Эффективность формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера средствами учебного дискурса зависит от нескольких факторов: компетентности педагога, комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для реализации изучаемого процесса; степени разработанности оценочно-критериального инструментария для мониторинга уровня сформированности профессионально-коммуникативной культуры студентов.
Педагогические условия, выступающие регулятивом и праксеологической основой для реализации разработанной структурно-функциональной модели, рассматриваются нами в качестве одного из наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность исследуемого процесса.
В «Краткой философской энциклопедии» понятие «условие» трактуется как философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых его существование невозможно. Отмечается, что условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются [2, с. 469]. Ряд исследователей (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова) вкладывают в понятие «условие» то, что обусловливает само существование какого-либо явления, процесса, состояния, т.е. в широком смысле к условиям можно отнести внешние и внутренние обстоятельства, причины, факторы, без которых существование этого явления, процесса, состояния становится невозможным [5, с. 196].
При рассмотрении понятия «педагогические условия» Т.В. Ежова обращает внимание на следующие свойства педагогического процесса: целенаправленность, управляемость, субъектность, интенциональность, последовательность, целостность, устойчивость, неизменность закономерных связей и элементов структуры [1, с. 196].
В качестве педагогических условий мы рассматриваем условия, сознательно создаваемые исследователем в целях обеспечения эффективного протекания нужного процесса. Условия направлены на придание внешним и внутренним обстоятельствам созидательного, преобразующего характера. При этом педагогические условия не сводятся только к факторам и обстоятельствам, поскольку любой педагогический процесс представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, реального и желаемого. В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод, что педагогические условия специально создаются исследователем для того, чтобы регулировать педагогический процесс, максимально использовать все возможности для его оптимизации.
При выявлении педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной культуры студентов средствами учебного дискурса мы исходили из трех аспектов данного процесса: его содержательной составляющей, научно-методического обеспечения и оценочно-корректировочной деятельности. Таким образом, педагогическими условиями формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера средствами учебного дискурса являются: интеграция технологической и гуманитарной составляющих в содержании инженерного образования; организация профессионально ориентированного конструктивного взаимодействия субъектов образования; развитие медиакоммуникационной грамотности студентов в информационно-образовательной среде вуза.
Прежде чем перейти к описанию педагогических условий, конкретизируем свою авторскую позицию в отношении ключевых понятий нашего исследования. Под учебным дискурсом понимается открытая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, основанная на их ценностных установках, целях, знаниях, рефлексии прецедентного профессионального опыта, выступающая средством формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера, необходимой для выработки единой стратегии взаимодействия в ходе решения производственных задач. Учебный дискурс относится к институциональному типу дискурса, поскольку он функционирует в дидактической сфере общения, отличается заданностью статусно-ролевых отношений и отражает специфику взаимодействия субъектов в образовательной деятельности.
В контексте нашего исследования профессионально-коммуникативная культура будущего инженера трактуется как профессионально-личностное качество, обеспечивающее успешность профессиональной коммуникации путем выполнения субъектом эффективных и адекватных коммуникативных действий (с точки зрения качества, количества, отношения, способов осуществления), соответствующих целям, нормам и специфике профессиональной деятельности.
Рассмотрим педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера средствами учебного дискурса более детально. Оптимальная интеграция технологической и гуманитарной составляющих в содержании инженерного образования является одним из наиболее значимых педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной культуры студентов. Современное образование, отмечает Т.В. Ежова, требует «обновления его содержания, стереотипов мышления, форм и методов обучения, поскольку оно должно быть ориентировано не только на передачу знания, но и на формирование умения извлекать и усваивать новое, освоение субъектами новых способов мышления и деятельности» [1, с.209].
Содержание учебного дискурса как средства формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера включает технологическую и гуманитарную составляющие. Гуманитарная составляющая включает такое содержание учебного дискурса, которое обеспечивает гуманизацию смысложизненной и профессиональной позиции субъектов образования. Технологическая составляющая содержит единый корпус знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для осуществления многофункциональной профессиональной деятельности. На основе междисциплинарной интеграции гуманитарного и специального знания обеспечивается создание своеобразного «моста» между технологической и гуманитарной составляющими содержания инженерного образования.
Дисциплины (модули) гуманитарной составляющей (История, Философия, Политология, Культурология, Психология и педагогика, Правоведение, Социология, Русский язык и культура речи, Иностранный язык, Психология управления, Речевой имидж делового человека и др.) в первую очередь обеспечивают формирование общекультурных (ОК) компетенций. Содержание дисциплин (модулей) технологической составляющей (как базовой, так и вариативной части, в том числе дисциплин специализации), а также учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа направлены в первую очередь на формирование общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, отнесенных к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа специалитета, а также на формирование профессионально-специализированных (ПСК) компетенций, соответствующих избранной специализации.
В ФГОС ВО нового поколения нет подразделения учебных дисциплин на циклы (гуманитарный, социальный и экономический, математический и научно-инженерный, профессиональный). Все дисциплины (в том числе и дисциплины специализации) включены в блок 1, практики и научно-исследовательская работа расположены в блоке 2, а содержание блока 3 составляет Государственная итоговая аттестация [6]. Анализ учебных планов по специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (специализация «Электроснабжение железных дорог», специализация «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте») показал, что на гуманитарную составляющую приходится всего 14 % от общего объема часов, в то время как на дисциплины (модули), относящиеся к технологической составляющей, приходится 86 % от общего объема часов. Такое соотношение пропорций можно объяснить спецификой профессиональной подготовки инженеров путей сообщения, повышенными требованиями к обеспечению транспортной безопасности, многообразием видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа данной специальности (производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская, научно-исследовательская). Однако для усиления гуманитарной составляющей целесообразно идти не по экстенсивному пути (поскольку студенты имеют максимальную аудиторную нагрузку), а интенсифицировать аудиторную, внеаудиторную, самостоятельную работу студентов, чтобы эффективно формировать необходимые компетенции.
Таким образом, оптимальная интеграция технологической и гуманитарной составляющих обеспечивает овладение выпускником всем перечнем необходимых общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, заложенных в ФГОС ВО по специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов [6].
Организация профессионально ориентированного конструктивного взаимодействия субъектов образования осуществляется с опорой на принципы диалогичности, аксиологизации, личностно-смысловой контекстности, коммуникативного сотрудничества, профессиональной направленности. Специфика взаимодействия участников учебного дискурса заключается в том, что между субъектами образовательного процесса осуществляется ценностно-смысловая коммуникация, направленная на привитие студентам интереса к раскрытию собственных потенциальных возможностей и реализации внутренне детерминированной активности, что ведет к становлению субъектной позиции студента и осуществлению субъект-субъектного диалогического взаимодействия. В процессе такого взаимодействия студент усваивает нормы и правила коммуникации, укрепляет межличностные отношения, происходит развитие профессионально значимых личностных качеств, таких как общительность, ответственность, толерантность, рефлексивность, эмпатия, коммуникативная гибкость, эмоциональная привлекательность, речевая культура, приобретается социальный опыт общения с людьми.
Конструктивное взаимодействие рассматривается как процесс совместной деятельности субъектов, ориентированный на достижение взаимного согласия в понимании целей совместной деятельности, оптимальных путей их достижения, обеспечивающий трансформацию индивидуального «Я» в коллективное «МЫ». Содержанием профессионально ориентированного конструктивного взаимодействия субъектов образования выступает не только производственно-технологическая сторона будущей профессиональной деятельности, но и ее социальная сторона, органическое единство которых и отражает самые различные формы совместной жизнедеятельности и общения.
В ходе экспериментальной работы овладению навыками профессионально ориентированного конструктивного взаимодействия субъектов образования способствовали следующие виды заданий:
- обучающие (пути и способы выполнения задач показываются преподавателем);
- тренировочные (отрабатываются навыки действия по образцу);
- поисковые (поиск оптимальных путей выполнения задачи осуществляется студентами самостоятельно);
- творческие (осуществляется самостоятельный поиск, выбор, оценка и дальнейшее использование информации).
В Оренбургском институте путей сообщения – филиале ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» создана студенческая научно-исследовательская лаборатория «Профессионально-коммуникативная деятельность инженера», где студенты имеют возможность моделировать проблемные ситуации, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности, искать пути их конструктивного решения, овладевать навыками работы в коллективе с целью выработки единой стратегии взаимодействия в ходе решения производственных задач. В лаборатории студенты учатся создавать тексты профессионального назначения, отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений (ОК-2); находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, обучаются приёмам психической саморегуляции (ОК-5); вырабатывается готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, отрабатываются умения разрешать конфликтные ситуации (ОК-7) [6].
Примером такой проблемной ситуации может служить проведение ролевых игр с постановкой вопросов типа: «В чем причина коммуникативной неудачи при решении данной проблемы (приводится конкретная ситуация, требующая решения) и каковы ее возможные последствия?» Выполнение таких заданий активизирует умение студентов четко излагать свои мысли, заставляет искать альтернативные пути решения поставленной проблемы, рефлексировать свою деятельность и поведение, вырабатывает способность брать на себя ответственность за принимаемые решения, т.е. ставит участников образовательного процесса в ситуацию морального выбора. Каждая ситуация направлена на активизацию критического мышления субъектов, которое помогает им найти выход в неординарных ситуациях, требующих творческого поиска. При обсуждении и поиске решения поставленной проблемы использовались методы «мозговой атаки», «погружения», «групповой дискуссии», «морфологического анализа», «аналитического интервью», «информационного поиска», «наводящих вопросов», «коллегиального обсуждения», «кейс-стади», «метод инцидента» (использованы адаптированные методики Т.В. Ежовой, Л.Г. Пак, А.П. Панфиловой) [1, 3, 4].
Развитие медиакоммуникационной грамотности студентов в информационно-образовательной среде вуза обеспечивает успешность профессионального взаимодействия не только в очном, но и в дистанционном режиме коммуникации. Профессиональная деятельность основной массы специалистов (в любой сфере науки и производства) в значительной степени осуществляется через электронные средства коммуникации, поэтому умение работать в электронной среде с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из показателей сформированности профессионально-коммуникативной культуры специалиста. Применение ИКТ значительно меняет характер и учебной, и профессиональной деятельности: происходит интеграция очных и дистанционных форм коммуникации, оптимально используются информационные ресурсы и технологии, новые виды телекоммуникации, современное программное обеспечение (в том числе и специфическое, используемое в сфере железнодорожного транспорта). Такие свойства ИКТ как интерактивность, динамичность, мобильность, модульность, интенсификация деятельности делают их активное использование в учебной и учебно-профессиональной деятельности неотъемлемым компонентом содержания инженерного образования. Но для успешного внедрения ИКТ в образовательный процесс вуза необходимо целенаправленно развивать медиакоммуникационную грамотность студентов.
В контексте данного исследования медиаинформационная грамотность студента понимается как совокупность установок, знаний, умений и навыков, обеспечивающих технологическую готовность будущего инженера работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информационных ресурсов. Развитие медиаинформационной грамотности студентов может осуществляться только на базе развитой информационно-образовательной среды, в которой субъекты образовательного процесса осуществляют творческую деятельность по овладению способами и методами работы с различными источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми).
Развитие медиакоммуникационной грамотности студентов осуществляется как при изучении ряда специальных дисциплин (например, Инженерной и компьютерной графики, Основ компьютерного моделирования, Информационных технологий на транспорте), так и во время прохождения студентами учебной и производственной практики. Студенты овладевают основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с автоматизированными системами управления базами данных (ОПК-5); вырабатывают способность применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации (ОПК-9); овладевают умениями использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты (ПК-1) [6].
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что названные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Они образуют комплекс и реализуются в полном составе. Каждое педагогическое условие основывается на предыдущем, выводится из него и обеспечивает успешное функционирование последующего. Необходимость и достаточность выделенных педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера средствами учебного дискурса была доказана в ходе проведения экспериментальной работы.
Библиографическая ссылка
Ежова Т.В., Попов А.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26188 (дата обращения: 08.12.2024).