Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЦИКЛА ЖИЛИЩНЫХ УРОКОВ «ЖИВИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО»

Матраева Л.В. 1 Ерохин С.Г. 1
1 Российский государственный социальный университет
В статье представлено обобщение методического опыта Российского государственного социального университета по проведению цикла открытых жилищных уроков «Живи энергоэффективно» в образовательных учреждениях 23 регионов Российской Федерации в 2016 году, который может быть использован классными руководителями и преподавателями общественных дисциплин для подготовки и проведения классных часов, элективных курсов и уроков. Освещаются концептуальные, содержательные и методические подходы к проведению жилищных уроков по вопросам энергоэффективности. В частности, предлагаются авторская структура и комплекс методических приемов проведения уроков для средней и старшей школы; освящается возможность использования в процессе обучения бесплатной компьютерной игры «ЖЭКа», разработанной Фондом в просветительских целях. Преимуществом данной формы является легкая усваиваемость материала по тематике энергосбережения и энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Особенно ценным является использование практических примеров при изучении вопроса.
игровые технологии в педагогике
воспитание экологической ответственности
энергоэффективность
«зеленая экономика»
1. Гончарук А.Ю. Психология и педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие по III госстандарту для магистрантов / А.Ю. Гончарук. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 262с.
2. Жилищные уроки: Методическое пособие для проведения учебных занятий и классных часов по жилищному просветительству/ Е.С. Шомина, Т.В. Светенко, М.С. Ерохина, И.В. Галковская; под общей ред. С.Ю. Никонова. – Псков: Изд. «Гименей», 2009. – 160 с.
3. Методические материалы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Положение о проведении открытого урока на основе социальной интерактивной игры «ЖЭКА». –[Электронный ресурс]. – URL: http://igra-jeka.ru/obmen-opytom/?ELEMENT_ID=24687.
4. Мухина М.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н., Бушуева В.В. Использование электронного курса «Сервис в мегаполисе» в профориентационной работе. – [Электронный ресурс]. – URL: http://mir-nauki.com.
5. Педагогический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL: http://pedportal.net.

В рамках мероприятий Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче», организаторами которого являются Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи и Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, был подготовлен проект проведения цикла жилищных уроков «Живи энергоэффективно». Федеральным оператором цикла является ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ).

В 2016 году открытые жилищные уроки охватили восемь федеральных округов, двадцать три региона России. Создатели открытых жилищных уроков «Живи энергоэффективно» – сотрудники РГСУ, при работе над Программой использовали материалы, разработки и опыт Фонда содействия реформированию ЖКХ. Помимо интересных лекций и красочной наглядной информации школьникам и студентам была предложена первая обучающая компьютерная игра «ЖЭКА», разработанная по заказу Фонда содействия реформированию ЖКХ и рекомендованная Минобрнауки России.

Проведение цикла открытых жилищных Уроков «Живи энергоэффективно» в рамках инициативы Фонда содействия реформированию ЖКХ было направлено на реализацию следующих целей:

  • создание мотивационных условий для вовлечения участников образовательного процесса в развитие культуры энергоэффективности у молодежи;
  • воспитание социальной и экологической ответственности, убежденности в необходимости разумного использования достижений научно-технического прогресса для дальнейшего развития человеческого общества, науки и техники;
  • повышение правовой грамотности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • воспитание активного и ответственного собственника жилья, принимающего участие в управлении своим домом.

Уже на этапе подготовки обнаружился огромный интерес к этой Программе, как со стороны региональных органов власти, так и со стороны руководителей образовательных учреждений.

Как показала предыдущая практика проведения Уроков в образовательных учреждениях, вопросы, касающиеся жилищно-коммунальной сферы и жилищных прав и проблем человека, органично интегрируются в содержание дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов, так как целью их изучения является подготовка обучающихся к выполнению основных социальных ролей, в том числе и ролей Жителя, Собственника, Потребителя и Заказчика жилищно-коммунальных услуг [2]. Отличительными особенностями предлагаемого цикла Уроков является его практикоориентированность, содержательная вариативность, гибкость применяемых образовательных технологий, возможность использования игровых технологий, опора на общепедагогические принципы.

В рамках реализации Программы проведения открытых жилищных Уроков «Живи энергоэффективно» (далее по тексту – Уроков) была реализована следующая схема проведения:

  • для ССУЗов и ВУЗов предлагалось обучение по циклу из 4-х Уроков, в каждом образовательном учреждении;
  • для школ (колледжей и лицеев) предлагалось обучение по циклу из 5-ти Уроков, в каждом образовательном учреждении.
  • Каждый Урок состоял из теоретической и практической частей (общее время Урока 90 минут).

В рамках теоретической части Уроков обучающиеся знакомятся с принципами энергосбережения и основными понятиями жилищного законодательства посредством освоения понятийного кластера через предлагаемые лекции-дискуссии, обсуждают, комбинируют, ассоциируют полученную информацию и отвечают на вопросы Викторины к каждому Уроку.

Примерный план Уроков по жилищному просвещению предусматривает вариативность последовательности, общей продолжительности и организационных форм проведения занятий.

Опыт проведения цикла Уроков продемонстрировал необходимость учета возрастных особенностей аудитории при методическом конструировании цикла Уроков в различных образовательных учреждениях.

Для средней школы на первое место выдвигается задача формирования ценностных ориентаций и социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение энергетической и экологической безопасности человека и природы, энергоэффективной философии и мировоззрения как основы нравственного поведения, так как в этот период у школьников происходит активная фаза становления социальной направленности личности.

В связи с этим наибольший упор преподавателям предлагается сделать на следующие темы: «Зелёная экономика»: перспективы развития в России и в мире», «Альтернативные источники энергии», «Экономия электроэнергии в быту», «Экономия воды в быту», при составлении которых разработчики сознательно сделали акцент на личном опыте самоограничения каждого слушателя при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания, и на пропаганду идеи энергосбережения в каждой семье.

Для завершающей фазы Урока в средней школе для повторения, обобщения и закрепления изученного материала разработчиками рекомендуется использовать Викторину. В предлагаемом варианте проведения занятий викторина является частью каждого Урока в средней школе для повторения, обобщения и закрепления изученного материала.

Следует отметить, что при реализации Проекта дидактические интеллектуальные игры, к которым относят и Викторину, показали себя достаточно эффективным средством при обучении в группах с низким уровнем мотивации, особенно, если такая Викторина подкрепляется призами для Победителей, что было активно использовано при проведении Цикла Уроков.

Включение в процесс Урока интеллектуальных игр позволяет не только закрепить пройденный материал, но делает сам процесс обучения радостным и приятным для обучающихся. При этом происходит и смена вида деятельности, что оживляет Урок, а состязательность существенно добавляет элемент мотивации для лучшего восприятия материала.

Для старшей школы, студентов ССУЗов и ВУЗОВ, для которых преподавание уже позволяет опираться на имеющиеся базовые знания обучающихся, целесообразно усилить аналитическую сторону изучения проблемы.

В процессе преподавания здесь следует максимально отойти от учительского монолога и использовать диалоговые, интерактивные формы обучения, например форму Урока-дискуссии, которая предполагает активное обсуждение проблемы с аудиторией или полемики, анализ различных точек зрения по данной тематике.

Следует особо отметить, что диалоговые формы проведения занятия эффективны, начиная со старших классов школы, когда у обучающихся уже сформированы навыки критического анализа и ведения диалога.

Для завершающей фазы Урока в старшей школе ВУЗах и ССУЗах разработчиками рекомендуется использовать практические задачи – «ситуации из жизни».

В конце каждого Урока Преподаватель должен предусмотреть возможность рефлексии, наличие которой в соответствии с требованиями ФГОС является обязательным этапом любого урока. По содержанию рефлексия – это этап Урока. В рамках него учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, свои эмоции и свое состояние. При проведении цикла Уроков «Живи энергоэффективно» предлагается сделать акцент на рефлексию содержания материала.

Существует достаточно большое количество приемов рефлексии содержания материала, но, учитывая ограниченность времени Уроков, наиболее эффективно зарекомендовали себя 2 методики:

1) фронтальная дискуссия (что нового узнали, чему научились, каковы перспективы применения новых знаний и умений в их повседневной жизни);

Эту методику рекомендуется использовать при проведении Уроков в старшей школе и для студентов ВУЗов и ССУЗов, так как она органично сочетается с формой Урока-дискуссии.

Преподаватель ведет фронтальную дискуссию об изученном материале с помощью вопросов:

Что вам было уже известно?

Что нового вы узнали о способах экономии энергии и ресурсов?

Какие из этих способов вам кажутся подходящими для использования у вас дома?

Что, на ваш взгляд, трудно или невозможно применить?

Слушатели выбирают по 2–3 предложения и заканчивают их. Проводить подобную рефлексию двумя способами: устно или письменно (или на листочках или прямо в тетради).

2) синквейн – способ творческой рефлексии; он позволяет оценить изученное понятие, процесс или явление благодаря использованию художественной формы.

Слово происходит от французского слова «пять», так как подразумевает стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила построения приведены ниже:

Тема или предмет (одно существительное) – строка 1;

Описание предмета (два прилагательных) – строка 2;

Описание действия (три глагола) – строка 3;

Фраза, выражающая отношение к предмету – строка 4;

Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)- строка 5 [5].

Преподаватель выбирает ключевой термин Урока и предлагает ученикам «сконструировать» стихотворение. Лучше реализуется в форме «мозгового штурма», но можно проводить и индивидуально.

Например:

Вода.

Быстрая, холодная.

Течет, бурлит, струится.

Бурная река низвергла свой поток на стены замка.

Океан.

Целью проведения практической части Уроков является закрепление знаний об энергосбережении, полученных в ходе теоретической части Уроков, а также формирование интереса к полезному использованию информации по сбережению коммунальных ресурсов и управлению многоквартирным домом посредством игровых технологий.

К задачам, реализуемым в ходе практической части, относятся:

  1. Формирование интереса к практическому применению знаний по сбережению коммунальных ресурсов и управлению многоквартирным домом посредством игровых технологий;
  2. Создание активной мотивации к усвоению предлагаемого материала посредством внедрения в обучение соревновательных игровых технологий.
  3. Проведение соревнования по циклу уроков «Живи энергоэффективно».

Практическая часть Урока проводилась с использованием бесплатной социальной интерактивной компьютерной игры «ЖЭКА», разработанной Фондом содействия реформированию ЖКХ для развития культуры энергосбережения и энергоэффективности и закреплению знаний в этой области, а также популяризации информации о реформе жилищно-коммунального хозяйства среди молодежи Российской Федерации.

Переоценить важность использования игровых технологий в современной методике обучения весьма сложно. Вот лишь некоторые из преимуществ использования игр:

- возможность для каждого обучающегося проявить себя, а также свои знания, умения, волевые качества;

- осознание того факта, что результат зависит непосредственно от самого игрока;

- благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, который достигается посредством погружения обучающегося в ситуацию успеха.

Интерактивная игра «ЖЭКА» предназначена для социальной подготовки молодежи по вопросам, связанным с ЖКХ, в результате освоения которой обучающиеся должны освоить и закрепить следующие навыки:

- получение и использование знаний об энергоэффективности в быту, а также о потребительских правах при получении услуг и выполнении работ, которые направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; знаний о защите своих прав как собственника жилья в соответствии с жилищным законодательством и знаний о формировании платы за жилищные услуги;

-  получение и закрепление необходимых знаний о порядке предоставления коммунальных услуг потребителям – гражданам РФ;

-   получение и закрепление необходимых знаний о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, о правах собственников при проведении капитального ремонта общего имущества, а также о фонде капитального ремонта [4].

В рамках реализации Проекта, как показала практика проведения занятий, интерактивная игра «ЖЭКА» явилась весьма эффективным инструментом, позволяющим закрепить полученные в ходе Уроков знания. Использование ее при реализации цикла Уроков, направленных на повышение грамотности собственников в жилищной сфере и сфере предоставления коммунальных услуг, способствует освоению и применению новых энергосберегающих и энергоэффективных технологий в повседневной жизни, повышает уровень правовой грамотности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, стимулирует снижение платежей за жилищно-коммунальные услуги, обучает граждан рациональному потреблению коммунальных ресурсов [3].

Тем не менее, следует отметить и возможность более широкого применения игры «ЖЭКА» в педагогической деятельности. Как отмечают создатели игры, «…благодаря игровой форме предоставления знаний по вопросу энергоэффективности и энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также практическим примерам при их изучении, рассматриваемая игра может служить повышению грамотности потребителей жилищных и коммунальных услуг, в том числе и при их самостоятельной работе» [4].

Практика проведения уроков показала, что использование игры действительно повышает интерес и вовлеченность школьников в процесс обучения и способствует практическому применению полученных знаний в рамках смоделированных игрой ситуаций. В свою очередь соревновательный процесс, заложенный в рамках концепции игры, создает у учащихся дополнительную мотивацию к самосовершенствованию в процессе обучения.

В заключении хотелось бы отметить, что вопросы, касающиеся энергоэффективности и жилищно-коммунальной сферы, органично вписываются в структуру общеобразовательных предметов, таких как «География» (цикл тем про ВИА) и «Обществознание» (цикл тем, посвященных ЖКХ), так как именно в рамках данных предметов формируются основные социальные роли учеников, в том числе и роли Жителя Планеты, Собственника Имущества и Заказчика жилищно-коммунальных услуг. Именно тема ЖКХ, дома, в котором каждый из нас живет, позволяет наполнить понятным для школьника содержанием такие абстрактные для него понятия, как «собственность», «развитие местного самоуправления» и другие. В свою очередь, активный интерес со стороны слушателей доказал, что школьник, или студент, разобравшись в том, как можно экономить на коммунальных услугах, зачем надо беречь природные ресурсы, что такое быть настоящим хозяином квартиры, дома, двора, улицы, обязательно будет активно использовать эти знания дома со всей своей непосредственностью и азартом.


Библиографическая ссылка

Матраева Л.В., Ерохин С.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЦИКЛА ЖИЛИЩНЫХ УРОКОВ «ЖИВИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26311 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674