Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Халиуллин Р.С. 2 Евграфов И.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
2 Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
В авторской статье рассматривается проблема исследования формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе на основе деятельностного подхода. Авторами данной статьи в соответствии с методологией деятельностного подхода к исследованию проблемы формирования спортивной культуры личности раскрыта сущность и содержание понятия «спорт» как вида человеческой деятельности. Деятельностный подход к исследованию спортивной культуры личности, проведенного авторами, рассматривает спорт как сферу социально-культурной деятельности, направленной на телесное и духовное преобразование человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности. В статье отражена психологическая характеристика деятельности в соответствии с основными положениями психологической теории деятельности, раскрывающей психологические механизмы и педагогические закономерности формирования спортивной культуры личности в процессе ее социокультурно-спортивной деятельности.
деятельность
деятельностный подход
психологическая теория деятельности
спортивная деятельность
социально-культурная деятельность
социокультурно-спортивная деятельность
учебная деятельность
учебно-тренировочная деятельность
соревновательная деятельность
спортивная культура
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – 517 с.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С.5493-5497.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С.475-479.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25395 (дата обращения: 20.12.16).
5. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
7. Петровский А.В. Задачи педагогики и психологии высшей школы // Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.: МГУ, 1986. – С. 5-13.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
9. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – С. 366-370.
10. Столяров В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук: материалы Всерос. науч. конф. – М.: МГАФК, 2002. – С. 28-33.
11. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана и др. – СПб. : Лань, 1998. – 448 с.

Анализ и обобщение научно-методической литературы по предмету исследования психологической теории деятельности свидетельствует о том, что формирование спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе в настоящее время остается еще недостаточно изученной проблемой и, следовательно, является актуальным направлением разработки дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере социокультурно-спортивной деятельности.

Определяя культуру как совокупность средств, форм, способов и результатов человеческой деятельности, мы придерживаемся деятельностного подхода к раскрытию сущности и содержания данного феномена. Культура рассматривается нами, с одной стороны, как процесс человеческой деятельности, с другой стороны, как результат социокультурной деятельности субъекта по созданию, сохранению, воспроизведению и преобразованию тех социокультурных явлений, которые оцениваются субъектом как наиболее приоритетные и значимые ценности [11].

В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры как социокультурного феномена существует множество точек зрения, различающихся, главным образом, акцентом на результативной или процессуальной стороне деятельности, на ее духовной или материальной составляющих. С одной стороны, культура определяется преимущественно как результат человеческой деятельности, ее продукт как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики и определяющих достигнутую степень развития цивилизации, с другой, фокусируется внимание на процессуальной стороне культуры как творческой созидательной деятельности социокультурного субъекта, в процессе которой опредмечиваются ранее созданные ценности, преобразуются и создаются новые.

Таким образом, развитие культуры состоит в том, что человек, с одной стороны, одновременно создает культуру, опредмечивая в ней собственные творческие способности, с другой, формирует себя в качестве социокультурного субъекта, осваивающего культуру.

В соответствии с методологией деятельностного подхода исследование проблемы формирования спортивной культуры личности необходимо осуществлять в контексте раскрытия сущности и содержания понятия спорта как вида человеческой деятельности. Рассмотрение спортивной культуры, с одной стороны, невозможно без признания ее обусловленности осуществляемой личностью деятельности, с другой – личностными характеристиками студентов, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев, именно в деятельности и через деятельность проявляется не только логика предметного мира, но и сущность человека – его индивидуальность [6].

Деятельностный подход к исследованию спортивной культуры личности строится на методологическом положении о единстве личности и ее деятельности, что проявляется в диалектической взаимосвязи развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности с осуществляемой ею ведущим видом деятельности, обеспечивая процесс творческого саморазвития, результатом которого является телесное и духовное преобразование человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности. Согласно статье 2 п.12 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329 (в редакции от 03.11.2015 г.) «О физической культуре и спорте в РФ» спорт – это «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [3, 4].

Из этого определения следует, что спорт с позиции деятельностного подхода рассматривается, прежде всего, как сфера социально-культурной деятельности, центральной категорией которой является сама деятельность, опосредующая развитие всех психических процессов, состояний и психических свойств личности и дающая ключ к пониманию и раскрытию психологических механизмов личностного саморазвития индивидуума как социокультурного субъекта спортивной деятельности.

Фундаментальным основанием онтологии является признание человека существом, имманентно способным к деятельности, при этом деятельность рассматривается, с одной стороны, как форма бытия и способ существования человека, с другой – всесторонний процесс преобразования им окружающей реальности (включая его самого), в соответствии с его потребностями, мотивами, целями, задачами. Жизнь человека диалектически взаимосвязана с разнообразными видами осуществляемой им деятельности (игра, учение, труд), поэтому человеческая деятельность как форма бытия, способ существования и естественного развития человека в окружающем мире приобретает характер его жизнедеятельности.

С позиции антропологии деятельность рассматривается как сознательно организованная, целенаправленная человеческая активность, ориентированная на деятельностное, творческое преобразование как внешнего окружающего мира, так и внутреннего духовного мира человека.

Философский подход к теории деятельности даёт ключ к пониманию и раскрытию сущности и содержания категории человеческой деятельности как специфически организованному способу взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности. В самом широком смысле деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта (человека) на объект (природу). Для спортсмена, как деятельностного субъекта, объектом его спортивной деятельности является, с одной стороны, собственное физическое тело (физические кондиции, физические качества, двигательные способности, функциональные возможности), с другой, индивидуальное сознание (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), от уровня развития которых зависит эффективность соревновательной деятельности и, следовательно, соревновательный результат. Вне отношений субъекта с объектом деятельности не существует. Таким образом, интеграция физической (телесной) и сознательной (психической) составляющих первоначал единого целого в человеке ориентирует личность на активное деятельностное творческое преобразование своей собственной природы [7, 8, 10].

На психолого-методологическом уровне проблема деятельности рассматривается в научных работах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Реана и Б.Д. Эльконина, в которых отражена психологическая характеристика деятельности в соответствии с ее основными положениями [1, 6-9].

Во-первых, человеческая деятельность всегда целенаправленна и подчиняется решению конкретных задач (принцип целенаправленности деятельности) (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев) [1, 6].

Во-вторых, человеческая деятельность осуществляется осознанно, что позволяет рассмотреть деятельность в единстве с сознанием личности (принцип единства сознания и деятельности) (С.Л. Рубинштейн).

В-третьих, человеческая деятельность обусловлена онтогенезом и филогенезом как движущими силами развития, как отдельного индивида, так и общества в целом (принцип развития деятельности в онтогенезе и филогенезе).

В-четвертых, человеческая деятельность обусловлена историческим развитием общества и выступает как движущая сила развития личности и общества, отражая их взаимосвязь (принцип исторической обусловленности деятельности) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

В-пятых, человеческая деятельность проявляется в активности человека, его способности производить общественно значимые преобразования в процессе деятельности (принцип единства активности и деятельности) (А.А. Леонтьев).

В-шестых, содержание деятельности опосредует все психические процессы, свойства и состояния личности, что выражается в особенностях проявления его действий, поступков и поведения в окружающем мире (принцип деятельностного опосредствования) (А.В. Петровский).

В-седьмых, человеческая деятельность имеет системный характер, свою структуру и функции (принцип системности деятельности) (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

В-восьмых, человеческая деятельность проявляется в общении как специфический вид коммуникативной деятельности между людьми (принцип деятельностного общения) (А.А. Леонтьев).

В-девятых, человеческая деятельность носит приоритетную направленность и проявляется в различных её видах (игра, учение, труд) согласно потребностям и мотивам в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей личности (принцип ведущего вида деятельности) (Б.Д. Эльконин, А.А. Леонтьев).

В-десятых, человеческая деятельность проявляется во взаимосвязи его внутренней и внешней деятельности, что проявляется в трансформации интеллектуальных операций (внутренняя деятельность) в трудовые операции (внешняя деятельность) и, наоборот, (принцип взаимосвязи внешней и внутренней деятельности) (А.А. Леонтьев).

Теоретико-методологические основы деятельностного подхода были заложены выдающимися отечественными учеными-психологами, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, согласно которым в основе деятельностного подхода лежит положение: о признании единства сознания (психики) и деятельности (ведущий вид деятельности), что проявляется во взаимосвязи внутренней и внешней деятельности человека в процессе деятельностного опосредования межличностных отношений [6, 8].

Деятельностный подход был основан отечественным ученым С.Л. Рубинштейном, который в статье «Принцип творческой самодеятельности» сформулировал принцип единства сознания и деятельности, положенный в дальнейшем в основу деятельностного подхода, согласно которому человек и его психика развиваются и проявляются изначально в практической деятельности [8]. С.Л. Рубинштейн полагал, что субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но создается и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формирование его самого. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем был им положен в основу его деятельностного подхода.

Согласно деятельностному подходу человек и его психика развиваются и изначально раскрываются в практической деятельности и, следовательно, они должны изучаться через проявление этой деятельности (игровой, общественной, учебной, трудовой). Автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготский полагал, что система знаков определяет поведение, в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения, и считал, что развитие высших психических функций происходит в процессе совместной деятельности субъектов научения [2, 3].

Для проверки данной гипотезы А.Н. Леонтьев провел серию экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций, и доказал, что данный механизм есть процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. В результате А.Н. Леонтьев становится автором одной из двух трактовок деятельностного подхода в психологии (психологическая теория деятельности), согласно которым основным предметом исследования в психологии признается деятельность, опосредствующая все психические процессы, психические состояния и психические свойства личности [6].

А.Н. Леонтьев отмечает, что в соответствии с положениями диалектической теории познания и обусловленного ею деятельностного подхода к пониманию психики, развитие каждого отдельного человека есть продукт особого процесса – присвоения. Автор определяет присвоение как процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. В процессе обучения и воспитания индивид присваивает себе знания, ценности, способы деятельности, накопленные обществом, тем самым в результате трансформирует их в средства и способы собственной деятельности.

А.Н. Леонтьев считает, что реальное основание личности лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. В деятельности и через деятельность проявляется не только логика предметного мира, но и сущность человека, его личность и индивидуальность. Результаты (преобразования объекта) зависят как от самого человека (субъекта деятельности), так и проявления его «субъектных сил» [6].

Развитие личности в процессе присвоения социального опыта осуществляется в соответствии с методологическим положением о детерминизме психики: внешние причины действуют через внутренние условия. При этом в качестве внутренних условий выступают субъективные факторы: опыт, мотивация, способности, система отношений личности с социумом. В целом, как полагал А.Н. Леонтьев, человеческая деятельность представляет собой достаточно сложный многофункциональный по своему содержанию полиструктурный феномен. Согласно А.Н. Леонтьеву, структура человеческой деятельности включает в свое содержание цепь взаимосвязанных между собой компонентов (потребность, мотив, цель, задача, условия, действие, операция), от эффективности взаимодействия которых зависит конечный результат деятельности [6].

Таким образом, наиболее разработанной и в наибольшей степени отражающей сущность и содержание процесса личностного саморазвития является психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой человеческая деятельность опосредует все психические процессы и раскрывает психологические механизмы личностного саморазвития человека как субъекта социокультурно-спортивной деятельности [6]. При определении специфичности спортивной культуры как вида человеческой деятельности человека мы отталкивались от деятельностного подхода и опирались на фундаментальное утверждение отечественного психолога А.Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов [6]. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [6].

Внутренние условия не только опосредуют активность личности, но и сами изменяются в результате этой активности. «В процессе деятельности, – отмечает А.Г. Ковалев, – свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения). Данные свойства (подструктуры) в процессе деятельности выступают не рядоположно, а во взаимосвязи, образуя сложные структуры. Эти интегральные структуры представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда» [5].

Надо заметить, что любая деятельность человека, в том числе и в виде социокультурно-спортивной, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как субъекте этой деятельности. В связи с этим К. Маркс писал: «Воздействуя на внешнюю природу и суммируя её, человек, в то же время, изменяет и свою собственную природу. «Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов деятельности и поведения человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности» [4].

Социокультурная деятельность в самом широком смысле слова представляет собой исторически определенный способ воспроизводства человеческой деятельности в процессе создания, сохранения и распространения материальных и духовных ценностей культуры общества. Социокультурная деятельность в узком понимании представляет собой социокультурный процесс, направленный на создание оптимальных педагогических условий, отвечающих индивидуальному своеобразию образовательных потребностей, мотивов, интересов, способностей и возможностей индивидуума с целью творческого саморазвития, самовыражения и самореализации личности в социокультурной среде. Социокультурная деятельность в спорте представляет собой системно организованный и общественно обусловленный социальными институтами целенаправленный процесс интеграции и активного взаимодействия человека в социуме как социокультурного субъекта спортивной деятельности с целью гуманистического присвоения личностью материальных и духовных ценностей спортивной культуры общества. С одной стороны, интеграция спорта как вида человеческой деятельности в сферу культуры, с другой, актуализация ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности создает объективные предпосылки для развития культурологических свойств спорта как социокультурного феномена, что позволяет говорить о наличии спортивной культуры общества. Преобразование субъектом деятельности ценностей спорта из категории «общественно значимых» в категорию «личностно значимых» свидетельствует о наличии у человека спортивной культуры личности [2, 3].

В соответствии с деятельностным подходом, обусловленным целью и содержанием социокультурно-спортивной деятельности, под спортивной культурой личности мы понимаем целостную, системно-организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта социокультурно-спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта как социокультурного феномена. В качестве существенного признака спортивной культуры, как специфического вида социокультурно-спортивной деятельности, выделяются ее направленность на телесное и духовное преобразование человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности. Положения деятельностного подхода о непосредственной связи возникновения и развития мотивов с взаимодействием человека с внешним миром являются методологическим ориентиром для теоретического анализа содержания мотивов спортивной деятельности. Мы полагаем, что формирование спортивной культуры личности осуществляется на основе качественного преобразования физической культуры через возникновение, развитие и доминирование в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в процессе спортивной деятельности [2, 3, 10]. Поэтому специфичность спортивной культуры как вида человеческой деятельности обусловлена качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению в процессе социокультурно-спортивной деятельности.

Применение общенаучной методологии познания сложных объектов – деятельностного подхода – в качестве методологической основы к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе позволяет раскрыть психологические механизмы и педагогические закономерности творческого саморазвития личности студентов в процессе обучения в вузе. В соответствии с основными положениями теории деятельности процессы образования, обучения, воспитания, формирования рассматриваются нами как деятельностное присвоение личностью социального опыта путем овладения знаниями, умениями, навыками, способами социокультурно-спортивной деятельности, материальными и духовными ценностями спортивной культуры, так и в развитии психологической структуры личности. В связи с этим психологическая теория деятельности выступает методологической основой поиска, создания, разработки и дальнейшего обогащения концептуальных положений теории развития личности, раскрывающих педагогические закономерности и психологические механизмы социокультурного управления развитием личности в процессе спортивной деятельности [6].

Таким образом, деятельностный подход к исследованию спортивной культуры позволяет рассматривать личность в единстве и неразрывной взаимосвязи с ее ведущим видом деятельности путем механизма трансформации из внешней по форме (предметно-материальной) деятельности во внутреннюю (психическую) деятельность сознания, тем самым обеспечивая материальное (физическое) и духовное (интеллектуальное) деятельностное преобразование субъекта (студента) в процессе социокультурно-спортивной деятельности [2-4, 6].

В соответствии с методологией деятельностного подхода спортивная культура рассматривается нами как сложный системно организованный процесс и последовательно раскрывается в отношении цели (целевой анализ), содержания (содержательный анализ), механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ), возникновения и развития (генетический анализ).

Согласно изложенному выше понятию, данному во 2 статье п.12 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт с позиции деятельностного подхода рассматривается, прежде всего, как сфера социально-культурной деятельности (сущность), включающая в свое содержание, с одной стороны, спортивную деятельность как совокупность видов спорта исторически сложившихся в форме соревновательной деятельности, так и специальную практику подготовки человека к ним в форме спортивной подготовки, определяющей содержание тренировочного процесса с целью достижения максимального соревновательного результата, с другой, социокультурную деятельность, направленную на формирование спортивной культуры личности как социокультурного субъекта спортивной деятельности.

Сфера социально-культурной деятельности в спорте включает в свое содержание, с одной стороны, базис как основу спортивной деятельности (спортивная ориентация, спортивный отбор, спортивная подготовка, спортивная тренировка, спортивные соревнования, соревновательный результат), с другой стороны, социокультурную надстройку (этическое, эстетическое, идеологическое, политическое, правовое, научно-технологическое, учебно-методическое, программно-нормативное, медико-биологическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение), обеспечивающую базис.

Под спортивной деятельностью мы понимаем целенаправленную спортивную подготовку (теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая, интегральная), направленную на достижение высшего спортивного мастерства (спортивная форма) и высокого соревновательного результата (спортивного достижения) в спортивных соревнованиях (состязания спортсменов, регламентированные правилами соревнований) на основе организации тренировочного процесса.

В соответствии с положениями деятельностного подхода исследование системы формирования спортивной культуры личности осуществлялось нами в связи с определением цели и содержания спортивной деятельности. Целью спортивной деятельности является обеспечение наивысшей спортивной готовности на достижение максимально возможного соревновательного результата. Содержанием спортивной деятельности являются физические и соревновательные упражнения, составляющие основу тренировочной и соревновательной деятельности. Результатом спортивной деятельности являются спортивные достижения как интегральный показатель уровня развития спортивной культуры личности. Основу спортивной культуры личности составляет положительное ценностное отношение личности к спорту как виду социокультурно-спортивной деятельности.

Развитие спортивной культуры осуществляется в процессе деятельностного создания, преобразования и присвоения личностью ценностей спорта как социокультурного феномена. Результаты социокультурно-спортивной деятельности выступают как присвоенные личностью в процессе занятий избранным видом спортом материальные и духовные ценности спортивной культуры общества, которые классифицируются в зависимости от биологического, психологического, педагогического и социального эффектов. Функционирование спортивной культуры личности реализуется через взаимодействие ее структурных (цель, задачи, содержание, субъекты и объекты обучения) и функциональных (средства, методы, формы организации физического воспитания, виды учебных занятий) компонентов в процессе совместной деятельности преподавателей (преподавание) и студентов (обучение).

Результатом формирования спортивной культуры личности является повышение уровня развития спортивной культуры студента в процессе обучения в вузе. В спортивно ориентированном физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта применяются три вида учебно-познавательной деятельности: учебная, учебно-тренировочная и соревновательная [6].

Соревновательная деятельность является системообразующей в структуре учебно-познавательной деятельности, придавая ей личностный смысл. В процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта формируются психические свойства личности, которые обусловливают благоприятные отношения студента к различным сторонам социокультурно-спортивной деятельности, а именно:

  • к содержанию социокультурно-спортивной деятельности (интерес к избранному виду спорта);
  • к себе как субъекту спортивной деятельности (уверенность в себе);
  • к условиям соревновательной деятельности (спокойствие, эмоциональная устойчивость);
  • к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость);
  • к поражению и неудачам в спортивной деятельности (устойчивость к фрустрации);
  • к соперникам по соревновательной деятельности (смелость, вежливость);
  • к партнерам по соревновательной деятельности (коллективизм);
  • к правилам соревновательной деятельности (честность, принципиальность);
  • к этическим нормам соревновательной деятельности (благородство, гражданственность, патриотизм);
  • к спортивному стилю жизнедеятельности (системность) [2].

Данные психические свойства личности, с одной стороны, способствуют достижению высшего спортивного мастерства и высокого соревновательного результата в спортивных соревнованиях на основе организации учебно-тренировочного процесса, обеспечивая тем самым повышение социального статуса спортсмена, с другой, повышают уровень развития структурных компонентов спортивной культуры личности, обеспечивая эффективность функционирования социокультурно-спортивной деятельности студента.

Таким образом, рассматривая сущность и содержание понятия «спорт» с позиции деятельностного подхода, можно заключить, что спорт, с одной стороны, представляет собой спортивную деятельность, содержанием которой являются физические и соревновательные упражнения, составляющие основу тренировочного и соревновательного процесса, направленного на достижение высшего спортивного мастерства и высокого соревновательного результата, с другой, представляет собой сферу социокультурной деятельности, содержанием которой являются выработанные обществом в процессе спортивной деятельности материальные и духовные ценности спортивной культуры, ориентированные на деятельностное преобразование телесной и духовной природы человека как социокультурного субъекта спортивной деятельности [2, 3].


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26122 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674