Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У МАГИСТРАНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ

Черданцев В.П. 1
1 ФГБОУ ВО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова
Возможность осуществления задач высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения привела к необходимости переосмыслить представление об организации производственной практики для студентов магистратуры. Определяющими подходами к методологии построения такой концепции представляются личностно ориентированный и компетентностный подходы. Справедливо считается, что студент, получивший степень магистра, прошёл более глубокую подготовку, которая помимо формирования базовых знаний и умений включает и узкоспециализированное обучение, предполагающее осуществлять профессиональную деятельность магистранта в различных сферах аграрного производства. Динамика развития взаимодействия работодателей с вузами носит ясно выраженный положительный характер. Особо следует подчеркнуть, что поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС.
вуз
магистрант
учебный процесс
производственная практика
руководитель практики
ФГОС
профессиональные компетенции
работодатель
агропредприятие
база агропредприятий
специалисты-практики
1. Беспаев М.Е. Основы формирования показателей человеческого капитала выпускника вуза // Управление экономическими системами. – 2015. – № 11 (2). - URL: http://uecs.ru/uecs-84-842015.
2. Киселева Э.М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 534-536.
3. Скачкова Л.С. Производственные практики в вузах: обоснование необходимости и методика эффективной организации // Образовательные технологии. – 2013. - № 3. – С. 136-143.
4. ФГОС высшего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru (дата обращения: 20.01.2017).
5. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности : утверждено Постановлением Правительства от 18.11.2013 г. № 1039 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4a41c52fc4ff40413.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
6. Государственные образовательные стандарты профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.ru (дата обращения: 20.01.2017).

В учебном процессе профессиональной подготовки магистров в области аграрной сферы большое место занимает вопрос организации и проведения производственной практики. Именно при прохождении практики магистранты получают возможность испытать свои силы и возможности в реальной производственной среде, соответствующей профессиональной направленности. При переходе на уровневую систему высшего профессионального образования на базе новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) потребовалось пересмотреть методологические подходы к содержанию и организации практики магистрантов. Подготовка магистров несет совершенно новые черты, продиктованные новыми целями и  требованиями к получению высшего образования [4].

Возможность осуществления задач высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения привела к необходимости переосмыслить представление об организации производственной практики для студентов магистратуры. Определяющими подходами к методологии построения такой концепции представляются личностно ориентированный и компетентностный подходы. Справедливо считается, что студент, получивший степень магистра, прошёл более глубокую подготовку, которая помимо формирования базовых знаний и умений включает и узкоспециализированное обучение, предполагающее осуществлять профессиональную деятельность магистранта в различных сферах аграрного производства. В ФГОС третьего поколения установлены такие планируемые результаты, как профессиональная и общекультурная компетентность. В нем раскрыто значение профессиональной компетентности как готовность к плодотворной деятельности в различных сферах агропроизводства. Содержание и задачи каждого вида практики помогают в формировании и развитии у магистрантов определенных профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями федерального стандарта [2].

При этом включение в программу практики независимых друг от друга заданий является обязательным. Из списка заданий магистрант выбирает те, которые имеет возможность выполнить в  условиях прохождения практики.

Роли в процессе реализации практик распределяются следующим образом.

    1. Координатор базы предприятий – преподаватель, который объединяет все данные по распределению магистрантов по агропредприятиям в единую базу для устранения дублирования взаимодействия с агропредприятиями. Обязанности координатора базы могут быть возложены на конкретного преподавателя на постоянной основе.
    2. Ответственный за агропредприятия – преподаватель, один из руководителей практики, который в течение определенного семестра держит связь с определенными агропредприятиями для контроля за прохождением магистрантами практики и своевременно информирует Координатора базы и Руководителя практики в случае обнаружения проблем.
    3. Куратор агропредприятия – представитель агропредприятия, работающий с вузом на договорной основе, обладает статусом руководителя для оперативного решения всех вопросов, возникающих в процессе практики.
    4. Руководитель практики студента с агропредприятия – работник агропредприятия, являющийся непосредственным «руководителем» магистранта. Он выдает задания и контролирует их выполнение.
    5. Приглашенный практик – представитель бизнеса, который проводит мастер-класс для магистрантов в аудиторные часы распределенной практики [5].Таблица 1

 

С целью формирования междисциплинарного подхода при формировании компетенций выпуска необходимо руководствоваться следующими принципами организации учебных практик (дискретно по периодам проведения - распределенная) в каждой области знаний (табл. 1).

Принципы организации практик в каждой области знаний

Принципы

Характеристика

1

Вовлеченность руководителей практик

Каждый руководитель практики контролирует   качество прохождения практики:

с позиции магистранта – путем коммуникации во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости студента;

с позиции работодателя – поддерживает связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий;

·         участвует в формировании и развитии базы наилучших для практики агропредприятий;

·         при проявлении проблем в период прохождения практики выясняет их причину и обеспечивает решение проблемы в кратчайшие сроки

2

Преемственность

Каждый руководитель практики при формировании задания на учебную практику в своей области знаний изучает задания, выдаваемые в прошлых семестрах, с целью возможного использования результатов практики магистрантами при выполнении текущего задания

 

3

Согласованность между руководителями практики

Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью устранения дублирования каких-либо частей задания

4

Согласованность между представителем предприятия и руководителями практики

Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики от кафедры и руководителем практики от агропредприятия перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью возможности их выполнения и предоставления материалов

5

Оптимальность учебного задания

Задания на практику должны быть оптимального объема:

исходя из возможности магистранта пройти практику по всем дисциплинам в каждом семестре (2-3 практики);

предоставляя возможность магистранту не только собирать материал для выполнения задания, но и участвовать в реальных проектах компании или выполнять задания, необходимые для компании-работодателя

6

Возможность выполнения задания – достижимость

Необходимо учитывать, что часть информации, которую работодатель должен предоставить в рамках задания по учебной практике, является конфиденциальной и не будет передана магистрантам. Поэтому следует предусматривать дополнительные задания, не требующие использования внутренней корпоративной документации

Весь период практики можно поделить на этапы (табл. 2).

Таблица 2

Этапы организации и реализации практики

Период

Этапы

 

 

До начала семестра

Согласование между Руководителями практики, работающими в одном семестре, общего количества магистрантов и единого дня для их работы на агропредприятии

Работа с диспетчерской по формированию оптимального расписания Практики при согласовании с агропредприятием

Подготовка: взаимодействие с агропредприятиями, определение квот

Первое занятие в семестре

Распределение магистрантов по агропредприятиям. Основная масса распределяется по агропредприятиям на Базы, а 15-20% обучающихся находят агропредприятие самостоятельно. При распределении учитываются пожелания магистрантов и опыт их работы на агропредприятии в предыдущем семестре. Выдача учебных заданий руководителями практики

В течение семестра

Реализация: аудиторная практика и работа магистрантов на агропредприятиях. Контроль деятельности студентов на агропредприятиях со стороны Ответственного за агропредприятие (звонки Куратору 1 раз в месяц) и Руководителя практики (в процессе аудиторных часов практики)

За 2 недели до конца семестра

Подведение итогов со студентами и сбор обратной связи от агропредприятий. Выдача студентам Благодарственных и Рекомендательных писем от агропредприятий. Рекомендательные письма выдаются не более чем 40% студентов с одного потока

По окончании семестра

Совещание руководителей практики: анализ слабых и сильных сторон, внесение изменений в базу агропредприятий. Передача информации преподавателям, ведущим практику в следующем семестре, в том числе передача заданий по практике из предыдущего семестра для исключения дублирования заданий

 

Для организации прохождения практики вузом постоянно ведется работа с базой агропредприятий. В ходе этой работы администрация вуза придерживается следующих принципов:

  • единая база для всех курсов и всех дисциплин, к которой имеют доступ все преподаватели, участвующие в распределенной практике;
  • пополнение (не менее одного раза в год) базы новыми предприятиями, обновление информации по кураторам и профилю заданий, выполняемых магистрантами на конкретном агропредприятии, а также снабжение дополнительной информацией, которая помогает выстраивать взаимовыгодное сотрудничество [6].

База агропредприятий пополняется за счет личных контактов преподавателей кафедры, контактов магистрантов, если они предъявляют доказательства соответствия агропредприятия всем требованиям, предъявляемым по итогам семестровой практики, знакомства с новыми предприятиями посредством экскурсии. При этом учитываются следующие критерии выбора агропредприятия:

  • наличие отдела управления персонала и маркетинга;
  • наличие на агропредприятии заинтересованного лица, готового эффективно организовывать процесс прохождения на агропредприятии и курировать магистранта;
  • агропредприятие готово предоставлять информацию, необходимую для выполнения учебного задания;
  • готовность работников предприятия уделять магистранту личное время для постановки адекватных задач и контроля их исполнения;
  • приветствуется наличие производственной деятельности агропредприятия;
  • численность сотрудников более 120 человек;
  • непосредственный интерес к агропредприятию преподавателя с точки зрения науки и практики.

Перед началом практики руководитель ставит магистранту задачу, заключающуюся в перечне заданий по конкретной дисциплине, сформированной на основе рабочей программы. Магистрант ведет дневник по практике для фиксации заданий, выполняемых магистрантом на предприятии, и оценки его работы руководителем с агропредприятия.

По результатам производственной практики готовится отчет. Он составляется в период прохождения практики по мере выполнения работ, строится в соответствии с согласованным планом практики. В отчете магистрант отражает знания, которые он ранее получил по уже изученным дисциплинам специализации, навыки самостоятельного ведения наблюдений, анализирует и обобщает полученные результаты. Отчет аккуратно оформляется в соответствии с принятыми в вузе нормативами. К отчету студент должен прикладывать: дневник прохождения производственной практики; развернутые ответы на вопросы, предусмотренные программой прохождения практики, которые могут быть иллюстрированы схемами, фотографиями, образцами собранного материала, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов; характеристику деятельности студента. Кроме того, по желанию Куратора с агропредприятия формируется Благодарственное письмо, как форма позитивной и обратной связи студента, и Рекомендательное письмо, которое подтверждает полученные студентом навыки, проявленные личностно-деловые качества. По возможности также указываются проекты, в которых принял участие магистрант, и рекомендация по профилю его профессиональной ориентации [3].

Для организации и проведения практики на предприятиях аграрной сферы выстраивается взаимодействие Вуз - Магистрант – Агропредприятие, придерживающееся следующих принципов трехсторонних отношений:

  • Своевременность (планирование этапов практики).
  • Обратная связь.
  • Соблюдение трехсторонней ответственности (табл. 3).

Таблица 3

Права и обязанности участников практик

Обязанности

Права

МАГИСТРАНТ

1. Дисциплинированно посещать предприятие в   объеме, предусмотренном учебным планом. Выполнять все задачи, которые ставит работодатель

1. Выбирать для прохождения практики свое агропредприятие, не входящее в базу, если оно соответствует всем критериям

2. Немедленно информировать преподавателя, любого Куратора агропредприятия о возникающих сложностях любого характера

2. Интересоваться деятельностью агропредприятия; задавать работодателю вопросы, выходящие за рамки поставленных задач

3. Корректно, дружелюбно общаться с сотрудниками предприятия

3. Проявлять разумную инициативу и творчество в рамках поставленных задач

 

4. Уточнять у работодателя наличие возможности выполнять разнообразные задачи

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ

1.      1. Сообщать Координатору Базы перед началом практики:

·         кто из магистрантов продолжает практику на том же месте агропредприятия, что и в предыдущем семестре;

·         количество магистрантов (с указанием профиля), требующих распределения по агропредприятиям

1. Самостоятельно взаимодействовать с куратором с агропредприятия для получения информации по прохождению практики магистрантами

2.      2. Контролировать качество прохождения практики:

·         с позиции магистранта – путем коммуникаций во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости магистранта;

·         с позиции работодателя – поддерживать связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий

2. Выступать с предложениями по совершенствованию методики организации и проведения практики

3. При выполнении проблем в период прохождения практики выяснить их причину и обеспечивать решение проблем в кратчайшие сроки

3. Инициировать коммерческие проекты на агропредприятии с привлечением студентов с целью монетизации интеллектуального потенциала кафедры

4. Участвовать в расширении базы агропредприятий для практики

4. Инициировать работу с новыми Приглашенными практиками

5. Брать на себя роль Ответственного за агропредприятие и держать связь с этим агропредприятием на протяжении семестра с целью контроля

 

6. Участвовать в совещаниях руководителей практики по итогам семестра с целью анализа и сильных сторон и соблюдения принципа преемственности

 

 

РАБОТОДАТЕЛЬ

1. Предоставлять по просьбе Ответственного за предприятие ориентированный перечень заданий, которые будет выполнять магистрант на протяжении семестра

1. Привлекать студента по его добровольному согласию к работе сверх норматива времени, определенного учебным планом

2. Организовать рабочее место для магистранта.   Возможна смешанная форма взаимодействия с магистрантом: минимум 1/3 времени он должен быть на агропредприятии, а в оставшееся время дистанционно выполнять задания

2. Расторгнуть соглашение о прохождении практики в отношении конкретного магистранта в случае неадекватного поведения данного магистранта. Желательно уведомить об этом представителя вуза

3. Предоставлять информацию/документы магистрантам, необходимые для выполнения учебного задания

3. Не предоставлять информацию/документы, если это является коммерческой тайной

 

В настоящее время появляются новые формы взаимодействия работодателей с вузами, среди которых:

- участие работодателей в: оценке качества реализуемых вузами учебных курсов; формировании и оценке предметных компетенций студентов и выпускников; оценке стажировок студентов и результатов производственной практики;

- привлечение внешних экспертов, хотя и не на регулярной основе, к оценке образовательных программ и учебных курсов с точки зрения требований производства и рынка труда;

- формирование механизмов, отслеживающих конъюнктурные изменения рынка труда;

- приглашение специалистов-практиков для проведения семинаров и чтения спецкурсов;

- стремление преподавателей, студентов и выпускников к повышению практической направленности научно-исследовательских работ [1].

Динамика развития взаимодействия работодателей с вузами носит ясно выраженный положительный характер, т.е. взаимодействие постоянно и достаточно быстро усиливается. Особо следует подчеркнуть, что поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС.


Библиографическая ссылка

Черданцев В.П. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У МАГИСТРАНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26147 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674