Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА КАК МЕТОД И ФОРМА КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Царева Н.А. 1 Гришина Е.С. 2 Котлова Т.Б. 3
1 Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О Макарова
2 ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
3 Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина
Основное назначение учебной дисциплины «Философия науки» заключается в том, чтобы подготовить студента магистратуры к самостоятельному творчеству, интеллектуальной инициативе через знакомство и понимание методологии научного познания. Одним из методов реализации этих установок является самостоятельная работа с научными текстами. Авторы показывают диалектику развития навыков этой работы от сообщения или доклада на семинарском занятии через написание эссе до подготовки текста научной статьи для публикации в открытой печати. Работа над статьей – это звено на пути подготовки магистерской диссертации. Магистр приходит к пониманию цели, задач, методологических оснований темы будущего исследования, сбору и анализу материала. Научная статья, выполненная по индивидуальному заданию, может являться одной из форм отчетности по материалу курса.
магистерское образование
эссе
научный текст
индивидуальная форма образования
1. Ажимов Ф.Е. История философского образования на Дальнем Востоке [Текст] / Ф.Е. Ажимов // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. – 2014. – № 1. – С. 37-41.
2. Гришина Е.С., Котлова Т.Б. О содержании понятия «образованность»: философско-исторический анализ [Текст] / Е.С. Гришина, Т.Б. Котлова // Известия Смоленского государственного университета. – 2015. – № 1(29). – С. 352-365.
3. Гришина Е.С., Кожемяченко Н.Р., Царева Н.А. Гуманизация образования как реакция на прагматичность науки [Текст] / Е.С. Гришина, Н.Р. Кожемяченко, Н.А. Царева // Научное обозрение. – 2015. – № 5. – С. 343-347.
4. Гришина Е.С., Царева Н.А. Проблема трудоустройства выпускников вузов в Приморье [Текст] / Е.С. Гришина, Н.А. Царева // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России. – Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры». – 2014. – С. 103-109.
5. Гришина Е.С. Непрерывность образования как потребность XXI века [Текст] /Е.С. Гришина // Вопросы культурологии. – 2012. – № 1. – С. 61-65.
6. Неволина Е.М., Устинова С.А. Подход к созданию методики написания научной статьи [Текст] / Е.М. Неволина, С.А. Устинова // Научные сообщения НТЦ-НИИОГР. Вып. 1. – Челябинск, 1999. – С. 78-91.
7. Пчелкина С.Ю. Общекультурная компетенция и дидактические проблемы преподавания философии (для нефилософских специальностей) [Текст] / С.Ю. Пчелкина // Вестник развития науки и образования. – 2016. – № 1. – С. 100 – 107.
8. Царева Н.А. Проблемы развития научной сферы в регионах Дальнего Востока России [Текст] / Н.А. Царева // Научные труды SWorld. – 2015. – Т. 11. – № 3 (40). – С. 97-102.

Современное общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами, как самостоятельность, мобильность, творческое мышление [2,5]. Именно поэтому в системе магистерского образования проблема развития научного творчества приобретает все большее значение. Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности [3]. В контексте интенсивного развития философского образования на Дальнем Востоке, для активизации этой работы создаются всё более реальные возможности [1]. Преподаватели региона активно обсуждают цели, задачи и методику преподавания философии на страницах научных журналов [7,8], обмениваются опытом на научных конференциях, 62 % из которых проходят с участием студентов [4]. В связи с этим одной из основных целей системы магистерского образования наряду с приобретением и расширением учащимися знаний, становится их активное участие в научной, творческой, практической работе.

Дисциплина «Философия науки», изучаемая в магистратуре всех специальностей, предусматривает систематизацию знаний о методологии изучения сущности науки и техники, изучение закономерностей их развития в системе культуры. Главная цель изучения этой дисциплины вовсе, как это полагают преподаватели многих «выпускающих» кафедр, не в изучении философии как таковой, или её истории. «Философия науки» призвана подготовить обучающегося к самостоятельному творчеству, интеллектуальной инициативе через знакомство и понимание методологии научного познания. В узком смысле, цель этой работы в теоретической подготовке студента к научной и изобретательской деятельности в контексте профессионального саморазвития и к работе в русле диссертационного исследования любой специализации в рамках обучения в аспирантуре.

Сегодня мало кто будет отрицать, что современная наука не может развиваться вне творческой методологии. Постижение сущности творчества по факту имеющихся исследований – это всеобщая задача. Естественнонаучная методология изучает его конкретные виды: научное, техническое, художественное творчество; психологическая – различные состояния психики человека в состоянии творческого возбуждения; философская – видит в творчестве главное человекообразующее и культуру развивающее свойство.

Именно общий философский подход лежит в основании истории осмысления творчества. При этом различные эпохи по-разному относились к этому роду деятельности. Античность, например, однозначно приветствуя и воспевая творчество, признавала его уделом немногих, избранных самой природой мудрецов, способных достичь вершин умозрения на основе врожденных свойств. Однако уже Сократ нарушил эту традицию, полагая, что творчество доступно каждому, кто овладеет искусством диалога как заинтересованной в истине беседы.

В средние века консерватизм, религиозность, традиционализм, каноничность как ведущие тенденции духовного развития не приветствовали, даже порицали творчество мысли. Новаторство воспринималось как богохульство. Ни ученику, ни учителю не предоставлялось право выбора, спора и саморазвития – все следовали за текстами Священных Книг. Однако во всём и всегда есть своя логика движения в будущее. Символизм этих Книг побуждал читателя к внутренним раздумьям, интерпретациям и трактовкам. Герменевтическое рассуждение через толкование текстов зарождалось именно тогда.

Возрождение открыло творчеству дороги во всех направлениях. Новаторство индивидуальности стали воспевать как мудрость – в Античности и святость – в Средние века. Интеллектуальное и художественное творчество Возрождения породило науку, которая, в свою очередь, превратила его в объект осмысления, дав начало развитию методологии.

В Новое время Рене Декарт искал секреты творчества в математическом мышлении. Готфрид Лейбниц мечтал описать логику изобретения и создать универсальный логико-философский язык для выражения механизма творчества. Бернард Больцано в книге «Наукоучение» предположил, что все неосознанно пользуются одной и той же схемой творчества, которую он стремился познать и изложить через «систему правил исследования». Готлоб Фреге исследует процесс творения имени (термина) и видит за ним значение имени и его смысл. Рудольф Карнап ищет истоки творчества в элементах индивидуального чувственного опыта. Таким образом, союз научного и философского творчества, «знания-знакомства» и «знания-описания» (Бертран Рассел) дали начало современному развитию логики и аналитической философии.

Наиболее широкое толкование смысла творчества предложила нам «Философия жизни». Анри Бергсон описывал творчество как непрерывное созидание нового, составляющее сущность жизни. «Жизненный порыв» и есть творчество формирования – всегда первичное и подлинное. Вне творчества жизнь берёт паузу и протекает как пустое не подлинное для человека существование – ожидание физического конца. Творчество это не просто вершина эволюции, но единственное условие дальнейшего развития космоса, с помощью которого человек или погубит всё, или получит возможность бесконечного развития. В отличие от А. Бергсона, Ф. Гегель не видел в творчестве разрушительных возможностей, полагая, что оно есть ведущий метод преодолений противоречий природы и культуры. Н. Бердяев, определяя присущую каждому от природы способность к творчеству как условие гениальности, считал, что история XX в. переживает эпоху чистого научного рационализма, который постепенно через саморазвитие обнаружит и разовьёт в себе истинные основания и войдет в спасительную «эпоху творчества».

Сегодня при общем признании невозможности найти на каждый вопрос точный алгоритм ответа, на фоне разочарования во всесилии даже самой точной техники осознание сущности творчества стало заботой общественного сознания, которая реализуется очень разнопланово. Сформировалось и официально признано самостоятельное объединяющее по сути направление исследований в этой области. Оно получило название эвристика. Студент с интересом и признанием пользы изучают выделенные эвристикой модели творчества. Вспомним основные из них. Модель слепого поиска, рассчитанная на удачу, работает без плана и системы методов, ради достаточно размытой цели, которая довольно часто не совпадает с результатом. Тем не менее результат нередко бывает весьма значительным для общего развития творческого поиска. Именно эта модель чаще всего была на вооружении алхимиков позднего Средневековья, заложивших основы современной опытной науки. Лабораторная модель, рассчитанная на волю обстоятельств и условий окружающей среды, ведет исследователя как неопытного путника по лабиринтам возможных решений, одно из которых окажется наиболее подходящим в данных условиях. Приблизительно так работали гении Возрождения, подготовившие человечеству множество направлений и готовых тайн для исследования и разгадки. Структурно-семантическая модель, рассчитанная на усилия разума, от математической логики до аналитической философии осуществляет поиск соотношения имени, знака и смысла, изучает роль формализованных языков в решении творческих задач. Этим путём сегодня идут последователи Г. Фреге, К. Гёделя, Р. Карнапа, Б. Рассела и др. Мистическая модель, опирающаяся на религиозную веру в сверхъестественное, призвана достичь «живого прикосновения к таинственному», загадочному, выходящему за рамки индивидуального рационального восприятия. Достижение этого предполагает опыт переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом и т.п.), внутреннего единства бытия и объекта. При всех различиях способов этого единения его суть – в преодолении разрыва между временным и вечным, конечным и бесконечным, земным и небесным ради нравственного самоочищения. Мистицизм как творчество «совершенствования  души» исповедовали средневековые аскеты, как творчество «познания божественных тайн бытия» – М. Плотин, Я. Бёме, И. Экхарт, этическим оправданием мистицизма занимались В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А. Бергсон и др., его подробно изучал и классифицировал Н. Бердяев. Модель интуитивизма  рассчитана на способность к прямому усмотрению истины без предварительной подготовки, рассуждений и последующих обоснований и доказательств. Редкий мыслитель не высказал своего отношения к интуиции. При всём многообразии трактовок большинство исследователей сходятся в том, что это естественное свойство нормального человека как субъекта познания. Так, для Б. Спинозы это «третий род» познания наряду с чувствами и разумом. Для З. Фрейда – скрытый, бессознательный первоисточник творчества. Общим является и замечание о том, что этот источник активнее реализуется при условии напряженной и целенаправленной работы с объектом и с собой. Ещё Платон отмечал, что интуиция предполагает «длительную подготовку ума», а Р. Декарт – требует  «ума ясного и внимательного». Для Л.Э.Я. Брауэра вообще интуиция лежит в основе любого мыслительного процесса.

Таким образом, все модели связаны между собой единством познавательных возможностей человека, своеобразием их комбинаций в каждом конкретном творческом развитии. При этом посоветуем студентам принять на вооружение замечание одного из создателей теории электронов и позитронов, английского физика П. Дирака, сделанное им в середине XX в.: «Посвящая себя исследовательской работе, нужно стремиться сохранить свободу суждений и ни во что не следует слишком сильно верить, всегда надо быть готовым к тому, что убеждения, которых придерживался в течение долгого времени, могут оказаться ошибочными».

Исследователь и творец сегодняшнего дня, стремясь к успеху, обречен аккумулировать в своем сознании и деятельности знание и понимание сущности творчества. Именно на это и направлено все содержание учебной дисциплины «Философия науки». В магистратуре её изучают в течение одного учебного семестра. В процессе обучения осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки магистров. Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские занятия. На лекциях, чаще всего, используются проблемные и диалоговые методики изложения философского знания с учетом специфики профессиональной подготовки специалистов. На семинарских занятиях, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам, магистранты закрепляют и углубляют полученные знания, расширяют философскую эрудицию, учатся грамотно излагать свои мысли, формулируя свою мировоззренческую позицию, вырабатывают культуру ведения научной дискуссии.

Студенты магистратуры значительно активнее, чем первокурсники и второкурсники, изучающие общие курсы истории, культурологии или философии, откликаются на организацию учебного процесса в форме семинаров-конференций, круглых столов, диспутов. Заметим, что мы, преподаватели с немалым стажем, именно через магистратуру прочувствовали всю полноту и мобилизационную результативность этих давно всем известных форм учебной работы. Ребята активно и без ложной скромности играют в оппонентов, теоретических противников и пр. Доклады в этой атмосфере и готовятся и проговариваются с хорошим настроем и сущностной результативностью. Более того, появляется реальная возможность готовить выступления не просто как сообщение о прочитанной информации, а как доклад о самостоятельном теоретическом поиске, который начинается с изучения не только материалов лекций и учебников, но современной монографической и статейной научной литературы. Студенты незаметно для себя из индивидов слушающих и повторяющих трансформируются в субъектов читающих и размышляющих над прочитанным.

Закрепление результатов этой работы мы проводим в двух формах: написание студентами философских эссе и текстов научных статей.

«Философское эссе» представляет собой подготовку оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно выбранной и рассмотренной проблемы исторического или современного развития науки. По сути, это мини-исследование, позволяющее начать творческий поиск, не боясь, что оформление результатов окажется несоответствующим высоким требованиям научного расследования. По результатам нашего социологического опроса 67 % студентов именно после написания эссе поняли, какая именно тематика интересует больше всего, а 47 % поняли, хотят ли они продолжать научное исследование. Именно для желающих мы и предлагаем работу по написанию текста научной статьи, текста, достойного публикации в открытой печати. Десятилетний опыт нашей работы показывает, что создание текста статьи как оригинального произведения – это наиболее результативная форма научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Ничуть не умоляя роль лекционной или семинарской работы, мы предлагаем написание статьи в контексте отклика на желание вчерашних бакалавров попробовать быть самостоятельными, с одной стороны, и увидеть материализацию своего интеллектуального напряжения – с другой.

Написание статьи – это и путь к пониманию цели, задач и методологических оснований темы магистерской диссертации, работу над текстом которой студент должен начинать с самого начала обучения [6]. В идеале, проблематика статьи по дисциплине «Философия науки» должна быть связана с темой будущей магистерской диссертации, входить в круг её основных вопросов, а работа по написанию текста статьи – осознанно формировать систему методов диссертационного исследования. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется научный руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований, которое и разрабатывает в течение двух лет. Поэтому уже на первом курсе учащийся под руководством как своего научного руководителя, так и преподавателя философии должны начинать погружаться в материал своего исследования. Во введении будущей диссертации, раскрывая актуальность исследования, автор столкнется с необходимостью «приподняться» над конкретно-практическим материалом и дать философское осмысление проблемы своего исследования, его социальную значимость, этические риски, реальные возможности внедрения в практику и пр. В силу этого студент имеет приоритет в выборе темы статьи, преподаватель должен в этой части общения перейти на позиции консультанта, отвечающего на запрос. В этом случае исключительно важную роль играют, во-первых, желание студента, во-вторых, сотрудничество с научными руководителями по специальности. Именно при соблюдении этих условий и получается реальная публикация.

Так, студентами магистратуры 2015–2016 г. опубликованы статьи по следующим темам: «Обзор факторов, препятствующих развитию российской пищевой промышленности», «Проблема ННН-промысла на Дальнем Востоке и способы ее решения», «Роль инноваций в современных рыбообрабатывающих и пищевых технологиях», «Зачем гуманитарная подготовка будущему инженеру?», «Энергетический кластер – утопия или потребность современной культуры?», «Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в европейское пространство высшего образования: плюсы и минусы», «Некоторые проблемы преподавания теории и методологии в вузе», «Чего не хватает исторической науке?», «Непрерывность образования» как понятие и как потребность развития культуры XXI века» и др.

Опыт организации работы над статьей магистранта показывает, что она требует постоянного внимания преподавателя на всех этапах. Обязательными элементами для построения научной публикации являются: корректировка темы; сбор и анализ материала; научная аргументация; подготовка вводной, основной, заключительной частей и списка литературы; составление аннотации и ключевых слов; оформление выводов и, наконец, форматирование статьи. Всему этому надо сначала научить. В этом нам помогают несколько форм работы. Чтение качественно выполненных статей разных авторов. В этом контексте на первых семинарских занятиях необходимо выделять время для подробного текстуального анализа текстов. Изучение и понимание всех нюансов таких документов, как «Правила для автора». Уяснение того, что формальные требования непременно имеют содержательное значение. Совместная работа студента и преподавателя по корректировке текста. Уяснение того, что без рациональной правки не работает никто из успешных и значимых авторов.

Научная статья, выполненная по индивидуальному заданию, может являться одной из форм отчетности по материалу курса. Практика показала, что если в начале изучения дисциплины «философия науки» студенты весьма пассивно относятся к необходимости выступать с докладом перед аудиторией, желая формально отчитываться преподавателю о прочитанном, то после написания текста статьи буквально каждый высказывает желание доложить о её содержании в одной из форм коллективного обсуждения. Не использовать такой шанс мы просто не можем. Обсуждение результатов научно-исследовательской деятельности проходит обязательно в формах, выбранных студентами: конференции разного уровня, круглые стола, реже дебаты или хотя бы обычный семинар. В любом случае обсуждение проходит в активной, а чаще в интерактивной форме с применением всех доступных вузовской аудитории мультимедийных средств.

Процесс подготовки статьи обеспечивает формирование ряда положительных характеристик, необходимых для подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные и научные задачи:

– у студента вырабатывается личностное знание, собственные взгляды на исследуемую проблему. Благодаря ясности представляемой проблемы учащийся способен выражать и аргументировано обосновывать свою мировоззренческую и социальную  позицию;

– активно формируется научное мировоззрение, усваиваются основные философские категории. Чтобы осмысление мира, социальных проблем и смысла человеческой жизни происходило на научном, а не на обыденно мировоззренческом уровне, магистранту необходимо оперировать философскими категориями и терминами. В научной статье эти навыки отрабатываются и закрепляются;

– приобретается опыт и навыки работы с информацией, владение навыками, приемами отбора и обработки информации, как технического, так и философского содержания.  Вырабатывается способность самостоятельно приобретать (в том числе и с помощью информационных технологий)  новые знания;

– развивается культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

– развивается умение свободного пользования письменной речью, создания и редактирования текстов различного назначения.

С учетом всех положительные факторов, приобретаемых учащимся в процессе подготовки научной статьи, можно сделать вывод о ее важнейшей роли в совершенствовании и развитии его интеллектуального и общекультурного уровня. Статья как форма научно-исследовательской деятельности помогает магистранту раскрывать свой потенциал, развивать профессиональный рост; отвечает на объективно существующий запрос молодого человека развивать культуру своего мышления, расширять научно-теоретический кругозор, развивает самостоятельность поиска источников знания, умение работать с незнакомым теоретическим текстом и пр. В результате, весь процесс работы по написанию научной статьи приобретает существенное значение в процессе подготовки студента к решению задач будущей профессиональной деятельности.

Итак, в системе магистерского образования хорошо зарекомендовала себя такая форма индивидуальной работы, как написание текста научной статьи для открытой публикации. В процессе этой работы развивается познавательный интерес и стремление к самореализации учащегося. Опыт показал, что студенты с интересом занимаются написанием научных статей не только в процессе освоения специальных дисциплин, но и при изучении дисциплин общенаучного цикла, например, «Философии науки». От доклада, через эссе к научной статье – таков диалектический путь развития навыков научного исследования студентов магистратуры.


Библиографическая ссылка

Царева Н.А., Гришина Е.С., Котлова Т.Б. СОЗДАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА КАК МЕТОД И ФОРМА КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26223 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674