Исследуемая переменная, качество профессиональной деятельности учителя, является латентной, то есть непосредственно не измеряемой. Эта латентная переменная является интегральным показателем, который определяется через набор индикаторных переменных портфолио учителя. Каждая индикаторная переменная портфолио определяет соответствующий аспект качества работы учителя.
Цель работы состоит в конструировании и измерении латентной переменной качества работы учителей русского языка и литературы, измеряемого на интервальной шкале. Измерение этой латентной переменной необходимо для анализа качества работы учителей, а также для ранжирования общеобразовательных школ на основе качества работы учителей русского языка и литературы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач.
1. На основе портфолио сформировать операциональное определение латентной переменной «качества профессиональной деятельности учителя».
2. Определить совместимость индикаторов портфолио.
3. Измерить на интервальной шкале исследуемую латентную переменную.
4. Сравнить школы на основе измеренной латентной переменной.
Данные
В исследовании приняли участие все учителя русского языка и литературы всех школ Славянского района (всего 105 учителей). Измерение качества работы учителей проводилось на основе портфолио, которое представлено в работах [2, 5–8].
Метод
Измерение качеств профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы осуществлялось в рамках теории латентных переменных. В отечественной литературе эта теория наиболее полно представлена в работе [10]. Выбор теории латентных переменных обусловлен несколькими причинами.
1. Измерение латентных переменных осуществляется на линейной шкале, что важно для применения процедур статистического анализа [10].
2. Операциональное определение качества профессиональной деятельности учителя позволяет уточнить содержание измеряемого понятия.
3. Важным аргументом является то, что теория латентных переменных оказалась продуктивной при решении самых разных задач в образовании и других социальных системах [1, 3, 4, 9].
Обработка данных опросов осуществлялась с использованием программно-алгоритмического обеспечения, разработанного в Лаборатории объективных измерений Кубанского государственного университета.
Результаты анализа
Прежде всего, необходимо отметить, что на основе критерия Хи-квадрат собранные данные об учителях адекватны модели измерения [10]. Индекс сепарабельности измеряемых объектов (учителей) равен 0,872, что свидетельствует о высокой разрешающей способности опросника.
Статистическая характеристика индикаторных переменных представлена в табл. 1.
Таблица 1
Основные статистические характеристики индикаторных переменных
Номер индикатора |
Оценка индикаторной (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
Значение статистики Хи-квадрат |
Уровень значимости статистики Хи-квадрат |
31 |
-2,920 |
0,668 |
1,450 |
0,484 |
28 |
-2,464 |
0,549 |
0,374 |
0,830 |
32 |
-2,321 |
0,517 |
1,088 |
0,580 |
38 |
-2,130 |
0,479 |
1,445 |
0,485 |
39 |
-1,789 |
0,420 |
0,292 |
0,864 |
29 |
-1,460 |
0,374 |
2,440 |
0,295 |
34 |
-1,402 |
0,366 |
0,618 |
0,734 |
41 |
-1,376 |
0,363 |
0,689 |
0,709 |
35 |
-1,233 |
0,347 |
0,618 |
0,734 |
17 |
-1,223 |
0,346 |
3,129 |
0,209 |
12 |
-1,211 |
0,344 |
0,484 |
0,785 |
30 |
-1,193 |
0,342 |
1,126 |
0,570 |
11 |
-0,987 |
0,322 |
5,890 |
0,053 |
37 |
-0,973 |
0,321 |
0,692 |
0,708 |
42 |
-0,846 |
0,309 |
3,784 |
0,151 |
9 |
-0,758 |
0,302 |
0,790 |
0,674 |
27 |
-0,695 |
0,297 |
31,372 |
0,000 |
13 |
-0,610 |
0,291 |
1,051 |
0,591 |
40 |
-0,603 |
0,290 |
1,536 |
0,464 |
14 |
-0,529 |
0,285 |
12,923 |
0,002 |
1 |
-0,358 |
0,274 |
2,648 |
0,266 |
8 |
-0,356 |
0,274 |
10,395 |
0,006 |
23 |
-0,135 |
0,262 |
1,552 |
0,460 |
25 |
-0,110 |
0,261 |
2,175 |
0,337 |
15 |
0,009 |
0,256 |
1,647 |
0,439 |
36 |
0,036 |
0,254 |
1,779 |
0,411 |
33 |
0,140 |
0,250 |
4,023 |
0,134 |
7 |
0,306 |
0,244 |
2,267 |
0,322 |
26 |
0,502 |
0,239 |
2,427 |
0,297 |
3 |
0,515 |
0,238 |
2,330 |
0,312 |
18 |
0,594 |
0,236 |
1,696 |
0,428 |
24 |
0,679 |
0,235 |
1,702 |
0,427 |
16 |
1,074 |
0,229 |
3,713 |
0,156 |
2 |
1,346 |
0,228 |
5,635 |
0,060 |
6 |
1,349 |
0,228 |
0,400 |
0,819 |
10 |
1,381 |
0,228 |
0,329 |
0,848 |
20 |
1,917 |
0,230 |
6,290 |
0,043 |
19 |
2,182 |
0,234 |
0,302 |
0,860 |
22 |
2,234 |
0,235 |
1,603 |
0,449 |
5 |
3,219 |
0,268 |
7,130 |
0,028 |
4 |
4,800 |
0,405 |
6,680 |
0,035 |
21 |
5,399 |
0,501 |
1,654 |
0,437 |
Учителей с высоким качеством работы лучше других дифференцирует индикаторная переменная 21 «Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации». Значение этой индикаторной переменной равно 5,399 логит (рис. 1).
Рис. 1. Характеристическая кривая индикаторной переменной 21 «Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации»
Индикаторная переменная 31 «Наличие дидактического и раздаточного материала» лучше других дифференцирует учителей с низким качеством профессиональной деятельности. Значение этой индикаторной переменной равно -2,920 логит (рис. 2).
Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 41«Наличие дидактического и раздаточного материала»
Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы показаны на рис. 3.
Рис. 3. Результаты измерения качества работы учителей русского языка и литературы
В верхней половине рис. 3 представлено распределение оценок качества работы учителей, в нижней части – распределение оценок индикаторных переменных.
Полученные результаты измерения позволяют сделать следующие выводы:
- оценки качества профессиональной деятельности учителей варьируются в очень большом диапазоне (от -1,5 до +5,5 логит). Это свидетельствует о большом различии учителей русского языка и литературы по качеству их работы;
- индикаторные переменные варьируются в еще большом диапазоне (от -3,0 до + 5,5 логит). Это обеспечивает высокую точность измерения латентной переменной на всем диапазоне варьирования;
- между оценками учителей и индикаторными переменными существует смещение равное 1,556 логит. Это свидетельствует о необходимости корректировки портфолио и добавления более «трудных» индикаторных переменных.
Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы использованы для сравнения видов общеобразовательных учреждений. Поскольку факторы «Вид школы» и «Школа» являются качественными, то в качестве метода статистического анализа выбран двухфакторный дисперсионный анализ. Результаты анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа качества работы учителей русского языка и литературы в зависимости от школы и вида школы
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Вид школы |
16,849 |
2 |
8,425 |
3,651 |
0,029 |
Школа |
108,179 |
35 |
3,091 |
1,481 |
0,083 |
Ошибка |
144,025 |
67 |
2,087 |
||
Всего |
252,204 |
104 |
Из табл. 2 видно, что виды школ значимо отличаются друг от друга (p = 0,029 < 0,05). Соответствующие оценки представлены в табл. 3.
Таблица 3
Качество работы учителей русского языка и литературы в зависимости от общеобразовательного учреждения
Вид школы |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Лицей |
2,298 |
15 |
0,392 |
1,520 |
3,076 |
СОШ |
1,282 |
61 |
0,194 |
1,036 |
1,808 |
ООШ |
0,993 |
29 |
0,282 |
0,433 |
1,552 |
Наибольшее значение качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы наблюдается в лицеях (2,298 логит), наименьшее качество работы – в основных общеобразовательных учреждениях (0,993 логит). Качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях равно 1,282 логит.
В табл. 4 ранжированы школы (по возрастанию) по качеству профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы.
Таблица 4
Оценка качества работы учителей русского языка и литературы
Номер школы |
Вид школы |
Число учителей |
Среднее значение |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
49 |
ООШ |
1 |
-1,464 |
1,445 |
-4,346 |
1,418 |
56 |
СОШ |
2 |
-0,181 |
1,022 |
-2,219 |
1,857 |
38 |
ООШ |
2 |
-0,043 |
1,022 |
-2,082 |
1,995 |
29 |
СОШ |
5 |
0,131 |
0,646 |
-1,158 |
1,42 |
22 |
ООШ |
1 |
0,168 |
1,445 |
-2,714 |
3,05 |
30 |
ООШ |
3 |
0,358 |
0,834 |
-1,306 |
2,022 |
21 |
ООШ |
2 |
0,466 |
1,022 |
-1,572 |
2,504 |
54 |
ООШ |
2 |
0,518 |
1,022 |
-1,52 |
2,556 |
8 |
ООШ |
2 |
0,595 |
1,022 |
-1,443 |
2,633 |
52 |
ООШ |
1 |
0,619 |
1,445 |
-2,263 |
3,501 |
28 |
СОШ |
3 |
0,663 |
0,834 |
-1,001 |
2,327 |
10 |
СОШ |
2 |
0,723 |
1,022 |
-1,315 |
2,761 |
7 |
ООШ |
2 |
0,798 |
1,022 |
-1,24 |
2,836 |
17 |
СОШ |
6 |
0,91 |
0,59 |
-0,267 |
2,086 |
23 |
СОШ |
2 |
0,986 |
1,022 |
-1,052 |
3,024 |
46 |
ООШ |
2 |
0,993 |
1,022 |
-1,045 |
3,031 |
18 |
СОШ |
4 |
1,023 |
0,722 |
-0,418 |
2,464 |
39 |
СОШ |
3 |
1,052 |
0,834 |
-0,612 |
2,716 |
14 |
ООШ |
2 |
1,064 |
1,022 |
-0,974 |
3,102 |
6 |
СОШ |
2 |
1,089 |
1,022 |
-0,95 |
3,127 |
48 |
СОШ |
3 |
1,265 |
0,834 |
-0,399 |
2,929 |
51 |
СОШ |
2 |
1,314 |
1,022 |
-0,724 |
3,352 |
3 |
СОШ |
5 |
1,489 |
0,646 |
0,2 |
2,778 |
20 |
СОШ |
1 |
1,532 |
1,445 |
-1,35 |
4,414 |
50 |
ООШ |
1 |
1,532 |
1,445 |
-1,35 |
4,414 |
31 |
ООШ |
3 |
1,554 |
0,834 |
-0,11 |
3,218 |
1 |
Лицей |
9 |
1,807 |
0,482 |
0,846 |
2,768 |
25 |
СОШ |
5 |
1,901 |
0,646 |
0,612 |
3,19 |
5 |
СОШ |
5 |
1,911 |
0,646 |
0,622 |
3,2 |
16 |
СОШ |
5 |
2,182 |
0,646 |
0,893 |
3,471 |
9 |
ООШ |
1 |
2,292 |
1,445 |
-0,59 |
5,174 |
19 |
СОШ |
3 |
2,308 |
0,834 |
0,644 |
3,972 |
11 |
ООШ |
3 |
2,553 |
0,834 |
0,889 |
4,217 |
4 |
Лицей |
6 |
3,035 |
0,59 |
1,858 |
4,211 |
44 |
ООШ |
1 |
3,471 |
1,445 |
0,589 |
6,353 |
43 |
СОШ |
3 |
4,626 |
0,834 |
2,962 |
6,29 |
Из табл. 4 видно, что наибольшее качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы наблюдается в СОШ № 43 (4,626 логит). Кроме того, во многих СОШ (№№ 43, 19, 16, 5 и 25) среднее значение качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы выше, чем в лицее № 1. Необходимо отметить, что в некоторых ООШ (№№ 44, 11 и 9) среднее значение качества работы учителей русского языка и литературы выше, чем в лицее № 1.
Выводы
1. Представлены результаты измерения латентной переменной «качество профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы».
2. Качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы определяется через набор индикаторов.
3. Получены результаты измерения качества работы всех учителей, работающих в общеобразовательных школах Славянского района Краснодарского края.
4. Возможна коррекция индикаторных переменных для уточнения содержания понятия «качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы».
Библиографическая ссылка
Леус О.В. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЛАВЯНСКОГО РАЙОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26228 (дата обращения: 04.12.2024).