Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения за последнее время подверглась значительным трансформациям. Это обусловлено различными явлениями, происходящими в обществе: политическими, экономическими, социальными, культурологическими и др. Нестабильность ситуации развития общества, вызванная усиленными информационными потоками средств массовой коммуникации и Интернета, отсутствием цензуры, навязыванием западного образа жизни, наличием разных субкультур, превалированием материальных ценностей, не способствует формированию духовно-нравственного гражданина. Эти факторы негативно влияют на процесс социализации молодежи, формирование жизненных планов и нравственной сферы подрастающего поколения. В связи с этим вопросы духовно-нравственного воспитания современной молодежи имеют особое значение и находятся в поле зрения различных структур общества: правовых, культурных, образовательных.
Духовно-нравственное воспитание представляет целенаправленный процесс приобщения молодежи к ценностям, выработанным человечеством. Подмена ценностей псевдоценностями привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, игнорированию национальных традиций, ухудшению психического здоровья, искажению системы взглядов о мире и месте человека в нем.
Государственная стратегия духовно-нравственного воспитания молодежи должна строиться и опираться на историческое и духовное наследие народов, живущих на территории России, говорящих на родном языке. Поэтому в последнее десятилетие актуальной стала проблема выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить все народы России в современных исторических условиях.
Педагогическая наука располагает достаточным количеством фундаментальных и современных исследований ученых по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения (Боташева Х.Ю., Грачева Т.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Хамматова М.А, Ушинский К.Д. и др.).
В работах Амонашвили Ш.А., Бондаревской Е.В., Кульневича С.В., Лихачева Б.Т., Фоминой О.Е., Яркиной Т.Ф. и других ученых раскрывается роль и место духовно-нравственного воспитания в условиях образовательного процесса.
Процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в высших учебных заведениях неотделим от образовательной деятельности. Студентам необходимо оказать помощь разобраться в мире истинных духовных, культурных, национальных ценностей и воспитать у них позитивное отношение к ценностям своего народа.
Ключевая задача университета – создание условий для самообразования и самовоспитания студентов, развитие творческих способностей и формирование готовности к освоению системы реальных социальных ролей, поэтому образовательный процесс в университете должен быть направлен на формирование политических, духовных, нравственных, эстетических, этнических и культурных ценностей личности.
В основе духовно-нравственного воспитания студентов лежит процесс культурного самоопределения личности, находящегося под воздействием среды университета и окружающей действительности. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленный и организуемый на научной основе социально-педагогический процесс, ориентированный на творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, направленный на самосовершенствование студентов в соответствии с нравственными ценностями общества [2].
Организация образовательного процесса на творческих направлениях подготовки будущих художников и дизайнеров имеет некоторые отличия. Во многих высших учебных заведениях он строится на копировании классических образцов произведений мирового искусства (живопись, графика, скульптура). Однако это является необходимым начальным этапом обучения в процессе формирования человека «творца» с целью изучения и познания природы и ее аналогов для разработки и изготовления совершенно новых предметов, которых в ней нет.
Задача, поставленная мыслящим педагогом перед студентами, состоит не только в созерцании и познании мира, но и в его качественном изменении. Эти изменения имеют не столько материальную ценность, сколько духовно-нравственную. Однако художник-дизайнер не сможет создать «духовный продукт» или «художественный образ духовного мира» только силой своей фантазии или воображения, не представляя себе цель деятельности и конечный результат своих действий. Для того чтобы преобразовывать окружающий мир на практике, необходимо уметь это делать мысленно, перерабатывая и продуцируя художественные образы предметов с опорой на традицию и современность.
Применение классических технологий в художественном образовании базируется на создании коллекции лучших образцов произведений известных мастеров в области изобразительного искусства и дизайна. Образовательный процесс обучения студентов опирается на индивидуальный творческий опыт педагога-художника или педагога-дизайнера, который в силу своей уникальности не всегда поддается тиражированию и широкому распространению.
Процесс образных интерпретаций исходного объекта составляет для художника-дизайнера одну из основных трудностей при создании дизайн-проекта и его представлении в визуальном виде. Применение аналитического метода переработки накопленной информации, взглядов о мире, полученных в индивидуальном опыте, позволит перейти от пассивного созерцания к активному действию.
При развитом активном воображении студент ясно представляет процесс преднамеренного построения художественных образов и осознанно ставит перед собой цель деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, то, ради чего художник-дизайнер должен продуцировать новые образы. Художественные образы предметного мира выступают отображением объективной реальности и помогают воспринимать содержание средового пространства.
Особое внимание в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» при подготовке студентов направления «Дизайн» уделяется практике преподавания профессионально ориентированных и художественно-проектных дисциплин. Среди них можно выделить такие, например, как «Дизайн-проектирование», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Иллюстрирование художественной литературы», «Теория и практика шрифта», «Типографика», «Технологии полиграфии», «Выразительные графические средства», «Техника графики», «Выполнение проекта в материале» и другие [1].
Повлиять на сам созидательный процесс невозможно, но можно воздействовать на него опосредованно – через создание определенных условий для развития личностных качеств студентов в ходе творческой работы. Это и информационное поле, создаваемое преподавателем, которое питает воображение художника-дизайнера, и активные формы открытой для всех оценки творческой деятельности, это и выставки, конкурсы, мастер-классы, форумы, олимпиады, проводимые в очной или интерактивной форме. Принимая участие в таких мероприятиях, студенты включаются в систему реальных духовно-нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, поддержки.
Процесс духовно-нравственного воспитания неотделим от образовательного процесса и является составной частью эстетического воспитания. Художественная и дизайнерская деятельность оказывает положительное влияние на формирование мировоззрения, идеалов и ценностей тогда, когда человек воспринимает, понимает, чувствует красоту произведений искусства и явлений окружающего мира, переживает положительные эмоции, наполненные эстетическим смыслом.
С целью изучения отношения студентов к духовно-нравственным ценностям был проведен ряд мероприятий. В исследовании приняло участие 47 респондентов факультета технологии, экономики, дизайна, обучающихся по направлению «Дизайн», с 1 по 4 курс, в возрасте от 17 до 22 лет. Студентам предлагалось ответить на вопросы и выполнить ряд практических заданий.
Задания, различные по тематике на выбор студента, предполагали и преследовали не только конечный результат работы – проектирование и выполнение изделия (произведения), но и создание художественного образа, наполненного содержательным смыслом, то есть демонстрирование способности продуцировать новые образы с авторской позиции. Например, при выполнении заданий по дисциплинам «Типографика» и «Технологии полиграфии» осуществлялось усвоение классических и современных технологий оформления художественно-дизайнерской продукции в зависимости от ее вида и готовности к обоснованному выбору с учетом закономерностей композиции. Практические задания по дисциплине «Иллюстрирование художественной литературы», «Выразительные графические средства», «Техника графики», «Теория и практика шрифта» включали углубленное изучение истории и классических законов русской письменности, шрифтов, художественной литературы, а также освоение традиционных и современных техник работы различными художественными инструментами: карандашом, пером, кистью с применением нетрадиционных материалов.
Результатом проделанной работы явилось создание серии творческих работ студентов с применением традиционных техник и компьютерных технологий на следующие темы: «Русская вязь», «Русский мир», «Моя Родина – Россия», «Русские храмы», «Солнце Дальнего Востока», живописных, графических и скульптурных произведений: «Деревенский натюрморт», «Комсомольчанка», «Студенты», «Амурский сувенир», изделий декоративно-прикладного искусства: «Природа Дальнего Востока», «Женское счастье», «Семейное счастье», «Славянские обережные куклы» и многих других. Некоторые творческие работы студентов представлены на рисунке.
Евдокимова Н.А. «Солнце Дальнего Востока», 2016 г. |
Вершинина Е.С. «Золото Хабаровского края», 2016 г.
|
Павленко Е.А. «Русские», 2015 г.
|
Филиппова Е.Е. «Моя Родина – Россия», 2015 г. |
Савенкова Е.С. «Русский мир», 2015 г. |
Павленко Е.А. «Приамурье», 2016 г. |
Студенческие работы
О духовно-нравственных аспектах в проектах и произведениях свидетельствуют созданные студентами художественные образы «Родины», «России», «Любви», «Защиты», «Нежности», «Долга», «Бережливости», «Счастья» и др.
Формирование системы знаний о мире и воспитание ценностного отношения к окружающей действительности являются основой целостного мировоззрения, духовно-нравственного сознания. В процессе исследования получены следующие результаты, из которых можно заключить, что результативность у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов. Это объясняется не только возрастными изменениями, связанными с восприятием окружающей действительности и формированием отношения к ценностям, но и систематическим приобщением студентов к духовно-нравственным ценностям в процессе профессиональной подготовки. Высокую оценку, по мнению студентов, получили следующие ценности: природа, семья, толерантность, нравственность, патриотизм, искусство, коллектив, труд. Также отмечается сформированность личностных качеств у старшекурсников: ответственность, дисциплинированность, бережливость, отзывчивость, порядочность, саморазвитие и самоорганизация. Личностные качества, значимые для студентов 4 курса, получили более низкую оценку у студентов младших курсов, например адаптивность к окружающей действительности, саморазвитие и самоорганизация, патриотизм, толерантность. Поэтому необходимо продолжить работу в направлении комплексного духовно-нравственного воспитания молодежи в учебной и внеучебной деятельности. Итак, привлечение и активное включение студентов в разные формы творческой работы свидетельствует о положительной динамике по духовно-нравственному воспитанию студентов. Таким образом, создание оптимальных педагогических условий в университете будет способствовать устойчивому развитию системы духовно-нравственного воспитания студентов по формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов, эмоционально-чувственной сферы и стремления к постоянному самосовершенствованию.
Библиографическая ссылка
Асланова Е.С., Бавыкин В.С. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26163 (дата обращения: 08.12.2024).