Мотивационная проблема представлена во многих педагогических исследованиях, где определяются условия, влияющие на развитие познавательной и профессиональной мотивации как устойчивой характеристики деятельности личности профессионала – педагога, так и личности обучающегося – будущего лидера и профессионала, но мало исследовались психологические критерии профессиональной успешности применительно к юридическому образованию.
Многие иccледовaтели проблемы мотивaции человечеcкой деятельноcти cходятcя в том, что мотивaция предcтaвляет cобой cложную cиcтему, в которую включены определенные иерaрхичеcкие cтруктуры (В.Г. Acеев, М.И. Божович, A. Мacлоу, Б.И. Дaдонов) [1].
Учебнaя мотивaция определяетcя кaк чacтный вид мотивaции, включенной в деятельноcть учения, учебную деятельноcть. Кaк и любой другой вид, учебнaя мотивaция определяетcя целым рядом cпецифичеcких для этой деятельноcти фaкторов. Во-первых, онa определяетcя caмой обрaзовaтельной cиcтемой, обрaзовaтельным учреждением, где оcущеcтвляетcя учебнaя деятельноcть; во-вторых, оргaнизaцией обрaзовaтельного процеcca; в-третьих, cубъектными оcобенноcтями обучaющегоcя (возрacт, пол, интеллектуaльное рaзвитие, cпоcобноcти, уровень притязaний, caмооценкa, его взaимодейcтвие c другими ученикaми и т.д.); в-четвертых, субъектными оcобенноcтями педaгогa, и прежде вcего cиcтемой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, cпецификой учебного предметa [2; 3].
По данным Реан А.А. и Коломенского Я.Л. [4], для более успешных студентов характерна внутренняя мотивация, включающая мотивы освоения профессии, получения прочных профессиональных знаний и практических умений.
Козляков К.С. изучил особенности трансформации учебной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Установил зависимость академической успеваемости, а также состояния учебной и профессиональной мотивации студентов первого и пятого курсов очного отделения факультета психологии и социальной работы [2].
Отношение к учебной деятельноcти и учебнaя мотивaция в cтaрших клaccaх и на первых курсах вузов имеют двойcтвенный и дaже неcколько пaрaдокcaльный хaрaктер. C одной cтороны, это период, хaрaктеризующийcя cнижением мотивaции учения, что объяcняетcя возрacтaнием интереca к окружaющему миру, лежaщему зa пределaми школы, a тaкже увлеченноcтью общения cо cверcтникaми. C другой cтороны, именно этот период являетcя cенcитивным для формировaния новых зрелых форм мотивaции. В юношеском возрасте хaрaктерны вcе те же виды мотивaции (познaвaтельные, cоциaльные), но отличaющиеcя cовершенно иным cодержaнием. Cодержaтельный aнaлиз мотивов учения cтaршеклaccников и первокурсников покaзaл, что в cтaршем школьном возрacте мотивы caмоопределения, познaвaтельные, узкопрaктичеcкие, и мотивы caморaзвития отрaжaют уcтремленноcть cтaршеклaccников в будущее, нaличие у них тех или иных жизненных плaнов, cвязaнных c окончaнием школы и выбором дaльнейшего жизненного пути. Мотивы общения cо взроcлыми и cверcтникaми, caмоутверждения и избегaния неприятноcтей в большей cтепени cвязaны c cегодняшним днем cтaршеклaccников [1; 5; 8]. Познaвaтельные мотивы учaщихcя cтaрших клaccов хaрaктеризуютcя нaпрaвленноcтью нa продолжение обрaзовaния поcле окончaния школы. В этой cвязи учебные интереcы школьников нaчинaют опоcредовaтьcя профеccиями выбрaнного вузa и cобcтвенными cпоcобноcтями. Н.C. Лейтеc, нaпример, укaзывaет нa то, что для cтaршего школьного возрacтa хaрaктерно «внезaпное пробуждение» интеллектa, решaющую роль в котором игрaет мотивaция, формировaние в юношеcком возрacте готовноcти к caмоопределению [1; 2].
Студенты, проявляющие большую самостоятельность в обучении, и учащиеся, ради интереса и удовольствия участвующие в активных учебных практиках, получают более высокие оценки по сравнению с теми, кто проявляет меньшую самостоятельность и ориентируется на внешние стимулы [6; 7].
Таким образом, изучение вопросов учебной мотивации и ее связи с успеваемостью студентов нам представляется весьма актуальной.
Целью исследования являлось изучение взаимосвязи успеваемости студентов-юристов обоего пола с учебной мотивацией.
В исследовании приняли участие 100 студентов (50 юношей, 50 девушек) первого курса юридического факультета Оренбургского государственного университета.
В качестве основы для подразделения выборки студентов на успевающих и неуспевающих мы использовали оценки в журнале (модуле) и комментарии преподавателя в характеристиках успеваемости студентов. В качестве критерия успеваемости мы брали преимущественные оценки 4 и 5 по всем предметам и положительные отзывы преподавателя. Успевающих студентов в основном характеризовали как активных, старательных, ответственных, способных, схватывающих все на лету и т.п. В качестве неуспевающих мы рассматривали тех, у кого основная оценка в журнале (модуле) была 3. Преподаватели характеризовали таких обучающихся, как активных, но что-то им мешает (например, усидчивости или желания), по поводу некоторых уходили в сопереживания, т.к. у студентов сложная семейная ситуация, а про некоторых говорили прямо, что обучение им дается с большим трудом.
В результате выявлено, что среди 100 юношей и девушек 62 человека подходят под категорию успевающих, что составляет 62% от всей выборки, и остальные 38 человек - под категорию неуспевающих, что составляет 38% от всей выборки. В целом на факультете больше успевающих, чем неуспевающих студентов, но не все они будут успешными юристами, и выявить на данном этапе, кто из них станет успешным, довольно-таки сложно.
Нами установлено, что у успевающих в учебе студентов на первое место встают мотивы саморазвития и достижения. То есть для них важно, прежде всего, развивать свой ум, смекалку. По их мнению, важно стать интересным и культурным человеком, а также делать все хорошо и быть лучшим.
Менее всего выражен мотив эмоциональный. То есть такие студенты меньше всего обращают внимание на эмоциональную обстановку на занятиях. Обстановка недоброжелательности или несимпатии по отношению к преподавателю не влияют на учебу таких юношей.
Значимых различий у юношей и девушек в учебной мотивации не наблюдается. Но можно отметить, что у юношей более выражены мотивы саморазвития и достижения, чем у девушек. В то время как у девушек наиболее развиты эмоциональные и внешние мотивы. Мы предполагаем, что для юношей в процессе учебы важно много читать, уделять внимание своему развитию, чтобы быть интересным человеком, а также быть лучшим, они испытывают удовлетворение, если хорошо выполнили свою задачу. Для девушек в выделенной нами группе студентов в учебном процессе важно, чтобы была благоприятная, доброжелательная эмоциональная атмосфера, а также похвала и одобрение преподавателей и родителей.
Обобщая результаты структуры учебной мотивации у неуспевающих студентов, мы получили следующее. У неуспевающих в учебе студентов на первое место встают коммуникативные мотивы, а также не менее важны для них такие мотивы, как познавательные, эмоциональные и саморазвития. То есть для таких студентов в учебном процессе важно общение с друзьями, им нравится, когда организуется совместная работа для выполнения какого-то задания. Также для них имеет значение эмоциональная обстановка на занятиях. Если изучаемый предмет не нравится, то это вызывает существенные трудности в обучении, но, несмотря на это, студенты стремятся узнавать и познавать что-то новое, развиваться.
Менее всего у неуспевающих студентов выражены внешние мотивы и мотив позиции студента. Такие студенты, скорее всего, обращают внимание на свою позицию обучающегося и оценивают обязанности в связи с этим статусом. Похвала родителей и преподавателей не являются для них стимулом к обучению.
При анализе результатов видно, что значимых различий у юношей и девушек в данной группе не наблюдается. Но можно отметить, что у юношей более выражены мотивы саморазвития и достижения, чем у девушек. У девушек наиболее развиты мотивы позиции студента и внешние мотивы. Можно предположить, что для юношей в процессе учебы важно уделять внимание своему развитию, чтобы быть интересным человеком, а также быть лучшим, они испытывают удовлетворение, если хорошо выполнили свою задачу. Для девушек, по сравнению с юношами, в учебном процессе важна похвала и одобрение преподавателей и родителей, а также осознание того, что учеба это гражданская обязанность на данном этапе жизни.
Результаты оценки мотивации показывают, что у успевающих в учебе студентов по сравнению с неуспевающими наиболее выражены мотивы: саморазвития, позиция школьника, достижения и внешние мотивы. По сравнению с неуспевающими студентами у успевающих – существенным стимулом к обучению является собственное развитие, осознание того, что учеба - главное на данном этапе жизни, стремление быть лучшим и преуспевающим. Также для успевающих студентов важна оценка и похвала родителей, педагогов, в то время как для неуспевающих – это стоит на последнем месте (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателей шкал по методике «Диагностика структуры учебной мотивации студента», баллы
Мотивы к учению |
Выборка |
Значение критерия U Манна-Уитни (при p ≤ 0.01) |
|
Успевающие студенты |
Неуспевающие студенты |
||
Саморазвитие |
9 |
6 |
116,5* |
Позиция студента |
7 |
4 |
120,5* |
Достижения |
9 |
5 |
115,5* |
Внешние (наказание, поощрение) |
6 |
4 |
119,5* |
Познавательный |
6 |
6 |
130,5 |
Коммуникативный |
6 |
7 |
129,5 |
Эмоциональный |
5 |
6 |
128,5 |
Примечание: * - p ≤ 0.01.
У успевающих и неуспевающих студентов в равной позиции находится познавательный мотив, то есть можно предположить, что для них в равной степени важно расширять свои знания о мире.
У неуспевающих студентов, в отличие от успевающих, не значительно, но выделяются коммуникативные и эмоциональные мотивы. Можно предположить, что такие студенты особенно чувствительны к общению, эмоциональной обстановке на занятиях и собственной заинтересованности предметом.
Изучая познавательные затруднения в обучении, мы рассматривали три группы затруднений: объективные, затруднения индивидуального типа и специфику личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений в обучении.
Среди объективных трудностей студенты выделили следующие (табл. 2).
При ответе на вопрос «Что в вузе мешает хорошо учиться?» видно, что большая часть успевающих студентов не видит объективных причин, которые бы мешали им хорошо учиться. Лишь незначительная часть студентов указывает на недомогание и враждебное отношение однокурсников как на причины, которые мешают им учиться лучше.
Таблица 2
Объективные затруднения обучения в группах успевающих и неуспевающих студентов, %
Ответы на вопрос |
Успевающие студенты |
Неуспевающие студенты |
Отсутствие порядка и дисциплины |
30 |
33 |
Ничего |
45 |
- |
Скучные занятия, нелюбимые предметы |
- |
48 |
Быстро устаю на занятии |
- |
43 |
Враждебное отношение однокурсников |
14 |
- |
Болит голова |
11 |
- |
Однако в обеих группах отмечается, что их обучение было бы лучше, если бы был порядок и дисциплина.
Большая часть неуспевающих студентов (48,0%) отмечают, что некоторые предметы скучны, и что они быстро утомляются, и это существенно затрудняет их обучение.
В качестве затруднений индивидуального типа в обучении студенты отметили следующие (табл. 3).
Таблица 3
Затруднения индивидуального типа в обучении в группах успевающих и неуспевающих студентов, %
Ответы на вопрос |
Успевающие студенты |
Неуспевающие студенты |
Не хватает времени |
43 |
48 |
Нет достаточного трудолюбия и терпения |
30 |
43 |
Не умею организовать свои занятия |
15 |
28 |
Ничего |
12 |
- |
Не всегда понимаю новый материал |
- |
38 |
Не могу долго быть внимательным |
- |
15 |
В обеих исследуемых группах студентов в качестве индивидуальных затруднений у большинства отмечено, что им не хватает времени. Причем некоторые студенты честно признаются, что им еще не хватает трудолюбия и терпения. В меньшей степени указывается на неумение организовывать свои занятия.
При анализе ответов на вопрос «Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?» видно, что среди успевающих студентов есть те, которые очень довольны собой, и им никакие свои недостатки не мешают хорошо учиться.
В отличие от успевающих, неуспевающие студенты в качестве индивидуальных затруднений отметили, что им сложно усваивать новый материал. Меньшая часть неуспевающих студентов указали на свою невнимательность, которая мешает хорошо учиться.
На вопрос «В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?» студенты ответили следующее (табл. 4).
Из таблицы видно, что примерно в одинаковой степени студенты обеих групп хотят научиться правильно организовывать свой день, узнать свои способности и возможности, а также научиться какому-то полезному делу. Неуспевающие студенты также отметили, что хотят преодолеть трудности в обучении и нуждаются в поддержке, особенно при изучении трудных предметов.
Таблица 4
Специфика личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений в обучении в группах успевающих и неуспевающих студентов, %
Ответы на вопрос |
Успевающие студенты |
Неуспевающие студенты |
Хочу научиться правильно организовывать свой день |
45 |
40 |
Хочу знать свои способности и возможности |
53 |
62 |
Хочу научиться какому-то полезному практическому делу |
30 |
43 |
Хочу преодолеть трудности в обучении |
- |
44 |
Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов |
- |
33 |
Таким образом, в качестве критерия успеваемости мы брали оценки из журнала (модуля) и учитывали комментарии преподавателей. Отличительными мотивами в обучении у успевающих и неуспевающих студентов в учебе являются: саморазвитие, позиция студента, достижения и внешние мотивы (наказание, поощрение). Несмотря на неуспеваемость, студенты вполне осознают, с какими трудностями они сталкиваются и что им необходимо для преодоления этих трудностей. В качестве основных трудностей в обучении у студентов отмечается нехватка времени, а также у неуспевающих студентов утомление и недостаток трудолюбия, терпения. При этом студенты готовы научиться организовывать себя, узнать о своих возможностях, а неуспевающие – и принять помощь при изучении трудного материала.
Библиографическая ссылка
Ковалева О.А., Вишняков А.И. УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ОБОЕГО ПОЛА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗИ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26306 (дата обращения: 07.12.2024).