Междисциплинарный подход к проблеме изучения и коррекции вербальных и невербальных расстройств у детей дошкольного возраста дает возможность получения новых научных преставлений о внутренней и внешней картине дефекта при различных нарушениях речи. Учитывая классические и современные данные о причинах и проявлениях таких нарушений речи, как фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, востребованным в общей и специальной педагогике является поиск инновационных путей и технологий работы с такими детьми. В первую очередь имеется в виду применение систем, хорошо зарекомендовавших себя в области лечебно-профилактических учреждений и имеющих возможность адаптации к нуждам образовательных учреждений. Исходя из сказанного, определена актуальность и цель исследования: адаптировать и оптимизировать технологии использования Pablo System (Tyromotion) для работы с детьми с вариативными нарушениями речи дошкольного возраста.
Материал и методы исследования
Проведено обследование и терапия 30 детей дошкольного возраста (5–6 лет), имеющих установленные нарушения речи по типу фонетико-фонематического и общего недоразвития речи III уровня (экспериментальная группа 1 и экспериментальная группа 2 соответственно) [2, 3]. Анализ медико-психолого-педагогической документации показал наличие стертой дизартрии у 32 % испытуемых ЭГ 1, у 30 % испытуемых ЭГ 2, указания на перинатальную энцефалопатию у 8 % детей ЭГ 1 и 30 % детей ЭГ 2. Неблагоприятные социально-психологические факторы развития были зафиксированы у 20 % детей ЭГ 1 и 26 % детей ЭГ 2. Гендерный анализ показал равнозначные данные в группе детей с ФФН, тогда как среди детей с ОНР преобладали мальчики (65 % и 35 % соответственно).
У всех детей экспериментальных групп фиксированы вербальные нарушения, соответствующие данным классификации речевых нарушений. Так, у дошкольников с ФФН выявлены вариативные нарушения звукопроизношения, трудности дифференциации фонем на слух, затруднения в звуковом анализе и синтезе на уровне слога, слова, изредка – неточности передачи слогового рисунка слов. У дошкольников с ОНР зафиксированы снижение понимания обращенной речи, сужение объема словарного запаса, наличие в речи аграмматизма, трудности построения фразы, сложности в монологической и диалогической речи, нарушения звукопроизношения, дифференциации фонем на слух и в речи, затрудненное овладение звуковым анализом и синтезом.
При этом в экспериментальные группы были объединены дети, имеющие признаки нарушения ручной учебной деятельности (рисования, аппликации).
Разработанные и реализованные авторами специальные пробы по изучению состояния словообразовательных операций показали следующие результаты деятельности детей обеих групп: у детей ЭГ 1 (с ФФН) не выявлено грубых нарушений словообразования, однако регистрируется наличие специфических ошибок словообразования, связанных с фонетическим сходством некоторых морфем в составе слов («точильщик – точильчик»), с трудностями передачи слоговой структуры и звуконаполняемости слов («карановщик – крановщик», «слевала – склевала» ), неполнотой понимания значений производных слов («печник – который пироги печет»). У дошкольников ЭГ 2 (с ОНР) были выявлены грубые нарушения словообразования, обусловленные трудностями понимания производных слов («шахматист – которые шахты»), сложностями выбора и оперирования словообразовательными морфемами («лисник – лисья, кран – крановщик, домник –строитель» и проч.).
На момент начальной диагностики с помощью аппаратного комплекса Pablo System выявлено: трудности осуществления цилиндрического захвата у 80 % детей обеих экспериментальных групп, неумение осуществлять захват в трех точках – у 60 % детей ЭГ 1, у 80 % детей ЭГ 2. Щипковый, боковой и межпальцевый захват вызывают серьезные затруднения у всех детей с вариативными показателями силы захвата (в среднем менее 1,5 кг). Индекс контроля усилия (FCI) значительно снижен и нестабилен – 87 % детей обеих групп, отведение и выведение плеча относительно сформированы у 30 % детей ЭГ 1 и 32 % детей ЭГ 2, супинация-пронация имеют сниженные показатели у 25 % детей с ФФН, у 48 % детей с ОНР.
Детальный анализ данных изучения речевых и неречевых функций опирался на унифицированную десятибалльную шкалу оценки деятельности дошкольников по каждой экспериментальной пробе (от 1 до 10, где 1 означала отказ от выполнения задания, 2 – полностью неправильное или хаотичное выполнение, 3 – ошибочная попытка выполнения пробы без использования помощи, 4 – выполнение пробы с множественными ошибками, но с положительным результатом при использовании помощи взрослого, 5 – наполовину правильное выполнение задания, ошибки видит лишь частично и не может исправить 6 – правильное выполнение более половины задания с ошибками, исправляемыми при неоднократной помощи взрослого 7 – выполнение задания почти полностью с незначительными ошибками и частичным исправлением при помощи взрослого, 8 – выполнение с единичными ошибками и самостоятельным исправлением, 9 – практически правильное выполнение с незначительными погрешностями, 10 – безукоризненное выполнение пробы).
Корреляционный анализ выявленных речевых и неречевых затруднений позволил установить статистически значимые взаимосвязи между проявлениями, изученными у детей обеих экспериментальных групп. Так, у дошкольников с ФФН и ОНР были выявлены трудности ориентировки в схеме тела, на вертикальной плоскости (экран монитора при выполнении проб Pablo System). Корреляция Пирсона показала взаимосвязь этих проявлений с наличием трудностей осуществления разных видов захвата, отведения, выведения плеча, супинации-пронации и ограниченной возможностью контроля усилия (FCI). В то же время вышеуказанные пространственные и моторные нарушения оказались взаимосвязаны с нарушениями ручной учебной деятельности (аппликация, рисование). Эти проявления в наибольшей мере фиксировались у детей с ФФН и ОНР, имеющих выраженные затруднения в словообразовании (в понимании и конструировании новых слов).
Таким образом, впервые с помощью Пабло Систем установлены и затем статистически подтверждены корреляционные связи между следующими вербальными и невербальными компонентами в структуре дефекта детей с нарушенным речеязыковым развитием: ориентировкой в схеме тела, в вертикальном пространстве, навыками ручной (учебной) деятельности (аппликация, рисование), моторными возможностями верхнего плечевого пояса (включая мелкую моторику руки) и словообразовательными возможностями (понимание и конструирование новых слов).
Исходя из сформулированных заключений, целесообразно при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими вышеуказанные речеязыковые нарушения, выстраивать многофункциональную модель психолого-педагогической поддержки, включающую в себя как традиционные способы, приемы и технологии, так и инновационные, основанные, в частности, на возможностях применения Пабло Систем в условиях образовательных учреждений.
Имеющиеся у авторов данные применения Пабло Систем при работе с детьми школьного возраста (от 7 до 12 лет) уже демонстрируют высокую эффективность применения Пабло Систем в системе образовательных технологий. Так, в результате использования этих аппаратных возможностей положительная динамика зафиксирована по всем критериям оценки деятельности учащихся 1 – 3 классов школы. У всех школьников после терапии (основанной на сочетании традиционных и аппаратных методик) отмечалось значительное улучшение их состояния. По критериям работы в диапазоне пальцы – кисть – рука установлена абсолютная сформированность различных видов захвата (цилиндрический, щипковый, плоскостной, межпальцевый) у тех школьников, у которых ранее выявлено соответствующее недоразвитие.
Увеличились показатели силы сгибания-разгибания, сформировано умение детьми фиксировать и контролировать соответствующие усилия (FCI).
Заметно возросли показатели объема и полноты движений (при отведении/выведении плеча, сгибании/разгибании локтя, супинации/пронации), заданных в рамках внедренной программы.
По критериям вербального развития учащихся установлено: качественное улучшение состояния восприятия и хранения речевой информации, сформирована четкость в понимании и употреблении в собственной речи приставочных глаголов, названий частей тела человека, предложных конструкций.
Установлены положительные изменения в качестве письменной речи детей: улучшение почерка отмечено более чем у половины детей; выявлено более уверенное выполнение письменных видов работ. По психолого-педагогическим критериям также определено: снижение уровня негативизма по отношению к учебным видам деятельности, возросшая мотивация к урокам с использованием Pablo System, улучшение показателей состояния внимания и памяти школьников 7–12 лет.
Применительно к текущей проблеме исследования вербальных и невербальных проявлений у дошкольников с речеязыковыми нарушениями целесообразно рекомендовать взаимно согласованную работу разных специалистов (педагога-воспитателя, учителя-логопеда, педагога физического воспитания, психолога), каждый из которых может реализовывать программу обучения детей с применением традиционных средств и средств аппаратных (на основе Пабло Систем) [1].
Так, например, логопед может планировать работу над словообразованием детей по следующему плану:
- Накопление первичного словаря мотивированной лексики;
- Формирование навыков семантической интерпретации производных наименований;
- Стимулирование словотворческих возможностей;
- Формирование словообразования на материале разных частей речи;
- Формирование навыков использования словообразовательных умений в устной речи (диалогической и монологической).
При этом выполнение пунктов плана будет осуществляться в виде традиционных заданий и упражнений, а также с помощью игр, определенных программным обеспечением Пабло Систем [4].
Рассмотрим возможности развития словообразовательных, речевых навыков при проведении ряда игр:
Игра «Воздушный шар». Суть игры: маневрирование воздушным шаром через определенные препятствия: последовательность динамических движений и/или применение силы на протяжении продолжительного периода времени с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь). Упражнение: контроль движений, координация движений, постоянное сокращение, управление балансом и позицией. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием приставочных глаголов (полетел, перелетел, облетел и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (право, лево, правее, левее, высоко – выше, низко – ниже, сильно – сильнее, слабо – слабее и проч.).
Игра «Курица и червяк». Суть игры: курица выклевывает червей из земли: осуществление активных и эффективных движений с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь). Упражнение: повторяющиеся целенаправленные движения, сложные повседневные движения, обучение правильному контролю движений, предупреждение компенсации во время процесса обучения, контроль и нормализация тонуса, тренировка пространственной ориентации и реакций. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием приставочных глаголов (подошла, обошла, ушла. Отошла и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (близко – ближе, далеко – дальше, право, лево, правее, левее, высоко – выше, низко – ниже, сильно – сильнее, слабо – слабее и проч.).
Игра «Стрельба по банкам». Суть игры: банки двигаются с большой скоростью через фиксированную на экране разметку. При своевременном нажатии на спусковой крючок происходит попадание в банку: своевременная активация силы и/или двигательных импульсов с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь). Упражнение: запуск движения, концентрации, точного и быстрого применения силы, координации, реакции, управлением балансом и позицией. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием производных приставочных глаголов (жми_ нажми, выстрелил, вылетел, попал, упала и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (близко – ближе, далеко – дальше, право, лево, правее, левее, высоко- выше, низко – ниже, сильно- сильнее, слабо – слабее и проч.).
Игра «Охотник за яблоками». Суть игры: падающие яблоки должны быть пойманы в корзину: активное повторение последовательности действий или применение силы к выбранной функции руки с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь). Упражнение: управление движениями, сила, управление силой, тонусом, нацеленные движения, координация, внимание, управлением балансом и позицией. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием производных существительных (садовник, охотник, яблочко, и проч.), приставочных глаголов (подвинул, отодвинул, подставил и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (близко – ближе, далеко – дальше, право, лево, правее, левее, высоко – выше, низко – ниже, сильно – сильнее, слабо – слабее и проч.).
Игра «Сортировка отходов». Суть игры: сбор различных частей отходов при помощи зажимного устройства и их сортировка в соответствующие контейнеры: достижение и поддерживание необходимого уровня силы и/или движений с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь). Упражнение: управление силой, рациональное использование силы, координация, целенаправленные движения, постоянная координация, внимание, управлением балансом и позицией. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием производных приставочных глаголов (поднял, опустил, подвинул, отодвинул, подставил и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (близко – ближе, далеко – дальше, право, лево, правее, левее, высоко – выше, низко – ниже, сильно – сильнее, слабо – слабее и проч.). Игра «Пожарная команда». Суть игры: пламя должно быть погашено струей воды как можно точнее: достижение и поддерживание необходимого уровня силы и/или движений с оречевлением своих действий (сопровождающая, завершающая, планирующая речь).
Упражнение: управление силой, рациональное использование силы, координация, целенаправленные движения, постоянная координация, внимание, управлением балансом и позицией. Речевое сопровождение: отдельные слова или предложения с использованием производных существительных и прилагательных (пожар – пожарный, огонь – огненный, горит – горячий, вода – водяная и проч.), приставочных глаголов (поливает, заливает, потушил, подвинул, отодвинул и проч.), сравнительных прилагательных и наречий (близко – ближе, далеко – дальше, право, лево, правее, левее, высоко- выше, низко – ниже, сильно- сильнее, слабо – слабее и проч.).
В свою очередь, педагог-воспитатель может использовать полученные результаты для закрепления и оптимизации навыков ручной (учебной) деятельности (рисования, конструирования) как в традиционной форме работы, так и, по примеру логопеда, с помощью аппаратного комплекса Пабло Систем, реализуя вышеуказанные или другие игры, предлагаемые соответствующим программным обеспечением. Применение аналогичного сочетания традиционных и инновационных форм работы обеспечит высокую эффективность работы и педагога физической культуры.
Выводы
Использование аппаратного комплекса может оказывать влияние на стабильную эффективность работы и улучшение результативности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с речеязыковыми нарушениями по разноплановым параметрам. Pablo (Пабло) – это новый современный многофункциональный аппарат для коррекции нарушений не только крупной и мелкой моторики мышц верхней конечности, но и вербальных и сопутствующих нарушений, а именно: ориентировки в схеме собственного тела, пространственной ориентировки в вертикальном пространстве, трудностей речевого характера (в нашем случае – словообразовательных возможностей), и. опосредованно – сложностей ручной (учебной) деятельности (рисования, конструирования). Данный аппарат позволяет производить как оценку функциональных возможностей верхней конечности в начале и процессе лечения, так и осуществлять тренировки при помощи интерактивных программ, что сопряженно дает положительный эффект в развитии и восстановлении речевых и когнитивных функций.
Pablo легко подсоединяется к ПК или ноутбуку при помощи USB-порта и управляется при помощи программного обеспечения, которое подходит к месту терапии, в частности, не только в лечебно-профилактических, но и в образовательных учреждениях, где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди общей популяции этих детей определяются не только дети с установленной инвалидностью, но и те, кто таковой не имеет: дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями двигательных возможностей, дети с задержкой психического развития, легкими нарушениями слуха, нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, миопия легкой и средней степени), слабой и умеренной интеллектуальной недостаточностью, сочетанными нарушениями и проч. Эффективности работы с Pablo System способствуют игровые программы: задания, ориентированные на достижение цели, сопровождаемые звуковым и визуальным сигналом, так же, как и тактильный отклик, обеспечивают поддержание максимальной концентрации внимания и мотивации. Передвижение курсора контролируется силой и перемещением сенсора. 10 уровней сложности обеспечивают тренировку в пределах моторных навыков и тактильной чувствительности пациента. Важным для качества применения этой системы в условиях образовательных учреждений является то, что вся полученная информация, сохраненная в базе данных, позволяет создать всеобъемлющий отчет, графический анализ, комплексно отражающий процесс работы с каждым ребенком индивидуально.
Таким образом, исследование показало целесообразность применения аппаратного комплекса, его результативность при включении в общий ход психолого-педагогического процесса, устойчивую положительную динамику по критериям психолого-педагогических и моторных параметров, эффективность применения Pablo System в условиях психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, легкость и доступность применения этой системы в работе специалистов, имеющих базовое психолого-педагогическое образование (педагога-воспитателя, логопеда, психолога и т.д.). Исходя из потребностей общего, специального и инклюзивного образования в Российской Федерации, определяется высокий потенциал дальнейшего внедрения и усовершенствования имеющихся технологий работы на данных аппаратных комплексах.
Библиографическая ссылка
Гущина Ю.Р. ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ПАБЛО СИСТЕМ В РАЗВИТИИ МОТОРНЫХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26180 (дата обращения: 07.12.2024).