В современном мире значение и особая роль образования являются общепризнанными, более того, новаторские идеи последних десятилетий в сфере образования способствуют открытию новых перспектив в развитии потенциала всех сфер человеческой жизни: экономической и политической, социальной и духовной. Полноценное продвижение и развитие не только экономики, но и общества в целом требуют конкурентоспособного высшего образования, способного оправдать отраслевые ожидания и глобальные потребности.
Реализация прав на образование устанавливается п. 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], обязующим образовательные учреждения в соответствии со ст. 48 применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы и методы обучения. В силу размытости границ между различными сферами деятельности возникает острая необходимость создания нового поколения студентов, которое сочетает в себе глубокие познания в своей профессиональной области с представлениями о смежных областях, что позволяет эффективно работать в многопрофильной команде и достигать максимальных результатов. Приобретение таких навыков не ограничивается традиционными рамками отдельных дисциплин в соответствии с академическими парадигмами, это программы, направленные на осознание и решение долгосрочных проблем в экономике, обществе. Такая постановка вопроса неизбежно требует поиска инновационных или обновленных подходов к педагогическим технологиям всех ступеней высшего образования в целом.
Говоря об инновационных подходах, используемых в образовательном процессе экономического вуза, в рамках данной статьи, прежде всего, обсуждаются инновационные образовательные технологии, реализуемые как три взаимосвязанных между собой компонента:
1) инновации способствуют развитию, как профессиональной культуры, так и компетенций;
2) применяемые в образовательном процессе активные и интерактивные методы и формы обучения направлены не только на развитие компетенций, но и наиболее эффективное взаимодействие преподавателей и обучающихся;
3) инновационные подходы в образовательном процессе должны быть сформированы на основе гуманистической, информационной, технологической, организационной и коммуникационной составляющей.
Жизненно важным для обеспечения рационального планирования и стратегического управления деятельностью вуза является измерение эффективности работы образовательной организации, осуществляемое в соответствии с методикой Министерства образования и науки Российской Федерации тремя группами показателей диагностики:
1) показатели, определяющие качество образовательной услуги, в первую очередь, трудоустройство и успешность выпускника на рынке труда;
2) показатели сбалансированности инфраструктуры;
3) показатели, характеризующие результаты инновационного развития вуза.
Показатели результативности позволяют отслеживать прогресс с течением времени по вопросам, имеющим центральное значение для инновационных проектов вуза, и отражать конкурентные преимущества вуза на рынке образовательных услуг.
Исследования по инновационной деятельности вуза позволяют выделить инновации как для системы образования в целом, которые представляют собой новейшие научно-технические достижения для всей системы образования, так и инновации, которые применяют в конкретном вузе. При этом возможны ситуации, когда для одного вуза применяемые подходы в образовании могут быть нововведением, а для другого вуза они являются привычными методами, давно применяемыми в образовательном процессе.
В связи с этим, говоря о совершенствовании образовательного процесса вуза, в первую очередь надо иметь в виду не только новшества данного вуза, но и применение в образовательном процессе этого вуза тех инновационных подходов, которые уже хорошо зарекомендовали себя как в других вузах, так и в целом в системе образования.
В публикациях на тему инновационных технологий обучения активно прорабатываются теоретические аспекты современных методологий обучения, а также широко освещается практический опыт преподавателей по разработке, апробации и внедрению инновационных проектов с учетом изменений требований к высшей школе и результатам обучения студентов.
Проблемы и задачи, определяемые обществом, становятся все более глобальными и сложными. И решение таких глобальных и сложных проблем не может быть обеспечено навыками, даваемыми в рамках отдельной дисциплины. Узкое изолированное изучение дисциплин имеет большое значение для понимания конкретных способов познания в конкретных областях исследования, однако перспективы такого подхода в решении более крупных и сложных проблем зачастую ограничены. Будущие исследователи требуют проблемно-ориентированных умений, актуальной информации и методологий, позволяющих работать не только в профессиональной сфере, но и в смежных направлениях, легко перестраиваясь на глобальном рынке труда. Междисциплинарный подход и комплексный характер обучения способны наилучшим образом удовлетворить динамично меняющиеся потребности современных студентов высших учебных заведений.
В образовании вопрос о межпредметных связях всегда был одним из обязательных пунктов разрабатываемых программ обучения советской высшей школы. Однако в связи с кардинальными переменами в политической, социально-экономической и других сферах в 90-е годы, предопределившими скудность финансовой поддержки образования, этим вопросам практически не уделялось внимания. Высшая школа в условиях оттока квалифицированных преподавательских кадров и кризиса вузовской науки пыталась приспособиться к новым «рыночным» условиям существования, что, как правило, приводило к падению уровня и качества образования. Следствие этого процесса стало очень быстрое нивелирование образования в российском обществе и падение престижа российского образования в мире.
Понимание необходимости срочных изменений в образовательной системе в целом, и в частности, в вузовской, предопределяет появление концепций, программ реформирования, отношение к которым остается спорным до настоящего момента. Концепция федеральных образовательных стандартов, реализуемая в настоящее время, призвана в корне изменить отношение к результатам обучения, обеспечивая сохранение единого образовательного пространства и создавая условия для творческого развития личности обучающегося и педагогических кадров.
В рамках образовательных программ подготовки экономистов отсутствие межпредметных связей привело к разрыву между математическими дисциплинами, как базовыми в обучении, и экономическими, профилирующими, к отсутствию понимания математики и математических методов исследования как инструмента деятельности экономиста. Проблема постоянно обсуждается, предлагаются способы, методы, хотя очевидно, что начинать в вопросе развития математической культуры следует со школьного образования [1].
Что касается высшей школы, несомненным является подход, сочетающий отдельные части в целое, когда содержание одной дисциплины усваивается вместе с другой путем решения одной задачи, проблемы в рамках проблемного обучения. Такой подход требует постоянного взаимодействия преподавателей-предметников не только в рамках учебного процесса, но и в исследовательской деятельности [7]. Самый естественный выход – на математических дисциплинах учить видеть в проблемах экономического содержания математическую постановку, а дальше применять соответствующий аппарат. Конечно, такая комбинация материала на математике не должна заслонять собой основную цель занятия. Но математик сам по себе не может сконструировать реальную экономическую задачу, «заказчиком» математики выступает экономист, значит, должно быть взаимодействие. В процессе работы по профильным дисциплинам, поскольку экономика сейчас использует весьма тонкий математический аппарат для исследований, студентам необходимо постоянно напоминать, акцентировать внимание на связи реальных теоретических моделей с тем, что им уже известно. Конечно, решение вопросов качественного содержания дисциплин, преемственности в изучении материала, избегание дублирования материала в рамках разных дисциплин является довольно сложным в процессе практической реализации основных математических дисциплин (математический анализ, линейная алгебра, теории вероятностей и математической статистика). В соответствии с логикой построения учебного процесса они изучаются до экономических дисциплин. Попыткой создания интеграционных курсов выглядит введение в учебный план в соответствии с ФГОС 3+ математических практикумов, предполагающих решение прикладных задач, возможно, отражающих текущие проблемы компаний, предварительно обсуждаемых со специалистами-экономистами, с работодателями, повышая качество образовательного процесса в вузе и укрепляя взаимодействия между бизнесом и образованием.
Таким образом, межпредметные взаимосвязи в обучении и научных исследованиях играют центральную роль в будущей конкурентоспособности выпускника, позволяя с достаточной степенью свободы справляться с требованиями современной сложной и постоянно меняющейся профессиональной среды. Кроме того, следует учитывать, что создание новых знаний, инноваций чаще всего возникает на стыке различных полей деятельности.
В этой связи следует отметить, что с введением ФГОС 3+ меняется не только подход к обучению, но и в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Предлагаемые концепции мониторинга поэтапного формирования компетенций в процессе обучения применимы и в рамках естественнонаучных дисциплин, и в рамках экономических [8]. Реализация принципа межпредметных связей здесь возможна не только в аспекте применения информационных технологий студентами для проверки собственно знаний, и в форме реализации творческих способностей в создании вспомогательных материалов, формулировке задач и непосредственном участии в разработки самих тестирующих платформ. Например, в рамках проектной технологии обучения, позволяющей решить проблему в результате самостоятельных познавательных действий студентов, смоделирована ситуация, требующая экспертного суждения, – создание тестовой базы. В рамках работы обсуждаются критерии оценивания тестов, выносятся экспертные суждения на основе этих критериев, используются математические методы обработки экспертных оценок с последующей программной реализацией. Общая проблематика всего комплекса работ связана с получением экспертного суждения о возможности использования тестовой базы для тестирования знаний студентов и реализацией математического аппарата обработки экспертных суждений в MS Excel [2].
Выполнение такого рода работ внутри профилирующей кафедры, участие в рамках совместных проектов межкафедральных, межвузовских научных исследований позволяет выпускникам критически рассматривать, обобщать и оценивать знания по широкому спектру дисциплин.
Как уже отмечалось выше, одним из ключевых индикаторов деятельности вузов является востребованность их выпускников на рынке труда, в частности, количество трудоустроенных по специальности выпускников в течение первого года после выпуска.
По представленному исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru обзору рынка труда за 2016 год и тенденциям и перспективам развития на 2017 год российский бизнес приспособился к экономической ситуации, повышая требования к профессиональному уровню кандидатов на позиции, подразумевающие квалифицированный труд и проводя политику достижения максимальных показателей вовлеченности и эффективности каждого сотрудника. В соответствии с прогнозом Superjob на тренды в поиске сотрудников 2017 спрос на специалистов высокой квалификации, удовлетворяющих требованиям к знаниям и обладающих навыками использования новых технологий, будет только расти [5]. Знания в области экономики и управления при этом остаются по-прежнему востребованными в любой сфере хозяйственной деятельности вне зависимости от собственности и отрасли.
Таким образом, высшее экономическое образование выступает как некий социальный лифт, способствующий успешной карьере выпускников, несмотря на большое их количество и бытующее мнение о переизбытке данного направления обучения на рынке труда [4].
Проблему при трудоустройстве, как отмечают работодатели в России, представляет оторванность получаемых молодыми специалистами знаний от практики, начиная с отсутствия навыков работы с современным оборудованием, кончая психологической неподготовленностью к реалиям трудовых будней. Зачастую студенты выходят из вуза с теорией, без практики, или с практикой, далеко не адаптированной к российскому бизнесу. Разбалансированность спроса и предложения на рабочую силу, а также оторванность знаний студентов от практических требований работодателей, по-прежнему остаются ключевыми нерешенными проблемами в системе воспроизводства рабочей силы на рынке труда молодых специалистов. Такое положение требует необходимости адаптации образования, в том числе и экономического, под текущие потребности российской экономики.
Восполнить эти пробелы возможно, привлекая студентов на студии обучения к исследовательской деятельности собственно вуза, а также налаживая сотрудничество с профильными компаниями для того, чтобы предоставить студентам больше возможностей применять полученные знания на практике. Партнерские отношения с реальными компаниями не только обеспечивают студентов практическим опытом работы в профессии, но и позволяет познакомиться с ценностными ориентирами компаний и приобрести полезные рабочие контакты [3].
По данным портала Superjob, возрастает интерес компаний к такому элементу компенсационного пакета сотрудника, как обучение за счет компании. Следовательно, одним из направлений повышения конкурентоспособности вуза и его выпускников является создание практико-ориентированных программ, ключевыми компонентами учебных планов которых являются приглашение лекторов других вузов для обмена передовыми знаниями, инструментами и подходами к решению современных проблем, экскурсии, конференции, сетевые технологии в дополнение к изучаемой теории и практике экономического развития. Такие программы могут использовать современные технологии смешанного обучения, сочетая аудиторное обучение с синхронным и асинхронным электронным обучением, что может представлять определенный интерес для работодателей. Ключевым требованием к таким программам может стать развитие аналитических навыков, необходимых для понимания динамики развития процессов внутри и между организациями; навыков принятия решений, способных превратить технологические возможности в новые идеи, а идеи реализовывать в форме успешных инноваций. При этом следует учитывать, что задачи в бизнесе возникают гораздо быстрее, чем может отреагировать система образования. Поэтому как одно из направлений преодоления этого обстоятельства можно рассматривать взаимодействие вуза и корпоративных заказчиков и на стадии формирования учебного плана, и на стадии разработки образовательного контента, и при мониторинге качества обучения.
Стоит отметить, что вопросы повышения эффективности политики молодежной занятости неоднократно рассматривались руководством нашей страны на различных уровнях. Одним из примеров успешной реализации проектов в этой сфере является открытый в начале 2016 года Московский центр трудоустройства молодежи, в задачи которого входит координация взаимодействия работодателей и выпускников учебных заведений различных уровней, реализация программ переобучения и подготовки кадров. Несмотря на наличие различных локальных служб данного профиля, это первый в России многофункциональный центр содействия молодежной занятости подобного масштаба.
Таким образом, чтобы сделать высшее экономическое образование в настоящее время конкурентоспособным, студентам необходимо с первого курса выполнять задания, имеющие практическое значение для экономики и бизнеса. Постепенное вовлечение в прикладные разработки и исследования вуза и непосредственное участием в выходе продукта и технологии в реальный сектор экономики, превращение идеи в бизнес отвечает растущим потребностям в передовых стратегиях в области управления и экономики.
Библиографическая ссылка
Шевелева Н.Е., Кравченко Е.Н., Бескоровайная Н.Н., Карабинцева С.А. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26154 (дата обращения: 07.12.2024).