Обеспечение высокого качества образования во все времена оставалось ключевой проблемой, решением которой занимались на всех образовательных уровнях. В настоящее время в условиях глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг проблеме обеспечения высокого качества предоставляемого образования стало уделяться ещё больше внимания не только участников образовательного процесса, но и учёных и исследователей, занимающихся вопросами развития образования. От качества образования сейчас напрямую зависит не только востребованность, но и эффективность работы образовательной организации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена следующая формулировка качества образования: «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (п. 29 Статьи 2 Федерального Закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [5].
Из данного определения, очевидно, что проблема обеспечения качества образования, если речь идет, в частности, о высшем образовании, является системной проблемой, в решении которой должны быть задействованы многие направления функционирования вуза. В этом вопросе не должно быть слабых звеньев, следовательно, только комплексный подход может привести к позитивным результатам и к достижению цели по обеспечению высокого качества предоставляемого образования. В современных условиях жесточайшей конкуренции на рынке образовательных услуг эффективным может быть только тот вуз, который занимается вопросами планирования и управления качеством.
Что же необходимо иметь в виду при планировании работы вуза, чтобы не только остаться на плаву, но и быть высококонкурентным и востребованным вузом?
Под комплексной характеристикой образовательной деятельности в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова понимается обеспечение качественных показателей по семи основным направлениям:
- качество образовательных программ;
- качество профессорско-преподавательского состава;
- качество обучающихся;
- качество используемых образовательных технологий;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- качество финансового обеспечения;
- качество управления процессами (рисунок).
Под качеством образовательных программ в СВФУ понимается: разработка новых востребованных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Большая работа в университете проводится в части совершенствования содержания образовательных программ. Приоритет в настоящее время отдается междисциплинарным образовательным программам, в разработке которых участвуют представители разных направлений подготовки и специальностей.
Модель обеспечения качества образования в вузе
В рамках подготовки семи проектов стратегических академических инициатив в университете разработаны 14 междисциплинарных образовательных программ магистратуры. Большие перспективы у сетевых образовательных программ с отечественными и зарубежными вузами. Сегодня СВФУ успешно реализует 5 сетевых образовательных программ с университетами Франции и Китая. Осуществляется постепенный переход на модульные учебные планы, расширяются возможности построения индивидуальной траектории обучения студентов с правом выбора не только модулей и дисциплин, но и преподавателей.
Под качеством профессорско-преподавательского состава в университете понимается обеспечение высокого уровня преподавания. Современный преподаватель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, в числе которых: превосходное знание своего предмета, постоянное профессиональное самосовершенствование, высокая информационная коммуникация. Преподаватель вуза должен быть высокообразованной, незаурядной, творческой личностью, обладающей качествами лидера. Только такой преподаватель сегодня может увлечь студента своим предметом.
Педагогическую компетентность преподавателя помимо совокупности знаний и умений составляет также наличие научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функций обучения и воспитания студентов [1]. В СВФУ научная деятельность неразрывно связана с образовательной деятельностью преподавателя. Во всех рейтингах, не только зарубежных, но уже и в российских во главу угла при определении лучших вузов ставятся показатели результативности научно-исследовательской деятельности. Нам представляется, что такая постановка вопроса вполне правомерна, поскольку любой преподаватель, тем более имеющий ученую степень и звание, должен быть исследователем и стремиться быть в курсе всех последних достижений в той научной сфере, к которой относится преподаваемая им дисциплина. Ушли в прошлое те времена, когда на старом багаже профессиональных знаний можно было строить курс лекций и вести без особых проблем занятия. Сегодня в условиях доступности любой информации в глобальной сети интернет студент стал более информированным не только в объеме учебной программы дисциплины, но и зачастую сверх неё. Поэтому, чтобы быть интересным сегодняшнему студенту, от преподавателя требуется постоянный поиск и новаторство, что наиболее ярко может проявиться в его научно-инновационной деятельности.
В нынешних условиях университеты вынуждены бороться за студентов, т.к. предложения на образовательные услуги во многих местах давно превысил спрос. Чтобы каким-то образом нивелировать данную тенденцию, политика Министерства образования и науки Российской Федерации в последние годы направлена на сокращение числа филиалов и самих головных вузов. Ужесточились требования к процедуре государственной аккредитации, вводятся различные мониторинги, определяющие эффективность вузов. При этом каждый вуз заинтересован в качественном студенте, т.к. от качества абитуриента напрямую зависит качество студента. Все университеты России проводят плановую профориентационную работу для того, чтобы привлечь талантливую молодежь. Но СВФУ помимо этого вот уже в течение последних семи лет планомерно проводит работу по воспитанию «своего» абитуриента. Для этого решением Ученого совета университета 11 декабря 2010 года была создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», в состав которой в настоящее время входят свыше 100 образовательных организаций общего и среднего профессионального образования не только Республики Саха (Якутия) но и соседних субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Целью создания Ассоциации являлось повышение качества общего и профессионального образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния СВФУ, преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных организациях различных уровней, повышения квалификации учителей в Северо-Восточном регионе. Члены ассоциации принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках общественного объединения. Обучающиеся данных образовательных организаций имеют возможность бывать в стенах университета, видеть и слышать преподавателей университета, посещать университетские лаборатории, знакомиться с организацией учебы и быта студентов. В СВФУ проводится «Северо-Восточная олимпиада школьников», которая входит во всероссийский перечень предметных олимпиад среди школьников. Победители этих олимпиад поступают в СВФУ вне конкурса и становятся лучшими студентами университета.
В последние годы качественное образование неразрывно связано также с развитием современных образовательных технологий [4]. От преподавателей сегодня требуется творческий подход, который выражается в поиске новых приемов и методов обучения, в частности, в активном использовании интерактивных методов обучения (дискуссионных, игровых, тренинговых и пр.) и современных образовательных технологий, например, активно продвигаемого в образовательную сферу проектного метода обучения. Только при умелом сочетании различных форм и методов обучения можно вызвать интерес нынешних студентов к своему предмету, и, как следствие, их устойчивую мотивацию к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Особые требования сегодня предъявляются и к качеству материально-технического обеспечения образовательного процесса, в особенности, если речь идет о подготовке инженерных кадров. Благодаря программе развития СВФУ, университету за 5 лет удалось существенным образом обновить парк не только учебного, но и научно-исследовательского оборудования. В СВФУ создана учебно-научно-технологическая лаборатория «Графеновые нанотехнологии», в которой студенты – будущие химики и физики участвуют в проведении научных исследований. Учебно-научная лаборатория «Биофизика» стала базой для открытия новой образовательной программы «Медицинская физика». На базе созданного в составе горного института СВФУ интегрированного научно-образовательного центра «Геотехнологии Севера им. М.Д. Новопашина» проводятся исследования геомеханического состояния бортов и уступов глубоких карьеров с использованием лазерного сканера Leica HDS-8800, а также состояния подземных выработок и пространств с использованием подземного сканера Geosight CMS. Современная база научно-исследовательского оборудования используется студентами и аспирантами при выполнении аттестационных работ и диссертаций в комплексе с программными обеспечениями: MineFrame, Micromine, Олимп Окс, Surpac, BlastMaker. Институт математики и информатики обеспечен современным научно-исследовательским оборудованием: сотрудники и студенты работают на суперкомпьютере «Ариан Кузьмин», позволяющем проводить научные исследования на мировом уровне [3]. Это немногие примеры того, каким образом преобразован и обновлен парк учебного и научно-исследовательского оборудования университета, который позволил перейти на совершенно иной уровень научных исследований, в которых студенты принимают непосредственное участие в качестве исполнителей. Повысился соответственно и уровень проведения лабораторных работ.
Конечно, дальнейшее планомерное развитие университета невозможно без решения финансовых вопросов. Качество финансового обеспечения в условиях ограниченности бюджетного финансирования сегодня также выходит на передний план, т.к. без надежного финансирования невозможно говорить об устойчивости и развитии вуза.
В университете в настоящее время разрабатывается Программа оптимизации СВФУ на 2017–2019 гг. по пяти основным направлениям: образовательная деятельность, научная и инновационная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, управление университетом. По данным направлениям прорабатываются соответствующие мероприятия, прогнозируются результаты и составляются показатели эффективности планируемых мероприятий по каждому из указанных направлений. В итоге проведенных мероприятий планируется улучшение работы по данным направлениям и, как следствие, уменьшение финансовых затрат.
Еще одним путем, направленным на стимулирование труда научно-педагогических работников, заведующих кафедрами и руководителей учебных подразделений, является переход их на работу на условиях эффективного контракта. Разработано и Ученым советом СВФУ утверждено Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками, относящимися к ППС СВФУ. Настоящее положение определяет порядок и условия заключения эффективного контракта с педагогическими работниками, включая все категории преподавателей от ассистента до профессора, а также заведующих кафедрами и руководителей учебных подразделений, механизм контроля выполнения условий эффективного контракта, методы оценки результатов выполнения возлагаемых эффективным контрактом обязанностей, а также порядок выплаты вознаграждения за достижение показателей, установленных эффективным контрактом. Показатели эффективности деятельности руководителей учебных подразделений и заведующего кафедрой состоят из двух блоков: показателей подразделения и личных показателей руководителя как преподавателя. Целевые значения показателей эффективности деятельности декана/директора, которые являются показателями факультета/института, устанавливаются курирующим проректором, исходя из целевых значений ключевых показателей эффективности (КПЭ), установленных для центра финансовой ответственности (ЦФО), руководителем которого является курирующий проректор. При этом сумма целевых значений показателей эффективности факультетов/институтов, входящих в состав одного ЦФО, должна равняться целевому значению соответствующего показателя, установленного для данного ЦФО. Целевые значения показателей эффективности деятельности заведующего кафедрой, которые являются показателями кафедры, устанавливаются деканом факультета/директором института, исходя из целевых значений КПЭ, установленных для ЦФО, руководителем которого является декан факультета/директор института. При этом сумма целевых значений показателей эффективности кафедры, входящих в состав одного ЦФО, должна равняться целевому значению соответствующего показателя, установленного для данного ЦФО.
Каждый преподаватель в соответствии с занимаемой должностью обязан в рамках установленного в трудовом договоре должностного оклада выполнить минимальные показатели, установленные положением. Сверх минимальных показателей в целях назначения стимулирующих выплат преподавателю в эффективном контракте устанавливаются дополнительные показатели эффективности деятельности, состоящие из двух блоков: образовательного и научно-исследовательского.
Таким образом, переход на финансовые взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом посредством заключения ими эффективных контрактов должно способствовать активизации, в первую очередь, научно-исследовательской деятельности преподавателей и к конечном итоге должно привести к повышению качества образования и эффективному расходованию финансовых средств университета, т.к. размер оплаты труда будет напрямую зависеть от реального вклада каждого преподавателя в выполнение ключевых показателей эффективности университета.
И, наконец, последний компонент, обеспечивающий качество образования в федеральном университете, – качество управления процессами. В СВФУ с 2013 года внедрена система менеджмента качества (СМК), которая позволила упорядочить внутренние управленческие процессы, происходящие в университете. Была разработана и утверждена процессная модель СМК СВФУ, включающая административные, основные и вспомогательные процессы. В качестве основных процессов в СВФУ определены процессы образовательной и научной деятельности. Составлены и утверждены информационные карты по 29 процессам. В частности, по таким процессам, как «Довузовская подготовка и профориентационная деятельность», «Отбор и прием студентов», «Проектирование и разработка основных образовательных программ», «Реализация основных образовательных программ», «Лицензирование и аккредитация», «Организационное обеспечение образовательного процесса», «Оценка удовлетворенности потребителей» и др.
Благодаря внедрению СМК, упорядочена документация всех структурных подразделений университета, разработаны и утверждены внутренние локальные акты по всем направлениям функционирования университета.
В 2014 году был создан Департамент по обеспечению качества образования с целью обеспечения высокого качества образовательной деятельности в Северо-Восточном федеральном университете путем создания, внедрения и совершенствования системы гарантии качества образования в СВФУ [2].
Данная цель должна быть достигнута посредством формирования эффективной системы управления образовательным процессом в СВФУ, разработки и реализации мер, направленных на непрерывное улучшение качества подготовки студентов и аспирантов, постоянного мониторинга и контроля всех факторов, влияющих на обеспечение высокого качества образования в федеральном университете, построения внутриуниверситетской системы оценки качества образования, а также полного ресурсного обеспечения учебной и учебно-методической деятельности университета.
Заключение
В современных условиях конкурентоспособным и эффективно функционирующим может быть тот вуз, который занимается вопросами планирования, организации и управления качеством. В данном процессе должны быть задействованы все внутренние ресурсы, поскольку только комплексное развитие всех основных направлений, затронутых в настоящей статье, может гарантировать высокое качество предоставляемого высшего образования.
Библиографическая ссылка
Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Барахсанова Е.А., Варламова Л.Ф. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГАРАНТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26227 (дата обращения: 08.12.2024).