Развитие познавательной деятельности является одной из ведущих задач модернизации российского образования, которая нашла своё отражение в ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Изучение познавательной деятельности берёт своё начало в философии, где её изучает раздел «Теория познания, или Гносеология». Ещё в античные времена Аристотель построил целостное учение о познании. Кроме того, в теорию познания внесли свой вклад Сократ, Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Гуссерль и т.д. [10].
В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.
Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.
Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].
В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].
Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].
С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].
По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].
В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.
По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].
Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].
Проанализировав подходы к определению понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», Лушникова О.Ю. выделяет следующие их общие признаки:
- система действий (умственных и практических);
- процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
- форма существования учащихся как субъектов учения [8].
В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.
Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности
Линия разграничения |
Познавательная деятельность |
Учебная деятельность |
Цель |
Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу |
Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач |
Предмет |
Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация |
Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими |
Средства |
Научное изучение предмета, явления методами различных наук |
Технологизация учебного процесса |
Результат |
Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности |
ЗУН учебной дисциплины, предмета |
Структура |
· постановка проблемы, · выдвижение гипотезы, · проверка гипотезы, вывод. Или: · мотивация, · проблема, · реализация, · контроль и самоконтроль, оценка и самооценка [13] |
· потребность, · учебная задача. · мотивы учебной деятельности. · учебные действия и операции [7] |
Из таблицы 1 видим, что отличия имеются по всем линиям разграничения. Понятие «учебная деятельность» более узкое, предметное, нежели «познавательная деятельность», которая характерна для всей совокупности процесса познания. «Познавательная деятельность» - более обобщенное понятие, чем «учебная деятельность». Этому выводу способствуют мнения многих исследователей о том, что осуществление учебной деятельности неотделимо от осуществления познавательной деятельности, тогда как процесс познания осуществляется не только в целях учения, но и с целью научных исследований.
По мнению Юркевич В.С., всё, что человек делает для получения знаний по собственному желанию (порой вопреки некой выгоде, себе во вред), а не по принуждению - познавательная деятельность, а если по понятию «должен», «нужно», «обязан» - это уже учебная деятельность [3]. Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании.
Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. В частности, В.С. Юркевич определяет потребность в познании как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания». Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании). По мнению В.С. Юркевич «само по себе осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность» [3].
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].
Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].
В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].
Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:
- выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
- выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
- контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.
Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.
Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:
- манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
- собрать, поймать (кого-то или что-то);
- преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
- вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
- визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
- перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
- вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
- узнать реакцию другого (человека, животного);
- испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].
В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.
Среди многих видов деятельности познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы подростков, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников [11, с. 30]. Для этого учитель должен уметь определять через поведение учеников проявления познавательной деятельности. Кроме того, в образовательном процессе необходимо как можно чаще прибегать непосредственно к организации познавательной деятельности, т.к. она обладает большими возможностями для получения нового знания, нежели учебная, и более эффективна для развития личностных компетенций. В связи с этим для изучения познавательней деятельности подростков мы предлагаем для обсуждения анкету для преподавателей основного общего образования.
Анкета для учителей «Изучение познавательной деятельности у подростков»
Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).
Инструкция. Уважаемые учителя, Вам предлагается ответить на вопросы, как часто бывает та или иная ситуация. Оцените в процентах - от 0 до 100, где 0 - 0%, а 10 - 100%.
Бланк анкеты для учителя
Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________
Место работы (образовательная организация)_________________________________________
Возраст ______________ Педагогический стаж__________________
В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________
Вопросы/утверждения для учителей |
Никогда – 0, всегда - 10 |
1. Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
13. Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
14. Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
15. Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
16. Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
17. Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
18. Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
19. Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
20. Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
21. Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
22. Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
23. Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
24. Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
25. Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
26. Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос? |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.
Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.
Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.
Библиографическая ссылка
Дементьева О.М. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 08.12.2024).