Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Белин Н.А. 1 Плотникова Е.Г. 1 Цариев Е.А. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Рассматривается профессиональная деятельность преподавателя военного вуза. Анализ педагогической литературы, а также собственный многолетний опыт позволили авторам выделить и описать структурные компоненты деятельности преподавателя, определить содержание его профессиональной компетентности. Также выявлены ключевые компетенции – набор базовых качеств, необходимых для осуществления успешной профессионально-педагогической деятельности. Военно-учебные заведения организуют переподготовку офицеров, впервые назначаемых на должности профессорско-преподавательского состава непосредственно из войск, в подразделениях дополнительного профессионального образования, адъюнктуре, кроме того, проводятся сборы, на которых изучаются вопросы психологии, педагогики, организации и проведения образовательного процесса. Выполненное исследование позволяет утверждать, что эта переподготовка прежде всего должна быть направлена на формирование и развитие выделенных ключевых компетенций. Это позволит успешно осуществить внедрение офицера в образовательный процесс военного вуза, обеспечит результативность его профессионально-педагогической деятельности.
деятельность преподавателя вуза
профессиональная компетентность
ключевые компетенции
1. Афанасьев В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 151–153.
2. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-2. – С. 326–330.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эйдос : интернет-журнал. – 2006. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 21.01.2017).
4. Ключенко А.Н. Профессиональная подготовка преподавателей высшего военного учебного заведения // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – С. 96–102.
5. Ларионова М.А. Особенности развития профессионализма преподавателя вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 2 (37). – С. 63–65.
6. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 8. - URL: https://e-koncept.ru/2014/14599.htm (дата обращения: 21.01.2017).
7. Овод В.В. Проектировочная компетенция офицера-преподавателя: структурно-содержательные характеристики // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 42–45.
8. Олешков М.Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.А. Вербицкого, Н.В. Жуковой. – М. : РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – С. 62–71.
9. Подповетная Ю.В., Резанович И.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : монография. – М. : Владос, 2012. – 258 с.
10. Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 22. - URL: https://rg.ru/2005/03/03/obrazovanie-mvd-dok.html (дата обращения: 21.01.2017).
11. Смельчаков А.В. Проблема подготовки офицера к профессионально-педагогической деятельности в вузе МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 162–168.
12. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – Вып. 5. – С. 52–59.

В последние десятилетия осуществляется реформирование и модернизация высшего образования России. Произошло коренное изменение образовательной парадигмы: предлагается вариативное содержание образования, появляются новые педагогические технологии, современные концепции и идеи. Вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, осуществляется подготовка к переходу на образовательные стандарты следующего поколения, в соответствии с которыми изменяются требования к результатам образовательной деятельности.

Происходящие преобразования в полной мере относятся и к военному образованию, которое является неотъемлемой частью системы высшего профессионального образования нашей страны. Военные вузы работают в общем правовом поле с гражданскими высшими учебными заведениями и руководствуются единым законодательством в области образования. Вместе с тем можно выделить существенные отличия в их функционировании, обусловленные спецификой военной службы, особенностями кадрового заказа на подготовку военных специалистов и подхода к формированию профессорско-преподавательского состава. Так, в отличие от гражданских учебных заведений, военные вузы готовят специалистов не для открытого рынка труда, а целевым назначением на конкретные должности в войсках, в условиях жесткого государственного заказа, особых субординационных отношений, специфических условий жизнедеятельности [4].

В военном вузе одновременно осуществляется подготовка по определенной гражданской и военной специальностям. Поэтому учебная программа военного вуза, помимо общенаучных и соответствующих гражданской специальности дисциплин, насыщена также военно-специальными дисциплинами, что накладывает особые требования к результатам образовательной деятельности военного вуза. Успешность образовательной деятельности военного вуза во многом определяется профессиональной компетентностью, педагогической и научной состоятельностью его профессорско-преподавательского состава.

Мы придерживаемся научных взглядов ведущих российских исследователей проблемы компетентностного подхода (Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др.) и считаем, что под профессиональной компетентностью понимается наличие знаний, опыта, мотивационных установок, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. При этом профессиональная компетентность представляет собой совокупность компетенций, среди которых особую роль играют ключевые компетенции – набор базовых качеств, необходимых для эффективной работы в различных областях человеческой деятельности [3; 6]. Ключевые компетенции как актуальные компетентности включают: готовность к проявлению компетентности – мотивационный аспект; владение знанием содержания компетентности – когнитивный аспект; опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях – поведенческий аспект; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения – ценностно-смысловой аспект; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности – регуляционный аспект [3].

Рассмотрим профессиональную деятельность преподавателя военного вуза, что позволит определить содержание профессиональной компетентности и набор ключевых компетенций, необходимых для успешного осуществления этой деятельности.

Исследователи проблемы формирования и развития профессионализма преподавателя вуза подчеркивают, что деятельность преподавателя является разносторонней, полифункциональной и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, предполагающих наличие соответствующей профессиональной компетентности. На основании анализа педагогической литературы и собственного многолетнего опыта мы выделяем следующие структурные компоненты преподавательской деятельности: дидактический, педагогический, методический, проектировочный, научно-исследовательский.

Дидактический компонент непосредственно связан с процессом обучения и, прежде всего, предполагает компетентность преподавателя вуза в предметной области, т.е. такое владение учебным материалом, которое позволяет структурировать теоретическое и практическое содержание дисциплины для создания наилучших условий решения дидактических задач. Дидактическая работа преподавателя также предполагает его компетентность в способах организации дидактической коммуникации – диалогового взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемого для передачи содержания обучения и усвоения обучаемыми учебного материала в любой форме обучения [8]. Результат реализации дидактического компонента деятельности преподавателя во многом определяется его способностью к освоению современных дидактических технологий и готовностью к их сочетанию с авторскими методиками.

Педагогический компонент проявляется в деятельности, направленной на воспитание и развитие, осуществляемой в процессе обучения. Воспитание и развитие в условиях вуза трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и обучаемых, реализуемый с целю формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов, их гражданского становления. Такая деятельность предполагает компетентность преподавателя в областях: проектирования развития личности будущего специалиста; планирования и организации необходимых воспитательных воздействий; регулирования и мотивация деятельности обучаемых; диагностики уровня воспитанности и развития.

Методический компонент является обязательным и существенным в профессиональной деятельности преподавателя, которая должна быть направлена на: совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых методик и технологий обучения; обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией; повышение педагогического мастерства; совершенствование аудиторной и самостоятельной работы обучаемых; улучшение всех форм, видов и методов учебной работы [9; 12]. Методическая работа преподавателя осуществляется с целью создания условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, и предполагает его компетентность в области используемых методов и технологий обучения с учетом особенностей контингента обучаемых и конкретных дидактических ситуаций.

Проектировочный компонент проявляется в целенаправленной деятельности преподавателя по созданию проекта образовательного процесса. При этом проект образовательного процесса состоит из замысла будущего процесса обучения, представленного в виде модели, и реализующей этот замысел технологии, состоящей из системы действий по организации и управлению учебно-познавательной деятельности обучаемых [1; 7]. Проектировочный компонент напрямую связан с методическим и позволяет преподавателю научно обоснованно подойти к организации как собственной профессиональной деятельности, так и образовательного процесса в целом. Эффективная реализация проектировочного компонента деятельности преподавателя предполагает его компетентность в области педагогического моделирования, педагогических технологий, в вопросах прогнозирования параметров эффективности образовательного процесса.

Научно-исследовательский компонент деятельности в целом направлен на получение и применение новых как фундаментальных, так и прикладных знаний для решения задач в определенной области. В вузах основными задачами научно-исследовательской работы являются: дальнейшее развитие научной мысли; обогащение учебного процесса результатами новейших научных исследований, практическое ознакомление обучаемых с постановкой исследовательской работы и вовлечение их в эту работу; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; подготовка новых научно-педагогических кадров; оказание методической или практической помощи в решении с научных позиций возникающих в различных отраслях национальной экономики проблем [2; 5]. Научно-исследовательская работа осуществляется преподавателями вузов самостоятельно или в составе временных творческих коллективов и является показателем их компетентности в сфере: профессиональных знаний, навыков и умений; научной коммуникации; теоретических и эмпирических методов исследования, а также методов математической и статистической обработки данных.

Рассмотренные выше компоненты профессиональной деятельности являются общими и для гражданского, и для военного вуза. Однако весьма существенно, что, помимо перечисленного, преподаватели военного вуза выполняют также и специальные обязанности, связанные с несением военной службы.

В целом деятельность преподавателя вуза состоит из двух, в чем-то взаимосвязанных, а в чем-то самостоятельных видов деятельности: образовательной и научно-исследовательской. Дидактический, педагогический, методический, проектировочный компоненты являются неотъемлемой частью образовательной деятельности. Научно-исследовательская работа преподавателя в области теории и методики обучения, воспитания и развития учащихся также направлена на совершенствование образовательной деятельности и повышение эффективности процесса обучения. Научно-исследовательская работа преподавателя в предметной области позволяет внедрять в образовательный процесс современные достижения науки, техники и технологии, совершенствовать содержание учебных дисциплин. Успешное сочетание научно-исследовательской работы и образовательной деятельности является показателем высокой профессиональной культуры преподавателя в высшей школе.

Итак, профессиональная компетентность преподавателя военного вуза является многогранным понятием, характеризующим его теоретическую и практическую готовность к осуществлению многокомпонентной деятельности по обучению, воспитанию и развитию будущих офицеров. Анализ деятельности преподавателя, его профессиональной компетентности показывает, что она основывается на следующих компетенциях: коммуникационной, информационной, в сфере познавательной деятельности, трудовой деятельности, самообразования и саморазвития. По нашему мнению, перечисленные компетенции являются ключевыми для успешной профессиональной деятельности преподавателя военного вуза. Дадим их краткую характеристику.

Успешность деятельности преподавателя во многом определяется его способностью к коммуникации – общению, диалогу, взаимодействию с учащимися и коллегами. Помимо личной способности, для осуществления коммуникации необходимы знания об эффективном общении и специальные коммуникативные умения и навыки, адекватные конкретным ситуациям, формируемые не только в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения. С профессиональной точки зрения особое значение для преподавателя вуза имеют дидактическая и научная коммуникации. Под дидактической коммуникацией мы понимаем общение с целью установления диалогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса, способствующего передаче и усвоению учебной информации, вовлечению обучаемых в образовательный процесс. Научная коммуникация предполагает способность к продвижению научных идей, общению в научной среде. Таким образом, коммуникационная компетенция, относясь к группе ключевых, является важной и неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности преподавателя.

В современном бурно развивающемся информационном обществе не менее важным компонентом профессиональной компетентности преподавателя является информационная компетенция – знания, умения, навыки по сбору и систематизации информации из различных источников, по применению информационных технологий в учебном процессе. Кроме того, в настоящее время разработка дидактического обеспечения учебных дисциплин, общение с обучаемыми предполагает использование различных веб-технологий, что требует от преподавателя хорошей компьютерной грамотности.

Компетенция преподавателя в сфере познавательной деятельности предполагает знание о содержании и механизмах, о способах и формах организации этого вида деятельности в учебном процессе. Отметим, что в последнее время большое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с помощью современных компьютерных технологий (онлайн-тестирование, дистанционное обучение и т.п.), что возвращает нас к информационной компетенции преподавателя.

Компетенция в сфере трудовой деятельности проявляется в способности к планированию, организации и реализации профессиональной деятельности. Отметим, что успешная профессиональная деятельность преподавателя невозможна без планирования – рационального распределения времени, необходимого для достижения поставленных целей. В образовательном процессе для преподавателя, ограниченного узкими рамками аудиторных часов, важно определиться с содержанием учебной дисциплины с используемыми дидактическими средствами, что должно быть отражено в тематическом плане занятий. Не менее важным является планирование научной деятельности преподавателя.

Компетенция в сфере самообразования – это способность к осуществлению индивидуальной учебной деятельности, выстраиванию личной образовательной траектории. Самообразование предусматривает самостоятельное расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование – это непрерывный процесс самообучения, позволяющий приобретать необходимые знания, повышать профессиональную квалификацию. С самообразованием напрямую связано саморазвитие, осуществляемое в процессе самостоятельного совершенствования знаний. Саморазвитие представляет непрерывный контролируемый процесс, направленный на формирование и развитие как личностных, так и профессиональных качеств человека.  Для военных преподавателей готовность к самообразованию и саморазвитию играет огромную роль в силу специфики военной службы, далекой от образовательной и особенно от научно-исследовательской деятельности.

Формирование и развитие ключевых компетенций, а значит, совершенствование профессиональной компетентности преподавателя происходит прежде всего в процессе его деятельности как субъекта системы образования. И если в гражданском вузе лучшие выпускники остаются на кафедрах после обучения и приступают к преподавательской деятельности, имея возможность на протяжении многих лет планомерно и непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься методической работой и научными исследованиями, то выпускник военного вуза после его окончания в обязательном порядке убывает по распределению в войсковую часть и приступает к военной службе.

В войсках офицер набирается опыта в руководстве личным составом, в организационной и методической работе при проведении занятий с подчинёнными, но эта деятельность далека от образовательной и научной. Возвращаясь в вуз через несколько лет, будущий военный преподаватель, приступает к выполнению новых для себя обязанностей, а значит, возникает необходимость организации специальной подготовки такого офицера к педагогической деятельности в вузе [11].

В соответствии с приказом МВД РФ военно-учебные заведения в подразделениях дополнительного профессионального образования организуют переподготовку офицеров, впервые назначаемых на должности профессорско-преподавательского состава непосредственно из войск [10]. Кроме того, решением начальника военно-учебного заведения проводятся сборы с офицерами, не прошедшими обучение в подразделениях дополнительного профессионального образования, на которых изучаются вопросы психологии, педагогики, организации и проведения образовательного процесса. Подготовка научно-педагогических кадров для военных вузов также осуществляется в штатной адъюнктуре по программам высшего образования (направление «Военные науки») с присвоением квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь».

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что подготовка военных преподавателей в подразделениях дополнительного профессионального образования, адъюнктуре должна быть прежде всего направлена на формирование и развитие ключевых компетенций, определяемых компонентами (дидактическим, педагогическим, методическим, проектировочным, научно-исследовательским) профессионально-педагогической деятельности и соответствующим содержанием профессиональной компетентности. Это позволит успешно осуществить внедрение офицера в образовательный процесс военного вуза, обеспечит результативность его профессионально-педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Белин Н.А., Плотникова Е.Г., Цариев Е.А. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26129 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252