Динамичные изменения в основных сферах современного общества определяют многоаспектную направленность реформирования системы образования и обусловливают трансформацию социального заказа постиндустриального социума в контексте развития личностных качеств, социальных знаний, моделей поведения, жизненных установок подрастающего поколения в целях их успешной социализации. В современном обществе востребована социализирующаяся личность, оптимально адаптирующаяся в изменяющихся областях социальных и образовательных реалий, ценностно самоопределяющаяся в рамках выбора жизненной траектории в ходе изменений функционала основных социальных институтов, активно действующая и преобразующая окружающую действительность в соответствии с прогрессивными влияниями инновационного социума.
Социализация подрастающего поколения является особо значимым социальным результатом образовательной политики государства и общества, проблематика изучения которой актуализируется в контексте анализа основополагающих документов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначена необходимость облегчения социализации в контексте освоения молодым поколением знаний и норм в сфере социальных отношений и рыночной экономики. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. подчеркнута важность расширения возможностей подрастающего поколения для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны. В Проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» уточняется значимость и востребованность успешной социализации молодежи в целях обеспечения единства постиндустриальной экономики и общества XXI в. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.» отмечена необходимость модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.
В этой связи особое значение в педагогической науке и практике приобретает научное обоснование содержания педагогического обеспечения социализации обучающегося в образовательной организации, определяющего минимизации рисков личностно-средового взаимодействия молодого человека и реалий постиндустриального социума. Однако необходимо отметить, что современный обучающийся проходит путь социализации в новых условиях социальной действительности, которые характеризуются: нестабильностью, неопределенностью, нескончаемыми переменами и рискогенностью; кризисом российской образовательной системы в контексте дефицита позитивного воздействия на обучающихся институтов социализации (Д.И. Фельдштейн [11]); нарастанием интолерантности в обществе; рассогласованностью ценностного мира, дисперсией базовых и производных ценностных ориентиров, коммерциализацией культуры, западным влиянием на молодых людей, воздействием средств массовой информации, обусловливающих смешение должного и сущего, незаконного и законного (А.А. Савенков [9]); существенными различиями в образе жизни, образовании, профессии, семейной дестабилизации; невостребованностью социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями в современных реалиях действительности и т.д. Экстремальность современной ситуации ведет к возникновению множества рисков социализации обучающихся как обстоятельств, связанных с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для молодых людей и общества (влияющие, ограничивающие, осложняющие протекание социального становления личности и угрожающие реализации ее жизненных возможностей). Риски социализации обучающихся обусловлены не только объективным воздействием внешней среды, которая существует независимо от волеизъявления субъектов образования, но и их субъективным решением, определяющим необходимость выбора способов действий из множества имеющихся альтернативных вариантов [4].
Индикаторами рисков социализации обучающегося служат следующие признаки: нарушение коммуникации в системе отношений «обучающийся - педагог», «обучающийся - сверстники», «обучающийся - социальные институты»; низкий уровень социальных достижений молодого человека, значительно расходящийся с его потенциалом; деформация чувства собственного достоинства; потребительская психология; переживание личностью эмоционального стресса; несформированность эмпатии, ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; наличие кризисных жизненных ситуаций; поведение личности, отклоняющееся от социальных норм и требований; расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях (образовательная программа «Социализация и воспитание»). Последствия вышеозначенных рисков обуславливают нарушение позитивной социализации, характеризующейся понятиями социального исключения (У. Уилсон) и «дефектом социализации» (Е.В. Руденский), обуславливающими онтологическую неуверенность обучающегося, его хроническую неуспешность, психологическую инкапсуляцию, социальный инфантилизм, отчуждение от нормативов функционирования в обществе, агрессивность, деперсонализацию, дереализацию, дезинтеграцию, деиндивидуализацию, эскапизм, гетерономию, фрустрированность и личностную тревожность, личностную аномию, анапсиоз, т.е. выталкивание молодого человека в за пределы «нормального» общества [8].
В связи с вышеизложенным актуализируется проблема поиска средств, методов, форм минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации в рамках оказания ему помощи, направленной на осознанное осмысление ценностных конструктов окружающей действительности, осознание себя, своего предназначения и путей самореализации в современной социальной структуре общества, редукции негативных последствий личностно-средового взаимодействия (трудности в общении, учебе, деятельности) [2]. Оптимальность протекания процесса социализации обучающегося значима в контексте успешного функционирования и развития современного общества, так как в этом ракурсе постиндустриальный социум приобретает новых субъектов, обладающих инновационными компетенциями (способность работать в коллективе, действовать рискованно и ответственно, использовать инновации, быть профессионально и социально мобильным, способным к сохранению и передаче культурного наследия общества и т.д.).
Принципиально значимая идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации — создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» – «Профессиональное общение»» – «Социальная практика»), при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением (ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, оказание помощи), его успешной интеграции в социум.
Минимизация рисков социализации обучающегося отражает необходимость реализации следующих положений обеспечения социализирующей направленности образовательного процесса в контексте:
- целенаправленного осуществления социального обучения, позволяющего обогатить совокупность знаниевых конструктов молодого человека об окружающей действительности - при использовании интерактивных методов и форм обучения (социальных практик, образовательно-информационных занятий, информ-интернет-клубов, специально организованных ситуаций-событий, ситуаций-оценок, ситуаций-проблем, ситуаций-иллюстраций, ситуаций-упражнений; социальных дискуссий, творческих встреч-диалогов, интеркультурных объединений), обеспечивающих накопление социального опыта проектирования осмысленного жизнедействования по отношению к многообразным областям личностной и социальной действительности [3];
- реализации потенциала социально-воспитательной деятельности образовательной организации (приоритетными направлениями которой являются гражданско-правовое, патриотическое, нравственно-эстетическое, пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, научно-исследовательское, развитие самоуправления), обеспечивающего формирование у обучающегося инициативы, социальной активности, творческой самостоятельности, гражданской ответственности, устойчивой социально-нравственной позиции, активизирующего процесс социальной ориентации личности, ее востребованности в обществе, продуцирующего устойчивую гуманистическую позицию общения и национального самосознания;
- использования ресурсов социума (баз практик, образовательных учреждений и учреждений культуры, административных органов, социальных и воспитательных организаций, общественных и социально-политических движений и организаций и т.п.) как системы социальных отношений и взаимодействий, определяющих усвоение обучающимися ценностных конструктов образовательной и коммуникационной сферы, овладение способами социально значимой деятельности, обеспечивающих поиск выбора проектирования продуктивных видов отношений обучающегося к другим, социальным реалиям, самому себе.
При этом минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации отражает значимость [6; 7]:
- организации психолого-педагогической безопасности образовательного процесса (конструирование безопасной психологической атмосферы принятия обучающегося; построение благоприятных отношений в различных сферах образовательной деятельности и социального взаимодействия; проектирование ситуаций успеха; эмпатийное восприятие; безоценочность по внешним стандартам; формирование уверенности в собственных силах);
- установки на реализацию гуманного отношения к обучающемуся, принятие самобытности его внутреннего мира, отказа от авторитарных методов и форм принуждения и навязывания, способов унижения его достоинства;
- оказания своевременной «развивающей помощи» в контексте осознания ближних, средних и дальних задач редукции социальных и личностно-образовательных рисков в рамках подбора оптимальных средств и методов самоанализа, самоорганизации, самовоспитания, поиска осмысления жизненного бытия; создание условий, которые обеспечивают круг обогащающего общения, общественной активности, самоактуализации обучающегося и определяют накопление его социального опыта, развитие самостоятельности мышления, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирования значимых характеристик обучающегося: рефлексивности в контексте глубокого знания личностных особенностей, достоинств и недостатков, установления их соответствия духовно-нравственному мировосприятию; ответственности - как проявления внутренней силы в достижении оптимальности принятия решений, их эффективного выполнения на основе системы общественных и личных требований; уверенности в себе - в рамках адекватной оценки собственных сил и способностей, веры в возможность преодоления и минимизации проблемных областей социализации; самообладания — владения собой, управления эмоциями, поступками; вариативности — многомерного подхода к оценке современной действительности и принятия адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепции — умения подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир и конструировать продуктивные взаимоотношения; эмпатии — сопереживании проблемам других, эмоциональной оценки событий [10].
Образовательный процесс эффективно осуществляется в рамках минимизации рисков социализации обучающегося лишь в случае его направленности на осмысление молодым человеком социокультуры общества, формирование полифонического нравственно-экологического мировоззрения и мировосприятия, развитие социальных умений избирательного и сознательного выбора конструирования траектории жизнедеятельности в аспекте нравственности, творчества, ответственности и инновационного мышления.
В качестве ведущего фактора минимизации рисков социализации обучающегося рассматривается организация адресного, своевременного и комплексного социально-педагогического влияния на все сферы личности молодого человека (мотивационную, когнитивную, операциональную). Необходимо отметить, что результат минимизации рисков социализации выражен не столько в определенных социальных умениях, качествах, свойствах, характерных поведенческих способах, сколько в виде личностных новообразований, которые перестраивают проектирование связей и отношений молодого человека с окружающей действительностью и позволяют сформировать его социальную и личностную жизнеспособность.
При этом для минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации педагог должен выступать как фасилитатор (инициатор, содействующий и редуцирующий возникающие проблемы в сфере познания, социального взаимодействия, социальной практики), модератор (раскрывающий личностный потенциал и резервные возможности молодого человека), ментор (наставник, помогающий оценить важность социального становления как необходимого фактора достижения успешности в разнообразных областях действительности), мотиватор (стимулятор, ориентирующий обучающегося на достижение акме-вершин и необходимость самосовершенствования в течение всей жизни) [5]. Педагог в контексте оптимальности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации реализует концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагога: «Презумпция приемлемости» (в контексте приоритетности признания права молодого человека на избираемые им поведенческие способы); «Достоинство различия» (в рамках осознания и принятия индивидуально-поведенческих и ценностно-содержательных различий субъектов взаимодействия); «Толерантность к неопределенности» (в контексте принятия потенциальной многозначности перспектив социального становления и способов самореализации обучающегося); «Работа в пространстве возможностей» (в рамках понимания образования и процесса социализации как динамичного пространства возможностей); «Совместное раздумывание» (в контексте приобщения к «групповому» осмыслению обновленного уровня осознанной личностной активности); «Методическая вариативность» (в рамках свободного выбора методических приемов, средств влияния и способов организации взаимодействия субъектов образования); «Контекстное взаимодействие» (в контексте актуализации в сознании обучающегося процессов рефлексивного осознания личного пространства возможностей, помощь в расширении контекста жизненной ситуации) [1].
Таким образом, минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации обуславливает: обогащение социального опыта молодого человека в контексте расширения спектра взаимодействия с социумом путем включения в активное освоение и преобразование окружающей действительности; развитие активной, ответственной жизненной позиции обучающегося, его умения ответственно находить пути решения и осмысливать их последствия; формирование умений устанавливать и поддерживать продуктивные взаимоотношения с другими; повышение нацеленности на успешность в разнообразных сферах социальной и образовательной практики; сохранение устойчивой социальности (воспроизводство ценностных конструктов, нормативов социума, которые поддерживает современный социум и институт образования), создание предпосылок для вхождения обучающегося в открытое информационно-образовательное пространство и реалии рыночной экономии знаний, инноваций, лидерства.
Библиографическая ссылка
Пак Л.Г., Харитонова Е.В. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 07.12.2024).