Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОССИЙСКОГО) ПАТРИОТИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА США И РОССИИ

Денисенко О.И. 1
1 ФГБОУ «Красноярский государственный аграрный университет»
В этой статье автор рассматривает вопросы воспитания российского патриотизма у школьников из семей мигрантов, в свете сложившейся на данный момент в России и в мире демографической ситуации. В статье подчеркивается необходимость работы над положительной социальной адаптацией молодых мигрантов и описана роль воспитания патриотизма как средства успешной социальной адаптации школьников из семей мигрантов. В статье автор опирается на опыт, накопленный в области патриотического воспитания и социокультурной адаптации школьников из семей мигрантов в США, сравнивает его с опытом, накопленным педагогами России в этой области. Автор анализирует особенности патриотического воспитания школьников из семей мигрантов в условиях образовательного пространства РФ, очерчивает направления и методы воспитательной работы в этом направлении в российских школах и дает свои рекомендации.
успешная
социальная
адаптация
патриотизм
патриотическое
воспитание
1. Патриотизм // Большая российская энциклопедия: в 35 т. Т. 25 /отв. ред. С.Л. Кравец. – М.: БРЭ, 2014. – 765 с.
2. Патриотизм // Большой иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. В.П. Бутромеев. – М.: Олма-пресс Образование, 2005. – 1264 с.
3. Грасс Т.П. Западное общество: ресоциализация школьной молодежи из семей мигрантов/ Т.П. Грасс, В.И. Петрищев. – Красноярск, 2014. – 188 с.
4. Квятковский Ю.П. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию /Ю.П. Квятковский. – Москва: Армпресс, 2006. – С. 8.
5. Лобзина Н.Ю. Основные направления в воспитании патриотизма и гражданственности // Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе: материалы участников Межрегиональной научно-практической конференции (Омск, 16–17 ноября 2011 г.). – Омск, 2011. – С. 13.
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы, государственная программа, постановление правительства РФ от 30.12. 2015 № 1493. С. 5; URL: //http.//www. government.ru› (Правительство).
7. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. Электронный научно-практический журнал. – 2012. – № 3; URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 19.11.2016).
8. Рахматуллина Л.В. Формирование основ социокультурной (Российской) идентичности школьников средствами гражданско-патриотического воспитания / Л.В. Рахматуллина // Вестник университета Российской Академии Образования. – 2008. – № 5(43). – C. 102-104.
9. Michael S. Merry. Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education // Educational Philosophy and Theory. – 2009. – Vol. 41, № 4. – P. 381.
10. UN press-release. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.

Современная демографическая ситуация во многих странах, включая Россию, характеризуется усилением миграционных потоков. Миграционные процессы конца 20 – начала 21 века вывели Россию на второе место по количеству мигрантов (11 млн человек) после США (45,8 млн человек) [10]. Причины для миграции бывают самыми разными: экономическими, политическими, религиозными, семейными и т.д. и под их влиянием мигранты целыми семьями приезжают в Россию, привозя с собой детей школьного возраста.

Попав в иную этнокультурную и социальную среду, молодые мигранты проходят сложный процесс социокультурной адаптации. Процесс адаптации может принимать как положительное, так и отрицательное направление. Если в результате положительной социокультурной адаптации принимающее общество получает полноценного гражданина, то отрицательная адаптация приводит к маргинализации индивида, его изоляции в рамках этнического анклава и нередко к его криминализации. Излишне говорить, что принимающему обществу, в данном случае российскому, нужны полноценные, законопослушные граждане, желающие работать на благо их новой родины. Как этого достичь?

Целью данного исследования является изучение методов и способов воспитания у школьников из семей мигрантов Российского патриотизма, как способа положительной социокультурной адаптации.

При работе над данной статьей автор изучил имеющийся на настоящее время массив американской и отечественной литературы, посвященной этому вопросу. Сама работа проводилась со школьниками из семей мигрантов в средних школах г. Красноярска.

Автор использовал такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, устный опрос.

Направление, которое принимает адаптация и её успешность/степень, в которой школьник адаптируется к социокультурной среде принимающей страны, в значительной степени зависит от работы школы. Как отмечают В.И. Петрищев и Т.П. Грасс: «Несомненно, школа выступает основным агентом по социально-культурной интеграции или аккультурации мигрантов» [3]. Вот почему в течение многих лет, а российские ученые в течение последних десятилетий, изучают накопленный опыт и предлагают ряд мер, направленный на положительную адаптацию. В разных теоретических трудах тщательно описаны этапы социокультурной адаптации и дана методика работы на этих этапах. Однако, изучив работы российских и зарубежных исследователей, посвященных адаптации мигрантской молодежи, автор пришел к выводу, что практически все исследователи уделяли недостаточно внимания такому мощному инструменту социокультурной адаптации, как воспитание национального патриотизма принимающей страны – российского патриотизма, в нашем случае. В этой статье автор предпринял попытку восполнить этот пробел и представить общую схему работы по патриотическому воспитанию школьников из семей мигрантов. Разрабатывая эту схему, автор счел целесообразным обратиться к иностранному опыту воспитания национального патриотизма. Особый интерес для нас представляет опыт США, чья особая ценность обусловлена двумя факторами: а) США изначально формировалась, как нация мигрантов на основе английского языка и культуры; б) США удалось сформироваться как единой нации из различных этнических компонентов.

Перед тем как перейти к проблеме патриотического воспитания необходимо ответить на вопрос: а что собственно представляет собой патриотизм? Существует множество определений этого явления в разных науках: социологии, философии, культурологии и др. В рамках этой работы мы приведем несколько из них: «любовь к родине, месту рождения, жительства» [2]; «осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям» [1]; «как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [7]. В целях нашего исследования мы также считаем необходимым привести определение американского ученого М. Мерри, который определяет патриотизм как «особое чувство влечения, которую индивид испытывает к своей родине (или приемной родине), вызывающую особую психологическую привязанность и гордость» [9].

Автор статьи предлагает следующее определение: патриотизм – сложный комплекс чувств, взглядов и убеждений, состоящий из нравственного, духовно-культурного и интеллектуального компонентов, выражающихся на практике в идее беззаветного служения своей стране, в верности ей, в желании всячески её улучшать, в осознании своей связи с ней, в осознанном следовании поведенческим паттернам, выражающим лучшие национальные качества, знания её истории, культуры, традиции. Автор предлагает классификацию патриотизма по следующим критериям: социально-психологическая направленность. По данному критерию различаем два вида патриотизма: 1) позитивный или интегрирующий. Этот вид патриотизма представляет собой качество человека, выражающееся в его любви к родной стране, её культуре, традициям, сочетающий в себе желание познакомиться с другими культурами; 2) негативный. Данный вид патриотизма также можно разделить на два подвида: а) изоляционный, который характеризуется стремлением к национальной обособленности, ксенофобией, и б) экспансивный, характеризующийся сознанием собственного превосходства перед другими народами, стремлением навязать их представителям свои нормы, ценности, стандарты. По масштабам: 1) национальный – любви к своей стране в национальном масштабе; 2) «местный», выражающийся в любви к месту непосредственного рождения или проживания, желания всячески улучшить его, гордости за него, стремлении узнать его историю, местные традиции.

В чем заключается роль патриотического воспитания как инструмента позитивной социальной адаптации? Автор статьи выделяет следующие моменты:

1)  Патриотическое воспитание предполагает знание языка, культуры и традиций принимающей страны, что облегчает вхождение в её социокультурное пространство.

2)  Патриотическое воспитание предполагает уважительное отношение к нормам и правилам поведения принимающей страны, стремление соблюдать законы и трудиться на её благо.

3)  Патриотическое воспитание вырабатывает стремление, сначала неосознанное, затем осознанное у подростка иммигранта навсегда остаться в принимающей стране, стать полноценным её гражданином, создать семью, часто с представителем/представительницей принимающего этноса.

Воспитанию патриотизма на национальном уровне в последние годы уделяется немало внимания на всех уровнях общества как в нашей стране, так и за рубежом. В рамках данной работы мы считаем необходимым подробно рассмотреть опыт США, чтобы на базе сравнения отечественного и американского опыта представить собственную методику решения этой проблемы. Что касается США, то у них нет единой программы, направленной на решение данной проблемы, но ей посвятили труды многие авторы. По их мнению, патриотическое воспитание мигрантской молодежи должно включать следующие компоненты:

А) культивирование различных качеств, знаний и навыков, необходимых для социального сотрудничества.

Б) Формирование гражданской позиции.

В) Развитие способности оценки различных точек зрения.

Г) Патриотическое воспитание на национальных символах (понятие флага, клятва верности школе, использование национальной символики в повседневной жизни).

Д) Патриотическое образование через эмоциональную сферу (песни, стихотворения, концерты патриотической направленности).

Е) Школьное самоуправление, копирующее некоторые функции государственного управления.

Ж) Организация спортивных мероприятий. Подобные мероприятия (конкурсы, турниры) способствуют формированию «школьного духа» или «школьного патриотизма», что, в свою очередь, способствует формированию патриотизма как такового.

З) Использование школьных СМИ (интернет, стенгазеты, школьное телевидение).

Идеологической основой данного направления работы в РФ можно считать Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», подготовленную «на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества» [6].

Говоря о патриотическом образовании школьников из семей мигрантов, мы выделяем два аспекта работы: а) педагогический; б) психологический. Педагогический аспект, выражаясь словами исследователя Л.В. Рахматуллиной, состоит в создании пространства идентичности на основе символизации, вербализации, визуализации, организации и структурирования деятельности школьников. Психологический аспект заключается в разработке и определении критериев оценки, показателей сформированности патриотических качеств в развитии личности; проведении исследования субъектов образовательного учреждения (подбор и разработка методик, опросников, анкет, тестов на выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств личности и развития гражданской позиции), а также психологических механизмов формирования идентичности и развития гражданской позиции.

Работа по воспитанию патриотизма разделяется на следующие направления: 1) духовно-нравственное; 2) гражданско-правовое; 3) культурно-историческое; национально- патриотическое; героико-патриотическое [5] и включает в себя следующие три этапа: а) диагностический, организационно-прогностический (Л. Рахматуллина); б) практический; в) аналитический.

На первом этапе проводится тестирование школьников из семей мигрантов по социально-психологическому и социокультурному направлению: выясняются их общие психологические характеристики, определяется их способность уживаться в иноэтническом социуме, выявляются склонности к девиантному поведению; тестирование по социокультурному направлению определяет их степень владения языком принимающей страны (в нашем случае России), знание истории страны, выявляет степень их удовлетворенности существующими социально-экономическими условиями, их планы на будущее. На основе упомянутых выше мероприятий происходит разработка программ, методических пособий, планов работы, нацеленных на патриотическое воспитание иммигрантской молодежи. Практический этап включает в себя актуализацию комплекса воспитательных мер, определенных в ходе первого этапа, мониторинг воспитательного процесса, обнаружение и коррекция допущенных ошибок.

В рамках упомянутых выше направлений и этапов выделяются следующие меры по воспитанию у молодежи патриотизма:

- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микро-группе и др. [4];

- использование активных форм и методов воспитания на основе деятельностного подхода: акции, тематические экскурсии, тематические встречи, метод погружения в воспитательную ситуацию и т.д. [8];

-воспитание «местного» патриотизма. Данный вид работы, пожалуй, является самым специфическим из мер, направленных на воспитание патриотизма. Он включает в себя краеведческие мероприятия, трудовое воспитание (работу по улучшению дома, двора, пришкольного участка и т.д.), работу СМИ по формированию положительного образа «малой» родины и т.д.

Приведенные выше положения касаются воспитания патриотизма на национальном уровне и у граждан российской федерации. Социально-адаптационная работа с детьми иммигрантов, недавно прибывших в страну, имеет целый ряд своих особенностей:

1)    Россия не является для них родиной, и даже у иммигрантов во втором поколении воспоминания об исторической родине сделают затруднительным апелляцию к героическому прошлому страны, славным страницам её истории.

2)    Русский язык не является для них родным, что затрудняет воспитание у них нравственных качеств на примере русской литературы.

3)    Многие иммигранты являются носителями иных культур, придерживаются иных систем морально нравственных координат.

4)    Далеко не все мигрантские семьи настроены на постоянное проживание в пределах страны, мигранты и их дети отличаются большей межэтнической, межгосударственной мобильностью.

5)    Столкнувшись с трудностями на новом месте, некоторая часть мигрантов стремится законсервироваться в этнических анклавах, считая их единственным эффективным средством защиты от внешних вызовов, сохраняя в них не только язык и культуру страны происхождения, но и привычки и традиции, противоречащие нормам и традициям принимающей страны.

Работа по патриотическому воспитанию у этой категории учащихся должна, помимо общепринятых инструментов, использовать и ряд дополнительных мер:

1)    Входное тестирование учащихся иммигрантов на предмет их адаптивной готовности.

2)    Работа с родителями учеников, направленная на создание положительного образа, как принимающей страны в целом, та и нового их места проживания. Для достижения этой цели вполне подойдет стандартный инструментарий классного руководителя: посещение семей учащихся, родительские собрания, организация кружков по интересам, организация родительского всеобуча в форме лекций, семинаров, привлечение родителей учащихся мигрантов к школьному самоуправлению, организации общешкольных мероприятий.

3)    Проведение мероприятий психологической направленности, направленных на снятие стресса, дискомфорта и прочих негативных эмоций, связанных со сменой страны проживания.

4)    Обучение языку принимающей стороны, в данном случае русскому языку.

5)    Создание в классах, где обучается большое количество школьников из семей иммигрантов, атмосферы общей толерантности и дружелюбия. Необходимо помнить, что толерантность должна быть обоюдной: не только подростки – представители принимающего этноса должны относиться с пониманием традиций, устоев их сверстников иммигрантов, но и иммигранты должны относиться с уважением к традициям и правилам принимающего этноса.

6)    Проведение комплекса мероприятий по выработке межкультурной компетентности, проведение классных часов, вечеров, посвященных культурным особенностям этносов, представленных в учебном коллективе.

7)    Воспитание у всех членов ученического коллектива «местного патриотизма». Любовь к стране, к народам, её населяющим, начинается с любви к своей малой родине – месту проживания и учебы. В деле воспитания местного патриотизма используется целый комплекс мер: а) краеведческая просветительская работа. Здесь используются такие методы работы, как экскурсии, классные часы, посещение музеев, выставок; б) трудовое воспитание, когда учащиеся принимают участие в работах по благоустройству своей школы, двора, улицы. Весь процесс патриотического воспитания видится нам состоящим из трех стадий: А) формирования лояльности и уважения к принимающей стране; Б) формирование российской самоидентификации; В) формирование российской гражданской позиции школьника из семей мигрантов.

Этапы и направления работы по формированию российского патриотизма у школьников из семей мигрантов, а также содержащиеся в них мероприятия приведены в таблице ниже.

Таблица 1

Этапы и направления работы по формированию российского патриотизма у школьников из семей мигрантов

Этапы

Направления работы по формированию российского патриотизма

Морально-этическое

Гражданско-правовое

Культурно-историческое

Национально-патриотическое

Диагностический

Тестирование школьников из семей мигрантов на предмет их готовности к социокультурной адаптации.

Организационно-прогностический

Постановка целей, разработка программ, методических пособий, рабочих планов.

Практический

Создание атмосферы толерантности и дружбы в группах.

Осуществление образовательных программ, нацеленных на знакомство школьников из семей мигрантов с местными законами, стандартами и правилами поведения.

Экскурсии по историческим местам, организация мероприятий, связанных с историей принимающей страны, с акцентом на международном сотрудничестве и вкладе мигрантов в культуру и благосостояние принимающей страны.

Воспитание «местного» патриотизма, чувства уважения к принимающей стране.

Аналитический

Обработка информации, накопленной в процессе реализации образовательных программ, анализ ошибок, планирование будущих мероприятий в области воспитания патриотизма у школьников из семей мигрантов.

 

В ходе работы мы провели эксперимент, для которого отобрали две группы школьников старших классов: экспериментальную и контрольную группу. Каждая группа состояла из 10 человек, и к ним были применены описанные выше методы патриотического воспитания. Мы оценивали формирование у школьников таких важных черт патриотизма, как: намерение остаться в принимающей стране на постоянной основе, интерес к истории, культуре и языку принимающей страны, стремление создавать прочные, длительные отношения с представителями принимающего этноса, готовность защищать принимающую страну (служба в армии, полиции). Эти критерии мы оценивали дважды: в октябре и апреле 2015–2016 посредством анкетирования. Результаты эксперимента приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты использования мер, направленных на воспитание патриотизма у школьников из семей мигрантов

Контрольная группа

 

Октябрь

Апрель

Желание остаться на постоянной основе в принимающей стране

3

4

Интереск истории, культуре и языку принимающей страны

3

5

Стремление создавать прочные, длительные отношения с представителями принимающего этноса

2

3

Экспериментальная группа

 

Октябрь

Апрель

Желание остаться на постоянной основе в принимающей стране

3

5

Интерес к истории, культуре и языку принимающей страны

3

7

Стремление создавать прочные, длительные отношения с представителями принимающего этноса

2

5

 

Реализация приведенных выше методов и направлений работы по патриотическому воспитанию иммигрантской молодежи даст положительный результат при непременном условии – воспитании молодежи принимающего этноса в духе уважения к своей стране, её культуре, традициям. Работа по воспитанию патриотизма у подростков иммигрантов долгая и кропотливая, результаты которой сказываются далеко не сразу. Однако, двигаясь в этом направлении, наше общество приобретет новых полноценных, трудящихся на благо своего общества граждан.


Библиографическая ссылка

Денисенко О.И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОССИЙСКОГО) ПАТРИОТИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА США И РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26260 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674