Развитие сферы образования в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией учебной деятельности школьников и студентов, широким использованием технических средств и компьютерных технологий в образовательном процессе, постоянным увеличением информационного потока, что требует от молодых людей наличия адекватного физического, умственного и психоэмоционального потенциала. Ухудшение социально-экономических условий жизни населения страны, нарастание экологического неблагополучия приводят к изменению качества жизни, что негативно сказывается на состоянии здоровья обучающейся молодежи [1,9]. Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку молодые люди формируют в дальнейшем кадровый потенциал страны [2]. Создание дружественного к ребенку здравоохранения обеспечивается совершенствованием нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, поддержкой успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи [5].
Учитывая актуальность проблемы, целью исследования является научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга условий обучения, показателей здоровья и ценностных ориентаций обучающихся. В связи с этим нами проводится комплексное медико-социальное и педагогическое исследование состояния здоровья школьников и студентов. Комплексная оценка состояния здоровья студентов проводится в вузах г. Уфа (Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский государственный авиационный технический университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации).
Нами также разрабатывается концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни и профилактику девиантных форм поведения обучающихся.
Учитывая, что обучение студентов (по содержанию и интенсивности учебного процесса) существенно отличается в вышеперечисленных вузах, нами проводится сравнительное комплексное медико-социальное исследование, направленное на изучение гигиенических условий, образа жизни, системы ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ, а также состояния здоровья студентов вузов г. Уфа.
Нами проводится комплексная гигиеническая оценка условий обучения и проживания студентов высших учебных заведений. Анализируется воздушная среда образовательных организаций в процессе проведения учебных занятий. Оцениваются такие параметры, как температура и влажность воздуха (в теплое и холодное время года), движение воздуха, шум, химический состав воздушной среды, бактериологический анализ воздуха (количественный и качественный), аэронизация. Выявляется содержание радона в помещениях. Производятся замеры электромагнитных излучений (электрических и магнитных полей) в дисплейных классах образовательных организаций. Большое внимание уделяется определению показателей освещенности в аудиториях, лекционных, читальных и спортивных залах вузов. Также производится оценка коэффициента пульсации осветительных приборов.
Выявляются основные тенденции заболеваемости студентов вузов, проводится анализ репродуктивного здоровья студенток. Определяются основные медико-статистические закономерности заболеваемости по обращаемости (в случаях и днях), по данным углубленных медицинских осмотров, госпитализированной заболеваемости и пр. Исследуется заболеваемость различных возрастных, гендерных и социальных групп студентов.
Нами также выявляется зависимость состояния здоровья обучающихся от проанализированных гигиенических и социальных факторов. Создается модель прогнозирования изменений психофизического состояния обучающихся в соответствии с заданным оценочным уровнем на основе нейросетевых технологий. Определяются прогностические риски возникновения хронической патологии у школьников и студентов в зависимости от выраженности социальных факторов и уровня сформированности здоровьесберегающего поведения. Разработка модели проводится совместно с сотрудниками Финансового университета при Правительстве РФ [5]. Оценка эффективности комплексной программы проводится с использованием нейросетевых технологий. Нейросети, в частности многослойные персептроны (Multy Lauer Perseptron (MLP), являются универсальными аппроксиматорами и кластеризаторами, способными работать в сложных условиях моделирования, т.е. при наличии триады «НЕ-факторов» (неточности, неполноты, неопределенности данных). Исследуемые в статье социально-медицинские системы отличаются именно такими сложными условиями моделирования, причем с высоким уровнем априорной непараметрической неопределенности [4]. На основе общесистемных законов агрегирования и каскадного усиления разработан метод последовательного анализа и управления адекватностью нейросетевой модели восстановления нелинейных зависимостей при формировании здоровьесберегающего поведения обучающейся молодежи. Направлением дальнейших исследований является разработка практической методики отбора медико-социальных факторов для нейросетевой модели, содержащей как количественные, так и качественные показатели.
Разрабатывается и апробируется в учебном процессе образовательных организаций концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование позитивного гигиенического поведения и профилактику девиантных форм поведения обучающихся. Программа «Здоровье современной студенческой молодежи» разрабатывается в соответствии с современными инновационными педагогическими технологиями (интерактивными формами обучения). Особое внимание в данной работе уделяется вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ в молодежной среде, вопросам репродуктивного здоровья [6].
Одним из этапов нашей работы является проведение сравнительного анализа образа жизни, ценностных ориентаций и условий обучения студентов Российской Федерации (на примере г. Уфа), Великобритании (на примере г. Шеффилд, Sheffield University) и Франции (на примере г. Руан, Université de Rouen).
Учитывая то, что здоровье в большей мере зависит от соблюдения человеком гигиенических норм и принципов здорового образа жизни [8,11], нами были разработано и внедрено в учебный процесс общеобразовательных школ республики Башкортостан методическое обеспечение гигиенического воспитания для обучающихся начальных классов и для родителей младших школьников. Курс и программа «Культура здоровья» для обучающихся начальных классов, а также курс и программа «Формирование здоровья» для родителей младших школьников утверждены как авторские Экспертным советом Управления народного образования администрации г. Уфа.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информационный выбор в вопросах здорового образа жизни – важный фактор в формировании личности ребенка [10]. Основой гигиенического воспитания является формирование умений и навыков позитивного гигиенического поведения, а также активная деятельностная позиция в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих. Организация деятельности обучающихся должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны [7].
В дальнейшем нами проводился анализ результативности курсов. Один из этапов оценки эффективности курсов и программ был посвящен анализу данных по заболеваемости. Исследование проводилось комплексно: рассматривалась заболеваемость по данным обращаемости, с временной утратой трудоспособности в случаях и днях. Оценивалась также госпитализированная заболеваемость.
Следует отметить, что более высокий уровень заболеваемости, по данным обращаемости, был отмечен в контрольных классах по сравнению с экспериментальными. Разница средних показателей за период наблюдения составила 20,7%, причем темп убыли показателя в основной группе — -33,2%, тогда как в контрольной группе — -14,57% .
В экспериментальной группе заболеваемость, по данным обращаемости по поводу болезней органов дыхания, снизилась на 34,3%, тогда как в контрольной группе — всего на 4,2% (Р£0,05). Достоверно чаще обращаются обучающиеся контрольной группы по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01).
В процессе мониторинга заболеваемости выяснилось, что заболеваемость, по данным обращаемости, значительно отличается по месяцам года. Наибольший подъем заболеваемости регистрируется в феврале и первые весенние месяцы (март, апрель), что связано, видимо, с ослаблением иммунной резистентности организма, нарастанием утомления к концу учебного года. Следующий пик заболеваемости, по данным обращаемости, отмечается в октябре и обусловлен, по всей видимости, неблагоприятными погодными условиями и адаптацией обучающихся начальной школы к учебным нагрузкам.
Заболеваемость с ВУТ в днях достоверно выше в контрольной группе (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной. Причем у школьников 2-го класса (на втором году обучения) в основной группе отмечается некоторое снижение числа дней временной нетрудоспособности (темп убыли -22,48), тогда как в контрольной группе этот показатель растет (темп прибыли +12,1). Наибольшая потеря дней трудоспособности сопровождает болезни органов дыхания. В экспериментальных классах отмечается снижение данного показателя в 1,32 раза, в контрольных классах за период наблюдения отмечается увеличение в 1,14 раза (Р£0,01). Достоверно более высокие показатели заболеваемости с ВУТ в днях были определены в контрольной группе по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01), болезней кожи и подкожной клетчатки (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной группой. Следует обратить внимание на некоторое увеличение (в 2,34 раза) числа дней временной нетрудоспособности в контрольной группе при травмах, при этом в основной группе на втором году обучения не отмечаются потери в днях трудоспособности по данной причине.
Оценивалась также степень влияния гигиенического воспитания на заболеваемость обучающихся. Для этого был проведен корреляционный анализ между уровнем сформированности гигиенических навыков и заболеваемостью, по данным обращаемости, в результате которого была выявлена cильная корреляционная связь между соблюдением режима дня школьниками и заболеваниями сердечно-сосудистой системы (= 0,9), нервной системы (= 0,74). Определено влияние закаливания на показатели заболеваемости по классу болезней органов дыхания (= 0,87), инфекционных и паразитарных болезней (= 0,73). Доказана cтатистически значимая связь между физической подготовкой и заболеваниями костно-мышечной системы (= 0,88), сердечно-сосудистой системы ( = 0,67), нервной системы ( = 0,64). Итак, анализ показателей заболеваемости доказывает, что планомерное и целенаправленное формирование позитивного гигиенического поведения способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Один их этапов нашего исследования был посвящен оценке изменения умственной работоспособности обучающихся в процессе учебной деятельности. С этой целью были использованы фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН. Был произведен анализ 965 фигурных таблиц в контрольной и основной группах. Динамика изменения состояния нервной системы детей определялось по трем категориям коэффициента x:
1) «Функциональное состояние» — x<1,5;
2) «Проявление утомления» — 1,5<x<4;
3) «Заметное утомление» — x>4.
Наиболее значительное различие между результатами основной и контрольной групп было достигнуто в категории «Функциональное состояние» в начале учебной четверти. Темп убыли показателя от первого к последнему уроку (в начале недели) был в экспериментальной группе -9,8%, тогда как в контрольной группе — -39,3%. В конце недели данное преимущество в основной группе сохранялось от первого к последнему уроку (-11,4% против -40,1% соответственно). Однако следует отметить, что в конце учебной четверти отличие между показателями «Функционального состояния» изучаемых контингентов становится менее существенным. Темп убыли от первого к последнему уроку в начале недели в экспериментальной группе достигает –17,2%, в контрольной — –26,2%. В категории «Заметное утомление» положительных результатов в экспериментальной группе (по сравнению с контрольной) достигнуть не удалось.
Вывод: таким образом, изучение показателей заболеваемости и утомляемости доказывает, что формирование позитивного гигиенического поведения и улучшение гигиенических показателей среды способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся в процессе учебной деятельности.
Библиографическая ссылка
Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т., Казак А.А. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26166 (дата обращения: 09.12.2024).