Модернизация в системе образования, следование новым образовательным стандартам, новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» настойчиво требуют пристального внимания педагогических работников к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего и дополнительного образования. Особое значение в духовно-нравственном воспитании подростков приобретает деятельность детских творческих объединений, создающих условия для формирования социального опыта в процессе творческой деятельности и межличностного общения, для реализации культурно-досуговых потребностей, интересов и возможностей ребенка, для развития навыков нравственного поведения.
Цель данной работы – выявление специфики организации детских творческих объединений по духовно-нравственному воспитанию подростков в социально-культурных условиях образовательных организаций. В исследовании представлен анализ философских, психологических, педагогических, методических трудов отечественных авторов по исследуемой проблеме, педагогический анализ опыта работы в системе дополнительного образования и внеучебной деятельности образовательных организаций.
В трудах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты организации детских творческих объединений в образовательных организациях и их значение в духовно-нравственном воспитании подростков. О.В. Опарина в своих исследованиях отмечает, что «детское творческое объединение это одна из многочисленных форм детских общественных объединений. Детское творческое объединение – это самодеятельное объединение, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личности в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности. Особенность детского творческого объединения – открытость, добровольность, разнообразие организационных форм, эмоциональная привлекательность» [11, с.7]. И.В. Иванова утверждает, что детские объединения «играют важную роль в саморазвитии обучающихся, они формируют опыт свободного самоопределения, воспитывают оптимистическое мироощущение, психологически и нравственно закаляют личность» [7, с.36].
Детские объединения как часть внеучебной, т.е. досуговой деятельности, берут свои истоки во внешкольном образовании. Российское внешкольное образование, зародившееся в XIX веке, в XX веке трансформировалось в культурно-просветительную деятельность, органично сочетая задачи просвещения и воспитания народа, в систему дополнительного образования детей и взрослых.
Исторические аспекты развития детских объединений в нашей стране раскрывает Т.Н. Мурзинова, утверждая, что «на базе детских самодеятельных объединений, на основе их первого опыта были созданы первые государственные внешкольные учреждения. В свою очередь, внешкольные учреждения с 1920-х годов становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой. Эти системы государственного и общественного воспитания объединяет досуговое пространство детей, педагогически разумно заполненное в интересах их личностного развития» [8, с. 194].
Детские объединения отличаются по своим целям, задачам, направлениям деятельности, по составу и количеству своих членов, характеру устанавливаемых связей, взаимоотношений, уровню развития и воздействия на детей и подростков.
Субъектами детского движения могут быть: международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные, городские детские объединения и организации.
Основными направлениями деятельности детских объединений являются: естественнонаучное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, технико-творческое, социально-экономическое.
Классификация детских объединений
Досуговая деятельность как сфера свободного времени предполагает создание и организацию детских объединений. Подобные типы объединений работают на базе образовательных учреждений, центров творчества детей и юношества, домов культуры, библиотек, парков, музеев, зоопарков и т.д.
Объединения предполагают совместную досуговую деятельность детско-юношеского коллектива и «разнонаправленность взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности», способствующей выработке определенных личностных качеств, выстраивания взаимоотношений. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду «взаимодействия сверстников, играющей, в силу своей совместности, роль в формировании коллективизма, гуманных отношений» [3, с.11].
Детским творческим объединениям присущи следующие функции:
- аксиологическая (ориентация в системе духовно-нравственных ценностей);
- социализирующая (формирование социального опыта через творческую деятельность и общение, освоение новых социальных ролей и моделей поведения, межличностных отношений, обеспечение условий для самовыражения и самоопределения);
- культуротворческая (активное включение в творческую деятельность, связанную с созданием художественных (сценических) образов);
- рекреационно-психологическая (восстановление творческой активности и психофизических сил, реализация культурно-досуговых потребностей);
- профориентационная (создание условий для формирования интереса и выявления способностей к конкретным видам профессиональной деятельности).
Деятельность детских творческих объединений реализуется в таких формах, как клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др.
Организация детских творческих объединений в досуговой сфере имеет свою специфику. Особенности организации детских творческих объединений зависят от возможностей учреждений, в которых они функционируют. Представленные выше формы детских объединений осуществляют свою деятельность в различных социально-культурных и образовательных учреждениях, центрах детского и юношеского творчества, домах культуры, библиотеках, музеях, парках и др.
Центры детского и юношеского творчества (бывшие дома и дворцы пионеров и школьников), школьные кружки, секции и внеурочная деятельность в образовательных учреждениях относятся в настоящее время к системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова в своих исследованиях рассматривает дополнительное образование как досуговую сферу, где «дети получают широкие возможности позитивного проведения досуга, занятиями искусством, культурой, спортом, предпринимательством, волонтерством, для самопознания, самореализации, самоопределения в разных видах коллективной творческой деятельности» [2, с.9].
В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования. Работа детских объединений осуществляется на основании образовательных программ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные программы подразделяют на «дополнительные общеразвивающие и дополнительные профессиональные» [15, с.16]. Образовательная программа должна ориентироваться на конкретный вид деятельности: познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и др.
В отличие от внеурочной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому в работе педагогов используется типовая программа данного образовательного учреждения или авторская программа педагога дополнительного образования.
Таким образом, в образовательном учреждении существует достаточно разветвленная структура организованного досуга детей и подростков, способствующая развитию и активизации детского творчества, вовлечению детей и подростков в социально-культурную деятельность, являющаяся фактором воспитания и развития личности. Ю.А. Стрельцов отмечает, что «при правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с личностными потребностями и способствует формированию ценностного сознания» [12, с.17]. Давая определение понятию «детское творческое объединение», необходимо уточнить, что творчество и творческий процесс соединяет в себе многие виды деятельности, это и познавательная, и преобразующая, и художественная.
Одним из наиболее распространённых видов детских творческих объединений являются коллективы любительского творчества, имеющие различную направленность и охватывающие все виды искусства. Различные аспекты объединений любительского (самодеятельного) творчества изучались в работах отечественных исследователей Т.И. Баклановой, И.Н. Вишняковой, Е.И. Григорьевой, А.В. Нестеренко, Г.Н. Новиковой, О.В. Опариной, Е.Н. Тарасовой и др.
Детские творческие объединения, «будучи одновременно нерегламентированной средой и областью активной творческой самореализации и самоактуализации личности, являются сферой для интенсивного формирования креативной личности, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем» [11, с.10].
Социокультурная сфера является тем педагогическим полем, где творческие способности личности раскрываются в процессе продуктивного творческого общения [4, c.150]. Для наиболее эффективного воспитательного воздействия на личность подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности в детском творческом объединении с целью формирования их нравственных качеств необходимо соблюдение ряда социально-культурных условий. Социально-культурные условия в детском творческом объединении представляют собой специально созданные обстоятельства, требования, правила. В рамках нашего исследования были определены внутренние и внешние социально-культурные условия духовно-нравственного воспитания подростков.
Внутренними условиями, способствующими эффективному духовно-нравственному воспитанию подростков, являются: художественно-творческая среда, «в которой аккумулируются достижения мировой культуры, народные традиции, национальный менталитет, художественное творчество профессиональных и самодеятельных коллективов в области культуры и искусств» [10, с.79], возможность для самореализации личности подростков, накопление эмоционально-чувственных впечатлений, интериоризация нравственного поведения подростков благодаря их активный творческой деятельности, занятия в творческих коллективах по интересам позволяют ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно пережить ситуацию успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.
Е.Н. Тарасова утверждает, что «взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» [13, с.46]. Как отмечает С.Ш. Умеркаева, «художественно-творческая деятельность обладает огромным социальным, педагогическим, воспитательным, культурным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей детей и подростков» [14, с.103].
Целью деятельности детского творческого объединения «Городок» (руководитель Рогачева Л.С.), организованного в 2012 году в гимназии № 1636 «НИКА», является духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности, развитие творческого потенциала личности. В процессе организации работы этого творческого коллектива ставятся следующие педагогические задачи: воспитание устойчивых ценностных ориентиров участников, формирование внутренней культуры и развитие творческих способностей подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание в театральном коллективе – это долгий процесс воздействия на внутренний мир подростков средствами различных видов искусств, в котором большое значение имеют социально-педагогические условия [5, с.67]. Включение участников творческого объединения «Городок» в различные виды творческой деятельности, составляющие основное содержание проекта «Волшебный мир театра и музыки», способствует формированию их нравственных личностных качеств. В проекте представлены такие блоки, как:
- Организация ежегодного фестиваля «Театральный калейдоскоп» с целью формирования интереса к истории и традициям русского и зарубежного театра, развития творческого потенциала и творческой активности детей и подростков; повышение уровня сценической культуры и этики поведения;
- Ежемесячное проведение музыкально-театрализованного лектория «Дороже всех сокровищ» призвано приобщить подростков к традициям и лучшим образцам мировой художественной культуры, повысить уровень общей культуры личности;
- Организация цикла благотворительных театрализованных концертов «От сердца к сердцу» для ветеранов войны и труда, для воспитанников детских домов и школ-интернатов с целью формирования у участников детского творческого объединения понятия о милосердии, доброте, искренности, человеколюбии; закрепление и развитие положительных тенденций в поведении; создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных качеств личности;
- Организация клуба сторителлинга для подростков «Жили-были», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей и жизненных установок подростков через коллективное обсуждение проблем (социальных, этических, и др.) в представленных сторителлерами историях.
- Реализация общеразвивающей программы «Музыкально-театральное путешествие», которая направлена на воспитание нравственных качеств и формирование духовных потребностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Внешними социально-культурными условиями, способствующими духовно-нравственному воспитанию подростков в детском творческом музыкально-театральном объединении «Городок», является взаимодействие с общественными и социально-защитными организациями г. Москвы. Совет ветеранов войны и труда района Орехово-Борисово Южное (ОБЮ); Центр детского творчества (ЦДТ) «Юный техник», Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Родник» и «Радужный», детский дом № 71, Центр культуры и искусств «Авангард», Центральная детская библиотека № 101 – эти организации являются многолетними партнерами образовательных учреждений в реализации задач по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Таким образом, детское творческое объединение в рамках нашего исследования – это объединение подростков на добровольной основе, реализующее свою деятельность во внеучебное время для удовлетворения досуговых потребностей и реализации творческого потенциала личности в процессе совместной музыкально-театральной деятельности.
Досуговая деятельность в условиях детского творческого объединения играет значительную роль в жизни каждого ребенка, расширяя круг его социальных контактов, способствуя накоплению духовного опыта, выработке нравственных устоев и ориентиров, развитию творческого потенциала. Процесс формирования личности, ее духовно-нравственное становление происходит в период детства и подросткового возраста, поэтому организация досуговой деятельности подростков в детском творческом объединении образовательного учреждения является сегодня эффективным средством воспитания и социализации школьников.
Библиографическая ссылка
Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26221 (дата обращения: 08.12.2024).