Современная образовательная практика в педагогических вузах страны, как известно, остро нуждается в реализации не отдельных, узко направленных элементов новизны, а в воплощении в нее идей, позволяющих системно и радикально осуществить ее преобразование. Следует отметить, что сама проблема инноватики, как показывает сравнительный анализ научных работ в этой области педагогики (В.И. Загвязинский, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, Н.Х. Розов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Т.А. Строкова, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова и др.), скорее решена на теоретико-методологическом уровне. Она недостаточно, на наш взгляд, исследована на уровне взаимодействия теории и практики инновационного образования и оценки результатов внедрения выдвигаемого множества инновационных идей, которые нередко таковыми не являются, потому что, к сожалению, их реализация в образовательной практике не дает прогнозируемых устойчивых положительных результатов. Вместе с тем большинство авторов, занимающихся исследованием обозначенной проблемы, либо посвящают свои труды анализу состоявшихся нововведений в общеобразовательной школе, либо их научному прогнозированию в общем педагогическом плане без учета актуальных запросов отечественной образовательной практики, не предлагая кардинальных путей совершенствования образовательного процесса в высшей педагогической школе по приоритетным направлениям ее развития.
Цель исследования. Не останавливаясь на том, какие нововведения реализованы в педагогических вузах за последние годы в целях повышения качества образования студентов [1; 2] и каковы результаты их внедрения, поскольку они общеизвестны, раскроем один из инновационных путей кардинального преобразования образовательного процесса в педагогическом вузе в условиях использования развивающего потенциала множественных многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке.
Материал и методы исследования. Под нашим руководством этот путь исследован на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени (1995–2012 гг.) группой экспертов (ВНИКом), представлявших педагогику и другие науки о человеке. В ходе поэтапной опытно-экспериментальной проверки выдвинутых основных положений рабочей гипотезы о необходимости использования развивающего потенциала межнаучной коммуникации в образовательном процессе педагогического вуза была разработана, апробирована и внедрена инновационная модель интеграции и развития высшего педагогического образования на межнаучной основе.
Результаты исследования и их обсуждение. Результатами выполненного нами исследования явились: разработка системной классификации наук о человеке и построение множественных, многосторонних межнаучных и междисциплинарных связей педагогики, реализуемых в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, экспертная разработка базы межнаучных данных о человеке, выступающей основой создания развивающего образовательного ресурса, построение интегративной структуры содержания педагогического образования в соответствии с действовавшими государственными образовательными стандартами и ее реализация путем разработки и применения соответствующей ей интегративной образовательной технологии [5]. Эти результаты убедительно доказали, что:
- предметоцентрированный подход к обучению студентов – будущих педагогов не позволяет на должном уровне развивать их профессиональную готовность и вырабатывать учебные профессионально-педагогические компетенции, носящие обобщенный – интегративный характер;
- проблема совершенствования образовательного процесса на межнаучной основе должна решаться не отдельными педагогами-новаторами, а экспертным сообществом, консолидирующим усилия многих ученых-теоретиков и практиков, представляющих науки о человеке, по разработке и продуктивному использованию комплексных – междисциплинарных учебных программ;
- обоснование межнаучных конструкций в содержании педагогического образования и построение его интегративной структуры обеспечивают взаимодействие собственно педагогических и всесторонних знаний о человеке, выработку межнаучных знаний и обобщенных учебно-познавательных умений, овладение языками наук о человеке и формирование метаязыка;
- эффективное использование в образовательном процессе разработанной экспертами базы межнаучных данных о человеке происходит с помощью интегративной образовательной технологии в условиях функционирования локальной информационно-поисковой системы «Банк межнаучных данных», которая потенциально обеспечивает усвоение студентами методологического минимума содержания педагогического образования на межнаучной основе и тем самым предоставляет им возможность для осуществления успешного самостоятельного поиска разносторонней учебно-познавательной информации в других информационно-поисковых системах.
Выявленный и обоснованный нами путь развития высшего педагогического образования в условиях межнаучной коммуникации с учетом выделенных в педагогической инноватике признаков нововведения (А.В. Хуторской [6], В.А. Ясвин [7], В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова [3], С.Д. Поляков [4]) носит инновационный характер, поскольку его можно рассматривать как новшество, благодаря которому изменяется структура содержания (она становится целостной, интегративной), создаются принципиально иные условия его реализации (формируется развивающая образовательная среда), наблюдается радикальное преобразование образовательного процесса (он приобретает системный характер и интегративную – развивающую направленность), полученные результаты исследования можно экстраполировать на всю систему высшего педагогического образования.
Построение инновационной модели развития высшего педагогического педагогического образования в условиях межнаучного взаимодействия
Мы считаем, что достоверность и объективность конечных результатов исследования были обеспечены тем, что его промежуточные результаты нами многократно обсуждались в экспертных научных сообществах, специализировавшихся на проведении и оценке результатов аналогичных исследований по междисциплинарной и комплексной тематике, подвергались на протяжении пятнадцати лет непрерывной проверке при проведении аудиторных занятий со студентами и во время их педагогической практики в школе. Они обрабатывались с помощью методов корреляционного анализа и математической статистики, докладывались на Всероссийских, Международных научно-практических конференциях и конгрессах (1997–2014 гг.).
Всесторонне оценив полученные нами промежуточные и итоговые результаты исследования, выполнив отсроченный контроль образовательных достижений студентов, мы разработали, а затем внедрили инновационную модель развития высшего педагогического образования, доказав, что она эффективна и может успешно функционировать в условиях межнаучного взаимодействия. Построение этой модели представлено на рисунке.
Характеризуя процесс ее построения, сначала отметим, что для эффективного решения проблемы развития профессионально-педагогической подготовки студентов вуза в условиях межнаучной коммуникации необходимо использовать интеллектуальный ресурс – творческий потенциал ведущих ученых, педагогов-практиков, представляющих такие науки о человеке, как: общая и профессиональная педагогика, специальная педагогика, этнопедагогика; аксиология; общая, возрастная и профессиональная психология, специальная психология, этнопсихология; дифференциальная социология, правоведение, юридические науки; анатомия и физиология человека; медицинские науки; нейролингвистика и другие науки и научные отрасли, сопряженные с педагогикой. Опыт коллективной исследовательской деятельности, практика сотрудничества с учеными РАО, членами общественных академий, преподавателями структурных подразделений педагогических вузов, принявших участие в совместном решении обоснованной нами проблемы, показали, что наиболее приемлемой формой организации деятельности экспертного сообщества в данном направлении явилось создание временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа). Члены этого коллектива, являясь субъектами научно-исследовательской и собственно образовательной деятельности, благодаря своей высокой научно-методической и технологической компетентности, достаточному владению языком педагогической науки и метаязыком межнаучной коммуникации, под нашим руководством обеспечили межнаучное и междисциплинарное взаимодействие в образовательном процессе в соответствии с государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами профессионально-педагогической подготовки студентов.
С учетом уникальной особенности педагогической науки, состоящей в ее предрасположенности к межзнаниевому взаимодействию и интеграции всесторонних знаний о человеке и состояния обучения студентов наукам о человеке, число которых, как известно, незначительно для освоения ими обобщенных учебных компетенций, на основе многофакторного анализа содержания образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ нескольких поколений и имеющегося опыта использования фрагментарных междисциплинарных связей в высшем педагогическом образовании нами была разработана системная классификация наук о человеке. Она явилась методологической основой построения условно самостоятельных групп и рядов взаимодействующих с педагогикой наук и выделения разнотипных межнаучных и междисциплинарных связей педагогики.
Моделирование содержательного блока инновационной образовательной модели в педагогическом вузе на межнаучной основе, как показали результаты исследования, предусматривает решение следующих задач.
- Обоснование межнаучных конструкций как дидактического инструмента для построения содержания высшего педагогического образования. В соответствии с выделенными типами межнаучных и междисциплинарных связей педагогики с помощью методов анализа, сравнения, систематизации, обобщения и синтеза мы определили в качестве системных содержательных конструкций возраст, основные периоды жизнедеятельности и филогенез школьника, факторы, условия и показатели развития его личностных и жизнеобеспечивающих систем.
- Разработка предметных и междисциплинарных рабочих учебных программ. Аналитико-синтетический и индуктивно-дедуктивный методы изучения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных учебных компетенций, заданных в соответствии с требованиями ФГОС по педагогическим специальностям и по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование», позволили установить, что подавляющее их большинство носит обобщенный – интегрированный характер. Это позволило, во-первых, придать предметным рабочим программам междисциплинарную направленность с учетом изучаемых студентами общественных дисциплин и, во-вторых, разработать учебные программы специальных курсов, интегрирующих научные знания из ближайшего ряда взаимодействующих с педагогикой наук, большинство из которых как самостоятельные учебные дисциплины студенты педагогических вузов по известным причинам не изучают. Практика обучения студентов интегрированным учебным дисциплинам и специальным курсам показала, что более 90 % из них с повышенным интересом выполняли курсовые и дипломные проекты, а затем их успешно защитили.
- Построение интегративной структуры содержания высшего педагогического образования. Технологически решение этой задачи представляет собой последовательное выполнение ряда профессиональных операций: отбор сопряженных с педагогикой наук о человеке из ближайшего их ряда (было отобрано около сорока наук); выделение базовых и дополнительных сопрягающихся учебных элементов (понятий) в каждой из этих наук; построение дидактических комплексов (укрупненных дидактических единиц) как потенциальных источников выработки межнаучной информации и др.
- Разработка базы межнаучных данных о человеке и формирование на ее основе развивающего образовательного ресурса. Необходимо отметить, что решение данной задачи представляет собой достаточно трудоемкий и продолжительный процесс. База межнаучных данных о человеке включает совокупность разработанных информационного, операционного и проверочного массивов, которые, будучи преобразованы в нее, выполняют дидактическую функцию ресурсного обеспечения исследованной нами инновационной образовательной системы. Качество ее разработки определяет качество сформированного на ее основе образовательного ресурса вуза, который становится развивающим за счет того, что систематизированные межнаучные связи педагогики, объективированные в базе межнаучных данных, потенциально обладают высоким развивающим потенциалом.
Процессуальный блок моделируемой инновационной образовательной системы, обеспечивающей развитие профессионально-педагогической подготовки студентов, был разработан путем последовательного решения на межнаучной основе ряда задач.
- Моделирование учебных проблемных ситуаций, в которых у студентов формируются стимулы к самоосознанию и самооценке дефицита межнаучных знаний в их познавательном опыте, потребности в поиске и применении межнаучной информации в решении проблем и задач, которые оказываются почти нерешаемыми с помощью односторонних предметных знаний и умений.
- Разработка системы разноуровневых учебных и соответствующих им критериальных задач с межнаучным содержанием, а также сочетающихся с ними собственно педагогических задач, выполняемых студентами в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Успешное их решение в сочетающемся виде оказалось возможным путем применения разработанной нами интегративной образовательной технологии, включающей информационно-поисковую, проблемно-ориентирующую и личностно-ориентирующую технологии обучения.
- Выявление оптимальных условий для безбарьерного поиска межнаучной информации в локальной автоматизированной информационно-поисковой системе «Банк межнаучных данных», функционирующей в вузе, и в других расширенных информационно-поисковых системах в процессе решения учебных и критериальных педагогических задач. К их числу, прежде всего, относятся: обучение студентов языкам наук о человеке, вооружение их исходным методологическим минимумом собственно педагогических знаний для выполнения расширенного информационного поиска, усвоение межнаучного тезауруса.
- Прогнозирование условий, благоприятных для взаимодействия формирующихся предметных (собственно педагогических) и разносторонних научных знаний об изучаемых объектах и субъектах педагогической действительности и их последующей интеграции, для выработки межнаучных знаний и развития собственно педагогических знаний, для формирования обобщенных учебно-познавательных действий и метаязыка студентов.
В заключение отметим, что всестороннее исследование функциональности рассматриваемой образовательной системы позволило смоделировать ее результативный блок и на практике доказать, что образовательные достижения студентов в этой системе имеют интегративную – развивающую направленность. Действительно, сформированные у студентов знания об изучаемых ими педагогических фактах, явлениях, процессах и системах, выработанные учебно-познавательные умения и профессионально значимые личностные качества приобретают межнаучную природу за счет возникающего устойчивого механизма межзнаниевого взаимодействия и интеграции всесторонних знаний о человеке. Кроме того, сформированный у студентов метаязык посредством взаимодействия языка педагогики с языками других наук о человеке позволяет им овладеть обобщенными учебными компетенциями, развить свой познавательный опыт, потребности и способности в поиске и использовании межнаучных данных о человеке в будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Внедрение в образовательную систему педагогического вуза широкого спектра множественных многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке путем эффективного использования базы межнаучных данных о человеке в образовательном процессе с помощью интегративной образовательной технологии позволяет рассматривать эту систему как инновационную образовательную модель, обеспечивающую на практике развитие высшего педагогического образования и повышение его качества.
Библиографическая ссылка
Хроменков П.А. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26145 (дата обращения: 08.12.2024).