Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения является одной из приоритетных задач настоящего времени. При этом особое внимание уделяется факторам, препятствующим достижению целей обеспечения национальной безопасности, среди которых одним из важнейших является высокий уровень потребления психоактивных веществ (ПАВ). Употребление ПАВ, к числу которых относятся алкоголь, табак и наркотики, в последние десятилетия достигло в России катастрофических масштабов. По данным Ю.В. Михайлова с соавторами (2014), одним из наиболее распространенных в Российской Федерации является употребление алкоголя, в том числе среди несовершеннолетних [4].
Проблема профилактики употребления ПАВ является предметом интереса врачей, психологов, социальных работников, педагогов. В 2011 году утверждена «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», утверждающая, что имеющийся в распоряжении системы образования профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на несовершеннолетних и молодежь, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения, способствуя тем самым обеспечению общественной безопасности [6]. При этом одной из задач профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде, в соответствии с Концепцией, является характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися образовательных учреждений.
Исходя из вышесказанного целью исследования явилось изучение некоторых аспектов алкоголизации учащихся общеобразовательных учреждений.
Важным этапом в организации профилактической работы, позволяющим определить приоритетные целевые группы учащихся, направления воспитательных мероприятий, а также оценить их эффективность, является обследование контингента обучающихся. В данном исследовании приняли участие 402 школьника в возрасте 13-17 лет, в том числе учащиеся седьмых, девятых и одиннадцатых классов. Общая численность испытуемых женского пола составила 213 человек, мужского пола – 189 человек.
Кроме того, в рамках исследования было проведено анкетирование родителей школьников общей численностью 132 человека, в том числе 66 мужчин и 66 женщин в возрасте 35-50 лет.
Исследование предусматривало изучение эпидемиологии употребления алкоголя, в том числе возраста и ситуации первой пробы, частоты употребления алкоголя, отношения к употреблению алкоголя, мотивов его употребления, а также распространенности среди школьников ложных представлений об алкоголе.
Как показали результаты исследования, 68,65% обследованных школьников, в том числе 64,79% девочек и 73,01% мальчиков, имеют опыт употребления алкоголя. Распределение испытуемых, совершивших первую пробу алкоголя, по половозрастным группам показано на рисунке 1. Согласно полученным результатам, никогда не пробовали алкоголь 53,3% учащихся седьмых классов, 33,3% учеников девятых классов и лишь 8,5% одиннадцатиклассников.
16,42% испытуемых употребляют алкоголь достаточно регулярно – от одного-двух раз в неделю до нескольких раз в месяц. В данной группе школьников преобладают учащиеся одиннадцатых классов. Наибольшее число испытуемых обоих полов ограничивается употреблением спиртных напитков несколько раз в год.
Рис. 1. Число испытуемых, совершивших пробу алкоголя (%)
Средний возраст первой пробы алкоголя в целом по обследованной выборке составляет 13,4 года, что в целом соответствует среднероссийским показателям [1]. При этом для девочек значение показателя составляет в среднем 13,89 года, для мальчиков – 12,91 года. Применение методов математической обработки, в частности t-критерия Стьюдента, позволило установить, что различия являются статистически значимыми (t = 2,44, p<0,05). 61,95% испытуемых совершили первую пробу алкоголя дома, за праздничным столом с родителями, 34,78% - в компании друзей.
Определение возраста первой пробы не только является эпидемиологической характеристикой проблемы употребления ПАВ, но и имеет большое значение при организации профилактической работы. Первичная профилактика, ориентированная на массовую популяцию детей педагогическими средствами, имеющимися в распоряжении учреждений общего образования, преследует цель предотвращения вовлечения подростков в употребление ПАВ [7]. Традиционной целевой группой, с которой в образовательных учреждениях проводятся мероприятия по профилактике употребления ПАВ, являются учащиеся восьмых-девятых и более старших классов, подавляющее большинство которых уже испытало на себе действие алкоголя. Это одна из причин, по которой данные мероприятия воспринимаются школьниками скептически и оказываются неэффективными. Следовательно, воспитательная работа по профилактике употребления алкоголя должна проводиться в более раннем возрастном периоде – с учащимися пятых-шестых классов, а в отдельных случаях, с учетом эпидемиологической обстановки в конкретном образовательном учреждении и выбора адекватных форм работы, с учащимися начальной школы.
Изучение отношения учащихся к употреблению алкоголя, а также их представлений о его пользе или вреде позволяет выявить сформированные установки, заблуждения в этой сфере и, таким образом, определить направления воспитательной работы. В рамках исследования школьникам было предложено выразить согласие с рядом утверждений, представляющих собой мифы об алкоголе, распространенность которых среди подростков и молодежи способствует их вовлечению в процесс употребления алкоголя.
Большое значение в контексте алкоголизации имеет распространенность так называемых социально-психологических мифов, приписывающих алкоголю способность раскрепостить человека, поднять настроение, сделать более общительным, снять стресс. Как показало анкетирование школьников, наиболее распространенным среди них являются мифы данной группы, в частности заблуждения о том, что «алкоголь способствует общению, снимая скованность», а также «алкоголь веселит». С этими утверждениями согласилось наибольшее число опрошенных учащихся - 47,76% и 47,01% соответственно.
Рис. 2. Число школьников, выразивших согласие с мифом
«Алкоголь способствует общению, снимая скованность» (%)
На рисунке 2 представлено распределение учащихся, выразивших согласие с утверждением о способности алкоголя сделать человека более общительным, по половозрастным группам. Следует обратить внимание, что данное заблуждение более распространено среди учащихся девятых и одиннадцатых классов. Широкое распространение данного мифа стимулирует использование алкоголя в компаниях, на вечеринках, в процессе межличностного общения, в том числе среди подростков.
Кроме того, употребление алкоголя часто связано с ложными утверждениями о его безвредности или даже пользе, способности улучшить аппетит, пищеварение, предупредить различные заболевания, составляющими совокупность псевдомедицинских мифов. В частности, дискуссионным остается вопрос о целесообразности ежедневного употребления слабоалкогольных напитков и вин в небольших дозах. Распределение мнений опрошенных школьников по данному вопросу показано на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение мнений о пользе и вреде ежедневного употребления вина (%)
Полученные данные свидетельствуют о том, что чем старше опрошенные, тем более распространено среди них убеждение в том, что ежедневное употребление вина небольшими дозами является полезным для здоровья. Такое распределение ответов позволяет сделать вывод о постепенном вовлечении школьников в употребление алкоголя и присвоении ими алкогольной культуры общества. Вместе с тем подавляющее число опрошенных школьников, в том числе 83,09% девочек и 90,47% мальчиков, полагают, что ежедневное употребление пива является вредным для здоровья.
Среди других распространенных среди школьников заблуждений можно упомянуть следующие: «алкоголь согревает, помогая справиться с холодом» (44,78%), «алкоголь расслабляет, снимая стресс» (43,28%), «существуют люди, которые пьют и живут долго» (42,54%), «алкоголь помогает излечению, входя в состав различных лекарств» (41,79%). Сопоставление результатов анкетирования по возрасту не позволило подтвердить тезис о том, что чем младше дети, тем менее они осведомлены о вреде спиртных напитков и тем больше подвержены действию мифов об алкоголе. Напротив, полученные результаты свидетельствуют о том, что в старших возрастных группах некоторые мифы более распространены, чем среди семиклассников. Так, например, с заблуждением о том, что «алкоголь согревает, помогая справиться с холодом», согласились только 6,67% учащихся седьмых классов, а также 64,29% девятиклассников и 63,83% одиннадцатиклассников. Распространенность мифа о том, что «алкоголь уменьшает боль, даёт чувство облегчения при болезненных состояниях», также увеличивается с возрастом: с 15,55% в седьмых классах до 59,52% в девятых и 55,32% в одиннадцатых классах.
Сопоставление распространенности мифов среди мальчиков и девочек показывает, что действию некоторых мифов больше подвержены девочки. Например, с утверждением «алкоголь способствует общению, снимая скованность» согласились 54,93% девочек и только 39,68% мальчиков, с заблуждением о том, что «отрицательные последствия употребления алкоголя наблюдаются только у людей, или народов, генетически склонных к алкоголизму, а для остальных алкоголь безвреден» - 29,58% девочек и 19,05% мальчиков. И, напротив, есть мифы, более распространенные среди мальчиков, чем среди девочек, например заблуждение о том, что «алкоголь увеличивает творческие способности, стимулируя фантазию», с которым согласились 38,1% мальчиков и лишь 26,76% девочек, а также о том, что «существуют люди, которые пьют и курят и живут долго», с которым выразили согласие 53,97% мальчиков и только 32,39% девочек.
Широкая распространенность среди учащихся ошибочных представлений об алкоголе свидетельствует о том, что необходимой частью профилактической работы по-прежнему должно являться информирование школьников об особенностях действия спиртных напитков на организм, его вреде для здоровья, а также об источниках и причинах возникновения мифов об алкоголе.
Для определения мотивов употребления алкоголя учащимися была использована методика В.Ю. Завьялова. При исследовании мотивов употребления ПАВ школьниками необходимо учитывать, что мотивы могут быть не только действительными, но и знаемыми, характеризующими представление испытуемых о том, почему другие люди употребляют спиртные напитки. Знаемые мотивы в определенный момент могут стать действительными, т.е. представление о том, что другие люди прибегают к употреблению алкоголя, может в такой же ситуации побудить подростка к употреблению данного ПАВ. Обобщенная по выборке иерархия мотивов представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Иерархия мотивов употребления алкоголя (баллы)
Анализ полученных результатов свидетельствует, что в целом по обследованной выборке школьников достоверно наиболее значимыми мотивами употребления алкоголя являются псевдокультурные и традиционные мотивы (t = 2,1 – 7,3, p<0,05). Преобладание мотивов данных групп свидетельствует о том, что многие подростки употребляют алкоголь не потому, что получают удовольствие от его приема, а потому, что «так принято». Таким образом, употребление алкоголя воспринимается школьниками как неотъемлемая часть национальной культуры и сложившихся в обществе традиций. Наименее значимы мотивы самонаказания, похмельные и аддиктивные, относящиеся к группе патологических (t = 5,18 – 6,9, p<0,05).
Величина индекса мотивационного напряжения позволяет оценить значимость употребления алкоголя для испытуемых и, таким образом, выявить испытуемых, у которых формируется или уже сформировалась зависимость от ПАВ. На рисунке 5 представлено распределение учащихся по величине индекса мотивационного напряжения с учетом пола.
Как показали результаты исследования, почти 79% обследованных девочек и 70% мальчиков характеризуются отсутствием психологической зависимости от алкоголя. Вместе с тем у 23,88% испытуемых отмечается нарастание толерантности к алкоголю. У нескольких юношей к настоящему моменту сформировалась психологическая зависимость от употребления алкоголя. В отношении этих учащихся необходимо проведение серьезной работы по коррекции дезадаптивного поведения.
Рис. 5. Распределение учащихся по величине индекса мотивационного напряжения (%)
Не подлежит сомнению, что успешная профилактика вовлечения школьников в употребление алкоголя невозможна без взаимодействия педагогического коллектива с родителями обучающихся. Негативное влияние дисфункциональной семьи на процесс алкоголизации подростков показано в работах ряда авторов [2; 3]. Кроме того, российское общество отличается глубокой укорененностью алкогольных традиций, сопровождающих все крупные события в жизни человека [5]. Усвоение алкогольной культуры начинается в раннем детстве, как правило, в семейном микросоциуме, что в ряде случаев оказывает серьезное противодействие проводимой образовательными учреждениями профилактической работе. Так, в ходе анкетирования родителей учащихся выявлено, что проблема распространения в обществе употребления алкоголя является важной лишь для 30,3% матерей и 39,4% отцов. При этом среди опрошенных взрослых не выявлено лиц, ведущих абсолютно трезвый образ жизни. 18,2% матерей и 24,2% отцов употребляют алкоголь два-три раза в неделю. Кроме того, среди взрослых, так же как среди подростков, широко распространены мифы об алкоголе. В частности, 51,51% отцов и 21,21% матерей уверены, что ежедневное употребление алкоголя в небольших дозах не является вредным. 19,69% матерей и 27,27% отцов признались, что не являются противниками потребления детьми небольших доз некрепкого алкоголя за праздничным столом.
Таким образом, как показывают результаты анкетирования родителей, для некоторых из них характерно отсутствие настороженности в отношении употребления алкоголя, ввиду чего вопросам формирования у детей установок на трезвый образ жизни не уделяется должного внимания. Более того, многие родители сами имеют положительные установки по отношению к употреблению алкоголя, что повышает риск алкоголизации детей и подростков.
Препятствием в вопросах профилактики алкоголизации может стать отсутствие у родителей педагогической и психологической грамотности. В этой ситуации образовательное учреждение и родители должны стать союзниками, причем задача школы состоит не только в проведении непосредственной профилактической работы с детьми, но и в оказании информационно-консультативной поддержки родителям. Основной проблемой в этой связи остается невостребованность этих видов помощи со стороны родителей, ориентированных во многих случаях на материальное обеспечение детей и делегирующих полномочия в области их воспитания образовательным учреждениям.
Библиографическая ссылка
Чернявская Н.М., Инглик Т.Н., Айбазова Л.Б. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26164 (дата обращения: 09.12.2024).