Неоднородность популяции, единой по возрастно-половому статусу, уровню здоровья, эколого-территориальным, национальным и другим факторам, не вызывает сомнений и является подтверждением гено- и фенотипической индивидуальности человека [11, 13]. Конституционология, как научное направление медико-биологического характера, среди прочего решает вопросы количественного популяционного распределения представителей разных соматотипов. Единой и общепринятой схемы соматотипирования – разделения населения на группы (конституциональные типы, соматотипы) в настоящее время не существует. Каждая из использованных методик имеет преимущества и недостатки. Долгие годы в России при подразделении женщин в соответствии с их конституциональной принадлежностью используется схема И.Б. Галанта (1927) [3], признанная, пожалуй, наиболее удачной. Согласно схеме И.Б. Галанта, выделяют семь типов конституции. Эти типы сгруппированы в три категории, среди которых выделяют лептосомные, мезосомные и мегалосомные конституции. При этом в лептосомной конституции выделяют астенический и стенопластический соматотипы. Среди мезосомных конституций выделяют пикнический и мезопластический соматотипы. В категории мегалосомных конституций различают атлетический, субатлетический и эурипластический соматотип. Она основывается на изучении ограниченного количества антропометрических признаков, при ее реализации представляется правомочным использование современного высокотехнологичного метода –биоимпедансометрии (для оценки содержания жировой массы), что, вероятно, еще в большей степени обеспечивает ее объективность.
Целесообразность соматотипологических исследований значима как при эпидемиологическом анализе, так и при реализации индивидуализированного подхода к пациентам при проведении профилактических и лечебных мероприятий. Это связано с неодинаковой реактивностью, иммунным статусом организма представителей разных конституциональных типов, их восприимчивостью к развитию тех или иных нозологических форм [2, 10, 11, 14]. При этом необходимо отметить, что антропометрические подходы позволяет специалистам разных специальностей определить распределение конституциональных типов в эпидемиологических исследованиях использовать недорогие, несложные и строго унифицированные методы. Разработка подобного подхода широко может использоваться в клинической медицине, учитывая наличие клинико-антропопологических параллелей в виде предрасположенности определенных соматотипов к той или иной нозологической форме [12].
Следует иметь в виду наличие динамичности, лабильности конституциональных характеристик человека, находящихся в зависимости от сочетанного действия многих факторов (возраст, пол, национальная принадлежность и др.). Количественные показатели, определяющие относительную долю тех или иных соматотипов, очевидно, изменяются и в историческом времени, что связано с наличием или отсутствием акселерации развития, ретардации развития. И, кроме того, анализируемая популяция всегда должна быть репрезентативна, рассматриваемые объекты быть аналогичными по возрастно-половому статусу, социальной группе, этническим и другим особенностям; реализация такого подхода представляется трудоемкой и не всегда реальной в полной мере. Однако лишь таким путем возможно формирование банка данных по вопросам соматотипологической принадлежности, антропометрических показателей, характеризующих физическое развитие разных групп населения.
Для частного решения обозначенных вопросов была запланирована и выполнена данная работа, целью которой явилось получение данных о количественном распределении каждого из известных конституциональных типов у девушек 18–20 лет.
Материал и методы исследования
Методом комплексной антропометрии и биоимпедансометрии обследовано 125 девушек 18–20 лет, студентов, относящихся к славянскому этносу, практически здоровых. При выявлении у обследуемых патологических изменений опорно-двигательного аппарата или других заболеваний, влияющих на компонентный состав тела, физический статус и развитие девушек (относительную норму), таких как миастения, ожирение и др., они из анализируемой выборки были исключены.
Соматотипирование проводили с учетом показателей диаметров и обхватных размеров запястья и лодыжки, величины подкожно-жировой складки в областях спины, плеча, живота, бедра, среднего значения этого показателя, абсолютного содержания жировой массы (подкожно-жировой клетчатки) [3, 15]. Диаметры в области конечностей измеряли с применением штангенциркуля, обхватные размеры – сантиметровой лентой, величину подкожно-жировых складок путем калиперометрии, содержание жировой массы при помощи биоимпедансных исследований с использованием АВС–01 «Медас». Состав тела на протяжении онтогенетического цикла человека претерпевает значительные изменения. В настоящее время для мониторинга изменений состава тела в клинической и спортивной медицине активно применяется биоимпедансный анализ. Метод биоимпедансометрии позволяет оценивать объемы клеточной (ОВнук.Ж) и внеклеточной жидкости (ОВнек.Ж), жировую (ЖМ), безжировую (БЖМ) и активную клеточную массу тела (АКМ), а также показатели индекса массы тела (ИМТ), основного обмена (ОО) и общую воду (ОВ) [5].
В результате антропометрического исследования диагностировали наличие астенического, стенопластического соматотипов (лептосомные конституции), пикнического, мезопластического соматотипов (мезосомные конституции), атлетического, субатлетического и эурипластического соматотипов (мегалосомные конституции). При сочетанном характере выявленных признаков и невозможности идентификации одного из указанных выше соматотипов его верифицировали как неопределенный. Принадлежность к конкретному соматотипу выражалась в относительных величинах, где за 100 % принимали общую совокупность девушек выбранной возрастной группы. Статистические исследования включали вычисление среднеарифметических показателей, их ошибок. Определение достоверности различий проводили методом доверительных интервалов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенная нами соматотипологическая диагностика показала значительную разнородность конституциональных типов женщин, сходных по возрасту, месту проживания, национальности, уровню здоровья, т.е. относящихся к вполне репрезентативной группе. Это расценивается как нормальное явление [9]. Среди обследованных девушек, по нашим данным, представительницы астенического соматотипа составили 12 случаев (9,6 %), стенопластического – 16 (12,8 %), мезопластического – 20 (16 %), пикнического – 24 (19,2 %), атлетического – 4 (3,2 %), субатлетического – 9 (7,2 %), эурипластического – 22 (17,6 %) и неопределенного – 18 (14,4 %) человек. Близкие цифры в относительных величинах показали данные, полученные при исследовании распределения женщин зрелого и пожилого возрастов в соответствии с их соматотипологической принадлежностью.
Известно, что у женщин выделяют 7 типов конституции, сгруппированных в 3 категории [3]. В лапидарном изложении следует отметить, что к астеническому типу относят худощавых женщин, с узкой и плоской, длинной грудной клеткой, втянутым животом, узким тазом, длинными тощими конечностями, слабым развитием мягких тканей. Стенопластический тип, неся значительное число признаков астенического типа (узкосложенного), характеризуется лучшим развитием скелетной мускулатуры и подкожно жировой ткани («идеал женской красоты», [9]). Пикнический соматотип характеризуется умеренным (слегка повышенным жироотложением), укороченными конечностями, полной и короткой шеей, широким и округлым плечевым поясом, наличием цилиндрической формы грудной клетки, выраженным животом, широким тазом и бедрами. Женщины мезопластического типа имеют приземистую «коренастую» фигуру, умеренно развитую скелетную мускулатуру с выраженными сухожилиями, «крепкий» скелет и более слабо выраженную жировую клетчатку. По сравнению с пикническим типом, атлетический соматотип («маскулинно выраженные женщины») [3]. Атлетический соматотип характеризуется с исключительно развитыми мускулатурой и скелетом, очень слабым развитием подкожно жировой клетчаткой. Женщины субатлетического типа («настоящий женственный тип конституции при атлетическом строении тела», [3]) – высокие, стройные, «крепкого» сложения при умеренном развитии скелетной мускулатуры и подкожно жировой клетчатки. Эурипластический тип («тип тучной атлетички») характеризуется значительным развитием подкожно жировой клетчатки при выраженных особенностях атлетического типа в строении скелета и мускулатуры. По данным биоимпедансометрии установлено, что содержание костного компонента тела минимально у девушек астенического соматотипа (6,7 кг) и максимально у представительниц эурипластического соматотипа (8,9 кг). Количество жирового компонента максимально у девушек мегалосомного типа и минимально – лептосомной конституциональной группы.
По современным представлениям [8], астенический соматолип является маркером замедленности ростовых процессов организма, пикнический и атлетический соматотипы соответствует ускоренным процессам роста и дифференцировки органов и тканей, активизации полового созревания. Считается, что рост тела в длину при астеничности соматотипа (и при грудном, и при неопределенном соматотипах), в частности, заканчивается в возрасте 21 года, а при пикничности (гиперстеническом, дигестивном, брахиморфном телосложении), мускульном типе – в 17–18 лет [1].
В результате исследований Е.Н. Комиссаровой (2016) определено по индексу ИГМР (индекс «гармоничности морфологического развития») количество девушек в возрасте 17–18 лет, развивающихся по пикноидному (ПТ) и астеноидному (АТ) составило 28 % и нормостеноидному типу (НТ) 73,2 % [5].
Известно [6], что при астеническом соматотипе у подростков и девушек наблюдается наибольший удельный вес дисгармонического полового развития (30,8 %) – его отставания в виде более позднего появления менархе, болезненности, развития вторичных половых признаков, по сравнению с нормостеническим соматотипом (у 14,0 %).
По данным Т.А. Литвиновой (1988) [7], обследовавшей 950 девушек антропометрическими методами, становление менструальной функции (10–12 лет) характерно для эурипластического соматотипа, а наиболее позднее (15–16 лет) – для астенического типа. Доказано, что люди с различной соматотипологической принадлежностью отличаются нормой ответной реакции организма на внешние раздражающие факторы. Рядом авторов выявлена взаимосвязь между типом телосложения и обменом веществ, эндокринными показателями, индивидуально-психологическими качествами личности, что указывает на важную роль соматотипа в основе конституциональной диагностики [4].
Заключение
Резюмируя, следует отметить, что антропометрический подход остается по-прежнему современным, он позволяет специалистам при помощи недорогих и несложных, строго унифицированных (стандартных, сравнимых) методов определить распределение конституциональных типов в популяции (в эпидемиологических исследованиях, например). Разработка этого подхода может иметь перспективы для клинической медицины, учитывая наличие клинико-антропологических параллелей в виде предрасположенности определенных соматотипов к той или иной нозологии, конституциональной специфичности эффективности реактивности организма и др. Не вызывает сомнений необходимость проведения масштабных работ, направленных на «картирование» анатомо-антропометрического статуса, получения нормативных показателей применительно к малым группам населения, с учетом однородности выборки и многочисленных факторов, необходимых в антропологических исследованиях, имеющих формообразующее значение. Ограничения и недостатки антропометрического подхода для клинических исследований связаны с отсутствием соответствующих традиций, методических указаний, единых нормативов с учетом возраста и пола (которые должны регулярно пересматриваться), с необходимостью проведения измерений хорошо обученным персоналом. Перспективы такого подхода связаны с доказанностью его надежности в сопоставлении с другими методическими приемами. Реализация этого направления может повысить эффективность при накоплении соответствующей базы данных может повысить эффективность лечебно-диагностических мероприятий, что соответствует современным требованиям и задачам.
Библиографическая ссылка
Клочкова С.В., Алексеева Н.Т., Рожкова Е.А., Никитюк Д.Б. О СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЕВУШЕК – ЖИТЕЛЬНИЦ МОСКВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26261 (дата обращения: 08.12.2024).