Современное состояние проблемы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и образовательной, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов. В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными методиками проявляется в их простоте, высокой эффективности, доступности и универсальности [3; 4; 14; 17].
Анализ состояния здоровья детей 4–6 лет за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье. Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой [2; 14;17].
Отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) – непременное условие хорошего функционирования и развития организма в целом. В связи с этим существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата. Особое внимание современных исследований направлено на разработку комплексных методик коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников, которые позволяют существенно повысить оздоровительный эффект занятий [1; 2; 6; 15].
Педагогические средства и методы коррекции нарушений ОДА
Решение задач, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, относят к области лечебной физкультуры, использующей занятия оздоровительной направленности обособленно и без согласования с педагогами, а в группах занимающихся зачастую собраны дети с разными диагнозами, что не позволяет эффективно использовать методики, разработанные для конкретного заболевания. Очевидно, что эффективная коррекция нарушений ОДА может быть достигнута в результате систематического применения лечебной физкультуры в сочетании с богатым фондом и возможностями теории и методики двигательного совершенствования в физической культуре и спорте [7-12]. Такие сочетания специальных упражнений с общеразвивающими, проводимыми из соответствующих исходных положений, позволяют успешно решать задачи собственно лечебной физкультуры [1-4; 6; 13-17].
Значительный интерес представляет блочное построение системы физических упражнений. На начальном этапе в таких курсах используются специальные упражнения из различных исходных положений, лежа и сидя, разгружая стопы в сочетании с массажем, выравнивая тонусы мышц голени, большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой. Достаточно эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в различных специальных видах ходьбы. Упражнения, являющимися средствами решения аналогичной задачи, но уже в положении стоя, включаются во второй блок. В третьем блоке происходит постепенный переход от объема используемых упражнений к увеличению интенсивности в виде различного рода прыжков и бега. Следующий блок представляет упражнения с различным инвентарем: гимнастической палкой, кеглями и скакалкой.
Необходимая часть лечения ОДА – массаж, нормализующий тонус мышц стопы и голени, укрепляющий ослабленные, растянутые мышцы и расслабляющий напряженные, что важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей. Весьма эффективны: поглаживание, растирание голени ладонями, разминание и поколачивание кончиками пальцев; поглаживание и растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев стопы; использование специальных резиновых ковриков и массажных валиков [14; 16;17].
Использование самомассажа мышц голени и стопы в заключительной части на занятиях физического воспитания в дошкольном возрасте рассмотрены в работе [17], где показано, что целенаправленные комплексы физических упражнений в вариативном компоненте занятия урочного типа физическими упражнениями в течение 10–12 мин способствуют повышению скоростно-силовых и силовых способностей детей дошкольного возраста с уплощенной стопой, что выразилось в повышении свода их стопы до нормального. При этом сохраняется содержание базового компонента занятия, направленная на обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств и овладение специальными знаниями.
Важной особенностью исследований [1; 2; 6; 13; 15] является большое внимание к использованию задач водной среды в самых различных вариантах и проявлениях: гигиеническое и общеоздоровительное влияние, релаксационные, развлекательные и игровые проявления, а так же как собственно среда, в которой реализуются разнообразные по своим целям и воздействиям двигательные действия. Указанные работы послужили основой для выработки рабочей гипотезы исследования, предполагающей, что разрабатываемая комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников позволит существенно повысить оздоровительный эффект занятий. Целью такого исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация комплексной методики, обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе их физического обучения, воспитания и развития.
Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5–6 лет
Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей включала в себя: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног (таблица 1).
Таблица 1
Схема структуры занятия для детей 5–6 лет с нарушениями ОДА
Структура |
Длительность, мин. |
Дозировка (кол-во упр.) |
Методические рекомендации |
Разминка на суше |
1 |
1-2 |
Профилактика плоскостопия |
Закаливающая процедура |
0,5 |
|
|
Разминка |
5 |
2-3 |
На осанку, общего воздействия |
Основная часть в воде: |
20 |
|
Общего воздействия; на осанку; для мышц спины, брюшного пресса, мышц рук, плечевого пояса, ног; на координацию движений; на гибкость. |
навыки плавания; |
8 |
3-4 |
|
коррекция; |
10 |
5-6 |
|
игра. |
2 |
1-2 |
|
Заключительная часть: |
4 |
|
Дыхательные упражнения; на расслабление |
дыхательные упражнения; |
2,5 |
2-3 |
|
расслабление |
1,5 |
1 |
Наряду с основными корригирующими упражнениями в занятия включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание, которые проводились в водной среде. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие. Специальные корригирующие упражнения, используемые на занятиях в бассейне с детьми дошкольного возраста для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, состояли из трех целевых групп:
- Развитие дыхательной мускулатуры и постановка дыхания (6 упражнений).
- Коррекция деформации позвоночника, развитие мышц туловища и увеличение экскурсии грудной клетки (5 упражнений).
- Развитие мышц туловища, конечностей и дыхательные, улучшение кровообращения и легочной вентиляции, развитие силовой выносливости (5 упражнений).
Важной особенностью методики работы с детьми дошкольного возраста является ее игровая направленность, как в игровом характере отдельных упражнений, так и в собственно специально сконструированных играх, некоторые их которых приведены ниже:
Ловишки в воде – игра проводится на мелкой воде, водящий старается поймать убегающих от него детей (дотронуться рукой), окунувшегося в воду ловить нельзя. Когда будут пойманы определенное число детей, назначают другого «ловишку».
Аисты – на мелкой воде детям предлагается постоять на одной ноге, подняв вторую ногу, согнутую в колене, над водой (как аист), кто дольше простоит.
Лягушки – стоя по колено в воде, дети глубоко приседают, затем, выпрямляя ноги, совершают двумя ногами прыжок вперед на руки. Прыжки по-лягушачьи повторяются несколько раз. Это задание можно выполнить и на соревнование, кто дальше допрыгает за одинаковое число прыжков.
Уточки – присев в воде, дети передвигаются вдоль бортика, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками.
Медуза – для выполнения упражнения сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, медленно лечь на воду. Лежать следует расслабленно, без движений, считая про себя до 5–10.
Передай мяч – дети в воде по пояс становятся парами в затылок друг за другом на расстоянии 0,6–0,8 м, ноги на ширине плеч. Впереди стоящий берет в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом оба поворачиваются кругом, и мяч передается в обратном направлении.
Водолазы – проводящий игру опускает на дно несколько хорошо заметных под водой предметов (ярких игрушек, фишек, тарелок и т. п.). Играющие по очереди ныряют, доставая предметы со дна.
Вместе с основными корригирующими упражнениями и играми в занятия включаются также и упражнения прикладного характера: ходьба, бег, ползание, прыжки, метание. В работе с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, широко использовалось большое количество спортивно-медицинского инвентаря: мячи, резиновый и набивной, гантели весом 0,2–0,3 кг с увеличением его веса в процессе занятий до 1–1,5 кг, гимнастические палки, резиновые амортизаторы, мешочки с песком, многофункциональные гибкие палки – нудлы. Уникальность оздоровительного эффекта занятий с нудлами обусловливается возможностью их использования в различных вариантах: как поддерживающее средство, плавательная доска, колобашка. С их помощью эффективно и в достаточно развлекательной манере прорабатываются различные группы мышц, способствуя гармоничному развитию силы основных групп мышц, выносливости, координации движений, улучшению осанки, коррекции и профилактике различных ее нарушений и создавая оптимальные условия для закрепления физиологически правильных положений туловища.
Проверка эффективности методики коррекции нарушений ОДА
Для оценки эффективности экспериментальной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста проведен зависимый педагогический эксперимент, в котором участвовали 16 детей дошкольного возраста, посещающих детский сад № 139. В работе до и после эксперимента в 11 тестах определяется уровень испытуемых: по нарушениям ОДА детей, показателям их физического развития и физической подготовленности. Для оценки достоверности результатов эксперимента использовался непараметрический парный критерий Т Вилкоксона, предназначенный для сравнения сдвигов на двух этапах подготовки в связанной выборке [5]. Критические табличные значения критерия Т Вилкоксона для выборки из 16 испытуемых равны: 35 для р< 0,05 и соответственно 23 для р<0,01. Результаты эксперимента представлены в таблице 2, в которой по количеству нетипичных сдвигов Ni в каждом тесте и расчетной сумме их рангов S представляется возможным определить область статистически достоверных сдвигов и ее величину (табл. 2).
Для оценки взаимного влияния средств и методов физического воздействия на показатели ОДА проведен корреляционный анализ по Спирмену [5]. В число анализируемых показателей вошли: 3 параметра физического развития, 4 характеристики физической подготовленности и 4 вида нарушений опорно-двигательного аппарата. Основной задачей анализа этих данных было определение кросс-корреляционных связей основных показателей нарушений опорно-двигательного аппарата с физическим развитием и физической подготовленностью.
Установлена достаточно высокая степень корреляции внутри группы нарушений ОДА (r = 0,62-0,90), что позволяет прогнозировать обобщенное перекрестное позитивное влияние применяемых средств на показатели сколиоза. Высокий коэффициент корреляции (r = 0,66) установлен между показателями поясничного и шейного отделов позвоночника и характеристикой его подвижности в тесте с наклоном. Такая позитивная связь позволяет уделять большое внимание физическим упражнениям, развивающим это качество. Также достаточно высоко и позитивно (r = 0,63-0,85) было оценено влияние метания медбола (силовые качества) на все характеристики группы ОДА. С точки зрения диагностики уровня нарушений ОДА достаточно информативными были характеристики тестов физического развития (r = 0,56-0,79).
Таблица 2
Результаты эксперимента по коррекции нарушений ОДА
Тесты |
1n=16 |
2n=16 |
Ni |
S |
р |
||||
X |
m |
s |
X |
m |
s |
||||
Подометрический индекс Фридланда |
28,7 |
0,37 |
1,47 |
29,4 |
0,26 |
1,05 |
2 |
9,5 |
<0,01 |
Глубина поясничного изгиба позвоночника |
1,61 |
0,07 |
0,29 |
1,57 |
0,05 |
0,19 |
4 |
29,5 |
<0,05 |
Угол искривления позвоночника |
7,23 |
0,91 |
3,65 |
5,56 |
0,83 |
3,33 |
4 |
25,5 |
<0,05 |
Глубина шейного изгиба позвоночника |
2,32 |
0,07 |
0,27 |
2,38 |
0,05 |
0,18 |
2 |
27 |
<0,05 |
Подвижность позвоночника – наклон, см |
0,69 |
1,27 |
5,08 |
5,44 |
1,07 |
4,29 |
2 |
17 |
<0,01 |
Удержание на воде, c |
2,61 |
0,22 |
0,9 |
3,87 |
0,18 |
0,71 |
3 |
15 |
<0,01 |
Метание медбола из положения стоя, cм |
190 |
6,65 |
26,6 |
219 |
7,51 |
30,1 |
4 |
28 |
<0,05 |
Статическое равновесие, c |
15,6 |
0,69 |
2,78 |
17,9 |
0,45 |
1,81 |
3 |
26,5 |
<0,05 |
Спирометрия, мл |
905 |
29,5 |
117 |
971 |
28,1 |
112 |
5 |
31 |
<0,05 |
Проба Штанге, с |
19,4 |
0,22 |
0,88 |
20,2 |
0,29 |
1,17 |
4 |
21 |
<0,01 |
Окружность грудной клетки, cм |
53,2 |
0,39 |
1,56 |
54,4 |
0,4 |
1,59 |
8 |
42 |
>0,05 |
Выводы
- Разработанная комплексная методика коррекции нарушений ОДА включает: корригирующие упражнения и игры в водной среде, направленные на исправление выявленных нарушений ОДА, закаливание и профилактику плоскостопия.
- Педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5–6 лет в водной среде улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей.
- В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, целесообразно использовать водную среду, широкий спектр инвентаря и средств тренировки и нагрузку в щадящем режиме, предотвращающем перегрузку. В детском возрасте также целесообразно использовать игры, направленные не только на коррекцию опорно-двигательного аппарата, но и на развитие физических качеств, поддержание и развитие мотивации к занятиям.
- Статистический и корреляционный анализы подтвердили достоверность сдвигов по основным исследуемым параметрам подготовки испытуемых. Установлено также, что наибольшие значения коэффициентов корреляции имеют место: в группе медицинских показателей – поясничный и шейный изгибы позвоночника, в показателях физической подготовленности – метание медбола и в физическом развитии – спирометрия и окружность грудной клетки.
- Предложенная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может быть использована в дошкольных учреждениях любого вида.
Библиографическая ссылка
Марков К.К., Николаева О.О., Куликова Н.П., Сидорова Е.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОДНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26128 (дата обращения: 14.10.2024).