Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСФУНКЦИЯ ЭНДОТЕЛИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТОГЕНЕЗА В ГРУППЕ ВОДИТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Малютина Н.Н. 1 Толкач А.С. 1
1 ГБОУ ВПО ПГМУ им.ак.Е.А.Вагнера Минздрава России
В статье дана характеристика пациентов с артериальной гипертензией 1 и 2 стадии, являющихся водителями локомотивов, пригодных к работе без ограничений. Проведен анализ взаимосвязи особенностей психологического статуса и эндотелиальной дисфункции. Учитывались гендерность, возраст, стаж, факторы риска. Установлено, что машинисты заболевают АГ в более молодом возрасте. В группе водителей локомотивов отмечена низкая выявляемость жалоб со стороны сердечно-сосудистой системы. Зафиксировано увеличение в сыворотке крови маркеров воспаления и ангиогенеза – МСР-1 и VЕGF, что подтверждает развитие начальных стадий поражения сосудистого русла при АГ. Подъем в сыворотке крови VEGF свидетельствует об активации ангиогенеза и процессов, противодействующих атеросклерозу сосудистой стенки, усиливающих формирование эндотелиальных клеток. При анализе адаптационных возможностей организма установлен дисбаланс функционирования кардиореспираторной системы.
артериальная гипертензия
дисфункция эндотелия
психологический статус
моноцитарных хемоаттрактантный хемопотеин-1
васкулоэндотелиальный фактор роста
водители локомотивов
трудовой процесс.
1. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических исследованиях /Р.М. Баевский, А.П. Береснева, Р.Н. Палеев. –М.: ВНИИМИ, 1987. – С. 65-70.
2. Бокерия Л.А., Гудкова Р.Г. Болезни системы кровообращения и сердечно-сосудистая хирургия в Российской Федерации. Состояние и проблемы. // Аналитический вестник. № 44 (597). С.9-19.
3. Бондарев С.А., Василенко В.С. Кардиальная патология у машинистов железнодорожного транспорта // Сибирский медицинский журнал (Томск). – 2011. – Т. 26. –№ 2–1. – С. 119-121.
4. Голухова Е.З. Заболевание сердечно-сосудистой системы – пандемия современной эпохи. Социальное значение и последствия [электронный ресурс] // Ассоциация сердечно-сосудистых хирургов России. Секция «Кардиология и визуализация в кардиохирургии». – 2006. – URL: http: //heart-master.com/clinic/cardiovascular_disease (дата обращения: 28.10.2015).
5. Малютина Н.Н., Невзорова М.С. Десквамированные эндотелиоциты и оксид азота как маркеры дисфункции и повреждения эндотелия при остеоартрозе у работниц физического труда // Уральский медицинский журнал. – 2012. – № 10. – С.69-71.
6. Оранский И.Е., Рослая Н.А., Хасанова Г.Н., Рослый О.Ф. Адаптация, производственная среда и качество жизни у работников алюминиевой промышленности (опыт, размышления и комментарии). – Екатеринбург, 2012. – С.25-180.
7. Lloyd-Jones D., Adams R.J., Brown T.M., et al. Heart disease and stroke statistics – 2014 update: A report from the American Heart Association//Circulation. 2014; 129: e28–e292.

Сердечно-сосудистые заболевания являются лидирующими и в структуре инвалидизации, и смертности трудоспособного населения. Ежегодно в мире от заболеваний сердечно-сосудистой системы умирают около 17 млн человек. Одним из основных предикторов развития сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности трудоспособных лиц является артериальная гипертензия [4]. Артериальная гипертензия как самостоятельное заболевание развивается вследствие влияния факторов риска – курение, алкоголь, психоэмоциональный стресс, дислипидемия, избыточная масса тела, и служит предиктором развития сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности трудоспособного населения.

Распространенность АГ достигает 40 % в популяции (Коваленко В.М., Талаева Т.В., Братусь В.В., 2010). Согласно данным American Heart Association (AHA), количество пациентов с диагнозом АГ увеличится на 8,4 % к 2030 г., что составит 42 % всего взрослого населения страны. В 2010 г. АГ стала причиной 63 119 смертей (18,8 % общей смертности) [7]. Из статистических материалов Министерства Здравоохранения РФ от 30.12.2015 года, что в РФ за 2014 год на 100 тысяч человек зарегистрировано 8716,5 случаев АГ.

В России в 2014 г. болезни системы кровообращения составили 19,4 % среди взрослого населения. Среди взрослого населения все зарегистрированные случаи сердечно-сосудистых заболеваний составили 97,9 % [2]. По данным Росстата России, с 2000 по 2007 год смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 13,59 %, с 2007 по 2014 год – на 10,91 %, в общей сложности за наблюдаемый период снижение составило 23,02 % [2].

К группе высокого риска по развитию сердечно-сосудистых заболеваний относятся работники, чей труд связан с повышенной ответственностью за свою работу и жизнь окружающих, а также высоким психоэмоциональным напряжением. К таким профессиям можно отнести и работающих на железной дороге – машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад [3].

Основные факторы риска, такие как курение, алкоголь, стресс, избыточная масса тела, гиперхолестеринемия, нарушения эндотелиальной выстилки сосудистого русла и психологический статус пациента играют значимую роль в формировании АГ. На наш взгляд, неблагоприятное влияние психофизиологических факторов потенциирует негативное воздействие на организм факторов рабочей среды, а производственные вредности напрямую влияют на безопасность движения. Известно, что до 80 % всех чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте связано с человеческим фактором.

Целью данного исследования явилось изучение особенностей психологического статуса и состояние сосудистого эндотелия у водителей локомотивов как предикторов развития АГ у работников подвижного состава.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе НУЗ «ОКБ на ст. Пермь-2 ОАО «РЖД». Пациенты были госпитализированы в стационар после отстранения от работы с предрейсового медицинского осмотра или при проведении периодического медицинского осмотра. Критерием отстранения является АД выше 149/89 мм рт. ст., повышение пульса до 90 уд/мин. Обследованы 105 работников железной дороги, из них первую группу (n=45) составили машинисты и помощники машинистов с установленным диагнозом АГ I и II стадии, риск 2–3, средний возраст 44,2 ± 8,85 лет, средний стаж работы в данной профессии 19,3±5,33 лет; вторая группа (n=30) – работники железной дороги вне контакта с вредными и опасными факторами труда (не машинисты), также с диагнозом АГ I и II стадии, риск 2–3, средний возраст 36,3 ± 8,86 лет, средний стаж 14,2±2,56 лет; третья группа (n=30) – здоровые мужчины, работники вне контакта с вредными и опасными факторами труда, не железнодорожники. Группы сопоставимы по возрасту, стажу в основной профессии. Всем пациентам проведены общеклинические исследования крови и мочи, биохимический анализ. Эндотелин-1 (ЭТ-1) определен методом твердофазного иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием наборов реактивов фирмы Biosourse, Europe S.A. на иммуноферментном анализаторе Stat-Fax-2100; содержание цитокина МСР-1 в сыворотке крови проведено методом твердофазного ИФА с использованием тест-систем фирмы «Вектор-Бест» (г. Новосибирск) на иммуноферментном анализаторе Stat-Fax-2100; количественное определение в сыворотке крови иммуноферментным методом VEGF при помощи набора «Вектор-Бест» (г. Новосибирск). Проведено исследование психологического статуса с помощью психологического теста «САН» (самочувствие, активность, настроение). Первую группу составили 29 машинистов и их помощников с установленным диагнозом артериальная гипертензия, средний возраст 42,7±6,74 лет, средний стаж работы 21,09±5,8 лет. Вторая группа 15 здоровых машинистов и их помощников, средний возраст 40,2±3,84 лет, средний стаж работы 15,6±4,2лет. Анализ адаптационных возможностей оценивался с помощью тестов, характеризующих отношение показателей сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, с расчетом адаптационного потенциала. Полученные результаты рассчитаны с помощью программы StatPlus 2009 Professional и Statistica 6.0. Достоверность различий оценивалась с использованием параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты. В группе машинистов систолическое артериальное давление (САД) составило 168,07±26,08 мм рт. ст., среднее диастолическое артериальное давление (ДАД) 107,19±12,21 мм рт. ст., в группе сравнения – среднее САД 163,89±25,53 мм рт. ст., среднее ДАД 106,94±12,15 мм рт. ст. Нами установлено, что машинисты заболевают АГ в более молодом возрасте 38,7±2,14 лет, чем в группе сравнения 43,2±3,2 лет (р<0,05). Стаж работы на момент дебюта АГ также был достоверно ниже в группе машинистов (15,5±4,4 лет) по сравнению с работниками, не связанными с движением поездов (17,8±3,2 лет). Выявлено, что гиподинамия в группе машинистов встречается у 57,8 %, что на 24 % чаще, чем в группе сравнения. Обращает внимание незначительное количество жалоб сердечно-сосудистого генеза у машинистов – 68 % против 82 % в группе сравнения (р=0,001). В группе машинистов реже зафиксированы жалобы на боли в прекардиальной области и головные боли. Низкий процент выявления жалоб свидетельствует о сокрытии их работниками локомотивных бригад. Это связано с тем, что работники первой категории (машинисты и помощники машинистов) опасаются отстранения от работы, проявляется синдром «здорового работника».

Проведен сравнительный анализ состояния здоровья курящих и не курящих в исследуемых группах (таблица). В группе из 45 машинистов и их помощников с диагнозом артериальная гипертензия курят 40 % – 18 человек. В группе сравнения – 30 работников железной дороги, чей труд не связан с движением поездов с диагнозом АГ – курят 43,3 % – 13 человек. Установлено, что в обеих группах сравнения основные структурно-функциональные параметры ЭХО-КГ, такие как толщина задней стенки левого желудочка (ТЗСЛЖ), толщина межжелудочковой перегородки (ТМЖП) и левого предсердия (ЛП) выше, чем в группе некурящих работников (p<0.05).

Сравнительный анализ курящих и не курящих в группе машинистов и помощников машинистов

 

Курящие n=18

Не курящие n=27

P

Возраст (лет)

50,5±4,43

50,08±3,51

p>0.05

Стаж в профессии (лет)

25,6±3,85

23,16±4,06

p>0.05

стаж курильщика (лет)

26,7±6,91

-

 

САД (мм рт. ст.)

175,2± 16,7

132,1±8,9

p<0.05

ДАД (мм рт. ст.)

109,8±10,3

84,2±10,7

p<0.05

Глюкоза (ммоль/л)

5,03±0,65

3,71±0,26

p>0.05

Холестерин (мкмоль/л)

5,72±0,87

3,36±0,42

p<0.05

КА

4,79±0,94

1,5±0,74

p<0.05

ТЗСЛЖ (мм)

13,81±1,2

10,6±0,9

p<0.05

ТМЖП (мм)

18,98±1,5

10,2±1,4

p<0.05

ЛП (мм)

48,9±11,1

19,2±5,8

p<0.05

Аритмии (%)

83,1 %

29,5 %

p<0.05

 

Выявлено, что в группе машинистов с никотиновой зависимостью процент аритмий встречается на 6,9 % чаще, чем в группе железнодорожников, не связанных с движением поездов. Отмечено, что у курящих людей происходит снижение потребления кислорода и повышение холестерина в крови, и как следствие – формирование атеросклеротических бляшек. При курении происходит повышении давления в сосудах, возникают коронарные спазмы, происходит увеличение концентрации катехоламинов. Недостаточное поступление кислорода приводит к нарушениям ритма сердца, которые являются предикторами развития инфарктов, инсультов, аритмий и сердечной недостаточности.

Отмечено увеличение значений ЭТ-1 в группе машинистов без диагноза АГ (0,86±0,08 fmol/ml), что, на наш взгляд, обусловлено воздействием факторов, связанных с работой. Но более выраженное увеличение концентрации данного параметра (1,59±0,29 fmol/ml) отмечено у пациентов с АГ. При этом прослеживается достоверная разница с группой сравнения (0,23±0,02 fmol/ml). Повышение уровня эндотелина-1 в группе железнодорожников без АГ свидетельствует об изменении модуляции тонического состояния сосудов от легкой дилятации к патологической вазоконстрикции [5]. У машинистов с АГ вазоконстрикторный эффект эндотелина-1 значительно выше, что свидетельствует о прогрессировании ДЭ.

Определено, что у машинистов с АГ уровень МСР-1 в сыворотке крови превышает в 10 раз (268,83±23,29 пг/мл), в сравнении с группой здоровых не машинистов (22,34±3,11 пг/мл). Исходя из полученных нами данных, можно утверждать, что увеличение показателя МСР-1 у пациентов с АГ может свидетельствовать о начальном повреждении эндотелия сосудистой стенки и в последующем – проатеросклеротическим нарушением сосудистого русла. Выявлено, что уровень VEGF в группе машинистов с диагнозом АГ достоверно выше до 356,73±21,68 пг/мл. В группе сравнения уровень VEGF составил — 120,42±21,82 пг/мл. Достоверное повышение уровня VEGF наблюдается в группе машинистов, работающих в условиях психоэмоционального стресса, диссонанса биоритмов (чередование дневных и ночных рейсов). В группе работников локомотивного депо, не работающих в данных условиях, концентрация VEGF имеет лишь тенденцию к повышению.

Установлено, что в группе машинистов и их помощников с диагнозом АГ результаты теста «САН» достоверно ниже, чем в группе здоровых. Так самочувствие мужчины-гипертоники оценивали в среднем на 5,64±1,21 баллов, в группе сравнения – 6,56±0,44 баллов; активность у машинистов с АГ – 5,78±0,75 баллов, в группе здоровых – 6,21±0,38 баллов; настроение в группе машинистов и их помощников – 5,95±1,06 баллов, во второй группе 6,46±0,44 баллов.

В группе машинистов и их помощников отмечено превышение средних величин САД 151,92±9,63 мм рт. ст. и ДАД 87,7±7,41 мм рт. ст., чем в группе работников не связанных с движением поездов. Пульсовое давление у машинистов и их помощников (63,73±7,05 мм рт. ст.) превышало значение у группы сравнения (34,61±7,29 мм рт. ст.).

При изучении индекса Кердо прослеживается преобладание парасимпатической составляющей нервной системы в группе машинистов и их помощников – 23 %, а в группе работников, не связанных с движением поездов –19 %.

Для анализа согласованности функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой системы расчитан кардиореспираторный индекс (КРИ). В группе машинистов КРИ (3,56±0,55 усл. ед.) указывает на дисбаланс работы сердечно-сосудистой, дыхательной системы, и о напряжении механизмов адаптации [1]. Предполагаем, что дисбаланс работы кардиореспираторного комплекса связан с влиянием комплекса факторов трудового процесса, так как группы однородны по основным факторам риска, стажу, возрасту, социальному статусу. В группе машинистов и их помощников выявлено повышение значение адаптационного потенциала (АП), что характеризует нарушение адаптации [6]. Наиболее оптимальный уровень определен в группе сравнения (2,38±0,15), при удовлетворительном уровне адаптации.

Адаптационный потенциал характеризует уровень функционирования сердечно-сосудистой системы и свидетельствует о напряжении системы регуляции и неудовлетворительной адаптации работников в условиях производственной среды. Напряжение АП, которое выявлено в результате комплексного обследования работников локомотивных бригад, указывает на наличие напряжения регуляторных систем при сохранении жизненно важных систем организма.

При проведении корреляционного анализа с отдельными факторами трудового процесса (вибрация) установлено, что чем выше уровень вибрации, тем ниже значение васкулоэндотелиального фактора роста (r=-0,340). Чем выше уровень вибрации и чем длительней воздействие вибрации на организм машиниста, отмечено снижение адаптационного потенциала (r=-0,295). Об однонаправленности и протерогенности процесса свидетельствует тот факт, что при повышении коэффициента атерогенности в основной группе повышается АП (r=0,349).

Заключение. В связи с высокой распространенностью сердечно-сосудистой патологии – более 35 % в структуре заболеваемости, а наличие АГ более 50 %, проведенные исследования, основанные на изучении однородности сравниваемых групп по социуму, стажу, возрасту, факторам риска, в том числе факторам трудового процесса, позволило сделать вывод о формирующейся дисфункции эндотелия и напряжении систем адаптации в основной группе водителей локомотивов.

При обследовании групп водителей локомотивов с диагнозом АГ установлено дисфункциональное нарушение эндотелия, обусловленное лейкоцитарной агрессией, усилением выброса в сосудистое русло эндотелина-1, увеличением содержания такого медиатора воспаления, как МСР-1, а также VEGF. При этом запускается сложный механизм ангиогенеза, о чем свидетельствует подъем в сыворотке крови значений VEGF, как активатора ангиогенеза и процессов, противодействующих атеросклерозу сосудистой стенки, усиливающих формирование эндотелиальных клеток, предотвращающих десквамацию эндотелия.

В группе машинистов локомотивного депо выявлен доклинический синдром нейрогуморального дисбаланса сердечно-сосудистой системы, кардиореспираторного комплекса со снижением показателя КРИ и напряжением АП.

Предполагаем, что факторы трудового процесса являются запускающим механизмом ангиогенеза и проатерогенного состояния гомеостаза, способствуя прогрессированию АГ, и рассматриваем формирование АГ как производственно обусловленное заболевание.


Библиографическая ссылка

Малютина Н.Н., Толкач А.С. ДИСФУНКЦИЯ ЭНДОТЕЛИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТОГЕНЕЗА В ГРУППЕ ВОДИТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26187 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674