Русский народный танец является выражением мыслей, чувств и обычаев народа, в нем находят отражение современные изменения взглядов общества, его трансформации, отношение к своим традициям и культуре. В связи с этим особенно важным сегодня видится передача исторического опыта подрастающему поколению, приобщение детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным способом сохранения и передачи традиций является естественное, добровольное желание и интерес личности в приобретении этих знаний. Поэтому любительские хореографические коллективы, являясь естественной средой для творческого самовыражения, представляют собой идеальные условия для осуществления этого процесса.
Изучение русского народного танца обогащает детей новыми знаниями о культуре своего народа, содействует художественному росту учащихся, знакомя их с бесконечным разнообразием танцевальных движений и мелодий, с тонкими и выразительными особенностями характера и стиля. «Только зная историю народа, его национальную культуру и искусство, изучив основные формы, фигуры и элементы движений танца, <…> мы можем создать детский народный танец, созвучный нашему времени, достойный нашей эпохи» [6].
Анализ программ обучения детей народно-сценическому танцу в любительском хореографическом коллективе, разработанных в различные годы, показал, что русскому народному танцу в них отводится лишь малая часть, включенная в раздел «национальный компонент» или «факультативный курс». При этом большой процент учебного времени и нагрузки направлен на изучение хореографии различных народов России и зарубежья, что не является, на наш взгляд, мотивирующим фактором для учащихся к изучению русского народного танца.
Задачи обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе состоят в том, чтобы, во-первых, познакомить учащихся с образцами русской народной хореографии, расширяя их кругозор. Во-вторых, обучить детей основам русского народного танца и дать им необходимые знания, умения и навыки в области русской народной хореографии в соответствии с возрастными особенностями. Кроме этого, в ходе коллективных занятий русским народным танцем у детей формируются и воспитываются такие жизненно важные качества, как любовь к труду, стойкость, воля, умение преодолевать себя, дисциплина и др.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить влияние введения фольклорных основ в педагогическую программу на совершенствование процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе.
В исследовании акцентировано внимание на обучении русскому народному танцу детей младшего школьного возраста (7–10 лет) в хореографическом коллективе, т.к. именно в этом возрасте закладывается основа жизненного восприятия, приходит понимание и ощущение себя частью общества.
Обучение русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе должно содействовать укреплению нравственных, физических и психологических качеств путем умелого подбора репертуара, а также всей постановки учебно-воспитательной работы. Как отмечают Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина, «здесь участник получает интеллектуальное развитие, повышает культурный и идейный уровень. Если в течение длительного времени исполнитель воспитывается на полноценном материале (литература, история, музыка, хореография и т.д.), то у него формируется вкус, творческие привязанности, интересы, воспитывается и формируется личность средствами искусства, <…> знакомство с историей и культурой есть воспитание в самом широком смысле» [1, с. 19].
Методике обучения русскому народному танцу были посвящены работы Г.Ф. Богданова, А.А. Борзова, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикина, М.П. Мурашко, Е.Н. Поповой, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устиновой и др. Среди прочих важных факторов в процессе обучения каждый из авторов особое внимание уделяет работе педагога-хореографа с аккомпаниатором, подбору музыкального материала и роли музыки в учебном процессе.
Так как хореографическое воспитание тесно связано с физическим воспитанием, то с первых уроков по русскому народному танцу педагог должен добиваться точности выполнения каждого движения. При обучении детей педагог должен руководствоваться и соблюдать основные принципы педагогики: наглядность, доступность, последовательность, системность, индивидуальный подход и т.д.
Помимо физической доступности существует еще и психологическая доступность восприятия. Так, например, в танцы для детей не следует включать сложный сюжет развития отношений героев, концептуально-философские темы и т.д. При работе с детьми 7–10-летнего возраста педагогу следует больше уделять внимание развитию эмоционально-выразительной составляющей танцевальных движений. Неоценимо значение игрового начала для создания правильной психологической атмосферы в учебном процессе при работе с детьми. О большом значении игры говорится в трудах В.М. Григорьева, А.А. Жарковой, И.А. Панкеева, К.Д. Ушинского и др. Игровая деятельность «способствует активизации личности, вовлечению ее в процесс воспитательного воздействия, помогая участнику той или иной игры активно реализовывать свои физические и творческие способности» [2, с. 19].
Выдающийся педагог-хореограф ХХ века В.С. Константиновский, один из родоначальников детской хореографической самодеятельности г. Москвы, более 15 лет руководивший методической работой этого региона, в своей книге «Учить прекрасному» посвятил отдельную главу обучению детей русскому народному танцу. Говоря о выборе тем для детского танца, он призывает педагогов обратиться к традиционному народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа: «Ребенку надо найти близкий ему фольклорный материал, и тут вам <…> поможет исключительное богатство народного творчества. Необходимо только уметь выбрать из этого обилия определенный материал, интерпретировав его в доступной для ребенка форме» [3, с. 52].
Эффективность построения программ для детского творческого коллектива на основных принципах фольклора отмечает и профессор В.И. Петрушин, подчеркивая, что «на ранних стадиях музыкально-хореографическое действо, включающее в себя элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребенка к творчеству» [4, с. 351].
Совершенствуя процесс обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе, мы взяли за основу воспитательную функцию фольклора, обращая особое внимание на его всесторонний охват творчества – песня, музыка, танец; простые и доступные формы; импровизационный характер, важный для развития творческого мышления учащегося.
С этой целью нами была разработана педагогическая модель обучения (рисунок), положенная в основу авторской программы «Азбука русского танца». Педагогическая модель состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1) целевого, где сформулированы основные задачи эксперимента;
2) организационно-содержательного, включающего принципы, социально-культурные условия, функции, методы, средства и формы;
3) результативного, где отражены критерии и показатели, по которым оценивался уровень результатов учащихся, а также ожидаемый результат.
Педагогическая модель обучения русскому народному танцу детей в хореографическом коллективе
Опытно-экспериментальной базой исследования были определены студия «Оберег» хореографического ансамбля «Вензеля» Центра хореографического искусства города Пензы (90 человек – экспериментальная группа) и студия «Боярушка» народного ансамбля танца «Боярышня» Муниципального учреждения культуры «Костровский Дом культуры» сельского поселения Костровское Истринского муниципального района Московской области (78 человек – контрольная группа), а также 82 родителя, 8 педагогов.
Критерии оценки учащихся контрольной и экспериментальной групп:
1. Аналитико-оценочный, по следующим показателям учащихся: а) умение анализировать музыкальное произведение; б) умение анализировать движения русского народного танца, в) сопоставление характера музыки и движений русского народного танца.
2. Исполнительский, по показателям учащихся: а) методическая грамотность в исполнении движений русского народного танца; б) хореографическая память; в) ориентация в пространстве.
3. Музыкально-слуховой, по показателям: а) определение характера музыки; б) исполнение движений русского народного танца под музыку; в) определение музыкального размера.
4. Индивидуально-творческий, по показателям: а) импровизация по заданию педагога; б) импровизация под музыку без специального движенческого задания педагога; в) выразительность исполнения.
Уровни результатов, достигнутых участниками каждой из представленных групп, оценивались по следующим показателям: низкий, средний, высокий, которые корректировались в ходе систематических промежуточных аттестаций детей. Полученные результаты способствовали эффективному осуществлению процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе и позволили разработать методические рекомендации по организации данного процесса.
Итогом любой учебной практики является непосредственная демонстрация достижений учащихся. Одной из таких форм является контрольный или открытый урок с присутствием других педагогов и родителей учащихся. Проведение открытых уроков дает дополнительную мотивацию как учащимся, так и педагогам, так как для открытого показа необходимо отобрать из многообразия освоенного материала самый яркий, выразительный и наиболее характерный для данного периода обучения. А также сконцентрировать все силы и энергию для более эффективного и результативного показа. Кроме этого, учащиеся постепенно приучаются преодолевать боязнь публичной демонстрации своих умений и навыков, вырабатывают чувство коллективного сотворчества, а в дальнейшем и индивидуального выступления.
Другой формой контроля оценки качества усвоенного материала является коллективное или индивидуальное выступление детей на сценической площадке. Так как репертуар – это творческое лицо коллектива [5, с. 19], то в нем как результате большой, многослойной работы отражается весь учебно-педагогический процесс ансамбля, сконцентрированы все достижения и недочеты деятельности педагога в танцевальном зале. Введение в учебный процесс песен игрового содержания позволило нам констатировать, что они являются благодатным материалом для усвоения и понимания движений русского народного танца. Ассоциативно-иллюстративное воплощение русской народной песни в танце легко усваивается учащимися 7–10-летнего возраста и приучает воспитанников выполнять движения более эмоционально и в разнохарактерной манере. В результате целенаправленной учебно-творческой работы дети, с одной стороны, познакомились с многообразием форм и видов русской народной хореографии, а с другой – получили представление об определенном порядке действий, рисунков и законченных форм русского народного танца.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что продуктивными формами освоения учебного материала в детском хореографическом коллективе являются не только практические (творческо-игровые занятия, контрольные и открытые уроки, фестивально-концертная деятельность коллектива), но и теоретические занятия, как то: просмотр видеоматериалов о разнообразии русского народного танца, лекции о традиционной русской культуре и областных особенностях русского народного танца.
Как показало наше исследование, достигнуть положительного результата в обучении детей русскому народному танцу можно лишь в сотворчестве учащихся и педагога. Поддерживать устойчивый интерес ребенка к изучению своей национальной культуры возможно в содружестве и взаимопонимании с родителями.
В ходе исследования были расширены педагогические знания о возможности использования фольклорного потенциала в ходе обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе; научно разработана и апробирована педагогическая модель и авторская программа обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе; доказано, что через разностороннее и всеобъемлющее представление о предмете исследования рождается новый интерес к его познанию. Именно этот фактор был основополагающим при совершенствовании процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе, т.к. включал изучение не только специфических движений русского танца, но и обычаев, обрядов, игр, песенно-музыкального и декоративного творчества русского народа. Таким образом, обучение детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе выполняет не только важнейшие воспитательные и образовательные функции, но и позволяет значительно расширить кругозор ребенка, познакомив его с различными направлениями русского народного танца и богатейшей культурой своего народа.
Библиографическая ссылка
Калыгина А.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТАНЦУ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26142 (дата обращения: 04.10.2024).