Как соотносятся имидж руководителя и его готовность выстраивать взаимодействие с социумом в виртуальном пространстве? Ответ на этот вопрос достаточно близко подводит к выводу, что такое умение руководителя положительно влияет на его имиджевые характеристики. Мы постарались уточнить структуру, содержание и определение понятия «готовность руководителя образовательной организации к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности», увязать его с понятием «имидж». Мы пришли к выводу, что если эта готовность сформирована, то есть если руководитель умеет организовывать виртуальное пространство в режиме взаимодействия с социумом, то в практике мы обнаруживаем изменение имиджа руководителя и, как следствие, повышение привлекательности его образовательной организации.
Чтобы решить поставленную проблему формирования готовности руководителя к виртуальному взаимодействию с социумом, мы рассмотрели понятия «готовность», «подготовка» и «формирование». Словарь С.И. Ожегова дает нам два значения понятия «подготовка»: 1) подготовить (т.е. сделать что-нибудь предварительно для устройства, организации чего-нибудь), обучить, дать необходимые знания для какой-либо цели, и 2) запас знаний, приобретенный кем-либо. Формирование как процесс есть последовательная смена состояний объекта/субъекта, этот процесс включен в эволюционные процессы изменений, и именно он является путем от «подготовки» к «готовности». То есть «подготовка» есть отображение процесса стремления к результату, а «готовность» и есть тот самый результат, по-другому - та самая «готовность к адекватному выполнению специфических задач деятельности» [9].
Рассматривая «готовность», мы склоняемся к двум взаимодополняющим точкам зрения: с одной стороны – это особое психическое состояние личности (функциональный подход), а с другой – система качеств и свойств личности и ее состояний (личностный подход). Оба эти подхода отражают взгляды психологов на данную проблему [9]. Касаясь вопроса целенаправленного формирования имиджа руководителя ОО, мы обязательно должны поднять проблему готовности руководителя именно в психологическом плане. Эти подходы помогают понять и объяснить, почему менять свой личный имидж с точки зрения собственного отношения ко многим сложившимся реалиям жизни (критически относиться к имиджу, развивать его, формировать, улучшать и т.п.) бывает нелегко, ведь нужно и особое психическое состояние личности («Хочу измениться!»), и особые для этого личные качества (сила воли, саморефлексия, самокритичность). Готовность руководителя выйти в виртуальное пространство не может быть сама по себе сформирована, нужны предпосылки и условия, должны возникнуть желание и потребности, должны быть сформированы определенные ИТ-компетенции, делающие возможным самостоятельный выход руководителя в виртуальное пространство [3]. При этом руководитель может отличным образом позиционировать себя в форме ведения личного блога, участвовать в различных открытых общественных обсуждениях по социально значимым проблемам, что повышает доступность руководителя для неформального виртуального общения. Это может вызвать интерес к его личности и, как следствие, значительно повысить привлекательность образовательного учреждения для социальных партнеров и участников образовательных отношений. И созданием этих условий занимается педагогика профессионального образования [9].
Следует отметить, что в педагогической науке проблема профессиональной готовности личности начала исследоваться только в 70-е годы ХХ века, а у рубежей этих исследований стояли К.Д. Дурай-Новакова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, И.А. Колесникова и др. [9].
Как результат соответствующей подготовки педагога к профессиональной деятельности, готовность рассмотрена многими российскими учеными, такими, как, например, Т.Е. Климовой, О.В. Лешер, А.И. Санниковой, Е.П. Романовым, Е.В. Олейник и др. [2]. В этом аспекте готовность есть личностное комплексное и сложное явление (образование), включающее в себя систему профессионально важных и значимых качеств, черт и психических состояний, которые и обуславливают достаточно быструю адаптацию педагога к профессии, что и определяет его профессиональное развитие и профессиональную зрелость. То есть готовность есть целостная система, имеющая сложную структуру, представляющая собой единство статической подструктуры и структуры динамической, отражающей процесс ее формирования и развития. Инструментом системного подхода является системный анализ, представляющий собой совокупность методологических средств, используемых для изучения различных объектов (мы имеем дело в нашем случае с объектами с достаточно сложной организацией и структурой). Конечным итогом этой деятельности может стать представление данных объектов в виде моделей, что обеспечивает понимание их сущности и расширяет возможности управления ими [8].
В структуре готовности очень важным является мотивационный компонент. Именно он обеспечивает и саморегуляцию, и устойчивость деятельности. Личностный аспект готовности включает всю совокупность знаний, которые необходимы для успешной деятельности, и, кроме того, еще и умения, без которых эта успешная деятельность не представляется возможной [2]. Что же касается навыков, то именно этот компонент готовности и определяет уровень профессиональных компетенций, которые лежат в основе готовности высочайшего уровня, называемого компетентностью. Другими словами, в содержание профессиональной готовности они включаются как когнитивный (знания) и деятельностный (умения плюс навыки) компоненты [9]. Мы провели анализ различных теоретических исследований по этому вопросу, сделали обобщение различных точек зрения и сформировали наше понимание готовности руководителя образовательной организации к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности как интегративное личностное образование, которое проявляется на субъективном уровне в виде сложной системы, интегрирующей в себе три составляющие, а именно: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Назовем эти составляющие компонентами готовности и далее рассмотрим их более подробно.
Известно, что успех любой деятельности обусловлен, прежде всего, направленностью личности на эту деятельность (то есть наличием у человека определенных потребностей, мотивов, ценностных установок и ценностных ориентаций). Это дает нам основание считать мотивационный компонент базовым для становления всех других компонентов готовности [8]. Содержание данного компонента мы рассматриваем в социальном, профессиональном и аксиологическом аспектах. При этом отметим, что в структуру узких социальных мотивов включается стремление руководителя получить определенную квалификацию или должность, получить признание коллег, одобрение вышестоящих руководителей, повысить свой авторитет в глазах учащихся и их родителей и т.п. А это, как было доказано, и есть мотивационные составляющие, лежащие в основе формирования профессионального имиджа руководителя [4]. Понятно, что руководитель сегодня должен очень хорошо знать и понимать содержание новых стандартов общего образования и иметь абсолютно полное представление о формах организации научно-методического сопровождения введения ФГОС, преодолевая огромные трудности как в освоении и понимании содержания стандартов, так и в нормативно-правовой и нормотворческой деятельности [1]. С начала десятых годов XXI века у руководителя появилась новая функция, проявившаяся в необходимости организации активного взаимодействия в виртуальном пространстве. В ходе исследования мы пришли к выводу, что посредством такого взаимодействия происходят достаточно серьезные изменения в социуме и общественных связях. Это касается и отношения родителей к школе, и отношения педагогов к родителям, и укрепления авторитета как школы, так и самого руководителя. Но есть определенные условия, без которых этого не случается. Наша гипотеза была такова: чтобы позитивное воздействие на социум через виртуальное взаимодействие действительно смогло сработать, нужно, чтобы директор был личностью, интересной для социума, профессионалом, интересным для педагогического сообщества, учителем, интересным для учеников [5]. Кроме того, его мотивы, потребности, профессиональные интересы и компетентности должны быть глубоки и разнообразны, отвечать запросам социума и служить определенным образом. Становится понятным, почему в рамках второго направления ученые акцентируют внимание на широких и узких профессиональных мотивах изучения и использования руководителем виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности. В структуру широких профессиональных мотивов они включают интерес руководителя к виртуальному взаимодействию и к его информационным, коммуникативным и дидактическим возможностям, потребность в овладении знаниями и умениями использования виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности. В структуру узких профессиональных мотивов ученые включают ориентацию руководителя на усвоение определенной группы знаний и умений использования виртуального взаимодействия, отражающую потребность руководителя в решении конкретных профессиональных задач [9].
Невероятно важным нам представляется и еще один аспект. Мы считаем, что в основе «готовности руководителя к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности» лежит категория «отношение», отражающая внешнее влияние на деятельность руководителя. В эту категорию включаются многие аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса. «Качество» социума и восприятие им деятельности руководителя определяет уровень и качество взаимодействия родителей и родительской общественности с образовательной организацией, и интернет-пространство дает этому особые возможности, «осовременивает» и делает достаточно открытым этот вид коммуникаций. И когда коммуникация в виртуальном пространстве осуществляется и педагогами, и руководством школы, то, как показывают исследования, это взаимодействие становится ничуть не менее продуктивным, чем личное общение с директором или завучем при личной встрече на школьной территории.
Когда мы говорим о личностных смыслах деятельности руководителя по организации взаимодействия с социумом в виртуальном пространстве, то имеем в виду целостную и стройную систему его мотивов, ценностей, установок, определяющих как его личностное и профессиональное развитие, так и позиционирование его как руководителя в социальной среде, эффектом чего является не просто сформированный имидж организации, которую он возглавляет, а нечто большее и длительное, а именно – репутация, как желаемый (или иногда нежелательный) эффект процесса имиджирования [2]. Другими словами, личностный смысл позитивного изменения собственного имиджа руководителя кроется в улучшении имиджа всей организации. Более того, репутация организации, её успешность и конкурентоспособность «привязаны» к имиджу руководителя [6].
Известно, что одна из основных функций Интернета - информационная. Основываясь на этом, в структуру мотивационного компонента мы включаем собственный профессиональный интерес руководителя образовательной организации к профессиональной информации, способам ее получения и переработки с помощью информационных технологий, которыми он владеет. Кроме того, возникает необходимость теоретического обобщения информации, критического отношения к ней и стремления к творческой ее переработке. В этом смысле, сформированная у руководителя компетентность организовывать виртуальное пространство через сайт, интернет-форумы, сетевые сообщества или через собственный блог в режиме эффективного взаимодействия с социумом может положительным образом сказываться и на развитии его других профессиональный компетенций. Принимая во внимание требования проекта профессионального стандарта руководителя, отметим, что взаимодействие с социальными партнерами, выстраивание коммуникаций с учредителем и органами власти, с родительской общественностью включено в обязательные трудовые функции руководителя ОО, которыми нужно овладеть на соответствующем уровне. Мотивационный компонент может ускорить формирование готовности руководителя реализовывать эту важную трудовую функцию.
В ходе нашего исследования и изучения теоретической литературы мы выяснили, что стимулирующая функция готовности, интегрируя в себе мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации руководителя, усиливает внутренние возможности и отражает психологическую установку руководителя на изучение и использование виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности как личностно необходимое и, следовательно, внутренне принятое убеждение. Осознанное понимание руководителем образовательной организации социальной, профессиональной и личностной значимости виртуального взаимодействия является условием повышения результативности управленческой деятельности, усиления стремления к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию [7; 8].
Рассматривая второй компонент, связанный с осознанием деятельности, – когнитивный – мы пришли к выводу, что он не просто выполняет информационную и ориентационную функции, а является базовым в формировании этой самой «готовности». Понимание сущности собственной деятельности и собственных профессиональных потребностей, осознание ценностных ориентиров и направлений развития приводит к тому, что руководитель достаточно быстро и эффективно овладевает методами использования виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности. А поскольку в данном случае возникает полное и абсолютное единство теоретических, технологических и методических знаний, то совершенствуется и уровень виртуального взаимодействия при решении профессиональных задач [7; 8]. Средствами дополнительного профессионального образования этот эффект можно значительно усилить, и тогда у руководителя формируется четко очерченное личностно-смысловое поле, помогающее ему принимать управленческие решения по проблеме расширения и улучшения качества виртуального взаимодействия с социумом.
Третий компонент – деятельностный – выполняет две функции, а именно: регулирующую и трансформирующую. Эти функции проявляются в приобретении руководителем возможности превращения его знаний и умений в новые компетенции и компетентности, что создает у окружающих обновленный позитивный образ, основу обновления имиджа. При этом неразрывная связь компонентов «мотивационный» - «когнитивный» - «деятельностный» как бы «склеивает» уровни готовности к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности, а значит, и к формированию профессионального имиджа, личностный смысл которого в том, чтобы повысить привлекательность организации в целом.
Вышеизложенное позволяет рассматривать готовность руководителя образовательной организации к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную, многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет руководителю продуктивно использовать ресурсы и услуги сети Интернет при решении профессиональных задач посредством виртуального взаимодействия с семьями учащихся, с педагогическим коллективом, с социальными партнерами, представлять в Сети результаты своей профессиональной деятельности и тем самым оказывать определенное влияние на формирование позитивного «образа» в глазах социума [4]. Более того, эти компоненты, как показала практика, можно усилить средствами дополнительного профессионального образования при наличии определенных организационно-педагогических условий, к которым мы отнесли:
- условия, направленные на формирование и стимулирование мотивации обладания профессиональным имиджем;
- методико-технологические условия, направленные на организацию процесса формирования имиджа (содержание программ профессиональной подготовки руководителей ОО, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм обучения и комплексное научно-методическое и научно-педагогическое сопровождение процесса формирования имиджа);
- личностно-развивающие условия (условия, запускающие формирование имиджа за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации) [6], в том числе и через организацию виртуального пространства.
Подводя итог, подчеркнем, что исследуя заявленную в нашей статье проблему, мы пришли к выводу, что если готовность руководителя к взаимодействию с социумом в виртуальной среде сформирована как уверенная профессиональная компетентность, то есть если руководитель умеет эффективно и грамотно организовывать виртуальное пространство в режиме взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и социальными партнерами, то в практике мы обнаруживаем изменение имиджа руководителя и, как следствие, повышение привлекательности его образовательной организации, что еще раз подтверждает, что имидж организации напрямую связан с образом руководителя [6]. В связи с этим перед системой дополнительного профессионального образования сегодня стоит серьезная задача включать в программы профессиональной подготовки руководителей сферы образования вопросы формирования ИТ-компетенций с направленностью на формирование готовности организовывать виртуальное пространство, что поможет положительно влиять на социальный контекст школы, а также повысить привлекательность образовательной организации в целом.
Библиографическая ссылка
Константинова В.Г., Зайцева Н.В. ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ВИРТУАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ИМИДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26274 (дата обращения: 08.12.2024).