Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

Голубева Г.Н. 1 Агеева Г.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Как известно, существенным компонентом любого вида детской деятельности являются движения. В рамках исследования были выявлены характеристики двигательной активности, а именно уровень и объем двигательной активности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Как было выявлено исследователями, значительный объем самостоятельной двигательной активности и небольшой объем организованной двигательной активности свойственен для детей с высокой степенью двигательной активности. У детей со средним уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной меняется: увеличивается объем организованной двигательной активности, снижается – самостоятельной. У детей с низким уровнем двигательной активности большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль самостоятельная двигательная активность.
уровень двигательной активности
объем двигательной активности
дети дошкольного возраста
двигательная активность.
1. Агеева Г.Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2013. – 25 с.
2. Агеева Г.Ф. Психофизическое состояние детей дошкольного возраста в процессе освоения инновационной программы // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №6. - С. 92.
3. Голубев А.И. Мониторинг состояния здоровья и условий обучения (работы) детей, подростков и педагогов / А.И. Голубев, Г.Н. Голубева // Дополнительное образование. - 2003. - № 9. – С. 22.
4. Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. Стимулирование двигательной активности в дошкольном возрасте // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5993.
5. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 2. – С. 83-86.
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

Актуальность. Изучение и анализ научной и методической литературы показали, что в последнее время становятся более заметными, на фоне роста психоэмоционального напряжения и значительного снижения активной двигательной деятельности, отклонения в состоянии здоровья детей. Биологическая потребность большинства детей не удовлетворяется в движениях из-за недооценки двигательной активности в организации учебного процесса многих дошкольных образовательных учреждений, школ, а также родителями детей [1-5]. Двигательная активность является энергетической основой для формирования и роста всех систем организма, а также психического и физического развития, что является биологическим стимулом для морфофункционального развития организма и его совершенствования. Осуществление в покое анаболических процессов, определяющих энергетические ресурсы, зависит от степени активности скелетных мышц.

На протяжении всего дошкольного периода происходят значительные изменения в быстром формировании анатомо-физиологических особенностей организма дошкольников, создающие предпосылки для совершенствования и развития двигательных способностей и физических качеств, а также эффективного их овладения. Повышение физической работоспособности, развитие двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости) - всему этому способствует оптимальная двигательная активность. В процессе развития выживание биологического вида обеспечивает двигательная деятельность.

Целью исследования являлось: исследовать параметры двигательной активности детей дошкольного возраста 3-6 лет.

Для решения поставленной цели в работе были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, шагометрия, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базах муниципальных ДОУ: № 64 «Ландыш», № 67 «Надежда», № 54 «Искорка», № 96 «Умничка», № 92 «Голбакча», № 97 «Пчелка». Всего в ходе эксперимента количество обследуемых детей составило 370 человек в возрасте от 3 до 6 лет, из них в контрольную группу вошло 194 человека, в экспериментальную – 176 человек.

Уровень двигательной активности (ДА) выявляли путем метода педагогического наблюдения и опроса воспитателей. В зависимости от степени подвижности двигательную активность детей разделили на три уровня, опираясь на методику Руновой М.А. [6]. С помощью методов математической обработки были получены следующие результаты исследования (рис. 1-3).

При исследовании уровня ДА детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 1):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 27,3%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 64,5% детей, в экспериментальной – у 63,6%;

- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 4,5% детей, в экспериментальной – у 9,1%.

При исследовании уровня ДА детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 2):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 23% детей, в экспериментальной – у 33%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 77% детей, в экспериментальной – у 56%;

- низкий уровень в контрольной группе не наблюдался, в экспериментальной составил 11%.

Рис. 1. Оценка уровня ДА детей младшего дошкольного возраста

Рис. 2. Оценка уровня ДА детей среднего дошкольного возраста

Исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявило, что (рис. 3):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 29% детей, в экспериментальной – у 16%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 81%;

- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 40% детей, в экспериментальной – у 3%.

Рис. 3. Оценка уровня ДА детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, исследование уровня ДА детей младшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (64%) имеют средний уровень, в экспериментальной группе также наблюдается преобладание среднего уровня, который составляет 70%; исследование уровня ДА детей среднего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство (77%) составляют дети со средним уровнем, в экспериментальной группе данный показатель составляет 56%; исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (40%) имеют низкий уровень, в экспериментальной группе большинство (81%) составляют дети со средним уровнем.

Объем двигательной активности определяли при помощи метода шагометрии и, обработав данный показатель с помощью математико-статистических методов, получили следующие результаты:

- средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста (рис. 4) в контрольной группе составила 9424 локомоции, в экспериментальной – 10309 локомоций;

- средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста (рис. 5) в контрольной группе составила 11701 локомоцию, в экспериментальной – 12119 локомоций;

- средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста (рис. 6) в контрольной группе составила 12753 локомоции, в экспериментальной – 13192 локомоции.

Рис. 4. Средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)

Рис. 5. Средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)

Рис. 6. Средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)

Полученные результаты сравнили с нормой показателей двигательной активности детей 3-6 лет в режиме дня, и было выявлено следующее:

- у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 14,3%, в экспериментальной группе – на 6,3%;

- у детей среднего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 10%, в экспериментальной группе - на 6,8%;

- у детей старшего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 12%, в экспериментальной группе – на 9% (рис. 7).

Рис. 7. Сравнение показателей объема ДА с нормой за время пребывания в ДОУ (локомоций)

Таким образом, проведя исследование, было выявлено следующее:

1. Высокий уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 29,2% детей;

- в средних группах – у 28%;

- в старших группах - у 22,5%.

2. Средний уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 64% детей;

- в средних группах – у 66,5%;

- в старших - у 56%.

3. Низкий уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 6,8% детей;

- в средних группах – у 5,5%;

- в старших группах - у 21,5%.

4. Для дошкольников, имеющих средний уровень двигательной активности, свойственно:

- уравновешенное поведение;

- достаточно хороший уровень развития двигательных качеств;

- средние показатели физической подготовленности;

- однако у них наблюдается слабая техника движений и не всегда получается качественно и правильно выполнить упражнение.

5. Малоподвижные дети, т.е. дети с достаточно низким уровнем двигательной активности, характеризуются:

- отставанием от возрастных норм показателей в развитии физических качеств и основных видов движений;

- как только возникает сложность при выполнении задания, пассивно ждут помощи со стороны воспитателя.

6. Оценка объема двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада показала, что в среднем по группе объем двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей) и составляет (результат / норма):

- в младших группах - 10309 и 9424 локомоций / норма - 11000;

- в средних группах - 12119 и 11701 локомоций / норма - 13000;

- в старших группах - 13192 и 12753 / норма - 14500.


Библиографическая ссылка

Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26138 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674