая компетентность руководителя образовательной организации» недостаточно уделялось внимание одной из ее важнейших составляющих — фамилистической компетентности руководителя, а сущность этого понятия исследована поверхностно, фрагментарно и бессистемно.
Для осмысления феномена «фамилистическая компетентность» мы используем структурный анализ, т.е. последовательно анализируем ключевые понятия «фамилистика», «компетентность», «профессиональная компетентность».
Анализ литературы позволил выявить, что термин «фамилистика», происходящий от англ. Family – «семья», предложенный А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским в 1978 г., в широком смысле обозначает науку о семье и о семейных феноменах, либо это общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамилистических явлений.
«В трактовке А.И. Антонова фамилистика как комплекс наук, изучающих семью, в конечном счете призвана раскрывать смысл фамилизма – направленности системы ценностей личности на семью, семейный образ жизни как универсальную форму культурного бытия человека, приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями, утверждение фамилистической культуры» [2].
В рамках нашего исследования фамилистика – это комплекс знаний о семье, направленный на развитие умений создания и поддержания семейного благополучия, а также способствующий саморазвитию и самосовершенствованию личности как субъекта семейных отношений.
В толковых словарях «компетентность» обозначает: осведомленность, авторитетность [7, с. 102]; от лат. competentia – полноправность [3, с. 193]; от лат. competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий, качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, и мнение которого поэтому является веским, авторитетным [5].
При рассмотрении сущности понятия «компетентность» мы обратились к исследованиям Н.М. Борытко, И.В. Власюк, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.В. Хуторского и др., которые выделили в структуре компетентности, наряду с эмоциональным и волевым компонентами, знание как когнитивный компонент (системные знания о семье в целом), обеспечивающий способность руководителя образовательной организации конструктивно взаимодействовать с семьей обучающегося.
Понятие «компетентность» весьма емкое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако в работах ученых общим является то, что термин «компетентность» употребляется для выражения высокого уровня профессионализма.
В последнее десятилетие феномен «профессиональная компетентность» рассматривают многие ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, О.А. Козырева, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) и близко соотносят с понятием «профессионализм»; например, А.В. Коваленко считает, что «соотношение этих понятий очень часто анализируется по линиям, в которых преобладает либо противопоставление, либо функционально-семантическое взаимодополнение или поглощение одного понятия другим» [4]. Значит профессиональная компетентность выступает сущностной характеристикой профессионализма педагога.
Как уже отмечалось выше, в рамках нашего исследования, особый интерес вызывает определение «фамилистическая компетентность», которая является составляющей профессиональной компетентности педагога, а также руководителя образовательной организации, поэтому выделение понятия «фамилистическая компетентность» в специальный объект рассмотрения кажется нам теоретически корректным.
Фамилистическую компетентность руководителя образовательной организации мы рассматриваем как неотъемлемую часть профессиональной компетентности, включающую в себя:
- осознание руководителем общечеловеческой ценностно-смысловой и личностной значимости семьи, семейной жизни;
- понимание многоаспектности, многофакторности и полифункциональности семьи и семейного воспитания;
- владение культурой семейных взаимоотношений, навыками общения с родными и близкими людьми;
- обладание необходимыми качествами личности для выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей;
- владение нравственными нормами (тактичность, уважение к родительским чувствам и др.) и профессиональными компетенциями в формировании ценностного отношения к семейным ценностям.
Фамилистическая компетентность как одна из составляющих профессиональной компетентности руководителя образовательной организации представляет собой полисистемное личностное образование, интегрирующее: знание основ фамилистики, потребность и умение применять их в практической деятельности на высоком профессиональном уровне; способность решать задачи формирования качеств семьянина у обучающихся; подготовку школьников к семейной жизни.
Мы полагаем, что фамилистическая компетентность руководителя образовательной организации включает следующие элементы:
- когнитивный, характеризующийся профессиональными знаниями в области семейного функционирования и подготовки школьников к семейной жизни;
- операционно-деятельностный, способствующий формированию профессиональных умений, обеспечивающих взаимодействие директора школы и педагога с семьей при подготовке школьника к семейной жизни;
- ценностно-смысловой, раскрывающийся в семейных ценностях, нравственных нормах, отношениях, опыте позитивной семейной деятельности;
- творческо-деятельностный, как опыт творческой профессиональной деятельности по взаимодействию с семьей и подготовке школьников к семейной жизни.
Многие исследователи, в том числе и А.В. Коваленко, отмечают, что фамилистическая компетентность формируется в процессе подготовки в вузе и развивается в процессе практической деятельности руководителя образовательной организации и процессе повышения квалификации в различных формах [4, с. 54].
В последнее время разрабатываются вопросы, связанные с повышением качества педагогического взаимодействия семьи и школы, включением родителей в управление общеобразовательным учреждением, развитием образовательной активности родителей в современной школе, развитием педагогических компетенций у родителей школьников. Не осталась в стороне и деятельность руководителя образовательной организации по созданию сообщества детей, родителей и педагогов.
Повышение требований к владению фамилистической компетентности руководителя образовательной организации определило интерес современных исследователей к решению проблемы ее формирования, ориентированного на построение учебного процесса сообразно результату образования.
Таким образом, фамилистическая компетентность руководителя образовательной организации – это целостное, комплексное, многоуровневое образование, сложный синтез когнитивного, операционно-деятельностного, ценностно-смыслового, творческо-деятельностного компонентов, реализация и формирование которого обуславливается индивидуально-творческими, психофизическими, возрастными особенностями, сложившимся социальным и педагогическим опытом личности, базирующимся на опыте и достижениях человеческого общества в семейной и духовной жизни, а также в профессионально-педагогической деятельности.
Библиографическая ссылка
Ботвина И.В. ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26318 (дата обращения: 08.12.2024).