Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ЦЕНТРА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Грувер Н.В. 1
1 Образовательное частное учреждение «Международный юридический институт»
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обосновывается необходимостью обеспечения успешной интеграции студенческой молодежи в жизнь общества, что является процессом ее полноценного включения в социально-экономические и социокультурные связи и отношения, обретения возможности для самореализации, сохранения своей личностной автономии, индивидуальности и целостности собственного бытия. Выбор в качестве основного способа научного познания процесса моделирования обусловлен тем, что реальное положение вещей в добровольческой деятельности на базе образовательных организаций в силу многогранности внутреннего устройства и отношений между ее составляющими является крайне сложным. В статье показано, что система добровольческой (волонтерской) деятельности на базе вуза сложна и многогранна по своей структуре. На основе сравнительной оценки деятельности добровольческих (волонтерских) организаций, действующих на базе различных вузов, автором разработана модель деятельности Волонтерского центра, включая цель, задачи, функции, организационно-структурные компоненты, систему взаимодействия со структурными подразделениями вуза и его филиалов. В статье отражен опыт создания оригинального структурного подразделения образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт», осуществляющего деятельность по привлечению волонтеров, организацию волонтерской деятельности будущих специалистов юридическо-правовой сферы. В предлагаемой модели выделяется подсистема управления образовательной организацией; подсистема преподавательского состава; подсистема обучающихся; подсистема волонтерской организации на базе вуза; подсистема нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации; подсистема нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность волонтерской организации и объединений.
учреждение высшего образования
волонтерский центр
волонтерская деятельность
моделирование
1. Великанова Е.В. Мотивационные составляющие участников волонтерского (добровольческого) движения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. – 2012. – Вып. 8 (112). – С. 172-179.
2. Данилова О.Р. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – 22 с.
3. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе : дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2010. – 226 с.
4. Лукьянова М.И., Грувер Н.В. Актуализация мотивации студентов образовательных учреждений к участию в волонтерской деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 125-130.
5. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем : учебник для вузов. — М. : Высшая школа, 2001. – 343 с.

Добровольческое движение в учреждении высшего образования является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации студентов. Для достижения социально-педагогического эффекта волонтерской деятельности все работы по развитию данной деятельности и привлечению к ней наибольшего числа студентов должны быть интегрированы в образовательную, социально-педагогическую работу образовательного учреждения.

Организация добровольческой (волонтерской) деятельности на базе вуза – это система, состоящая из многих составляющих ее элементов, также с достаточно сложной структурой связей между ними, в которой можно выделить подсистему руководства учебной организации; подсистему преподавательского состава; подсистему обучающихся; подсистему волонтерской организации на базе вуза; подсистему нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации; подсистему нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность волонтерских организаций и объединений. На основе сравнительной оценки деятельности добровольческих (волонтерских) организаций, действующих на базе различных вузов, нами разработана модель деятельности Волонтерского центра.

Выбор в качестве основного способа научного познания деятельности Волонтерского центра процесса моделирования обусловлен тем, что реальное положение вещей в добровольческой деятельности на базе учреждений высшего образования в силу многогранности внутреннего устройства и отношений между ее составляющими является крайне сложным. Моделирование предоставляет возможности исследовать свойства определенных объектов с помощью изучения подобных свойств других объектов (моделей), которые находятся во взаимосвязи с первыми объектами [5].

Процесс моделирования опирается на требование отображать целостность изучаемого объекта (Волонтерского центра) и осуществляемой им деятельности. Соответственно, предлагаемая нами модель деятельности Волонтерского центра в учреждении высшего образования включает в себя концептуально-целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный блоки.

Важными составляющими концептуально-целевого блока являются научно-методологические принципы (системности и целостности, социально значимой направленности, гуманности, безвозмездности, добровольности, законности деятельности волонтеров, рефлексивности), концептуально определяющие общую организацию волонтерской деятельности.

Проблема организации деятельности Волонтерского центра рассматривается как комплексная и многоаспектная, решение которой возможно только в единстве нескольких методологических подходов, обеспечивающих как познание и объяснение волонтерского движения, так и его понимание. Ведущими в нашей модели организации деятельности Волонтерского центра стали подходы: компетентностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический.

Компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков и др.) позволяет осознать необходимость преодоления традиции рассмотрения личностного роста и профессионального развития как автономных процессов: успешность в деятельности и удовлетворенность ею индивида определяются перспективами и уровнем его развития как личности, а не только соответствием отдельных его качеств требованиям профессиональной деятельности. В волонтерской деятельности такие возможности обеспечиваются в полной мере.

Роль системного подхода в моделировании деятельности Волонтерского центра состоит в упорядочивании и систематизации сущест­вующих в науке и практике знаний по проблеме организации волонтерского студенческого движения, в выявлении значимых компонентов и системообразующих связей этого процесса как сложного системного образования, структурная характеристика которого указывает также и на сложность формирования его компонентов (В.Г. Афа­насьев, Ю.К. Бабанский, К.Г. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.).

Личностно-деятельностный подход акцентирует внимание на поиске такого построения внешне задаваемой волонтерской деятельности студента в процессе обучения в вузе, которое поможет изменить его внутреннюю деятельность, мотивацию, иерархию ценностных ориентаций, развить такие профессионально значимые качества личности, как эмпатия, толерантность, рефлексивность [3]. Применение личностно-деятельностного подхода (Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.) предполагает максимальную ориентацию на развитие и закрепление субъектной позиции студента, опору на его субъектный опыт, личностные возможности и создание для  этого соответствующих условий в образовательной среде вуза.

Аксиологический подход обеспечивает развитие ценностного отношения студентов к волонтерской деятельности, к другим людям, к себе и своей деятельности, к развитию своей личности и индивидуальности (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.). В рамках этого подхода оказывается влияние на ценностные ориентации студентов, их поведение, жизненные и профессиональные цели. У участников волонтерской деятельности раскрывается потребность в более бережном и внимательном отношении к людям, их проблемам. Взаимодействие с категорией населения, которая попала в трудные жизненные ситуации, способствует глубинным внутренним самоизменениям студентов в их мотивационной, интеллектуальной, экзистенциальной сферах, развивает высокую личную ответственность.

В концептуально-целевом блоке указывается также на целенаправленное обеспечение соответствующих организационных и психолого-педагогических условий качественной организации деятельности Волонтерского центра. В большинстве учреждений высшего образования накоплен богатый опыт по созданию и реализации таких условий. К организационным условиям относится создание соответствующей структуры органов управления волонтёрским движением, её финансовое, кадровое, информационное обеспечение, правовое регламентирование системы работы. К психолого-педагогическим условиям относится научно-методическое обеспечение названной деятельности, разработка программ и проектов, целенаправленная подготовка лидеров и организаторов добровольческой деятельности, а также используемые социально-педагогические технологии.

Укажем на мотивационный блок модели. Одной из первоочередных проблем организации деятельности Волонтерского центра является мотивация его участников и руководителей к добровольному и активному участию в добровольческой деятельности [4]. Соответственно, мотивационный блок модели представляется одним из значимых.

По мере развития волонтерского движения в учреждении высшего образования могут быть выработаны различные формы мотивации волонтеров и руководителей волонтерских формирований [1; 4]. Наиболее распространенными и приемлемыми представляются следующие:

    • рекомендации и содействие участию студентов Волонтерского центра в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и мероприятиях для волонтеров;
    • организация и проведение обучающих семинаров и тренингов для волонтеров по различной проблематике, связанной с развитием лидерских, организационных, коммуникативных качеств;
    • интервьюирование для распространения информации в СМИ;
    • подготовка публикаций о достижениях участников волонтерского движения, видеофильмов, сайта о лидерах добровольческой деятельности;
    • распространение сувенирной продукции с символикой Волонтерского центра;р
    • различные способы поощрения участников добровольческой деятельности (премии, награды, грамоты, благодарственные письма, др.).

Информационный блок модели отражает задачу информационного обеспечения добровольческой деятельности студентов, которое должно быть регулярным и полноценным, с пропагандирующим позитивным эффектом, обеспечивающим гласность и общедоступность информации о деятельности волонтерской организации. Отражение деятельности Волонтерского центра может осуществляться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других СМИ. Также имеется в виду доступность контактной информации о волонтерской организации (адрес сайта или e-mail, структурная взаимосвязь с официальным сайтом вуза-организатора волонтерской организации и др.)

Содержательно-процессуальный блок модели отражает поэтапную организацию волонтерской деятельности в рамках центра, а также ее содержательное наполнение (реализация образовательных и мотивационных программ, мероприятий, проектов; разработка концепций проводимых мероприятий).

Критериально-оценочный блок модели ориентирован на системный анализ результатов волонтерской деятельности, конкретных добровольческих (волонтерских) акций, в том числе в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-правовых документов. Анализ содержательных характеристик волонтерской организации способствует проведению анализа основных видов добровольческой (волонтерской) деятельности в контексте их эффективности.

В критериально-оценочном блоке модели предполагается отражение личностных результатов участия студентов в волонтерской деятельности. Участие будущих специалистов в волонтерском движении не только помогает в создании стабильного и сплоченного студенческого коллектива, но имеет и более важные результаты, значимые для становления их профессионализма и формирования профессиональных компетенций. А именно:

  • развитие организаторских и коммуникативных способностей студентов, приобретение навыков делового общения;
  • обретение опыта планирования и организации коллективного общественно полезного дела, развитие творческих способностей;
  • сопутствие формированию корпоративной культуры и получение опыта работы в коллективе, распределения обязанностей и ответственности;
  • содействие самореализации, самоутверждению молодых людей, развитие рефлексивных и регулятивных умений.

Обозначенные выше результаты достигаются на различных уровнях организации студенческого волонтерства, которые можно определить в зависимости от профессиональной обусловленности волонтерской деятельности и степени участия в данном процессе координаторов, преподавателей и администрации образовательной организации.

Подчеркнем методологическую обоснованность и научно-практическую направленность предлагаемой модели и обратимся к опыту создания Волонтерского центра как оригинального структурного подразделения на базе образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт» (далее – Институт), осуществляющего деятельность по привлечению волонтеров, организацию волонтерской деятельности будущих специалистов юридическо-правовой сферы.

Волонтерский центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Института и филиалов, студенческими советами Института и филиалов. Целью деятельности Волонтерского центра является развитие и поддержка системы добровольческого движения за счет активного вовлечения студентов в участие в социально значимых мероприятиях, проводимых как сторонними добровольческими организациями, так и организованных Институтом совместно с партнерскими организациями в рамках внеучебной работы.

Основные задачи Волонтерского центра таковы:

  • популяризация и продвижение ценностей добровольческой деятельности;
  • участие в организации социально значимых мероприятий всероссийского, регионального, городского уровня;
  • взаимодействие с государственными органами, общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в сотрудничестве с Волонтерским центром;
  • сотрудничество с молодежными центрами, социальными и общественными центрами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий разного уровня;
  • привлечение к волонтерской деятельности как можно большего количества студентов Института и филиалов;
  • первичное консультирование, сопровождение и подготовка волонтерских команд и отдельных участников;
  • создание условий для активной интеграции в волонтерскую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • нормативно-правовое и информационное обеспечение деятельности волонтерских студенческих групп;
  • обобщение и анализ опыта реализации волонтерских проектов и подготовка предложений руководству Института по дальнейшему развитию волонтерской деятельности.

Наличие выше названных блоков в модели деятельности Волонтерского центра предполагает его соответствующую организационную структуру (рисунок).

Руководство Волонтерским центром осуществляется директором, его заместителями по работе с партнерами и по внутренним проектам.

Административный отдел организует работу по делопроизводству, сопровождению и наполнению сайта, составляет отчетные документы, то есть в целом регламентирует систему документооборота в Волонтерском центре.

Организационная структура Волонтёрского центра в вузе 

Информационный отдел создает единое информационное пространство Волонтерского центра; разрабатывает и согласует информационные материалы о волонтерском движении с вузом; ведет информационное наполнение интернет-ресурсов; организует выпуск собственных печатных изданий и видеопродукции; готовит информационные материалы для собраний, брифингов; осуществляет видео- и фотосъемки мероприятий с участием волонтёров; готовит обзоры, анонсы для размещения в СМИ; ведет архив видео- и фотоматериалов; участвует в подготовке и выпуске тематических и специализированных телевизионных и радиопередач о деятельности; ведет контроль за размещением информации на информационных стендах, их постоянное обновление.

Информационный отдел призван решать обозначенную экспертами проблему возможного недостаточного информационного обеспечения волонтёрской деятельности, а также способствовать формированию у участников волонтерского движения компетенции «способность налаживать эффективные коммуникации и проявлять инициативу в выстраивании коммуникаций с незнакомыми людьми, вне зависимости от их социального статуса и положения в обществе» [2].

Команда продвижения, работающая в тесном сотрудничестве с информационным отделом, выступает на значимых вузовских мероприятиях, мероприятиях внешних партнеров, проводит выступления в школах и других учреждениях.

Проектная команда разрабатывает образовательные и мотивационные программы, взаимодействует с органами, курирующими ветеранов, детскими домами, ветеранами вуза и другими организациями. Работа проектной команды позволяет формировать у студентов видение перспектив волонтерской деятельности, способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нестандартные пути решения поставленных задач реализации добровольческой деятельности, готовность брать на себя принятие важных решений и нести за них ответственность; способность быть лидером, «заражать» других людей идеей и вести их за собой к общей цели. Проектная команда курирует отдельные мероприятия, помогает во всем сотрудникам Волонтерского центра.

Отдел образовательных программ разрабатывает и реализует волонтерские программы различного уровня, создает методические материалы, курирует обучение волонтёров вновь созданных направлений деятельности, привлекает тренеров/преподавателей, ветеранов к реализации обучающих программ. Деятельность данного отдела позволяет формировать у волонтёров такие компетенции, как способность к самоорганизации и самообразованию, готовность работать по графику и четко выполнять задачи для достижения поставленной цели; способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии в социальном пространстве; владение высокой мотивацией к выполнению будущей профессиональной деятельности на высоком качественном уровне. Отдел координирует образовательные программы, разрабатывает образовательные программы под конкретные мероприятия, организует взаимодействие с отделом рекрутинга. Тренеры проводят мотивационные и образовательные мероприятия и тренинги среди самих волонтёров.

Отдел рекрутинга проводит отбор кандидатов в волонтёры для участия в конкретных мероприятиях; работает совместно с тренерами и координатором образовательных программ; ведет документацию о проведенных собеседованиях; ведет администрирование и наполнение сайта в части заполнения профилей волонтёров.

Таким образом, предлагаемая модель деятельности Волонтерского центра, получившая воплощение на базе Международного юридического института, обеспечивает вовлечение студентов вуза в добровольческую (волонтерскую) деятельность, что является значимым в процессе их профессиональной подготовки.

Моделирование деятельности Волонтерского центра в учреждении высшего образования на основе соответствующих методологических подходов создает предпосылки для научно-методического обеспечения процесса реализации актуальных целей и ценностей высшего профессионального образования, для поиска новых образовательных перспектив вузов. Спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, очень широк, поэтому каждое учреждение высшего образования и действующая в нем волонтерская организация может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает их потребностям и позволяет реализовать смыслы будущей профессиональной деятельности. При этом конечным результатом развития добровольческой деятельности в вузе должны стать повышение духовного и нравственного потенциала студентов как будущих специалистов, усиление роли общественных организаций в решении социальных проблем.


Библиографическая ссылка

Грувер Н.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО ЦЕНТРА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26210 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674