В учебном процессе профессиональной подготовки магистров в области аграрной сферы большое место занимает вопрос организации и проведения производственной практики. Именно при прохождении практики магистранты получают возможность испытать свои силы и возможности в реальной производственной среде, соответствующей профессиональной направленности. При переходе на уровневую систему высшего профессионального образования на базе новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) потребовалось пересмотреть методологические подходы к содержанию и организации практики магистрантов. Подготовка магистров несет совершенно новые черты, продиктованные новыми целями и требованиями к получению высшего образования [4].
Возможность осуществления задач высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения привела к необходимости переосмыслить представление об организации производственной практики для студентов магистратуры. Определяющими подходами к методологии построения такой концепции представляются личностно ориентированный и компетентностный подходы. Справедливо считается, что студент, получивший степень магистра, прошёл более глубокую подготовку, которая помимо формирования базовых знаний и умений включает и узкоспециализированное обучение, предполагающее осуществлять профессиональную деятельность магистранта в различных сферах аграрного производства. В ФГОС третьего поколения установлены такие планируемые результаты, как профессиональная и общекультурная компетентность. В нем раскрыто значение профессиональной компетентности как готовность к плодотворной деятельности в различных сферах агропроизводства. Содержание и задачи каждого вида практики помогают в формировании и развитии у магистрантов определенных профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями федерального стандарта [2].
При этом включение в программу практики независимых друг от друга заданий является обязательным. Из списка заданий магистрант выбирает те, которые имеет возможность выполнить в условиях прохождения практики.
Роли в процессе реализации практик распределяются следующим образом.
- Координатор базы предприятий – преподаватель, который объединяет все данные по распределению магистрантов по агропредприятиям в единую базу для устранения дублирования взаимодействия с агропредприятиями. Обязанности координатора базы могут быть возложены на конкретного преподавателя на постоянной основе.
- Ответственный за агропредприятия – преподаватель, один из руководителей практики, который в течение определенного семестра держит связь с определенными агропредприятиями для контроля за прохождением магистрантами практики и своевременно информирует Координатора базы и Руководителя практики в случае обнаружения проблем.
- Куратор агропредприятия – представитель агропредприятия, работающий с вузом на договорной основе, обладает статусом руководителя для оперативного решения всех вопросов, возникающих в процессе практики.
- Руководитель практики студента с агропредприятия – работник агропредприятия, являющийся непосредственным «руководителем» магистранта. Он выдает задания и контролирует их выполнение.
- Приглашенный практик – представитель бизнеса, который проводит мастер-класс для магистрантов в аудиторные часы распределенной практики [5].Таблица 1
С целью формирования междисциплинарного подхода при формировании компетенций выпуска необходимо руководствоваться следующими принципами организации учебных практик (дискретно по периодам проведения - распределенная) в каждой области знаний (табл. 1).
Принципы организации практик в каждой области знаний
№ |
Принципы |
Характеристика |
1 |
Вовлеченность руководителей практик |
Каждый руководитель практики контролирует качество прохождения практики: с позиции магистранта – путем коммуникации во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости студента; с позиции работодателя – поддерживает связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий; · участвует в формировании и развитии базы наилучших для практики агропредприятий; · при проявлении проблем в период прохождения практики выясняет их причину и обеспечивает решение проблемы в кратчайшие сроки |
2 |
Преемственность |
Каждый руководитель практики при формировании задания на учебную практику в своей области знаний изучает задания, выдаваемые в прошлых семестрах, с целью возможного использования результатов практики магистрантами при выполнении текущего задания
|
3 |
Согласованность между руководителями практики |
Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью устранения дублирования каких-либо частей задания |
4 |
Согласованность между представителем предприятия и руководителями практики |
Выдача заданий на практику в каждом семестре происходит с предварительным согласованием между руководителями практики от кафедры и руководителем практики от агропредприятия перечня заданий по учебной практике в каждой области знаний с целью возможности их выполнения и предоставления материалов |
5 |
Оптимальность учебного задания |
Задания на практику должны быть оптимального объема: исходя из возможности магистранта пройти практику по всем дисциплинам в каждом семестре (2-3 практики); предоставляя возможность магистранту не только собирать материал для выполнения задания, но и участвовать в реальных проектах компании или выполнять задания, необходимые для компании-работодателя |
6 |
Возможность выполнения задания – достижимость |
Необходимо учитывать, что часть информации, которую работодатель должен предоставить в рамках задания по учебной практике, является конфиденциальной и не будет передана магистрантам. Поэтому следует предусматривать дополнительные задания, не требующие использования внутренней корпоративной документации |
Весь период практики можно поделить на этапы (табл. 2).
Таблица 2
Этапы организации и реализации практики
Период |
Этапы |
До начала семестра |
Согласование между Руководителями практики, работающими в одном семестре, общего количества магистрантов и единого дня для их работы на агропредприятии |
Работа с диспетчерской по формированию оптимального расписания Практики при согласовании с агропредприятием |
|
Подготовка: взаимодействие с агропредприятиями, определение квот |
|
Первое занятие в семестре |
Распределение магистрантов по агропредприятиям. Основная масса распределяется по агропредприятиям на Базы, а 15-20% обучающихся находят агропредприятие самостоятельно. При распределении учитываются пожелания магистрантов и опыт их работы на агропредприятии в предыдущем семестре. Выдача учебных заданий руководителями практики |
В течение семестра |
Реализация: аудиторная практика и работа магистрантов на агропредприятиях. Контроль деятельности студентов на агропредприятиях со стороны Ответственного за агропредприятие (звонки Куратору 1 раз в месяц) и Руководителя практики (в процессе аудиторных часов практики) |
За 2 недели до конца семестра |
Подведение итогов со студентами и сбор обратной связи от агропредприятий. Выдача студентам Благодарственных и Рекомендательных писем от агропредприятий. Рекомендательные письма выдаются не более чем 40% студентов с одного потока |
По окончании семестра |
Совещание руководителей практики: анализ слабых и сильных сторон, внесение изменений в базу агропредприятий. Передача информации преподавателям, ведущим практику в следующем семестре, в том числе передача заданий по практике из предыдущего семестра для исключения дублирования заданий |
Для организации прохождения практики вузом постоянно ведется работа с базой агропредприятий. В ходе этой работы администрация вуза придерживается следующих принципов:
- единая база для всех курсов и всех дисциплин, к которой имеют доступ все преподаватели, участвующие в распределенной практике;
- пополнение (не менее одного раза в год) базы новыми предприятиями, обновление информации по кураторам и профилю заданий, выполняемых магистрантами на конкретном агропредприятии, а также снабжение дополнительной информацией, которая помогает выстраивать взаимовыгодное сотрудничество [6].
База агропредприятий пополняется за счет личных контактов преподавателей кафедры, контактов магистрантов, если они предъявляют доказательства соответствия агропредприятия всем требованиям, предъявляемым по итогам семестровой практики, знакомства с новыми предприятиями посредством экскурсии. При этом учитываются следующие критерии выбора агропредприятия:
- наличие отдела управления персонала и маркетинга;
- наличие на агропредприятии заинтересованного лица, готового эффективно организовывать процесс прохождения на агропредприятии и курировать магистранта;
- агропредприятие готово предоставлять информацию, необходимую для выполнения учебного задания;
- готовность работников предприятия уделять магистранту личное время для постановки адекватных задач и контроля их исполнения;
- приветствуется наличие производственной деятельности агропредприятия;
- численность сотрудников более 120 человек;
- непосредственный интерес к агропредприятию преподавателя с точки зрения науки и практики.
Перед началом практики руководитель ставит магистранту задачу, заключающуюся в перечне заданий по конкретной дисциплине, сформированной на основе рабочей программы. Магистрант ведет дневник по практике для фиксации заданий, выполняемых магистрантом на предприятии, и оценки его работы руководителем с агропредприятия.
По результатам производственной практики готовится отчет. Он составляется в период прохождения практики по мере выполнения работ, строится в соответствии с согласованным планом практики. В отчете магистрант отражает знания, которые он ранее получил по уже изученным дисциплинам специализации, навыки самостоятельного ведения наблюдений, анализирует и обобщает полученные результаты. Отчет аккуратно оформляется в соответствии с принятыми в вузе нормативами. К отчету студент должен прикладывать: дневник прохождения производственной практики; развернутые ответы на вопросы, предусмотренные программой прохождения практики, которые могут быть иллюстрированы схемами, фотографиями, образцами собранного материала, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов; характеристику деятельности студента. Кроме того, по желанию Куратора с агропредприятия формируется Благодарственное письмо, как форма позитивной и обратной связи студента, и Рекомендательное письмо, которое подтверждает полученные студентом навыки, проявленные личностно-деловые качества. По возможности также указываются проекты, в которых принял участие магистрант, и рекомендация по профилю его профессиональной ориентации [3].
Для организации и проведения практики на предприятиях аграрной сферы выстраивается взаимодействие Вуз - Магистрант – Агропредприятие, придерживающееся следующих принципов трехсторонних отношений:
- Своевременность (планирование этапов практики).
- Обратная связь.
- Соблюдение трехсторонней ответственности (табл. 3).
Таблица 3
Права и обязанности участников практик
Обязанности |
Права |
МАГИСТРАНТ |
|
1. Дисциплинированно посещать предприятие в объеме, предусмотренном учебным планом. Выполнять все задачи, которые ставит работодатель |
1. Выбирать для прохождения практики свое агропредприятие, не входящее в базу, если оно соответствует всем критериям |
2. Немедленно информировать преподавателя, любого Куратора агропредприятия о возникающих сложностях любого характера |
2. Интересоваться деятельностью агропредприятия; задавать работодателю вопросы, выходящие за рамки поставленных задач |
3. Корректно, дружелюбно общаться с сотрудниками предприятия |
3. Проявлять разумную инициативу и творчество в рамках поставленных задач |
|
4. Уточнять у работодателя наличие возможности выполнять разнообразные задачи |
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ |
|
1. 1. Сообщать Координатору Базы перед началом практики: · кто из магистрантов продолжает практику на том же месте агропредприятия, что и в предыдущем семестре; · количество магистрантов (с указанием профиля), требующих распределения по агропредприятиям |
1. Самостоятельно взаимодействовать с куратором с агропредприятия для получения информации по прохождению практики магистрантами |
2. 2. Контролировать качество прохождения практики: · с позиции магистранта – путем коммуникаций во время аудиторных занятий и в любое время по необходимости магистранта; · с позиции работодателя – поддерживать связь с работодателем, интересуясь дисциплиной магистранта, качеством выполнения заданий |
2. Выступать с предложениями по совершенствованию методики организации и проведения практики |
3. При выполнении проблем в период прохождения практики выяснить их причину и обеспечивать решение проблем в кратчайшие сроки |
3. Инициировать коммерческие проекты на агропредприятии с привлечением студентов с целью монетизации интеллектуального потенциала кафедры |
4. Участвовать в расширении базы агропредприятий для практики |
4. Инициировать работу с новыми Приглашенными практиками |
5. Брать на себя роль Ответственного за агропредприятие и держать связь с этим агропредприятием на протяжении семестра с целью контроля |
|
6. Участвовать в совещаниях руководителей практики по итогам семестра с целью анализа и сильных сторон и соблюдения принципа преемственности
|
|
РАБОТОДАТЕЛЬ |
|
1. Предоставлять по просьбе Ответственного за предприятие ориентированный перечень заданий, которые будет выполнять магистрант на протяжении семестра |
1. Привлекать студента по его добровольному согласию к работе сверх норматива времени, определенного учебным планом |
2. Организовать рабочее место для магистранта. Возможна смешанная форма взаимодействия с магистрантом: минимум 1/3 времени он должен быть на агропредприятии, а в оставшееся время дистанционно выполнять задания |
2. Расторгнуть соглашение о прохождении практики в отношении конкретного магистранта в случае неадекватного поведения данного магистранта. Желательно уведомить об этом представителя вуза |
3. Предоставлять информацию/документы магистрантам, необходимые для выполнения учебного задания |
3. Не предоставлять информацию/документы, если это является коммерческой тайной |
В настоящее время появляются новые формы взаимодействия работодателей с вузами, среди которых:
- участие работодателей в: оценке качества реализуемых вузами учебных курсов; формировании и оценке предметных компетенций студентов и выпускников; оценке стажировок студентов и результатов производственной практики;
- привлечение внешних экспертов, хотя и не на регулярной основе, к оценке образовательных программ и учебных курсов с точки зрения требований производства и рынка труда;
- формирование механизмов, отслеживающих конъюнктурные изменения рынка труда;
- приглашение специалистов-практиков для проведения семинаров и чтения спецкурсов;
- стремление преподавателей, студентов и выпускников к повышению практической направленности научно-исследовательских работ [1].
Динамика развития взаимодействия работодателей с вузами носит ясно выраженный положительный характер, т.е. взаимодействие постоянно и достаточно быстро усиливается. Особо следует подчеркнуть, что поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС.
Библиографическая ссылка
Черданцев В.П. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У МАГИСТРАНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26147 (дата обращения: 07.11.2024).