Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Дементьева О.М. 1, 2
1 ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"
2 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Развитие познавательной деятельности отражено в ФГОС, который устанавливает требования к личностным образовательным результатам. В настоящее время «познавательная деятельность» понятие не новое. Имеется множество трудов с её описанием и различными определениями термина. Наряду с понятием «познавательная деятельность» в отечественных публикациях применяется понятие «учебная деятельность», что привносит некоторую путаницу в понимании и использовании терминов. По этой причине в статье приводится сравнительная характеристика данных понятий, выделяются особенности понятия «познавательная деятельность». В заключение делается вывод, что в образовательном процессе наиболее целесообразно организовывать познавательную деятельность как более широкую, чем учебная, т.к. она выходит за рамки образовательного учреждения и осуществляется по собственному желанию учащегося, а не по принуждению. В связи с тем что в настоящее время большая часть методик по изучению познавательной деятельности предназначена для таких возрастных групп, как дошкольники, младшие школьники, студенты, и недостаточно методик для подросткового возраста, то в этой связи предлагается для обсуждения анкета для учителей. Однако для объективного изучения познавательной деятельности необходимы анкеты для подростков и их родителей.
познание
познавательная деятельность
процесс
учебная деятельность
активность
потребность
подросток
1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.
2. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. – 495 с.
3. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. Т. 2, № 2. – М. : ГБОУ ВПО «МГППУ», 2013. – С. 87–100.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании : методическое пособие. - М. : МПГУ, 2017. – 75 с.
5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. – 777 с.
6. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза : монография / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – 167 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Наука, 1982. – 304 с.
8. Лушникова О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки : дис. ... канд. пед. наук.  Магнитогорск, 2010. – 164 с.
9. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
10. Познавательная деятельность человека [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=465628 (дата обращения: 10.12.15).
11. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
12. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.
13. Фиалко А.И. Моделирование педагогического сопровождения активизации познавательной деятельности обучающихся // Непрерывное образование [СПб]. - 2015. - № 1 (11). – С. 16-20.
14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

Развитие познавательной деятельности является одной из ведущих задач модернизации российского образования, которая нашла своё отражение в ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».

Изучение познавательной деятельности берёт своё начало в философии, где её изучает раздел «Теория познания, или Гносеология». Ещё в античные времена Аристотель построил целостное учение о познании. Кроме того, в теорию познания внесли свой вклад Сократ, Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Гуссерль и т.д. [10].

В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.

Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].

В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].

Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].

С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].

По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].

В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.

По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].

Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].

Проанализировав подходы к определению понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», Лушникова О.Ю. выделяет следующие их общие признаки:

  • система действий (умственных и практических);
  • процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
  • форма существования учащихся как субъектов учения [8].

В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.

Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности

Линия разграничения

Познавательная деятельность

Учебная деятельность

Цель

Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу

Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач

Предмет

Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация

Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими

Средства

Научное изучение предмета, явления методами различных наук

Технологизация учебного процесса

Результат

Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

ЗУН учебной дисциплины, предмета

Структура

·         постановка проблемы,

·         выдвижение гипотезы,

·         проверка гипотезы, вывод.

Или:

·         мотивация,

·         проблема,

·         реализация,

·         контроль и самоконтроль,

оценка и самооценка [13]

·         потребность,

·         учебная задача.

·         мотивы учебной деятельности.

·         учебные действия и операции [7]

 

Из таблицы 1 видим, что отличия имеются по всем линиям разграничения. Понятие «учебная деятельность» более узкое, предметное, нежели «познавательная деятельность», которая характерна для всей совокупности процесса познания. «Познавательная деятельность» - более обобщенное понятие, чем «учебная деятельность». Этому выводу способствуют мнения многих исследователей о том, что осуществление учебной деятельности неотделимо от осуществления познавательной деятельности, тогда как процесс познания осуществляется не только в целях учения, но и с целью научных исследований.

По мнению Юркевич В.С., всё, что человек делает для получения знаний по собственному желанию (порой вопреки некой выгоде, себе во вред), а не по принуждению - познавательная деятельность, а если по понятию «должен», «нужно», «обязан» - это уже учебная деятельность [3]. Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании.

Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. В частности, В.С. Юркевич определяет потребность в познании как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания». Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании). По мнению В.С. Юркевич «само по себе осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность» [3].

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].

В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].

Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:

  • выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
  • выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
  • контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.

Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:

  1. манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
  2. собрать, поймать (кого-то или что-то);
  3. преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
  4. вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
  5. визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
  6. перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
  7. вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
  8. узнать реакцию другого (человека, животного);
  9. испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].

В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.

Среди многих видов деятельности познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы подростков, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников [11, с. 30]. Для этого учитель должен уметь определять через поведение учеников проявления познавательной деятельности. Кроме того, в образовательном процессе необходимо как можно чаще прибегать непосредственно к организации познавательной деятельности, т.к. она обладает большими возможностями для получения нового знания, нежели учебная, и более эффективна для развития личностных компетенций. В связи с этим для изучения познавательней деятельности подростков мы предлагаем для обсуждения анкету для преподавателей основного общего образования.

Анкета для учителей «Изучение познавательной деятельности у подростков»

Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).

Инструкция. Уважаемые учителя, Вам предлагается ответить на вопросы, как часто бывает та или иная ситуация. Оцените в процентах - от 0 до 100, где 0 - 0%, а 10 - 100%.

Бланк анкеты для учителя

Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________

Место работы (образовательная организация)_________________________________________

Возраст ______________ Педагогический стаж__________________

В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________

Вопросы/утверждения для учителей

Никогда – 0, всегда - 10

1.                  Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.                  Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.                  Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.                  Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.                  Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.                  Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.                  Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8.                  Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9.                  Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10.              Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11.              Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12.              Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13.              Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14.              Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15.              Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16.              Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17.              Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18.              Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19.              Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20.              Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21.              Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22.              Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23.              Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24.              Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25.              Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

26.              Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.

Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.

Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.


Библиографическая ссылка

Дементьева О.М. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 24.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674