Актуальность. Изучение и анализ научной и методической литературы показали, что в последнее время становятся более заметными, на фоне роста психоэмоционального напряжения и значительного снижения активной двигательной деятельности, отклонения в состоянии здоровья детей. Биологическая потребность большинства детей не удовлетворяется в движениях из-за недооценки двигательной активности в организации учебного процесса многих дошкольных образовательных учреждений, школ, а также родителями детей [1-5]. Двигательная активность является энергетической основой для формирования и роста всех систем организма, а также психического и физического развития, что является биологическим стимулом для морфофункционального развития организма и его совершенствования. Осуществление в покое анаболических процессов, определяющих энергетические ресурсы, зависит от степени активности скелетных мышц.
На протяжении всего дошкольного периода происходят значительные изменения в быстром формировании анатомо-физиологических особенностей организма дошкольников, создающие предпосылки для совершенствования и развития двигательных способностей и физических качеств, а также эффективного их овладения. Повышение физической работоспособности, развитие двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости) - всему этому способствует оптимальная двигательная активность. В процессе развития выживание биологического вида обеспечивает двигательная деятельность.
Целью исследования являлось: исследовать параметры двигательной активности детей дошкольного возраста 3-6 лет.
Для решения поставленной цели в работе были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, шагометрия, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базах муниципальных ДОУ: № 64 «Ландыш», № 67 «Надежда», № 54 «Искорка», № 96 «Умничка», № 92 «Голбакча», № 97 «Пчелка». Всего в ходе эксперимента количество обследуемых детей составило 370 человек в возрасте от 3 до 6 лет, из них в контрольную группу вошло 194 человека, в экспериментальную – 176 человек.
Уровень двигательной активности (ДА) выявляли путем метода педагогического наблюдения и опроса воспитателей. В зависимости от степени подвижности двигательную активность детей разделили на три уровня, опираясь на методику Руновой М.А. [6]. С помощью методов математической обработки были получены следующие результаты исследования (рис. 1-3).
При исследовании уровня ДА детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 1):
- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 27,3%;
- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 64,5% детей, в экспериментальной – у 63,6%;
- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 4,5% детей, в экспериментальной – у 9,1%.
При исследовании уровня ДА детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 2):
- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 23% детей, в экспериментальной – у 33%;
- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 77% детей, в экспериментальной – у 56%;
- низкий уровень в контрольной группе не наблюдался, в экспериментальной составил 11%.
Рис. 1. Оценка уровня ДА детей младшего дошкольного возраста
Рис. 2. Оценка уровня ДА детей среднего дошкольного возраста
Исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявило, что (рис. 3):
- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 29% детей, в экспериментальной – у 16%;
- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 81%;
- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 40% детей, в экспериментальной – у 3%.
Рис. 3. Оценка уровня ДА детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, исследование уровня ДА детей младшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (64%) имеют средний уровень, в экспериментальной группе также наблюдается преобладание среднего уровня, который составляет 70%; исследование уровня ДА детей среднего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство (77%) составляют дети со средним уровнем, в экспериментальной группе данный показатель составляет 56%; исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (40%) имеют низкий уровень, в экспериментальной группе большинство (81%) составляют дети со средним уровнем.
Объем двигательной активности определяли при помощи метода шагометрии и, обработав данный показатель с помощью математико-статистических методов, получили следующие результаты:
- средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста (рис. 4) в контрольной группе составила 9424 локомоции, в экспериментальной – 10309 локомоций;
- средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста (рис. 5) в контрольной группе составила 11701 локомоцию, в экспериментальной – 12119 локомоций;
- средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста (рис. 6) в контрольной группе составила 12753 локомоции, в экспериментальной – 13192 локомоции.
Рис. 4. Средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)
Рис. 5. Средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)
Рис. 6. Средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)
Полученные результаты сравнили с нормой показателей двигательной активности детей 3-6 лет в режиме дня, и было выявлено следующее:
- у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 14,3%, в экспериментальной группе – на 6,3%;
- у детей среднего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 10%, в экспериментальной группе - на 6,8%;
- у детей старшего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 12%, в экспериментальной группе – на 9% (рис. 7).
Рис. 7. Сравнение показателей объема ДА с нормой за время пребывания в ДОУ (локомоций)
Таким образом, проведя исследование, было выявлено следующее:
1. Высокий уровень ДА детей дошкольного возраста:
- в младших группах - у 29,2% детей;
- в средних группах – у 28%;
- в старших группах - у 22,5%.
2. Средний уровень ДА детей дошкольного возраста:
- в младших группах - у 64% детей;
- в средних группах – у 66,5%;
- в старших - у 56%.
3. Низкий уровень ДА детей дошкольного возраста:
- в младших группах - у 6,8% детей;
- в средних группах – у 5,5%;
- в старших группах - у 21,5%.
4. Для дошкольников, имеющих средний уровень двигательной активности, свойственно:
- уравновешенное поведение;
- достаточно хороший уровень развития двигательных качеств;
- средние показатели физической подготовленности;
- однако у них наблюдается слабая техника движений и не всегда получается качественно и правильно выполнить упражнение.
5. Малоподвижные дети, т.е. дети с достаточно низким уровнем двигательной активности, характеризуются:
- отставанием от возрастных норм показателей в развитии физических качеств и основных видов движений;
- как только возникает сложность при выполнении задания, пассивно ждут помощи со стороны воспитателя.
6. Оценка объема двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада показала, что в среднем по группе объем двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей) и составляет (результат / норма):
- в младших группах - 10309 и 9424 локомоций / норма - 11000;
- в средних группах - 12119 и 11701 локомоций / норма - 13000;
- в старших группах - 13192 и 12753 / норма - 14500.
Библиографическая ссылка
Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26138 (дата обращения: 11.10.2024).